Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3610/2021 ~ М-3169/2021 от 25.08.2021

№ 2-3610/2021

36RS0006-01-2021-005481-75

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 декабря 2021 года Центральный районный суд г.Воронежа

в составе:

председательствующего судьи Шевелевой Е.В.,

при секретаре Куркине С.А.,

с участием: представителя истца, представителя ответчика,

в отсутствие истца,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пастуховой Ирины Сергеевны к ГУ МВД России по Воронежской области о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Воронежской области от 05.08.2021 о снятии с учета очередников для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, восстановлении на учете в очереди для получения единовременно социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения составом семьи 2 человека,

установил:

Истец Пастухова И.С. обратилась в суд с иском к ГУ МВД России по Воронежской области просит суд признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Воронежской области от 05.08.2021 (выписка из протокола ) о снятии его с семьей в составе 2-х человек с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Восстановить его с семьей в составе 2-х человек на учете ГУ МВД России по Воронежской области на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

В обоснование исковых требований указывает, что решением жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Воронежской области от 05.08.2021 (выписка из протокола ) она с семьей в составе 2-х человек снята с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения.

Данное решение считает незаконным, поскольку из формулировки решения комиссии невозможно понять, по какому основанию она снята с учета. При этом ни одно из оснований для снятия с учета, из числа предусмотренных Правилами предоставления единовременной социальной выплаты, в ее случае не наступило, ее жилищные условия с момента постановки на учет никак не изменились.

На момент постановки на учет, она вместе с сыном ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения проживала в квартире по адресу: <адрес> <адрес>, которая принадлежит ее матери - ФИО2

Указывает, что была вселена в данное жилое помещение именно на основании соглашения, в частности договора найма жилого помещения от 15.01.2012.

Пользовалась жилым помещением не как член семьи собственника, а в порядке, определенном соглашением с ним. По данному соглашению, она в отличии от собственника, могла пользоваться лишь одной жилой комнатой площадью 13 кв.м и общими помещениями квартиры что следовало из передаточного акта от 15.01.2013г.

Данные документы были предоставлены в жилищно-бытовую комиссию ГУ МВД России по Воронежской области и находятся в ее учетном деле до настоящего времени.

С момента постановки на учет ее жилищные условия не изменились. Она вместе с сыном продолжает проживать в том же жилом помещении и на тех же условиях.

Также указывает, что в настоящее время продолжает проживать по данному адресу.

Имеющийся в ее учетном деле договор от 15.01.2013 в силу положений ст. 684 ГК РФ действует до сих пор. Ответчик в установленном порядке извещался ей о том, что она продолжает проживать в том же самом жилище.

Истец - Пастухова И.С. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие о чем представила заявление.

Представитель истца адвокат Бредихин И.А. в судебном заседании поддержал исковые требования, просил суд их удовлетворить по выше изложенным основаниям.

Представитель ответчика - ГУ МВД России по Воронежской области по доверенности Четкина О.А. в судебном заседании с иском не согласилась, считала его не подлежащим удовлетворению указывая, что при постановке на учет истец с сыном были зарегистрированы и проживали договору найма жилого помещения в период с 15.01.2012 года по 15.12.2013 года в квартире, общей площадью 55,5 кв.м, по адресу: <адрес>, принадлежащей на праве собственности ФИО2 (мать истца), которая по данному адресу не зарегистрирована.

Согласно документов предоставленных в ЖБК ГУ МВД России по Воронежской области окончание срока договора найма жилого помещения наступило 15.12.2013 года. Информация о продлении договора в ЖБК ГУ МВД России по Воронежской области в установленный срок не поступала.

Соглашение о порядке осуществления права пользования жилым помещением между собственником и членом семьи предоставлено истцом при утрате основания для получения единовременной выплаты в период с 15.12.2013 по 11.01.2021. оснований признавать легитимность соглашения у членов ЖБК ГУ МВД России по Воронежской области не имелось. Представили письменные возражения, приобщенные к материалам дела.

Свидетель - ФИО2 в судебном заседании 23.11.2021 пояснила, что истец является ее дочерью, ей на праве собственности принадлежит жилое помещение по адресу: <адрес>. После истечения срока договора найма в декабре 2013 года она не предлагала истцу съехать с квартиры или каким-то образом изменить условия договора найма, все оставалось без изменений. Истец с сыном продолжала жить в квартире на тех же условиях, пользовалась одной комнатой площадью 13 кв.м, оплачивала деньги за проживание. Деньги передавал наличными.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив, представленные сторонами доказательства, приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.

На основании пояснений лиц, участвующих в деле, приложенных к материалам дела выписок из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Воронежской области, акта проверки жилищных условий, выписки из домовой книги, уведомления об отсутствии в едином реестре соответствующих сведений, выписки из приказа, соглашения о порядке осуществления прав пользования, договора найма жилого помещения от 2012 года судом установлено, что Пастухова Ирина Сергеевна проходила службу в органах внутренних дел. Приказом от 03.08.2020 уволена со службы на основании заключения служебной проверки. Состояла на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения составом семьи два человека (она, сын-ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р.).

При постановке на учет истец с сыном были зарегистрированы и проживали по договору найма жилого помещения заключенному на период с 15.01.2012 года по 15.12.2013 года в квартире, общей площадью 55,5 кв.м, по адресу: <адрес>, принадлежащей на праве собственности ФИО2 (мать истца), которая по данному адресу не зарегистрирована.

Согласно выписки из домовой книги и копии финансового лицевого счета от 24.06.2021 года в квартире, общей площадь. 55,5 кв.м, по адресу: <адрес>, зарегистрированы и проживают два человека (истец и ее сын).

Решением жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Воронежской области от 05.08.2021 (выписка из протокола ) истец с семьей в составе 2-х человек снята с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения.

Основанием для принятия указанного решения послужило то, что при постановке на учет истец с сыном были зарегистрированы и проживали договору найма жилого помещения в период с 15.01.2012 года по 15.12.2013 года в квартире, общей площадью 55,5 кв.м, по адресу: <адрес>, принадлежащей на праве собственности ФИО2 (мать истца), которая по данному адресу не зарегистрирована.

Согласно документов, предоставленных в ЖБК ГУ МВД России по Воронежской области окончание срока договора найма жилого помещения наступило 15.12.2013 года. Информация о продлении договора в ЖБК ГУ МВД России по Воронежской области в установленный срок не поступала. При этом соглашение от 2009г. согласно которого собственник пользуется жилой комнатой пл. 15 кв.м., а Пастухова И.С. 13 кв.м. и местами общего пользования было предоставлено в ЖБК только 20.07.2021.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона № 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.

Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона №247-ФЗ.

В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (подпункт 1 части 2 статьи 4 Федерального закона N 247-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м (подпункт 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).

Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 4 статьи 4 Федерального закона № 247-ФЗ).

Членами семьи сотрудника являются: супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником; супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти); несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; лица, находящиеся на полном содержании сотрудника (ст. 1 Федерального закона №24-ФЗ).

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 5 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011г. №247-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 №1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации.

При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (пункт 8 Правил).

Таким образом, вышеуказанный Федеральный закон и Постановление Правительства РФ содержат правовые основания для постановки на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и основания снятия с указанного учета.

Согласно п. 1 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 №1223 (далее - Правила), Правила устанавливают порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - единовременная выплата) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее соответственно - органы внутренних дел, сотрудники органов внутренних дел), лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции (далее соответственно - войска национальной гвардии, сотрудники войск национальной гвардии), а также иным лицам, имеющим право на получение единовременной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" и Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции".

Согласно п.2 Правил в центральных аппаратах, территориальных органах, учреждениях и организациях федеральных органов исполнительной власти, в которых проходят службу (проходили службу) сотрудники органов внутренних дел, сотрудники войск национальной гвардии (далее соответственно - органы, сотрудники), осуществляется принятие на учет для получения единовременной выплаты сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, за исключением указанных в абзаце втором настоящего пункта, - в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на окружном, межрегиональном, региональном уровнях, учреждениях и организациях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту службы.

В соответствии с п. 11 Правил, дата приема заявления сотрудника и документов, указанных в п. 5 настоящих Правил, отражается в регистрационном журнале комиссии. Сотруднику выдается справка о дате приема его заявления и документов.

Согласно положениям пункта 2 части 2 статьи 4 Федерального закона N 247-ФЗ во взаимосвязи с пунктом 8 Правил, при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.

В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены данным кодексом.

Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

В соответствии частью 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из следующего:

а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки;

б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Из приведенных нормативных положений жилищного законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что членами семьи собственника жилого помещения могут являться не только проживающие совместно с ним его супруг, дети и родители. Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны и другие родственники независимо от степени родства при условии, что они вселены в жилое помещение собственником в качестве членов его семьи. Проживание собственника отдельно, в ином жилом помещении, само по себе не опровергает факт вселения им в принадлежащее ему жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи.

Судом установлено, что на момент подачи заявления о постановке на учет с приложением документов истец являлась действующим сотрудником органов внутренних дел, имел стаж службы в органах внутренних дел более 10 лет нуждался и нуждается в жилом помещении, что отвечает требованиям части 1 и части 2 статьи 4 ФЗ N247-ФЗ от 19 июля 2011 года "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в связи с чем, была поставлен на учет на законных основаниях.

Исходя из ст. 31 ЖК РФ факт того, что с момента своего вселения в
<адрес> Пастухова И.С. заключила договор с собственником, говорит о том, что она проживала в жилище не как член семьи собственника.

Согласно учетному делу Пастуховой И.С., она была поставлена на учет в ноябре 2012 года. При постановке на учет Пастухова И.С. предоставила в ЖБК договор найма жилого помещения, заключенный с ее матерью ФИО2 В 2013 году она представила аналогичный договор, ответчик оба данных договора принял и поставил ее на учет.

Таким образом, ответчик согласился с тем, что жилым помещением, Пастухова И.С. пользуется именно по соглашению, заключенному в порядке ст. 31 ЖК РФ.

Сам по себе факт проживания истца в квартире принадлежащей ее матери не влечет появление у истца каких-либо прав на данное жилое помещение, в том числе права собственности или права проживания всей семьи на данной жилой площади.

Проживание истца в квартире было оплачиваемым, что отражено в соглашении.

В части продления договора найма, следует отметить, что согласно ст. 684 ГК РФ, если наймодатель не предупредил нанимателя об отказе от продления договора, а наниматель не отказался от продления договора, то договор считается продленным на тех же самых условиях.

Свидетель – ФИО2 собственник квартиры которую снимает истец допрошенная в судебном заседании подтвердила все выше изложенные выводы, также указала, что договор найма фактически продлялся каждый год, хотя непосредственно отдельных соглашений с истцом не заключалось.

Решения о снятии Пастуховой И.С. с учета принято 05 августа 2021 года.

Перед принятием данного решения ответчиком в органах ФРС были получены 2 выписки из ЕГРН от 11.06.2021, согласно которым Пастухова И.С. и ее сын ФИО1 жилых помещений в собственности не имеют.

Согласно акту проверки жилищных условий от 24.06.2021 Пастухова И.С. со своим сыном, как и на момент постановки на учет проживала в одной комнате площадью 13 кв.м. в указанной квартире ее жилищные условия не улучшились.

Довод стороны ответчика относительно того, что истец не предоставляла в бытовую комиссию соответствующие документы о продлении срока договора найма, противоречит самому решению бытовой комиссии в о снятии истца с учета которое было принято только 25.08.2021 при том, что договор найма заканчивался в 2013 году, на что ссылается ответчик.

Также в решении жилищно-бытовой комиссии говориться о том, что обеспеченность истца жильем составила 18,5 м. кв. на человека, что больше нормы установленной нормы - 15 м. кв.

Суд, с учетом установленных обстоятельств считает, что расчет произведен ответчиком с нарушением пункта 8 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 № 1223.

При расчете обеспеченности жилой площадью ответчик необоснованно учел жилое помещение площадью 61,2 м. кв., находящееся в собственности отца Пастуховой И.С. - ФИО1 при этом Жилищно-бытовой комиссией не принято во внимание, что истец в занимаемом жилище проживает не как член семьи нанимателя, а по соглашению в порядке ч. 2 ст. 31 ЖК РФ.

Как установлено судом Пастухова И.С. проживала в квартире по соглашению с собственником, заключенному в порядке ст. 31 ЖК РФ, в связи с чем, к ней не могут быть применены нормы Правил предоставления единовременной социальной выплаты, касающиеся правового статуса члена семьи собственника жилого помещения.

Правила предоставления единовременной социальной выплаты не содержат положений, обязывающих лиц поставленных на учет предоставлять в жилищно-бытовую комиссию сведения о продлении договора найма.

Единственной обязанностью лица, состоящего на учете, является предоставление документов, подтверждающих изменения жилищных условий (п. 23 Правил).

В данном случае как установлено судом изменений жилищных условий истца не произошло.

Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Суд приходит к выводу, что те обстоятельства, на которых истец основывает свои исковые требования, нашли своё подтверждение в ходе судебного заседания. Вместе с тем, доводы представителя ответчика, являются неубедительными, и противоречат установленным в судебном заседании обстоятельствам.

Учитывая изложенное, решение жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Воронежской области от 05.08.2021 (выписка из протокола ) о снятии истца с семьей в составе 2-х человек с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения подлежит признанию незаконным, а истец подлежит восстановлению на учете ГУ МВД России по Воронежской области на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Руководствуясь ст. ст. 56, 194- 198 ГПК РФ, суд

решил:

Признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Воронежской области от 05.08.2021 года о снятии Пастуховой Ирины Сергеевны с семьей в составе двух человек с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Возложить на ГУ МВД России по Воронежской области обязанность восстановить Пастухову Ирину Сергеевну с семьей в составе двух человек на учете очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья Шевелева Е.В.

Мотивированное решение изготовлено 20.12.2021

№ 2-3610/2021

36RS0006-01-2021-005481-75

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 декабря 2021 года Центральный районный суд г.Воронежа

в составе:

председательствующего судьи Шевелевой Е.В.,

при секретаре Куркине С.А.,

с участием: представителя истца, представителя ответчика,

в отсутствие истца,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пастуховой Ирины Сергеевны к ГУ МВД России по Воронежской области о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Воронежской области от 05.08.2021 о снятии с учета очередников для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, восстановлении на учете в очереди для получения единовременно социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения составом семьи 2 человека,

установил:

Истец Пастухова И.С. обратилась в суд с иском к ГУ МВД России по Воронежской области просит суд признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Воронежской области от 05.08.2021 (выписка из протокола ) о снятии его с семьей в составе 2-х человек с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Восстановить его с семьей в составе 2-х человек на учете ГУ МВД России по Воронежской области на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

В обоснование исковых требований указывает, что решением жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Воронежской области от 05.08.2021 (выписка из протокола ) она с семьей в составе 2-х человек снята с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения.

Данное решение считает незаконным, поскольку из формулировки решения комиссии невозможно понять, по какому основанию она снята с учета. При этом ни одно из оснований для снятия с учета, из числа предусмотренных Правилами предоставления единовременной социальной выплаты, в ее случае не наступило, ее жилищные условия с момента постановки на учет никак не изменились.

На момент постановки на учет, она вместе с сыном ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения проживала в квартире по адресу: <адрес> <адрес>, которая принадлежит ее матери - ФИО2

Указывает, что была вселена в данное жилое помещение именно на основании соглашения, в частности договора найма жилого помещения от 15.01.2012.

Пользовалась жилым помещением не как член семьи собственника, а в порядке, определенном соглашением с ним. По данному соглашению, она в отличии от собственника, могла пользоваться лишь одной жилой комнатой площадью 13 кв.м и общими помещениями квартиры что следовало из передаточного акта от 15.01.2013г.

Данные документы были предоставлены в жилищно-бытовую комиссию ГУ МВД России по Воронежской области и находятся в ее учетном деле до настоящего времени.

С момента постановки на учет ее жилищные условия не изменились. Она вместе с сыном продолжает проживать в том же жилом помещении и на тех же условиях.

Также указывает, что в настоящее время продолжает проживать по данному адресу.

Имеющийся в ее учетном деле договор от 15.01.2013 в силу положений ст. 684 ГК РФ действует до сих пор. Ответчик в установленном порядке извещался ей о том, что она продолжает проживать в том же самом жилище.

Истец - Пастухова И.С. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие о чем представила заявление.

Представитель истца адвокат Бредихин И.А. в судебном заседании поддержал исковые требования, просил суд их удовлетворить по выше изложенным основаниям.

Представитель ответчика - ГУ МВД России по Воронежской области по доверенности Четкина О.А. в судебном заседании с иском не согласилась, считала его не подлежащим удовлетворению указывая, что при постановке на учет истец с сыном были зарегистрированы и проживали договору найма жилого помещения в период с 15.01.2012 года по 15.12.2013 года в квартире, общей площадью 55,5 кв.м, по адресу: <адрес>, принадлежащей на праве собственности ФИО2 (мать истца), которая по данному адресу не зарегистрирована.

Согласно документов предоставленных в ЖБК ГУ МВД России по Воронежской области окончание срока договора найма жилого помещения наступило 15.12.2013 года. Информация о продлении договора в ЖБК ГУ МВД России по Воронежской области в установленный срок не поступала.

Соглашение о порядке осуществления права пользования жилым помещением между собственником и членом семьи предоставлено истцом при утрате основания для получения единовременной выплаты в период с 15.12.2013 по 11.01.2021. оснований признавать легитимность соглашения у членов ЖБК ГУ МВД России по Воронежской области не имелось. Представили письменные возражения, приобщенные к материалам дела.

Свидетель - ФИО2 в судебном заседании 23.11.2021 пояснила, что истец является ее дочерью, ей на праве собственности принадлежит жилое помещение по адресу: <адрес>. После истечения срока договора найма в декабре 2013 года она не предлагала истцу съехать с квартиры или каким-то образом изменить условия договора найма, все оставалось без изменений. Истец с сыном продолжала жить в квартире на тех же условиях, пользовалась одной комнатой площадью 13 кв.м, оплачивала деньги за проживание. Деньги передавал наличными.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив, представленные сторонами доказательства, приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.

На основании пояснений лиц, участвующих в деле, приложенных к материалам дела выписок из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Воронежской области, акта проверки жилищных условий, выписки из домовой книги, уведомления об отсутствии в едином реестре соответствующих сведений, выписки из приказа, соглашения о порядке осуществления прав пользования, договора найма жилого помещения от 2012 года судом установлено, что Пастухова Ирина Сергеевна проходила службу в органах внутренних дел. Приказом от 03.08.2020 уволена со службы на основании заключения служебной проверки. Состояла на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения составом семьи два человека (она, сын-ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р.).

При постановке на учет истец с сыном были зарегистрированы и проживали по договору найма жилого помещения заключенному на период с 15.01.2012 года по 15.12.2013 года в квартире, общей площадью 55,5 кв.м, по адресу: <адрес>, принадлежащей на праве собственности ФИО2 (мать истца), которая по данному адресу не зарегистрирована.

Согласно выписки из домовой книги и копии финансового лицевого счета от 24.06.2021 года в квартире, общей площадь. 55,5 кв.м, по адресу: <адрес>, зарегистрированы и проживают два человека (истец и ее сын).

Решением жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Воронежской области от 05.08.2021 (выписка из протокола ) истец с семьей в составе 2-х человек снята с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения.

Основанием для принятия указанного решения послужило то, что при постановке на учет истец с сыном были зарегистрированы и проживали договору найма жилого помещения в период с 15.01.2012 года по 15.12.2013 года в квартире, общей площадью 55,5 кв.м, по адресу: <адрес>, принадлежащей на праве собственности ФИО2 (мать истца), которая по данному адресу не зарегистрирована.

Согласно документов, предоставленных в ЖБК ГУ МВД России по Воронежской области окончание срока договора найма жилого помещения наступило 15.12.2013 года. Информация о продлении договора в ЖБК ГУ МВД России по Воронежской области в установленный срок не поступала. При этом соглашение от 2009г. согласно которого собственник пользуется жилой комнатой пл. 15 кв.м., а Пастухова И.С. 13 кв.м. и местами общего пользования было предоставлено в ЖБК только 20.07.2021.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона № 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.

Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона №247-ФЗ.

В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (подпункт 1 части 2 статьи 4 Федерального закона N 247-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м (подпункт 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).

Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 4 статьи 4 Федерального закона № 247-ФЗ).

Членами семьи сотрудника являются: супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником; супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти); несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; лица, находящиеся на полном содержании сотрудника (ст. 1 Федерального закона №24-ФЗ).

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 5 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011г. №247-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 №1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации.

При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (пункт 8 Правил).

Таким образом, вышеуказанный Федеральный закон и Постановление Правительства РФ содержат правовые основания для постановки на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и основания снятия с указанного учета.

Согласно п. 1 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 №1223 (далее - Правила), Правила устанавливают порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - единовременная выплата) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее соответственно - органы внутренних дел, сотрудники органов внутренних дел), лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции (далее соответственно - войска национальной гвардии, сотрудники войск национальной гвардии), а также иным лицам, имеющим право на получение единовременной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" и Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции".

Согласно п.2 Правил в центральных аппаратах, территориальных органах, учреждениях и организациях федеральных органов исполнительной власти, в которых проходят службу (проходили службу) сотрудники органов внутренних дел, сотрудники войск национальной гвардии (далее соответственно - органы, сотрудники), осуществляется принятие на учет для получения единовременной выплаты сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, за исключением указанных в абзаце втором настоящего пункта, - в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на окружном, межрегиональном, региональном уровнях, учреждениях и организациях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту службы.

В соответствии с п. 11 Правил, дата приема заявления сотрудника и документов, указанных в п. 5 настоящих Правил, отражается в регистрационном журнале комиссии. Сотруднику выдается справка о дате приема его заявления и документов.

Согласно положениям пункта 2 части 2 статьи 4 Федерального закона N 247-ФЗ во взаимосвязи с пунктом 8 Правил, при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.

В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены данным кодексом.

Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

В соответствии частью 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из следующего:

а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки;

б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Из приведенных нормативных положений жилищного законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что членами семьи собственника жилого помещения могут являться не только проживающие совместно с ним его супруг, дети и родители. Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны и другие родственники независимо от степени родства при условии, что они вселены в жилое помещение собственником в качестве членов его семьи. Проживание собственника отдельно, в ином жилом помещении, само по себе не опровергает факт вселения им в принадлежащее ему жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи.

Судом установлено, что на момент подачи заявления о постановке на учет с приложением документов истец являлась действующим сотрудником органов внутренних дел, имел стаж службы в органах внутренних дел более 10 лет нуждался и нуждается в жилом помещении, что отвечает требованиям части 1 и части 2 статьи 4 ФЗ N247-ФЗ от 19 июля 2011 года "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в связи с чем, была поставлен на учет на законных основаниях.

Исходя из ст. 31 ЖК РФ факт того, что с момента своего вселения в
<адрес> Пастухова И.С. заключила договор с собственником, говорит о том, что она проживала в жилище не как член семьи собственника.

Согласно учетному делу Пастуховой И.С., она была поставлена на учет в ноябре 2012 года. При постановке на учет Пастухова И.С. предоставила в ЖБК договор найма жилого помещения, заключенный с ее матерью ФИО2 В 2013 году она представила аналогичный договор, ответчик оба данных договора принял и поставил ее на учет.

Таким образом, ответчик согласился с тем, что жилым помещением, Пастухова И.С. пользуется именно по соглашению, заключенному в порядке ст. 31 ЖК РФ.

Сам по себе факт проживания истца в квартире принадлежащей ее матери не влечет появление у истца каких-либо прав на данное жилое помещение, в том числе права собственности или права проживания всей семьи на данной жилой площади.

Проживание истца в квартире было оплачиваемым, что отражено в соглашении.

В части продления договора найма, следует отметить, что согласно ст. 684 ГК РФ, если наймодатель не предупредил нанимателя об отказе от продления договора, а наниматель не отказался от продления договора, то договор считается продленным на тех же самых условиях.

Свидетель – ФИО2 собственник квартиры которую снимает истец допрошенная в судебном заседании подтвердила все выше изложенные выводы, также указала, что договор найма фактически продлялся каждый год, хотя непосредственно отдельных соглашений с истцом не заключалось.

Решения о снятии Пастуховой И.С. с учета принято 05 августа 2021 года.

Перед принятием данного решения ответчиком в органах ФРС были получены 2 выписки из ЕГРН от 11.06.2021, согласно которым Пастухова И.С. и ее сын ФИО1 жилых помещений в собственности не имеют.

Согласно акту проверки жилищных условий от 24.06.2021 Пастухова И.С. со своим сыном, как и на момент постановки на учет проживала в одной комнате площадью 13 кв.м. в указанной квартире ее жилищные условия не улучшились.

Довод стороны ответчика относительно того, что истец не предоставляла в бытовую комиссию соответствующие документы о продлении срока договора найма, противоречит самому решению бытовой комиссии в о снятии истца с учета которое было принято только 25.08.2021 при том, что договор найма заканчивался в 2013 году, на что ссылается ответчик.

Также в решении жилищно-бытовой комиссии говориться о том, что обеспеченность истца жильем составила 18,5 м. кв. на человека, что больше нормы установленной нормы - 15 м. кв.

Суд, с учетом установленных обстоятельств считает, что расчет произведен ответчиком с нарушением пункта 8 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 № 1223.

При расчете обеспеченности жилой площадью ответчик необоснованно учел жилое помещение площадью 61,2 м. кв., находящееся в собственности отца Пастуховой И.С. - ФИО1 при этом Жилищно-бытовой комиссией не принято во внимание, что истец в занимаемом жилище проживает не как член семьи нанимателя, а по соглашению в порядке ч. 2 ст. 31 ЖК РФ.

Как установлено судом Пастухова И.С. проживала в квартире по соглашению с собственником, заключенному в порядке ст. 31 ЖК РФ, в связи с чем, к ней не могут быть применены нормы Правил предоставления единовременной социальной выплаты, касающиеся правового статуса члена семьи собственника жилого помещения.

Правила предоставления единовременной социальной выплаты не содержат положений, обязывающих лиц поставленных на учет предоставлять в жилищно-бытовую комиссию сведения о продлении договора найма.

Единственной обязанностью лица, состоящего на учете, является предоставление документов, подтверждающих изменения жилищных условий (п. 23 Правил).

В данном случае как установлено судом изменений жилищных условий истца не произошло.

Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Суд приходит к выводу, что те обстоятельства, на которых истец основывает свои исковые требования, нашли своё подтверждение в ходе судебного заседания. Вместе с тем, доводы представителя ответчика, являются неубедительными, и противоречат установленным в судебном заседании обстоятельствам.

Учитывая изложенное, решение жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Воронежской области от 05.08.2021 (выписка из протокола ) о снятии истца с семьей в составе 2-х человек с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения подлежит признанию незаконным, а истец подлежит восстановлению на учете ГУ МВД России по Воронежской области на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Руководствуясь ст. ст. 56, 194- 198 ГПК РФ, суд

решил:

Признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Воронежской области от 05.08.2021 года о снятии Пастуховой Ирины Сергеевны с семьей в составе двух человек с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Возложить на ГУ МВД России по Воронежской области обязанность восстановить Пастухову Ирину Сергеевну с семьей в составе двух человек на учете очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья Шевелева Е.В.

Мотивированное решение изготовлено 20.12.2021

1версия для печати

2-3610/2021 ~ М-3169/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Пастухова Ирина Сергеевна
Ответчики
ГУ МВД России по Воронежской области
Суд
Центральный районный суд г. Воронежа
Судья
Шевелева Екатерина Владимировна
Дело на странице суда
centralny--vrn.sudrf.ru
25.08.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.08.2021Передача материалов судье
26.08.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.08.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
21.09.2021Предварительное судебное заседание
21.09.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
28.09.2021Предварительное судебное заседание
28.09.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
07.10.2021Предварительное судебное заседание
07.10.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
27.10.2021Предварительное судебное заседание
09.11.2021Судебное заседание
01.12.2021Судебное заседание
13.12.2021Судебное заседание
20.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее