Дело № 2- 572/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 февраля 2019 года г. Ростов-на-Дону
Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Мельситовой И.Н.
при секретаре Багринцевой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Савельев ЮВ к ОАО «РЖД» о признании права на меры социальных гарантий по коллективному трудовому договору,
УСТАНОВИЛ:
Савельев ЮВ обратился с иском к ОАО «РЖД» о признании права на меры социальных гарантий по коллективному трудовому договору, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Савельев ЮВ с ДД.ММ.ГГГГ осуществлял трудовую деятельность в структурном подразделении ОАО «РЖД» Северо-кавказской дирекции тяги Дирекции тяги ОАО «РЖД».
Согласно справки Бюро медико-социальной экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с профессиональным заболеванием, ему установлена степень утраты профессиональной трудоспособности 40%. С ДД.ММ.ГГГГ установлена III группа инвалидности.
В результате переосвидетельствования срок инвалидности III группа, профессиональное заболевание) установлен до 01.11/2019 г. (справка МСЭ -2016 № от 03.10.2018г.).
В связи с отсутствием у работодателя работы, соответствующей по степени ограничений, указанных в медицинском заключении, ДД.ММ.ГГГГ Савельев ЮВ был уволен с указанием основания предусмотренного п.8 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
На момент увольнения стаж истца в структурном подразделении ответчика составлял 27 лет.
С момента увольнения истец не работает, состоит на учете в УПФР в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ, является получателем страховой пенсии по инвалидности в соответствии со ст. 8 Закона № ФЗ.
В начале июля месяца 2018 года, в связи с необходимостью в получении санаторно-курортного лечения, руководствуясь положениями Раздела № «Обязательства в сфере социальной гарантии неработающим пенсионерам» Коллективного договора ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ» на 2017-2019 годы Савельев ЮВ обратился в билетное бюро ОАО «РЖД» с целью получения проездных документов к месту санаторного лечения в <адрес> края.
Согласно п. 8.2. Коллективного договора неработающим пенсионерам и находящимся на их иждивении детям в возрасте до 18 лет (не более чем одному) предоставляется право бесплатного проезда по личным надобностям в купейном вагоне поездов дальнего следования (в вагонах с местами для сидения - во 2-м классе обслуживания) всех категорий в направлении туда и обратно с правом двух остановок в пути следования в порядке, установленном Компанией.
В предоставлении соответствующих документов истцу было отказано с указанием на причину увольнения. Посоветовали обратиться в отдел кадров.
ДД.ММ.ГГГГ с письменными заявлениями по данному вопросу истец обратился к начальнику и руководителю отдела кадров структурного отделения ответчика, в котором работал. В предоставлении необходимых документов отказали в устной форме, письменного ответа не последовало.
В результате истец был вынужден покупать железнодорожные билеты за собственные средства.
Савельев ЮВ считает необоснованным отказ ответчика в предоставлении мер социальных гарантий, предусмотренных Коллективным договором ОАО «РЖД» на 2017-2019 годы.
В связи с указанным, истец просил суд признать за Савельев ЮВ право на меры социальных гарантий, предусмотренных Разделом № «Обязательства в сфере социальной гарантии неработающим пенсионерам» Коллективного договора ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ» на 2017-2019 годы ОАО «РЖД».
Истец в судебное заседание не явился, предоставив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Дело рассмотрено в отсутствие истца в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Представитель истца по доверенности Неумывайченко ДС просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ОАО «РЖД» с требованиями не согласился, предоставив письменный отзыв в котором просил в иске отказать, указав, на отсутствие оснований для предоставления истцу истребимых льгот, а также заявил о пропуске истцом срока для предъявления заявленных и требований.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. ст. 5, 8, 27 и 40 Трудового кодекса РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется трудовым законодательством и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Трудовые отношения и непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ст. 40 Трудового кодекса РФ). При этом его действие во времени определяется его сторонами.
В силу ст. 41 Трудового кодекса РФ содержание и структура коллективного договора определяются сторонами, при этом в коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законом, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.
Из материалов дела следует, что Савельев ЮВ с ДД.ММ.ГГГГ осуществлял трудовую деятельность в структурном подразделении ОАО «РЖД» Северо-кавказской дирекции тяги Дирекции тяги ОАО «РЖД».
Согласно справки Бюро медико-социальной экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с профессиональным заболеванием, ему установлена степень утраты профессиональной трудоспособности 40%. С ДД.ММ.ГГГГ установлена III группа инвалидности.
В результате переосвидетельствования срок инвалидности III группа, профессиональное заболевание) установлен до 01.11/2019 г. (справка МСЭ -2016 № от 03.10.2018г.).
В связи с отсутствием у работодателя работы, соответствующей по степени ограничений, указанных в медицинском заключении, ДД.ММ.ГГГГ Савельев ЮВ был уволен с указанием основания предусмотренного п.8 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
В июле 2018 года, в связи с необходимостью в получении санаторно-курортного лечения, руководствуясь положениями Раздела № «Обязательства в сфере социальной гарантии неработающим пенсионерам» Коллективного договора ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ» на 2017-2019 годы Савельев ЮВ обратился в билетное бюро ОАО «РЖД» с целью получения проездных документов к месту санаторного лечения в <адрес> края.
В предоставлении соответствующих документов истцу было отказано с указанием на причину увольнения.
ДД.ММ.ГГГГ с письменными заявлениями по данному вопросу истец обратился к начальнику и руководителю отдела кадров структурного отделения ответчика, в котором работал.
Истец приобрел железнодорожные билеты за собственные средства.
Савельев ЮВ считает необоснованным отказ ответчика в предоставлении мер социальных гарантий, предусмотренных Коллективным договором ОАО «РЖД» на 2017-2019 годы.
Разрешая спор, суд исходит из того, что ответчик ОАО "РЖД" вправе определить, исходя из своего финансово-экономического положения категории лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, оказываемой им.
Из раздела 1 Коллективного договора ОАО "РЖД" следует, что неработающими пенсионерами признаются лица, уволенные по собственному желанию в связи с выходом на пенсию (в том числе по инвалидности в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным возникшим не по вине работника повреждением здоровья) из компании или до ДД.ММ.ГГГГ из организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых внесено в уставный капитал ОАО "РЖД", а также действующих в них профсоюзных организаций.
Из материалов дела усматривается, что в соответствии с приказом №/к от 24.10.2017г. и записи № в трудовой книжке истца он уволен по п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ в связи с отсутствием у работодателя работы, соответствующей медицинскому заключению, выданному в установленном порядке. Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.
Согласно приказу №/к ДД.ММ.ГГГГ Савельев ЮВ уволен на основании пункта 8 части первой статьи 77 ТК РФ (отсутствие у работодателя работы, соответствующей медицинскому заключению, выданному в установленном порядке).
В соответствии со статьями 5, 8, 27 и 40 Трудового кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений и отношений, непосредственно связанных с трудовыми отношениями, осуществляется трудовым законодательством и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Трудовые отношения и непосредственно связанные с ними отношениями регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права. Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (статья 40 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 41 Трудового кодекса Российской Федерации содержание и структура коллективного договора определяются сторонами, при этом, в коллективном договоре, с учетом финансово-экономического положения работодателя, могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законом, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.
Пунктом 4 статьи 13 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что принимаемые работодателем локальные нормативные акты действуют в отношении работников данного работодателя.
Коллективным договором ОАО «РЖД» на 2017 - 2019 годы установлены критерии отнесения лиц к категории неработающих пенсионеров: основание увольнение - по собственному желанию в связи с выходом на пенсию и отсутствие трудовых отношений с какими-либо работодателями на момент обращения за льготами.
В соответствии с положениями Коллективного договора ОАО «РЖД» на 2017 - 2019 годы к неработающим пенсионерами ОАО «РЖД», имеющим право на дополнительные социальные льготы и гарантии, предусмотренные коллективным договором(неработающие пенсионеры) относятся лица, уволенные по собственному желанию в связи с выходом на пенсию (в том числе по инвалидности в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным возникшим не по вине Работника повреждением здоровья) из Компании или до ДД.ММ.ГГГГ из организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых внесено в уставный капитал ОАО «РЖД», а также действующих в них профсоюзных организаций.
Гарантии, льготы и компенсации, предусмотренные настоящим Договором, предоставляются неработающим пенсионерам, не состоящим на дату получения указанных гарантий, льгот и компенсаций в трудовых отношениях с каким-либо Работодателем.
Пунктом 8.1. Коллективного договора ОАО «РЖД» на 2017 - 2019 годы предусмотрено, что при предоставлении социальных гарантий, предусмотренных настоящим Договором, учитывается общий стаж работы неработающего пенсионера в Компании и в организациях, в отношении которых действует Отраслевое соглашение по организациям железнодорожного транспорта, или до ДД.ММ.ГГГГ в организациях федерального железнодорожного транспорта, имущество которых внесено в уставный капитал ОАО «РЖД», а также в организациях профсоюза, действующих в этих организациях, применительно к следующим пунктам настоящего Договора:
- пункт 8.2, 8.3 - не менее 20 лет;
- пункт 8.8 - не менее 15 лет;
- пункты 8.9 и 8.11 - для неработающих пенсионеров, вышедших на пенсию до ДД.ММ.ГГГГ, - не менее 10 лет, для неработающих пенсионеров, вышедших на пенсию после ДД.ММ.ГГГГ, - не менее 20 лет.
Лицам, ушедшим на пенсию по инвалидности в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным возникшим не по вине Работника повреждением здоровья, социальные гарантии в соответствии с пунктами 8.2, 8.3, 8.9 и 8.11 настоящего Договора предоставляются независимо от стажа работы.
Согласно пункту 8.2. Коллективного договора ОАО «РЖД» на 2017 - 2019 годы работодатель обязался предоставлять неработающим пенсионерам и находящимся на их иждивении детям в возрасте до 18 лет (не более чем одному) право бесплатного проезда по личным надобностям в купейном вагоне поездов дальнего следования (в вагонах с местами для сидения - во 2-м классе обслуживания) всех категорий в направлении туда и обратно с правом двух остановок в пути следования в порядке, установленном Компанией.
Системный анализ положений Коллективного договора ОАО «РЖД» на 2017 - 2019 годы свидетельствуют о том, что правом бесплатного проезда по личным надобностям в купейном вагоне поездов дальнего следования (пункт 8.2.) обладают следующие лица:
1. Лица, уволенные по собственному желанию в связи с выходом на пенсию и имеющие общий стаж работы не менее 20 лет и не состоящие в трудовых отношениях с какими-либо работодателями на момент обращения за льготами;
2. Лица, уволенные по собственному желанию в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным возникшим не по вине Работника повреждением здоровья не зависимо от стажа работы и не состоящие в трудовых отношениях с какими-либо работодателями на момент обращения за льготами.
В настоящем случае истец уволен на основании пункта 8 части первой статьи 77 ТК РФ (отсутствие у работодателя работы, соответствующей медицинскому заключению, выданному в установленном порядке), увольнение по данному основанию не дает право истцу быть признанным неработающим пенсионером ОАО «РЖД» в свете определения, указанного в коллективном договоре, а также на предоставление дополнительных льгот, указанных в данном договоре.
При этом факт утраты профессиональной трудоспособности в размере 40% в настоящем случае правового значения не имеет, так как истец с ограничениями по медицинским показаниям способен к труду и пенсионного возраста в настоящее время не достиг.
Таким образом, истец уволен из ОАО «РЖД» не по собственному желанию, в связи с чем у него отсутствуют основания для отнесения к категории неработающих пенсионеров, что не дает ему права на соответствующие социальные льготы, установленные коллективным договором.
Согласно п. 6 ст. 25 ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" организации железнодорожного транспорта общего пользования независимо от форм собственности оказывают социальную поддержку неработающим пенсионерам-железнодорожникам в порядке и на условиях, которые предусмотрены отраслевым тарифным соглашением и коллективными договорами.
Законодатель позволяет работодателям по своему усмотрению, согласованному с представителями работников, определять круг лиц, которым предоставляются дополнительные, не предусмотренные законом льготы и компенсации, и устанавливать объем таких льгот, исходя, в том числе, и из экономических возможностей предприятия. Социальные гарантии, которые организации железнодорожного транспорта обязаны предоставлять неработающим пенсионерам в соответствии с Отраслевым соглашением, перечислены в пункте 9.2. Остальные социальные гарантии, перечисленные в п. 9.3 Соглашения (проезд, сан.-курортное лечение, медицинская помощь, зубное протезирование и т.п.), являются дополнительными и Организации вправе определять порядок и условия их предоставления неработающим пенсионерам, исходя из своих финансово-экономических возможностей.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Санникова АЕ на нарушение его конституционных прав пунктом 6 статьи 25 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» изложена следующая правовая позиция.
Конституционным Судом Российской Федерации проведена проверка конституционности пункта 6 статьи 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», согласно которому организации железнодорожного транспорта общего пользования независимо от форм собственности оказывают социальную поддержку неработающим пенсионерам-железнодорожникам в порядке и на условиях, которые предусмотрены отраслевым тарифным соглашением и коллективными договорами.
В рамах рассмотрения жалобы Конституционным судом Российской Федерации установлено следующее - решением Ленинского районного суда <адрес>, оставленным без изменения постановлениями судов вышестоящих инстанций, заявителю, уволенному в связи с отказом от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, по основанию, предусмотренному пунктом 8 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации, было отказано в удовлетворении требований о предоставлении социальных льгот и выплате единовременного поощрения за добросовестный труд, установленных коллективным договором ОАО «Российские железные дороги» на 2014 - 2016 годы, поскольку согласно положениям указанного коллективного договора к неработающим пенсионерам, имеющим право на предоставление соответствующих гарантий, льгот и компенсаций, отнесены только лица, уволенные из ОАО «Российские железные дороги» по собственному желанию в связи с выходом на пенсию.
По мнению заявителя, оспариваемое законоположение, примененное судами общей юрисдикции при рассмотрении его дела, не соответствует статьям 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, поскольку допускает произвольное толкование термина «неработающий пенсионер-железнодорожник» и позволяет организациям железнодорожного транспорта самостоятельно устанавливать в коллективных договорах категории лиц, имеющих право на социальные льготы и гарантии.
Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы пришел к выводу о том, что порядок и условия реализации прав на дополнительные социальные льготы и компенсации пенсионерам, увольняемым из организации железнодорожного транспорта общего пользования, связан с содержанием коллективных договоров (соглашений).
Согласно статьям 41 и 46 Трудового кодекса Российской Федерации стороны (работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей) свободны в определении содержания и структуры коллективного договора (соглашения). Оказание социальной поддержки неработающим пенсионерам-железнодорожникам осуществляется с учетом финансово-экономического положения работодателя на основании достигнутого соглашения между работниками и работодателем. Следовательно, оспариваемое законоположение в системе действующего правового регулирования не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя в указанном в жалобе аспекте.
Таким образом, Конституционным Судом Российской Федерации в вышеуказанном определении изложена правовая позиция Конституционного суда РФ, в соответствии с которой положения коллективного договора, гласящие о том, что к неработающим пенсионерам, имеющим право на предоставление соответствующих гарантий, льгот и компенсаций, отнесены только лица, уволенные из ОАО «Российские железные дороги» по собственному желанию в связи с выходом на пенсию, являются законными и не противоречат Конституции Российской Федерации.
Учитывая изложенное, анализируя выше приведенные нормы права, суд приходит к выводу о том, что истец неработающим пенсионером, в ОАО "РЖД", в понятии содержащемся в коллективном договоре не является, поскольку, был уволен из ОАО "РЖД" не по собственному желанию, в связи с уходом на пенсию, а по основаниям, предусмотренным п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ а, следовательно, положения п. 4.6, Коллективного договора на него не распространяются.
Вместе с тем, суд не соглашается с доводами ответчика о пропуске срока исковой давности истцом (исчисляемым, по мнению представителей ОАО "РЖД" с июля 2018, поскольку истцом заявлены требования не о взыскании расходов на проезд, а признании права на представление истцу социальных гарантий, предусмотренных в действующем Коллективном договоре ОАО "РЖД"
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Савельев ЮВ к ОАО «РЖД» о признании права на меры социальных гарантий по коллективному трудовому договору отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца с момента составления решения суда в окончательной форме –01 марта 2019 года.
Судья: