Дело № 2-47/2021
УИД 70RS0012-01-2021-000003-15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Бакчар Томской области 24 февраля 2021 года
Бакчарский районный суд Томской области в составе:
председательствующего Затеева П.Е.,
при секретаре Вельматкиной Т.В.,
с участием представителя процессуального истца - старшего помощника прокурора Бакчарского района Томской области Балашова И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Бакчарского района, действующего в интересах Русаковой М.А., к Администрации Плотниковского сельского поселения о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения,
установил:
И.о. прокурора Бакчарского района Томской области обратился в суд с иском в защиту прав и интересов Русаковой М.А. к Администрации Плотниковского сельского поселения, в котором просил возложить на ответчика обязанность предоставить Русаковой М.А. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с нормами предоставления и пригодное для постоянного проживания.
В обоснование иска указано, что Русакова М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. До достижения Русаковой М.А. восемнадцатилетнего возраста её мать С.А. решением Кедровского городского суда Томской области от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав. Сведения об отце внесены в запись акта о рождении со слов матери. Постановлением Администрации Плотниковского сельского поселения от 26.08.2020 № 40 Русакова М.А. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В настоящее время Русакова М.А. достигла совершеннолетия. Русакова М.А. имеет право на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающееся в жилом помещении. В виду отсутствия свободных жилых помещений в Плотниковском сельском поселении, Русакова М.А. жильём не обеспечена, таким образом, лишена социальной защиты со стороны государства.
В судебном заседании представитель процессуального истца - старший помощник прокурора Балашов И.М., исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Истец Русакова М.А., ответчик Администрация Плотниковского сельского поселения, третьи лица Администрация Бакчарского района Томской области, Администрация Томской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Представитель третьего лица Глава Администрации Бакчарского района Томской области Ревера С.П. в отзыве на иск заявленные требования поддержал, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации Бакчарского района Томской области.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
Заслушав представителя процессуального истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные гарантии социальной защиты (статья 7).
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункты «ж, ж.1» части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи (пункт 3 статьи 8).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7 статьи 8).
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9 статьи 8).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ.
При этом ни статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию указанного Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации названного Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование данного Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статьей 1 Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» администрации поселений и городских округов Томской области (далее – органы местного самоуправления поселений, городских округов) наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (далее – государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями). Администрации муниципальных районов Томской области наделяются государственными полномочиями по расчету и предоставлению бюджетам поселений субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями.
Постановлением Администрации Томской области от 29.12.2012 № 562а утвержден Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, жилых помещений.
В силу положений указанного Порядка предоставление специализированных жилых помещений лицам указанной категории осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов Томской области, реализующими государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, а также лиц из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным после отнесения жилых помещений к специализированному муниципальному жилищному фонду в соответствии с действующим законодательством (пункт 3).
Специализированные жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот, включенным в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список), сформированный органами местного самоуправления поселений, городских округов Томской области (пункт 4 Порядка).
Специализированные жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот в соответствии со Списком на территории поселения, городского округа Томской области, в список которого включено лицо из числа детей-сирот (пункты 4.1, 6 Порядка).
Согласно части 4 статьи 10 Закона Томской области от 06.09.2006 № 212-ОЗ «О специализированном жилищном фонде Томской области» жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В судебном заседании установлено, что Русакова М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку до достижения ею 18-летнего возраста её мать С.А. решением Кедровского городского суда Томской области от ДД.ММ.ГГГГ была лишена родительских прав, а сведения об отце внесены на основании заявления матери ребенка. Данные обстоятельства подтверждаются свидетельством о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ, справкой о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ, решением Кедровского городского суда Томской области от ДД.ММ.ГГГГ, справкой Отдела опеки и попечительства Администрации Бакчарского района Томской области от 26.12.2020 (л.д. 10-14).
Согласно постановлению Администрации Плотниковского сельского поселения от 26.08.2020 № 40 Русакова М.А. признана нуждающейся в специализированном жилом помещении в связи с тем, что не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения. Внесена в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Томской области в порядке очереди (л.д. 9).
Из уведомления об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений от 20.02.2021 № КУВИ-002/2021-15054368 следует, что в отношении Русаковой М.А. отсутствует информация об имевшихся (имеющихся) у неё объектах недвижимости.
Таким образом, учитывая, что истец относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, внесена в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Томской области, она имеет право на предоставление по договору найма специализированного жилого помещения жилья, пригодного для постоянного проживания и отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
В соответствии с подпунктами 9 и 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокурор и Администрация Плотниковского сельского поселения подлежат освобождению от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Возложить на Администрацию Плотниковского сельского поселения обязанность предоставить Русаковой М.А. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с нормами предоставления и пригодное для постоянного проживания.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Бакчарский районный суд Томской области.
Председательствующий (подпись) П.Е. Затеев
Мотивированное решение изготовлено 03.03.2021.