Дело № 2-6084/2012
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 июля 2012 года г. Петропавловск-Камчатский
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе
судьи Стахневой И.М.,
прокурора Бойцовой Л.Б.,
при секретаре Рассохиной В.А.,
с участием заинтересованных лиц Кудряшова В.А., представителя Петропавловск-Камчатской избирательной комиссии Михальковой Н.В., рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по жалобе Юсупова Ф.А. на действия должностного лица государственного органа капитана СТР «Орлово» Кудряшова В.А. по проведению голосования на выборах в Президенты Российской Федерации, фальсификации результата выборов,
установил:
Юсупов Ф.А. обратился в суд с жалобой о признании незаконными действия должностного лица государственного органа капитана СТР «Орлово» Кудряшова В.А. по проведению голосования на выборах Президента Российской Федерации 03.03.2012 года и фальсификации результатов выборов, свои требования мотивируя тем, что 11.11.2011 года он заключил трудовой договор с ООО «Пымта», с 30.12.2011 года по 25.06.2012 года он находился в промысловом рейсе, в период рейса 03.03.2012 года среди экипажа корабля СТР «Орлово» были проведены выборы в Президенты Российской Федерации, капитан Кудряшов В.А. входил в участковую комиссию, помощь в организации мероприятия по выборам капитану оказывал старший помощник капитана Б. А.В., выборы в Президенты Российской Федерации были проведены незаконно, поскольку при проведении голосования было нарушено его конституционное право на тайное голосование, не было в установленной форме бюллетеней с фамилиями кандидатов на выборы, бюллетени под роспись не выдавались, подписи собирались в открытую помощником по радиоэлектронике К. А.Е. и каждый член экипажа видел за кого голосовал другой член экипажа, в результате чего он вынужден был отказаться от голосования, однако, его отказ был проигнорирован и в базе данных капитан Кудряшов поставил метку - испорченный бюллетень, впоследствии этот листок с отметками был передан по факсу на плавбазу «Линдгольд».
Ссылаясь на то, что капитан судна является представителем государственной власти на корабле в период его пребывания вне порта прописки, просил признать незаконными действия должностного лица государственного органа капитана СТР «Орлово» Кудряшова В.А. по проведению голосования на выборах в Президенты Российской Федерации 03.03.2012 года в части нарушения п. 1 ст. 81 Конституции Российской Федерации по мотиву отсутствия тайного голосования и фальсификации результата выборов.
В судебном заседании заявитель участия не принимал, о дате и месте рассмотрения дела извещен.
В судебном заседании заинтересованное лицо Кудряшов В.А. полагал, что требования являются не обоснованными, суду пояснил, что 30.12.2011 года СТР «Орлово», капитаном которого он являлся, вышел в морской рейс, в феврале 2012 года он узнал по рации с РМС «Линдгольм» о необходимости проведения выборов в Президенты РФ, им сообщили фамилии кандидатов на должность Президента РФ, 20.02.2012 года была создана участковая избирательная комиссия, был выбран председатель и изготовлены бюллетени, на СТР «Орлово» голосование по выборам в Президенты Российской Федерации было назначено на 27.02.2012 года, местом проведения было назначено помещение - кают-компания, в связи с отсутствием стационарного ящика для голосования и невозможностью его изготовления, использовался непрозрачный пакет для складывания бюллетеней, который и обеспечивал тайну голосования, секретарь участковой избирательной комиссии прошел с данным пакетом по каютам, всем членам экипажа была предоставлена возможность проголосовать и использовать свое конституционное право, каждый голосовал лично, Юсупов свое право на голосование проигнорировал, он расписался за получение бюллетеня в ведомости, взял бюллетень, посмотрев его, вернул секретарю не заполняя, отказ Юсупова от голосования был отмечен на обратной стороне бюллетеня, записью участковой избирательной комиссии, его бюллетень был признан недействительным, считал, что при голосовании на выборах в Президенты РФ права членов экипажа не были нарушены, всем была предоставлена возможность голосования исходя из местных условий.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Петропавловск-Камчатской избирательной комиссии Михалькова Н.В. полагала, что требования являются не законными, пояснила, что проведение выборов осуществляется не капитаном судна, а участковой избирательной комиссией, которая избирается экипажем судна, председатель назначается постановлением Петропавловск-Камчатской территориальной комиссией, полагала, что права заявителя не были нарушены, и требования его не подлежат удовлетворению.
Выслушав заинтересованных лиц, мнение прокурора, полагавшего, что требования заявителя не подлежат удовлетворению, поскольку им не обжалуются действия участковой избирательной комиссии, а обжалуются действия должностного лица государственного органа капитана судна, на которого не возложена обязанность по организации и проведению выборов, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.01.2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации осуществляют: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; избирательные комиссии субъектов Российской Федерации; территориальные избирательные комиссии - районные, городские и другие территориальные избирательные комиссии или избирательные комиссии муниципальных образований, действующие в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в качестве территориальных избирательных комиссий; участковые избирательные комиссии.
В силу п. 1 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» участковая избирательная комиссия при подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации: информирует население об адресе и о номере телефона участковой избирательной комиссии, времени ее работы, а также о дне, времени и месте голосования; уточняет, а в случаях, предусмотренных пунктами 3 - 6 статьи 26 настоящего Федерального закона, составляет и уточняет список избирателей, проводит ознакомление избирателей со списком избирателей, рассматривает заявления об ошибках и о неточностях в списке избирателей и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений; обеспечивает подготовку помещений для голосования, ящиков для голосования и другого оборудования; обеспечивает информирование избирателей о зарегистрированных кандидатах на основе сведений, полученных из вышестоящей избирательной комиссии; контролирует соблюдение на территории избирательного участка порядка проведения предвыборной агитации; выдает избирателям открепительные удостоверения; организует на избирательном участке голосование в день голосования, а также досрочное голосование; проводит подсчет голосов избирателей, устанавливает итоги голосования на избирательном участке и передает протокол об итогах голосования в территориальную избирательную комиссию; рассматривает в пределах своих полномочий жалобы (заявления) на нарушения настоящего Федерального закона и принимает по жалобам (заявлениям) мотивированные решения по существу; обеспечивает хранение, передачу и уничтожение документов, связанных с подготовкой и проведением выборов Президента Российской Федерации, в соответствии с порядком, утвержденным Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
Согласно п. 17 ст. 67 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» в исключительных случаях на избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, и на полярных станциях, на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, при наличии технических средств допускается изготовление избирательной документации, в том числе избирательных бюллетеней, непосредственно участковой избирательной комиссией. Решение об изготовлении избирательной документации с указанием необходимого тиража и срока изготовления избирательных бюллетеней принимается участковой избирательной комиссией по согласованию с соответствующей территориальной избирательной комиссией либо с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
В соответствии со ст. 69 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» каждый избиратель голосует лично. Голосование за других избирателей не допускается (п. 9).
Заполненный избирательный бюллетень избиратель опускает в опечатанный (опломбированный) стационарный ящик для голосования (п. 12).
Согласно п. 1 ст. 72 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» участковая избирательная комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке.
В соответствии с п. 1 ст. 74 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» на основании данных протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования, в том числе переданных по техническим каналам связи из участковых избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках, образованных на судах, находящихся в плавании, на полярных станциях, в труднодоступных или отдаленных местностях либо за пределами территории Российской Федерации, территориальная избирательная комиссия после предварительной проверки правильности составления протоколов не позднее чем на третий день со дня голосования путем суммирования всех содержащихся в них данных устанавливает итоги голосования на соответствующей территории. Суммирование данных, содержащихся в протоколах участковых избирательных комиссий об итогах голосования, осуществляют непосредственно члены территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Как установлено в судебном заседании, в период с 11.11.2011 года по 01.06.2012 года Юсупов Ф.А. работал в должности повара на СТР «Орлово», что подтверждается приказами о приеме на работу и о прекращении трудового договора.
Согласно календарного плана мероприятий по подготовке и проведению выборов Президента Российской Федерации, утвержденного постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 26.11.2011 года № 62/542-6 проведение досрочного голосования всех избирателей (отдельных групп избирателей) на одном или нескольких избирательных участках, образованных на судах, которые в день голосования будут находиться в плавании, на полярных станциях, в труднодоступных или отделенных местностях, за пределами территории Российской Федерации производится участковыми избирательными комиссиями по решению ЦИК России, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации не ранее 17.02.2012 года.
Постановлением Избирательной комиссии Камчатского края от 09.02.2012 года № 106/761 разрешено провести с 17.02.2012 года досрочное голосование на избирательных участках, образованных на судах, которые на день голосования на выборах Президента Российской Федерации будут находиться в плавании.
На СТР «Орлово» ООО «Пымта» был образован избирательный участок № 313.
20.02.2012 года на СТР «Орлово» ООО «Пымта» состоялось заседание участковой избирательной комиссии избирательного участка № 313, на котором заместителем председателя участковой избирательной комиссии выбран старший помощник капитана Б. А.В., секретарем - помощник капитана по радиоэлектронике К.Н.Е.
Капитан судна Кудряшов В.А. назначен председателем участковой избирательной комиссии.
Из списка избирателей по избирательному участку № 313 СТР «Орлово» ООО «Пымта» усматривается, что Юсупов Ф.А. расписался за получение бюллетеня.
Согласно пояснениям заинтересованного лица Кудряшова В.А. Юсупов Ф.А. отказался от голосования, вернув секретарю участковой избирательной комиссии не заполненный бюллетень.
На данном бюллетене имеется отметка о его недействительности, в связи с тем, что не проставлены отметки в квадратах. Данная надпись заверена подписями председателя и секретаря участковой избирательной комиссии.
В протоколе участковой избирательной комиссии об итогах голосования на избирательном участке № 313 указано, что один из пятнадцати выданных бюллетеней является недействительным.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы, или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая - либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.
В пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" указано, что к должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ, следует относить лиц, постоянно, временно, в том числе по специальному полномочию, выступающих от имени федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации, принявших оспариваемое решение, совершивших оспариваемое действие (бездействие), имеющие обязательный характер и затрагивающие права и свободы граждан и организаций, не находящихся в служебной зависимости от этих лиц. Заявление гражданина, находящегося в служебной зависимости от лиц, решение, действие (бездействие) которых им оспаривается, рассматривается судом по правилам главы 25 ГПК РФ лишь в случае, когда это прямо предусмотрено законом (например, частью 3 статьи 254 ГПК РФ).Заявитель обжалует действия должностного лица государственного органа капитана СТР «Орлово» Кудряшова В.А. по проведению голосования на выборах Президента Российской Федерации 03.03.2012 года в части нарушения п. 1 ст. 81 Конституции Российской Федерации по мотиву отсутствия тайного голосования и фальсификации результата выборов.
Вместе с тем, проведение выборов и оформление итогов голосования на соответствующем избирательном участке не возложено на капитана судна, в соответствии с указанными выше нормами права проведение выборов и оформление итогов голосования возложено на участковую избирательную комиссию.
В статье 8 указанного выше Пленума разъяснено, что не подлежат рассмотрению по нормам главы 25 ГПК РФ дела об оспаривании лицами, указанными в части 1 статьи 259 ГПК РФ, решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающих избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации (порядок производства по таким делам определен главой 26 ГПК РФ).
В пункте 17 разъяснено, что судья отказывает в принятии заявления на основании статьи 248 или пункта 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ в случаях, когда в заявлении гражданина или организации оспаривается решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, очевидно не затрагивающее их права и свободы, тогда как это обстоятельство является необходимым условием проверки решения, действия (бездействия) в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ.
Если обстоятельства, являющиеся основанием для отказа в принятии заявления, будут установлены после принятия заявления, судья на основании абзаца второго статьи 220 ГПК РФ прекращает производство по делу.
В судебном заседании установлено, что на СТР «Орлово» ООО «Пымта» был образован избирательный участок № 313, сформирована участковая избирательная комиссия, которая организовывала и осуществляла проведение выборов на данном избирательном участке, составляла протокол об итогах голосования.
Из заявления Юсупова Ф.А. усматривается, что подписи за кандидатов в Президенты Российской Федерации собирались помощником капитана по радиоэлектронике К. А.Е., который являлся секретарем участковой избирательной комиссии.
Учитывая, что заявитель не обжалует действия участковой избирательной комиссии, а обжалует должностного лица капитана СТР «Орлово» Кудряшова В.А., в обязанности которого не входит проведение выборов и подведение итогов голосования, суд приходит к выводу о том, что производство по данному делу подлежит прекращению на основании абзаца 2 ст. 220 ГПК РФ.
Руководствуясь ст.220 ГПК РФ, п.1 ч.1 ст.134, ГПК РФ,
О П Р Е Д Е Л И Л:
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 15 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 25.07.2012 ░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░