РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОСИЙССКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 мая2019года г.Межгорье РБ
Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Нагимовой К.П.,
при секретаре Ишимовой Л.Г.,
с участием представителей истцов: Байрамгуловой Р. Х., Буляккуловой З. А., Грязных Н. Б., Ершова А. Т., Каримуллиной И. Р., Кобышко С. В., Козлова А.ёма В., Копошко А. В., Меньщиковой Е. И., Пономаревой О. А., Фаррахова А. Г., Щипакина Е. С. – адвоката Кораллкиной О.А., по ордерам,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Байрамгуловой Р. Х., Буляккуловой З. А., Грязных Н. Б., Ершова А. Т., Каримуллиной И. Р., Кобышко С. В., Козлова А.ёма В., Копошко А. В., Меньщиковой Е. И., Пономаревой О. А., Фаррахова А. Г., Щипакина Е. С. к Муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства г. Межгорье о защите трудовых прав,
установил:Байрамгулова Р.Х., Буляккулова З.А., Грязных Н.Б., Ершов А.Т., Каримуллина И.Р., Кобышко С.В., Козлов А.В., Копошко А.В., Меньщикова Е.И., Пономарева О.А., Фаррахов А.Г., Щипакин Е.С. обратились в суд с иском к МУП ЖКХ г. Межгорье о защите трудовых прав. Просят признать за ними право на получение заработной платы не ниже установленного минимального размера оплаты труда РФ, при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей), без включения в нее районного коэффициента 1,7 и процентной надбавки 50 % за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; просят обязать МУП ЖКХ г. Межгорье произвести перерасчет моей заработной платы путем начисления заработной платы не менее одного минимального размера оплаты труда, с учетом отработанного времени за месяц и месячной нормы труда, с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента 1,7 и процентной надбавки 50 % за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с января 2018 г., взыскать в их пользу компенсацию морального ущерба в размере 5000 рублей.
В судебное заседание истцы: Байрамгулова Р.Х., Буляккулова З.А., Грязных Н.Б., Ершов А.Т., Каримуллина И.Р., Кобышко С.В., Козлов А.В., Копошко А.В., Меньщикова Е.И., Пономарева О.А., Фаррахов А.Г., Щипакин Е.С. не явились, о месте и времени судебного заседания извещались надлежащим образом. В своем заявлении просили рассмотреть дело в их отсутствие.
В связи с чем, суд, на основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истцов.
Представитель истцов – адвокат Кораллкина О.А., действующая на основании ордеров, в судебном заседании поддержала заявленные требования и пояснила, что истцы работают в МУП ЖКХ г. Межгорье по трудовым договорам. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 июня 1978 года № 487-152 на работников предприятий и организаций, занятых на строительстве и обслуживании в районе строительства специального объекта на территории Республики Башкортостан, независимо от их ведомственной принадлежности, распространены условия труда и льготы, предусмотренныеПостановлениемЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 июля 1974 года № 561. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 июля 1974 г. N 561 “О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали“ (приложение N 9) к заработной плате работникам БАМа был установлен районный коэффициент 1,7, а также распространены льготы, установленные для лиц, работающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 1995 года N 687 специальный объект, строящийся на территории Республики Башкортостан, был преобразован в закрытое административно-территориальное образование город Межгорье. Названным Указом за лицами, проживающими и работающими в ЗАТО Межгорье, были сохранены ранее предоставленные льготы в области оплаты труда и социальной защиты населения. В соответствии с законом РФ от 14.07.1992 №3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании», Указом Президента Российской Федерации от 08.07.1995 №687, Министром обороны Российской Федерации и Премьер-министром Республики Башкортостан от 01.12.1995 было утверждено Положение о правовом режиме функционирования закрытого административно-территориального образования - город Межгорье, в соответствии с которым на работников предприятий и организаций, расположенных на территории ЗАТО Межгорье и занятых выполнением госзаказа, а также на работников местной власти и их структурных подразделений, муниципальных организаций, предприятий и учpeждeний контролирующих и обслуживающих органов распространяются действующие на объекте льготы и надбавки к заработной плате, пенсионному обеспечению и мерам социальной защиты. С учетом того, что МУП ЖКХ г.Межгорье является муниципальной организацией, на работников Предприятия распространяются льготы в сфере оплаты труда, установленные Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 08.07.1974 №561 «О строительстве Байкало-амурской магистрали», Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19.06.1978 №487-152, Указом Президента Российской Федерации от 08.07.1995 №687, а именно: к заработной плате установлен коэффициент 1,7, специальный коэффициент 1,25 - к должностным окладам и тарифным ставкам, а также северная надбавка в размере от 10 % до 50 % в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также на предприятиях и организациях ЗАТО Межгорье. Статьей 130 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации включена в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников. В соответствии со статьей 133 названного кодекса минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом (часть первая), при этом месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Согласно ст. 91 ТК РФ, нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 28.12.2017 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения", минимальный размер оплаты труда с 01 января 2018 г. составляет 9489 руб. в месяц. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», минимальный размер оплаты труда с 01 мая 2018 г. составляет 11163 руб. в месяц. Таким образом, начисленная истцам заработная плата за норму рабочего времени в размере не ниже минимального размера оплаты труда с последующим начислением районного коэффициента 1,7 и процентной надбавки 50 % за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях должна составлять с января 2018г. не менее 9489+9489*1.7+9489/100*50=20875,8 руб., с мая 2018г. не менее 11163+11163*1,7+11163/100*50=24558,6 руб. Фактически начисленная истцам заработная плата в период с января 2018 г. с учетом отработанного времени и нормы рабочего времени за месяц меньше вышеуказанных сумм, т.к. ответчик МУП ЖКХ начисляет районный коэффициент 1,7 и процентную надбавку 50 % на фактический заработок без его предварительного доведения до минимального размера оплаты труда. Считает действующий порядок начисления заработной платы незаконным, т.к. районный коэффициент 1,7 и процентная надбавка 50 % за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях подлежит начислению на фактический заработок работника, который перед начислением этого коэффициента должен быть не ниже минимального размера оплаты труда, установленного по Российской Федерации в целом. Истцы оценивают моральный вред, причиненный им нарушением трудовых прав, в размере 5000 руб. каждому
Представитель ответчика: МУП ЖКХ г. Межгорье в судебное заседание не явился, извещался о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом. Направил в суд письменный отзыв, в котором просит в исковых требованиях истцов отказать в полном объеме по доводам, изложенным в письменном возражении. МУП ЖКХ г.Межгорье является многоотраслевым предприятием, оказывающим жилищно-коммунальные услуги потребителям ЗАТО г.Межгорье, 80% из которых население. Основным источником доходов предприятия является выручка от предоставления коммунальных услуг потребителям по государственно регулируемым тарифам, утвержденным Государственным комитетом РБ по тарифам и стоимости услуг по управлению многоквартирными домами, установленной решениями общего собрания собственников жилых помещений. В соответствии с нормами действующего законодательства, расходы на оплату труда являются одним из основных элементов затрат, формирующих себестоимость продукции (работ, услуг). Истцы являются работниками Предприятия, заработная плата которым начисляется правильно. Районный коэффициент 1,7 и процентная надбавка в размере 50% являются стимулирующими выплатами, а не компенсационными, поэтому выплачиваются истцам не за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Данные выплаты не являются выплатами, установленными в соответствии с требованиями Трудового Кодекса РФ и не отнесены к тем районным коэффициентам, которые устанавливаются в централизованном порядке. Кроме того, г. Межгорье не включен в перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера. Считает, что постановление КС РФ от 07.12.2017 № 38-П, истцы растолковывают неправильно, и оно не должно распространяться на данные трудовые правоотношения.
Представители третьих лиц: Комитета по управлению муниципальной собственностью городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан, Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам и Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан в судебное заседание не явились, несмотря на надлежащее их извещение.
При этом представитель Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам направил в суд письменный отзыв, в котором указал, что фонд оплаты труда персонала, занятого в нерегулируемых видах деятельности формируется за счет источников предприятия, получаемых от осуществления данных видов деятельности – по управлению общим имуществом многоквартирных домов и в расчет тарифов, устанавливаемых органом регулирования, вышеуказанный фонд оплаты труда персонала не включается. Истцы не относятся к регулируемой деятельности и фонда оплаты труда персонала формируется за счет источников предприятия, получаемого от осуществления данного вида деятельности.
В соответствии с ч.ч. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие извещенных и неявившихся представителей ответчика и третьих лиц.
Изучив доводы иска, васлушав представителя истцов – адвоката Кораллкиной О.А., действующей по ордерам, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.15 Трудового кодекса РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий груда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со ст. 16 Трудового кодекса РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В соответствии со ст. 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами.
По смыслу положений ст.ст. 15, 16, 56 и 57 Трудового кодекса РФ основным источником регулирования трудовых отношений является трудовой договор, которым, в частности, должны предусматриваться условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).
В соответствии со ст. 130 ТК РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются: величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации; меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы.
В соответствии со ст. 133 названного Кодекса минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом (часть первая), при этом месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (часть третья), а согласно части второй ст. 133.1 этого же кодекса размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Конкретная сумма минимальной оплаты труда на соответствующий период устанавливается ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (с последующими изменениями) в едином размере для всей Российской Федерации без учета каких-либо особенностей климатических условий, в которых исполняются трудовые обязанности работников.
Между тем частью второй ст. 146 ТК РФ установлено, что труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере.
В соответствии со ст. 148 этого же кодекса порядок и размер оплаты труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно разъяснению Министерства труда Российской Федерации от 11 сентября 1995 г. N 3 "О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)", утвержденному постановлением данного министерства от 11 сентября 1995 г. N 49, установленные к заработной плате лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, районные коэффициенты начисляются на фактический заработок работника, включая вознаграждение за выслугу лет.
Из приведенных выше положений Конституции Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов в их взаимосвязи следует, что законодатель возлагает на работодателей обязанность как оплачивать труд работников в размере не ниже установленного законом минимального уровня, так и оплачивать в повышенном размере труд работников в особых климатических условиях с применением установленных для этих целей нормативными актами районных коэффициентов.
Повышение оплаты труда в местностях с особыми климатическими условиями является реализацией вытекающих из положений ст. 19 и 37 Конституции Российской Федерации, а также закрепленных в ст. 2 и 22 ТК РФ принципов равенства прав работников и запрета дискриминации, включающих право на равную оплату за труд равной ценности.
По смыслу приведенных норм права в их системном толковании повышение оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях должно производиться после выполнения конституционного требования об обеспечении работнику, выполнившему установленную норму труда, заработной платы не ниже определенного законом минимального размера, а включение соответствующих районных коэффициентов в состав минимального уровня оплаты труда, установленного для всей территории Российской Федерации без учета особенностей климатических условий, противоречит цели введения этих коэффициентов. Применение одного и того же минимума оплаты за труд в отношении работников, находящихся в существенно неравных природно-климатических условиях, является нарушением названного выше принципа равной оплаты за труд равной ценности.
Данная позиция изложена в п. 8 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2013 года, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 5 февраля 2014 г., а также в разделе I Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 февраля 2014 г., применительно к районным коэффициентам и процентным надбавкам, установленным для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющим ту же правовую природу, что и районные коэффициенты, установленные для местностей с особыми климатическими условиями.
В Обзоре Верховного Суда Российской Федерации ПРАКТИКИ РАССМОТРЕНИЯ СУДАМИ ДЕЛ, СВЯЗАННЫХ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ГРАЖДАНАМИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЙОНАХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ МЕСТНОСТЯХ, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 февраля 2014 года указано, Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 июля 1974 года N 561 "О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали" и пунктами 1 и 2 приложения 9 к названному постановлению к заработной плате работников БАМа был введен районный коэффициент 1,7 и распространены льготы, установленные для лиц, работающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 июня 1978 года N 487-152 на всех работников, занятых на строительстве и обслуживании в районах строительства объекта, расположенного в г. Белорецке-15 (ЗАТО "Межгорье"), независимо от ведомственной принадлежности, были распространены условия оплаты труда и льготы, предусмотренные постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 8 июля 1974 года N 561. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 1995 года N 687 за лицами, проживающими и работающими в ЗАТО г.Межгорье, были сохранены ранее предусмотренные льготы.
Согласно Постановлению Конституционного суда Российской Федерации от 7 декабря 2017г. N 38-П, в зарплату, равную МРОТ, не включаются районный коэффициент и надбавка за работу в особых климатических условиях. Оклад может быть ниже МРОТ, только если месячная зарплата без учета районного коэффициента и надбавки будет не ниже этого размера.
Судом установлено и из материалов дела следует, что истцы состоят в трудовых отношениях с Муниципальным унитарным предприятием жилищно-коммунального хозяйства г.Межгорье: Копошко А.В. с ... по настоящее время в должности ...; Буляккулова З.А. с ... по настоящее время в должности ...; Каримуллина И.Р. с ... по настоящее время в должности ...; Грязных Н.Б. с ... по настоящее время в должности ...; Козлов А.В. с ... по настоящее время в должности ...; Байрамгулова Р.Х. с ... по настоящее время в должности ...; Меньшикова Е.И. с ... по настоящее время в должности ...; Фаррахов А.Г. с ... по ... в должности ...; Кабышко С.В. с ... по настоящее время в должности ...; Ершов А.Т. с ... по настоящее время в должности ...; Понамарева О.А. с ... по настоящее время в должности ...; Щипакин Е.С. с ... по настоящее время в должности ....
По условиям заключенных с истцами трудовых договоров и дополнительных соглашений к нему истцы были приняты на работу в Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства, которое является их основным и непосредственным местом работы, расположенным в городе Межгорье.
Согласно статье 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора а о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Положениями статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при выплате заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период; о размерах иных сумм, начисленных работнику, в том числе денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику: о размерах и об основаниях произведенных удержании; об общей денежной сумме, подлежащей выплате. Форма расчетного листка утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Из материалов дела следует, что во исполнение указанной нормы ответчик, заключая с истцами трудовой договор и дополнительное соглашение, в разделе «Оплата труда» указал составные части заработной платы истцов - должностной оклад в месяц. Также в трудовых договорах и дополнительных соглашениях к ним истцов указано, что им устанавливаются выплаты районного коэффициента и процентных надбавок к заработной плате в размерах, установленных действующим законодательством для данного региона. Кроме того, в трудовых договорах в подп. 6.1 п. 6 указано, что на период действия трудового договора на работника распространяются все гарантии и компенсации, предусмотренные действующим трудовым кодексом РФ.
Согласно п. 2.9 Положения об оплате и нормировании труда работников МУП ЖКХ г.Межгорье, утвержденному приказом директора МУП ЖКХ от ... №... в случае, если заработная плата работника, отработавшего норму рабочего времени и выполнившего нормы труда за месяц, ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ), то ему производится доплата до МРОТ. Доплата до МРОТ рассчитывается без учета районных коэффициентов.
Согласно подпункту 5.9 (указан как 5.19) раздела 5 (оплата труда) коллективного договора МУП ЖКХ г. Межгорье работникам МУП ЖКХ выплачиваются процентные надбавки за работу в районах, приравненных к районам Крайнего Севера г. Межгорье: 10% заработка по истечении первого года работы, с увеличением на 10% за каждый последующий год работы до достижения 50% заработка.
Приказом МУП ЖКХ от ... №... утверждено Положение об оплате и нормировании труда работников МУП ЖКХ в новой редакции, согласно подп. 5.7, 5.7.1, 5.7.2 п. 5 Положения работникам предприятия в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от ... №... и Указом Президента РФ от ... №... выплачиваются: районный коэффициент – 1,7; процентная надбавка «северные» - от 10% до 50%.
Согласно п. 5.8 раздела 5, районный коэффициент и процентная надбавка «северные» начисляются на все виды заработка: оклад (тарифная ставка), компенсационные выплаты, стимулирующие выплаты (в том числе на все виды премий).
Согласно Перечню закрытых административно-территориальных образований и расположенных на их территориях населенных пунктов, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 года № 508 (в действующей редакции), город Межгорье имеет статус закрытого административно-территориального образования.
В соответствии со ст. 7 Закона Российской Федерации от 14.07.1992 года «О закрытом административно-территориальном образовании» проживание и (или) работа граждан в условиях особого режима безопасного функционирования организаций и (или) объектов в закрытом административно-территориальном образовании обеспечиваются мерами государственной поддержки.
Меры государственной поддержки включают повышенный уровень бюджетной обеспеченности населения, меры социальной защита, льготы в оплате труда, государственном страховании и гарантии занятости.
Меры государственной поддержки устанавливаются федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.
То есть, в отношении лиц, проживающих на территории и работающих на предприятиях ЗАТО г. Межгорье, действуют специальные нормы.
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2012 года № 1492 на ЗАТО Межгорье, распространено действие Положение об обеспечении особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства обороны Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 26.06.199S года Ха 655 (к редакции от 30.12.2012 года).
Пунктом 29 Положения об обеспечении особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства обороны Российской Федерации, предусмотрено, что на территории закрытого образования действуют зарегистрированные в установленном порядке организации - юридические лица, осуществляющие деятельность, направленную на решение производственных задач и удовлетворение социально-культурных и иных потребностей жителей закрытого образования.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 июля 1974 года № 561 «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали» (приложение № 9) к заработной плате работникам БАМа был установлен районный коэффициент 1.7 и распространены льготы, установленные для лиц, работающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Согласно п.п. «а» п.20 приложения №2 к Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 июня 1978 года № 487-152 на всех работников, занятых на строительстве и обслуживании в районах строительства объекта, расположенного в г. Белорецке-15 (ныне ЗАТО г. Межгорье), независимо от ведомственной принадлежности были распространены условия оплаты труда и льготы, предусмотренные Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 июля 1974 года №561, в том числе: централизованно установлены районный коэффициент 1,7; специальный коэффициент к окладам и тарифным ставкам, равный 1.25; применяемая процентная надбавка за стаж работы в местностях, приравненный к районам Крайнего Севера (10% за каждый год работы, но не более 50%).
В соответствии с п. 4 Указа Президента РФ от 8 июля 1995 года № 687 «О преобразовании строящегося на территории Республики Башкортостан специального объекта в закрытое административно-территориальное образование - г. Межгорье» за лицами, проживающими и работающими в ЗАТО г. Межгорье, были сохранены ранее предусмотренные льготы.
Указанные нормативные акты, равно как и Указ Президента Российской Федерации от 8 июля 1995 года № 687, направлены на регулирование трудовых правоотношений. На момент рассмотрения спора указанные нормативные правовые акты являются действующими и подлежат применению.
Согласно статье 315 Трудового кодекса РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
В ходе судебного разбирательства установлено, что истцы являются, а Фаррахов А.Г.. являлся с ... по ... работниками МУП ЖКХ г. Межгорье, проживают и работают (работал) на территории ЗАТО г. Межгорье, и на них распространяется централизованно установленный районный коэффициент 1.7; специальный коэффициент к окладам и тарифным ставкам, районный 1.25, и процентная надбавка за стаж работы в местностях, приравненный к районам Крайнего Севера (10% за каждый год работы, но не более 50%).
Поскольку Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 июля 1974 г. № 561 и от 19 июня 1978 г. № 487-152 установлен районный коэффициент 1,7 к заработной плате работников, занятых не только на строительстве, но и обслуживании в районе строительства объекта (то есть непроизводственных отраслей), а Указом Президента РФ от 8 июля 1995 г. № 687 эта льгота сохранена, то при наличии Постановления Правительства и Указа Президента в отношении установления районного коэффициента 1.7 к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей, проживающих на территории ЗАТО г. Межгорье, и льгот, как на лиц работающих и проживающих в местностях, приравненным к районам Крайнего Севера, на истцов распространяется действие приведенного выше специального законодательства.
Согласно пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1237 "О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях" к районам, в которых применяется коэффициент 1,7 указано: Республика Башкортостан - г. Межгорье. А согласно п.20 указанного постановления, к местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в которых к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников выплачиваются процентные надбавки в размере до 50 процентов (III группа территорий) относится: Республика Башкортостан - г. Межгорье.
На основании ч. 4 ст. 1 ГПК РФ в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского судопроизводства, федеральные суды общей юрисдикции и мировые судьи (далее также - суд) применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).
Приведенное выше специальное законодательство прямо определяет включение в состав заработной платы, подлежащей выплате работникам, проживающим и работающим на территории ЗАТО г.Межгорье занятым в непроизводственной отрасли районного коэффициента 1.7. специального коэффициента 1,25 и надбавки 50% работающим и проживающим в местностях, приравненным к районам Крайнего Севера.
Истцы указанным требованиям отвечают, поскольку проживают и работают на территорий ЗАТО г.Межгорье, имеют необходимый стаж работы в такой местности для начисления им соответствующих надбавок, что подтверждено представленными суду копиями трудовых книжек, трудовыми договорами. Это обстоятельство по существу не оспаривается ответчиком.
Вместе с тем, проанализировав расчетные листки заработной платы, представленные сторонами, учитывая положения Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 г. N 38-П, согласно которому в зарплату, равную МРОТ, не включаются районный коэффициент и надбавка за работу в особых климатических условиях, суд приходит к выводу о том, что с января 2018 года ответчиком районный коэффициент 1.7 и надбавка за работу в особых климатических условиях – 50% и 10 % истцу Копошко А.В. включаются в заработную плату истцов, равную МРОТ, тогда как указанное является нарушением действующего законодательства. Факт не начисления ответчиком с января 2018г. коэффициента 1,7 и надбавки в размере 50% и 10% истцу Копошко А.В. сверх минимальной зарплаты, и включение в МРОТ указанного коэффициента и надбавки не оспаривался представителями ответчика и нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Исходя из положений ч. 1 ст. 56, ч. 2 ст. 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
Таким образом, оценивая, указанные обстоятельства в соответствии с вышеприведенными нормами трудового законодательства, руководствуясь статьями 130, 133, 148, 315, 316, 317 Трудового кодекса РФ, суд полагает подлежащими удовлетворению требования истцов о признании за ними права на получение заработной платы в МУП ЖКХ г. Межгорье не ниже установленного минимального размера оплаты труда Российской Федерации, при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей), без включения в нее районного коэффициента 1,7 и процентной надбавки 50 % и 10% истцу Копошко А.В. и обязании ответчика произвести перерасчет заработной платы истцов путем начисления заработной платы не менее одного минимального размера оплаты труда, с учетом отработанного времени за месяц и месячной нормы труда, с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента 1,7 и процентной надбавки 50 %, а истцу Копошко А.В. 10% за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с января 2018 г., за исключением истца Фаррахова А.Г., за которым необходимо признать право на получение зарплаты с января 2018 г. по ....
Доводы представителей ответчика, о том, что коэффициент 1,7, а также процентная надбавка 50% являются стимулирующими, а не компенсационными, в связи с чем не должны начисляться на заработную плату истцов, а также, что г. Межгорье не включен в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г., в связи с чем отсутствуют основания для начисления и выплаты истцам заработной платы с применением районного коэффициента 1,7 и процентной надбавки в размере 50% за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не могут быть приняты во внимание и положены в основу решения, поскольку, изложенные выше нормативные акты распространяют льготы в области оплаты труда и социальной защиты населения, установленные для лиц, работающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на работников предприятий и организаций, занятых на строительстве спецобъекта и обслуживании в районе строительства, расположенного в г. Межгорье.
В силу ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абз. 2 п. 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", суд в силу ст. ст. 21, 237 Трудового кодекса Российской Федерации вправе удовлетворить требования работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав.
Поскольку судом установлен факт нарушения трудовых прав истцов, выражающийся в незаконном лишении возможности получить заработную плату и гарантированные законодательством Российской Федерации льготы и компенсации при начислении заработной платы, суд полагает, что с ответчика в пользу истцов подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере 1 000 руб. каждому истцу, с учетом принципа, разумности и справедливости. Размер определяется судом с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела и степени нарушения трудовых прав истцов, способствует восстановлению баланса между нарушенными правами истцов и мерой ответственности, применяемой к ответчику.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ при подаче искового заявления неимущественного характера государственная пошлина для физических лиц установлена в размере 300 рублей.
В силу п. 10 ч. 1 ст. 91 Гражданского процессуального кодекса РФ цена иска по искам, состоящим из нескольких самостоятельных требований, определяется исходя из каждого требования в отдельности.
Поскольку каждым из истцов было заявлено по три самостоятельных исковых требования неимущественного характера, то по правилам ст. 91 Гражданского процессуального кодекса РФ по каждому требованию цена иска определяется отдельно.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ истцы освобождаются от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты, которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части исковых требований.
На основании изложенного суд приходит к выводу об определении размера государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика в доход местного бюджета исходя из размера государственной пошлины по каждому исковому требованию, т.е. в сумме 10 800 рублей, исходя из: 900 рублей х 12 (количество истцов)=10 800 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования Байрамгуловой Р. Х., Буляккуловой З. А., Грязных Н. Б., Ершова А. Т., Каримуллиной И. Р., Кобышко С. В., Козлова Артёма В., Копошко А. В., Меньщиковой Е. И., Пономаревой О. А., Фаррахова А. Г., Щипакина Е. С. к Муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства г.Межгорье о защите трудовых прав, удовлетворить частично.
Признать за: Байрамгуловой Р. Х., Буляккуловой З. А., Грязных Н. Б., Ершовым А. Т., Каримуллиной И. Р., Кобышко С. В., Козловым Артёмом В., Меньщиковой Е. И., Пономаревой О. А., Фарраховым А. Г., Щипакиным Е. С. право на получение заработной платы в Муниципальном унитарном предприятии жилищно-коммунального хозяйства г. Межгорье не ниже установленного минимального размера оплаты труда Российской Федерации, при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей), без включения в нее районного коэффициента 1,7 и процентной надбавки 50 % за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства г.Межгорье произвести перерасчет заработной платы Байрамгуловой Р. Х., Буляккуловой З. А., Грязных Н. Б., Ершова А. Т., Каримуллиной И. Р., Кобышко С. В., Козлова Артёма В., Меньщиковой Е. И., Пономаревой О. А., Щипакина Е. С. путем начисления заработной платы не менее одного минимального размера оплаты труда, с учетом отработанного времени за месяц и месячной нормы труда, с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента 1,7 и процентной надбавки 50 % за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с января 2018 г.
Признать за Копошко А. В., право на получение заработной платы в Муниципальном унитарном предприятии жилищно-коммунального хозяйства г. Межгорье не ниже установленного минимального размера оплаты труда Российской Федерации, при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей), без включения в нее районного коэффициента 1,7 и процентной надбавки 10 % за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства г.Межгорье произвести перерасчет заработной платы Копошко А. В., путем начисления заработной платы не менее одного минимального размера оплаты труда, с учетом отработанного времени за месяц и месячной нормы труда, с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента 1,7 и процентной надбавки 10 % за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с января 2018 г.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства г.Межгорье произвести перерасчет заработной платы Фаррахова А. Г. путем начисления заработной платы не менее одного минимального размера оплаты труда, с учетом отработанного времени за месяц и месячной нормы труда, с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента 1,7 и процентной надбавки 50 % за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с января 2018 г. по 25.01.2019 г..
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства г. Межгорье в пользу Байрамгуловой Р. Х., Буляккуловой З. А., Грязных Н. Б., Ершова А. Т., Каримуллиной И. Р., Кобышко С. В., Козлова Артёма В., Копошко А. В., Меньщиковой Е. И., Пономаревой О. А., Фаррахова А. Г., Щипакина Е. С. компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей каждому.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства г. Межгорье в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 10 800 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан Постоянное судебное присутствие в ЗАТО г. Межгорье.
Решение в окончательной форме изготовлено 17 мая 2019 года.
Председательствующий судья: К. П. Нагимова