Дело № 2-276/ 2012 г.
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
С. Большая Соснова |
26 сентября 2012 года. |
Большесосновский районный суд Пермского края, в составе председательствующего судьи Казанцева Н.В., с участием помощника прокурора Большесосновского района Двойничникова Ю.А., при секретаре Смирновой Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Большесосновского района Пермского края о признании незаконным бездействие Управления образования администрации Большесосновского муниципального района Пермского края по неначислению и невыплате пособия Овчинниковой <данные изъяты> на дочь Овчинникову <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не посещающей дошкольное образовательное учреждение за 2011 год, и обязании произвести начисление и выплату пособия Овчинниковой <данные изъяты> на дочь Овчинникову <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не посещающей дошкольное образовательное учреждение, за 2011 году в размере 11088 рублей 78 копеек,
установил:
Прокурор Большесосновского района Пермского края обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействие Управления образования администрации Большесосновского муниципального района Пермского края по неначислению и невыплате пособия Овчинниковой <данные изъяты> на дочь Овчинникову <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не посещающей дошкольное образовательное учреждение за 2011 год, и обязании произвести начисление и выплату пособия Овчинниковой <данные изъяты> на дочь Овчинникову <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не посещающей дошкольное образовательное учреждение, за 2011 году в размере 11088 рублей 78 копеек.
В заявлении указал, что 18 января 2010 года Овчинникова К.С., проживающая в с.Кленовка Большесосновского района Пермского края, обратилась с заявлением в Управление образования администрации Большесосновского муниципального района о назначении пособия на дочь Овчинникову <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не посещающую дошкольное образовательное учреждение - Кленовский детский сад, в рамках реализации права предоставленного Постановлением Правительства Пермского края от 15 октября 2007 года №232-п о пилотном проекте «Предоставлением пособий семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения». К данному заявлению были приложены ею все необходимые документы, предусмотренные п.18.2 вышеуказанного Постановления Правительства, а также то, что ее дочь Виктория не посещает детский сад. Согласно приложению к данному Постановлению, Большесосновский муниципальный район является участником указанного пилотного проекта.
В течении всего 2010 года производились выплаты пособия на Викторию в размере 696 рублей 26 копеек в месяц.
С января 2011 года, выплаты пособия прекратились и возобновились только в 2012 году.
12 июля 2012 года истица Овчинникова К.В. обратилась в Управление образования с письменным заявлением о причина невыплаты пособия в 2011 году.
13 июля 2012 года ей был дан ответ о том, что выплаты пособия по программе «Мамин выбор» на дочь Овчинникову <данные изъяты> были приостановлены с 01 января 2012 года, так как нужно переоформить пакет документов на основании изменений положений Постановления Правительства Пермского края от 25 января 2011 года № 30-п, которые предусматривают, что предоставление пособия семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, назначается сроком на 1 год, в связи с чем выплаты в 2011 году не производились.
Считает, что невыплатой в 2011 году пособия на ребенка, не посещающего детский сад, было нарушено право Овчинниковой К.В. в сфере социального обеспечения, так как денежные средства в форме пособий, получаемых родителями на детей, не достигших возраста 5 лет и не посещающие дошкольные образовательные учреждения в Пермском крае, имеют целевое назначение, и направлены на повышение качества и доступности дошкольного образования.
Ссылка управления образования на Постановление Правительства Пермского края №30-п, которым внесены изменения в Постановление Правительства Пермского края № 232-п, о том, что пособие родителю назначается сроком на один год, не может быть применены в отношении Овчинниковой <данные изъяты>, так как заявление о выплате пособия на своего ребенка, не посещающего детский сад, было направлены ею в Управление образование 18 января 2010 года, поэтому не могли распространяться на правоотношения, возникшие с 01 января 2011 года, установленные Постановлением Правительством Пермского края № 30-п от 25 января 2011 года.
Таким образом, за 2011 года Овчинниковой К.В. на дочь ФИО2 было незаконно не выплачено пособие в следующих размерах: январь-март - 2088,78 руб. (696,26 руб. х 3 месяца); апрель-декабрь - 9000 руб. (1000 руб. х 9 месяцев); итого за 2011 год в размере 11088,78 рублей.
В суде помощник прокурора района Двойничников Ю.А. заявленное требование прокурора поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении.
Овчинникова К.В. в суд не прибыла, каких-либо заявлений и ходатайств от нее не поступило, что не препятствует рассмотрению заявления по существу.
Представитель управления образования администрации Большесосновского муниципального района в суд не прибыл. Руководитель просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя. В своем отзыве указал, что постановлением Правительства Пермского края от 25 января 2011 года № 30-п «О внесении изменений в постановление Правительства Пермского края от 15 октября 2007 года №232-п «О пилотном проекте «Предоставление пособий семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения» определен перечень документов, согласно которых выплата «Мамин выбор» назначается на один год. Прокурор указывает, что заявление подано 13.12.2010 года - на указанный период дополнительные документы не требовались. Постановление Правительства Пермского края № 30-п от 25 января 2011 года распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2011 года, и указывает основания выплаты. Таким образом, если нет документов, указанных в перечне, нет и выплаты соответственно. Между тем, указанный нормативно-правовой акт не предписывает обязанность управления образования лично обращаться к каждому заявителю с просьбой, донести документы, написать заявление. Такая информация, согласно действующему законодательству, публикуется (обнародуется) в СМИ (газета Светлый путь). размер пособия с февраля по март 2011 года составлял 600,30 рублей, а не 696,26 рублей, как указано в исковом заявлении.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав представленные документы, приходит к следующему.
В соответствие с п.п. 2 и 3 Положения о пилотном проекте «Предоставление пособий семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения» «МАМИН ВЫБОР», утвержденным постановлением Правительства Пермского края № 232-п от 15 октября 2007 года, пособие назначается из расчета на каждого ребенка одному из родителей (законному представителю) (далее - получатель), совместно проживающему с ребенком (детьми), на иждивении которого находится последний (последние), в возрасте от 1,5 до 5 лет, не находящимся (не находящимися) в социально опасном положении и не посещающим (не посещающими) дошкольное учреждение. Пособие назначается и выплачивается получателю по месту жительства на территории муниципального района (городского округа), принимающего участие в пилотном проекте "Предоставление пособий семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения" (далее - пилотный проект).
Согласно п. 18.2 вышеуказанного положения, родитель (законный представитель), обратившийся за пособием, представляет следующие документы: заявление в письменной форме о назначении пособия; копию свидетельства о рождении ребенка (детей); справку с места жительства о составе семьи ребенка (детей) и совместном его (их) проживании с родителем (законным представителем); копию документа, подтверждающего регистрацию по месту жительства родителя (законного представителя); копию свидетельства об идентификационном номере налогоплательщика - родителя (законного представителя); номер расчетного счета родителя (законного представителя) с указанием полных реквизитов кредитной организации.
Пункт 4 указанного Положения предусматривает утрату на получения пособия, в следующих случаях: при определении ребенка в дошкольное учреждение; при достижении ребенком возраста 5 лет; при регистрации ребенка в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних как находящегося в социально опасном положении; при представлении родителем (законным представителем) недостоверной информации, указанной в пунктах 18.2.3, 18.2.4, 18.3 настоящего Положения, с момента ее выявления.
Согласно Положению, Управление образования администрации Большесосновского муниципального района является юридическим лицом и организует предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам дошкольного образования /л.д.58-75/.
Как следует из материалов дела, истица Овчинникова К.В. имеет дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения /л.д.8/, которые на 14 января 2010 года по настоящее время зарегистрированы и проживают в с.Кленовка <адрес> Большесосновского района Пермского края /л.д.10,11-2/, что также подтверждается сообщением территориального пункта УФМС России по Пермскому краю в Большесосновском районе /л.д.52/, и справкой администрации Кленовского сельского поселения /л.д.53/.
18 января 2010 года Овчинникова К.В. обратилась в Управление образования администрации Большесосновского муниципального района с письменным заявлением о назначении и выплате пособия в размере 2600 рублей на ее дочь Овчинникову <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не посещающей Кленовский детский сад /л.д.8/. К указанному заявлению были приложены копии паспорта, свидетельства о рождении дочери, ИНН, сберкнижки; кроме этого справка МОУ «Кленовская общеобразовательная средняя школа» от 12 января 2010 года, о том, что Овчинникова В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения дошкольное образовательное учреждение не посещает /л.д.23/ и справка о составе семьи /л.д. 10/, то есть все необходимые документы, установленные п.18.2 вышеуказанного Положения.
О том, что дочери Овчинниковой К.В. - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Анастасия, 10 июня 2009 года рождения, не посещают детский сад с января 2010 года и с декабря 2010 года соответственно, подтверждается справками МБОУ «Кленовская средняя школа» /л.д.54, 55/.
Согласно сведений управления образования, Овчинниковой <данные изъяты> было выплачено с период с января по декабрь включительно 2011 года пособие только на одного ребенка /л.д.26-37/.
Из информации Управления образования от 13 июля 2012 года следует, что выплаты пособия Овчинниковой <данные изъяты> на дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, были приостановлены, так как нужно было переоформить пакет документов на основании изменения Положения Правительства Пермского края от 25.01.2011 года №30-п /л.д. 48/.
В соответствии с п.1 постановления Правительства Пермского края от 25 января 2011 года № 30-п « О внесении изменений в постановление Правительства Пермского края от 15.10.2007 года № 232-п «О пилотном проекте «предоставление пособий семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения», внесены следующие изменения: пункт 17 дополнен абзацем следующего содержания:
"Пособие родителю (законному представителю) назначается сроком на один год. При продлении срока назначения пособия необходимо представить пакет документов в соответствии с пунктами 18.2, 18.3 настоящего Положения.";
пункт 18.2 изложен в следующей редакции: Родитель (законный представитель), обратившийся за пособием, представляет следующие документы: заявление в письменной форме о назначении пособия; копию свидетельства о рождении ребенка (детей); справку с места жительства о составе семьи ребенка (детей) и совместном его (их) проживании с родителем (законным представителем); копию документа, подтверждающего регистрацию по месту жительства родителя (законного представителя); копию свидетельства об идентификационном номере налогоплательщика - родителя (законного представителя); номер расчетного счета родителя (законного представителя) с указанием полных реквизитов кредитной организации.".
дополнить пунктами 18.3 и 18.4 следующего содержания: При отсутствии документов, указанных в пунктах 18.2.3, 18.2.4 настоящего Положения, родитель (законный представитель) представляет дополнительно следующие документы: копию договора найма и(или) аренды жилого помещения, заключенного в установленном порядке на срок не менее одного года между родителем (законным представителем) и собственником (наймодателем) жилого помещения, свидетельствующего о фактическом проживании на территории соответствующего муниципального района (городского округа) Пермского края, в котором родитель (законный представитель) планирует получать пособие; выписку из трудовой книжки или копию трудового договора, заключенного между родителем (законным представителем) и работодателем, свидетельствующего о выполнении работником трудовой функции на территории соответствующего муниципального района (городского округа) Пермского края, в котором родитель (законный представитель) планирует получать пособие, или справки из службы занятости о постановке на учет в качестве безработного; копию медицинского полиса с отметкой о прикреплении ребенка родителя (законного представителя) к медицинскому учреждению и справку из государственного учреждения здравоохранения, расположенного на территории муниципального района (городского округа) Пермского края, в котором родитель (законный представитель) планирует получать пособие.
Пункт 2 вышеуказанного Постановления, предусматривает вступление в силу данного постановления через 10 дней после дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.
Учитывая вышеизложенное, приостановление с января 2011 года и невыплата в течении 2011года управлением образования администрации Большесосновского муниципального района пособия Овчинниковой К.В. на ее дочь Овчинникову <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая не посещала в 2010 и 2011 годах дошкольное образовательное учреждение, что подтверждается вышеуказанными доказательствами, при этом, случаев утраты на предоставление пособия в 2011 году, в соответствии с п.4.1 вышеуказанного Положения, у Овчинниковой К.В. не наступило, поэтому суд считает должностные лица ответчика допустили незаконное бездействие, выразившееся в не выплате указанного пособия в период с января по декабрь 2011 года включительно, что нарушает право Овчинниковой К.В. на социальное обеспечение, в соответствии с действующим законодательством.
С учетом изложенного заявленное требование прокурора района подлежит удовлетворению, в том числе и по возложению обязанности на ответчика произвести начисления и выплату пособия на дочь Овчинникову <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения за 2011 год в размере 11093 руб. 19 коп..
С января по март 2011 года включительно - 696 руб. 23 коп. х 3 месяца = 2088,69 руб.;
2667,53 руб., установленное пособие постановлением главы администрации Большесосновского муниципального района от 21.12.2009 года № 880.
30% от 2667,53 руб. = 800,26 руб. - 13% (НДФЛ) = 696,23 руб..
С апреля по декабрь 2011 года включительно - 1000,5 руб. х 9 месяцев = 9004,5 руб..
2300 руб. установленное пособие постановлением администрации Большесосновского муниципального района от 14.02.2011 года № 24.
50% от 2300 руб. = 1150 руб. - 13% (НДФЛ) = 1000,5 руб.
ИТОГО: 2088,69 руб. + 9004,5 руб. = 11093,19 руб..
Доводы управления образования администрации Большесосновского муниципального района тому, что невыплата пособия в 2011 году была приостановлена по причине внесения изменений в постановление Правительства Пермского края от 15.10.2007 года № 232-п, предусматривающее выплату пособия сроком на один год, является не состоятельным, так как согласно п.2 Постановления Правительства Пермского края № 30-п от 25.01.2011 года изменения не распространяются на правоотношения, возникшие до 01 января 2011 года; а согласно заявления и вышеуказанных документов, Овчинникова К.В. обратилась в управление образования с заявлением о выплате пособия на дочь Викторию 18 января 2010 года и в 2010 году пособие на нее выплачивалось в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Признать незаконным бездействие Управления образования администрации Большесосновского муниципального района Пермского края, выразившиеся в не начислении и не выплате пособия Овчинниковой <данные изъяты> на дочь Овчинникову <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не посещающую дошкольное образовательное учреждение.
Обязать Управление образования администрации Большесосновского муниципального района Пермского края произвести начисления и выплату пособия Овчинниковой <данные изъяты> на дочь Овчинникову <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не посещающую дошкольное образовательное учреждение, за 2011 год в размере 11093 (одиннадцать тысяч девяносто три) рубля 19 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Большесосновский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Судья: подпись Казанцев Н.В.
Копия верна, судья: Казанцев Н.В.