РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 декабря 2020 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе: судьи Ковригиной Н.Н., при секретаре Ирлица И.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-№/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области к ФИО1 о взыскании задолженности,
установил:
Межрайонная ИФНС России № по <адрес> обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности в общей сумме 3184,12 рублей: транспортный налог за 2017-2018гг. в размере 2574,93 рублей, пени по транспортному налогу за 2014-2018 гг. в размере 609,19 рублей.
В обоснование иска административный истец указал, что на основании заявления о взыскании задолженности по транспортному налогу, а также пени по требованиям об уплате налога № на ДД.ММ.ГГГГ, № на ДД.ММ.ГГГГ, № на ДД.ММ.ГГГГ, № на ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей вынесен судебный приказ №а-№/2020, который определением от ДД.ММ.ГГГГ отменен, в связи с предоставлением ответчиком возражений относительно его исполнения. На основании сведений о зарегистрированных транспортных средствах, налоговым органом в адрес налогоплательщика были направлены налоговые уведомления № от 23.08.2018г., № от ДД.ММ.ГГГГ о подлежащей уплате сумме транспортного налога за 2017, 2018гг. в общей сумме 2608 рублей. Ответчик не исполнил установленную законом обязанность по уплате транспортного налога за 2017г., 2018 г., в установленный ст. 70 НК РФ срок налоговый орган направил в адрес ответчика требования об уплате налога № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с предложением добровольно погасить недоимку по транспортному налогу, и пени на сумму недоимки. Налогоплательщиком транспортный налог за 2017г. оплачен частично ДД.ММ.ГГГГ в размере 33,07 рублей, в связи с чем задолженность по транспортному налогу за 2017-2018 в общей сумме 2574,93 рублей. Кроме того, налогоплательщиком оставлены без исполнения в установленный законом срок налоговые уведомления о подлежащей уплате сумме транспортного налога за 2014-2016гг. Налоговый орган направил ответчику требование об уплате налога № на ДД.ММ.ГГГГ, в которое вошли пени в размере 307,79 рублей. Поскольку налогоплательщик своевременно транспортный налог за 2015-2017гг. оплачен не был, налоговый орган направил в адрес налогоплательщика требование об уплате налога № на ДД.ММ.ГГГГ, в которое вошли пени в общей сумме 261,51 рублей. Однако ответчиком данные требования оставлены без исполнения.
Представитель административного истца ФИО3, действующая по доверенности, в судебное заседание не явилась, извещена, представил уточнение исковых требований, письменно просила рассмотреть дело без участия представителя налогового органа по имеющимся в материалах дела документам, уточнив исковые требования, просила взыскать с административного ответчика ФИО1 задолженность в общей сумме 517,33 рублей: пени по транспортному налогу за 2014-2016 гг. в размере 517,33 рублей.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен причины неявки не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил, ходатайств не заявлял.
В соответствии со ст. 150, ч.2 ст. 289 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не просивших об отложении судебного разбирательства.
Суд, изучив административное исковое заявление, уточнение иска, исследовав материалы дела, считает, что административное исковое заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
Статьей 57 Конституции РФ закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства.
Согласно п. 1 ст. 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании п. 2 ст. 359 Налогового кодекса РФ в отношении транспортных средств, указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.
В силу п. 1 ст. 361 Налогового кодекса РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
Ставки налога установлены статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 86-ГД "О транспортном налоге на территории <адрес>".
Согласно ст. 362 Налогового кодекса РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 363 Налогового кодекса РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Согласно п. 4 ст. 391 НК РФ налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговым органом на основании сведений, которые предоставляются в налоговый органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований
Согласно ст.393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Согласно п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Согласно ст. 75 НК РФ в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежат начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством дня уплаты налога.
Пунктом 1 ст. 72 НК РФ определено, что пеня является одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщики, плательщики сборов должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, в более поздний по сравнению с установленным законодательством о налогах и спорах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса.
В силу ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
В силу п. 1 ст. 104 НК РФ до обращения в суд с заявлением о взыскании налоговой санкции налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. В случае если налогоплательщик отказался добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции.
В соответствии со ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч.4 ст.289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Судом установлено, что на основании сведений государственных регистрирующих органов налоговым органом в адрес налогоплательщика ФИО1 было направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ о подлежащей уплате сумме транспортного налога за 2017, 2018гг. в общей сумме 2608 рублей.
Расчет по транспортному налогу производен следующим образом: (налоговая база - лошадиная сила)* (налоговая ставка): 12 (месяц) * (месяц владения) = сумма к уплате. За автомобиль <данные изъяты> г/н №ДД.ММ.ГГГГ год начислен налог в размере 1304,00 руб., за 2018 года налог начислен в размере 1304 руб.
Поскольку ответчик не исполнил установленную законом обязанность по уплате транспортного налога за 2017г., 2018 г., в установленный ст. 70 НК РФ срок налоговый орган направил в адрес ответчика требования об уплате налога № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с предложением добровольно погасить недоимку по транспортному налогу, и пени на сумму недоимки в срок указанный в требовании.
Обращаясь с иском в суд, налоговый орган указал, что транспортный налог за 2017г. оплачен частично ДД.ММ.ГГГГ в размере 33,07 рублей, в связи с чем задолженность по транспортному налогу за 2017-2018 составляет в общей сумме 2574,93 рублей.
Кроме того, налогоплательщиком оставлены без исполнения в установленный законом срок налоговые уведомления о подлежащей уплате сумме транспортного налога за 2014-2016гг. Налоговый орган направил ответчику требование об уплате налога № на ДД.ММ.ГГГГ, в которое вошли пени в размере 307,79 рублей. Поскольку налогоплательщик своевременно транспортный налог за 2015-2017гг. оплачен не был, налоговый орган направил в адрес налогоплательщика требование об уплате налога № на ДД.ММ.ГГГГ, в которое вошли пени в общей сумме 261,51 рублей.
Направление ответчику налоговых уведомлений и требований подтверждается почтовыми реестрами (списками заказных писем) с отметкой Почта России об отправке.
Статьями 52 (пункт 4) и 69 (пункт 6) Налогового кодекса РФ законодатель установил презумпцию получения налогоплательщиком налогового уведомления и требования об уплате налога, направленных ему по почте заказанными письмами, что также подтверждается списками заказных писем.
Из административного иска и материалов дела следует, что в связи с неисполнением обязанности по оплате недоимки по налогу и пени, налоговый орган ДД.ММ.ГГГГ обратился к мировому судье судебного участка № Центрального судебного района <адрес> с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание недоимки и пени, то есть в срок установленный ст. 48 Налогового кодекса РФ. На основании этого заявления налогового органа мировым судьей ДД.ММ.ГГГГ был выдан судебный приказ №а-№/2020 о взыскании с ФИО1 указанной задолженности. Однако по заявлению налогоплательщика определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ ранее выданный судебный приказ отменен. Данные обстоятельства подтверждаются копией определения об отмене судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ., материалами дела №а-№/2020 о вынесении судебного приказа.
После отмены судебного приказа налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском о взыскании с ответчика задолженности по налогам и по пени. Иск подан в сроки, предусмотренные ст. 286 КАС РФ.
В ходе рассмотрения дела административный истец уточнил исковые требования, указав, что налогоплательщику предоставлена льгота на транспортное средство <данные изъяты> в связи с чем, транспортный налог уменьшен за три предыдущих налоговых периода, т.е. за 2017-2019 г.г. (транспортный налог за 2017 г. уменьшен на 1 304 руб., транспортный налог за 2018 г. уменьшен на 1 304 руб.). В связи с указанным уменьшением недоимка по требованиям № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ отсутствует. Поскольку налогоплательщиком своевременно транспортный налог за 2014-2016 г.г. оплачен не был, налоговый орган направил в адрес налогоплательщика требование об уплате налога № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в которое вошли пени по транспортному налогу в общей сумме 307, 79 руб.: сумма пени в размере 19, 72 руб. начислена в связи с неуплатой транспортного налога за 2014 г., пени начислены со следующего дня после срока уплаты налога (ДД.ММ.ГГГГ) до ДД.ММ.ГГГГ; сумма пени в размере 226, 50 руб. начислена в связи с неуплатой транспортного налога за 2015 г., пени начислены с даты выставления предыдущего требования № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ до даты выставления требования № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ; сумма пени в размере 61, 57 руб. начислена в связи с неуплатой транспортного налога за 2016 г., пени начислены с даты выставления предыдущего требования № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ до даты выставления требования № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку налогоплательщиком своевременно транспортный налог за 2015-2016 п.г. оплачен не был, налоговый орган направил в адрес налогоплательщика требование об уплате налога № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в которое вошли пени по транспортному налогу в общей сумме 261, 51 руб.: сумма пени в размере 104,77 руб. начислена в связи с неуплатой транспортного налога за 2015 г., пени начислены с даты выставления предыдущего требования № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ до даты выставления требования № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ; сумма пени в размере 104,77 руб. начислена в связи с неуплатой транспортного налога за 2016 г., пени начислены с даты выставления предыдущего требования № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ до даты выставления требования № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ. Просит взыскать с административного ответчика ФИО1 задолженность в общей сумме 517, 33 руб. - пени по транспортному налогу за 2014-2016 г.г.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 381-О-П, обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Согласно п. 5 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. С учетом изложенного, оспариваемые законоположения, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено.
В силу части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Кассационным определением Шестого Кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ. в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2014, 2015 и 2016 годы и пеней отказано, поскольку принадлежащий ФИО1 автомобиль <данные изъяты>, государственный регистрационный знак № оборудован ручным управлением на основании свидетельства о соответствии транспортного средства с внесёнными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности <адрес>5, то есть специально оборудован для использования инвалидом. Таким образом, названный автомобиль подпадает под категорию транспортных средств, указанных в подпункте 2 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем не подлежит включению в перечень принадлежащих административному ответчику ФИО1 объектов налогообложения.
Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о взыскании пени за просрочку уплаты транспортного налога, начисленных налоговым органом на числящуюся за административным ответчиком недоимку за 2014 - 2016 годы в размере 517,33 рублей, в связи с утратой налоговым органом права на взыскание транспортного налога за указанные периоды.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 14, 175-180,290 КАС РФ, суд,
решил:
Отказать в удовлетворении исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> к ФИО1 о взыскании задолженности в общей сумме 517, 33 руб. - пени по транспортному налогу за 2014-2016 г.г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 20 января 2021 г.
Судья: Н.Н.Ковригина