Дело № 12-1435/2018
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
13 ноября 2018 года г. Благовещенск
Судья Благовещенского городского суда Амурской области Диких Е.С.,
(Амурская область, г. Благовещенск, ул. Краснофлотская, д. 137),
при секретаре Волобуеве А.А.,
с участием защитника ИП Макаренко А.И. Стоякиной А.Н., государственного инспектора отдела АТ и АДН Восточно-Сибирского МУГАДН Пакулова А.А., представителя Восточно-Сибирского МУГАДН Пушкарева А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу индивидуального предпринимателя Макаренко А.И. Стоякиной А.Н. на постановление государственного инспектора АТиАДН Восточно-Сибирское МУГАДН № 9365/Ц от 21.09.2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.12.31.1 КоАП РФ в отношении индивидуального предпринимателя Макаренко А. И.,
у с т а н о в и л :
Постановлением государственного инспектора отдела АТ и АДН Восточно-Сибирского МУГАДН № 9365/Ц от 21.09.2018 г. индивидуальный предприниматель Макаренко А.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 12.31.1 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник ИП Макаренко А.И. Стоякина А.Н. подала жалобу в Благовещенский городской суд, в которой просит его отменить, ссылаясь на то, что в действиях ИП Макаренко А.И. отсутствует состав административного правонарушения, поскольку водитель Максимкин В.М. у ИП Макаренко А.Н. не работает. Обязательный периодический медицинский осмотр должны проходить лица, работающие водителями, и индивидуальные предприниматели, самостоятельно управляющие автомобилем, на котором осуществляются перевозки. Такой осмотр осуществляется за счет средств работодателя в соответствии с Порядком проведения медицинских осмотров. При этом в обязанности, как лица осуществляющее выпуск водителей в рейс, входит проведение обязательных предрейсовых медицинских осмотров водителей, организация же предварительного и периодического осмотров в обязанности ИП Макаренко А.Н. не входит. Должностным лицом не было полно и всесторонне проведено исследование представленных документов. Просит постановление № 9365/Ц от 21.09.2018 г. отменить, производство по делу прекратить.
В судебное заседание ИП Макаренко А.И. не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещался надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы от него не поступило. Жалоба рассмотрена в его отсутствие.
В судебном заседании защитник ИП Макаренко А.И. Стоякина А.Н. поддержала доводы жалобы, в обоснование изложила те же доводы, что указаны в жалобе. Просит постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить.
Представители Восточно-Сибирского МУГАДН, полагая доводы жалобы необоснованными, просили постановление оставить без изменения.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела в полном объеме, а также доводы, изложенные в жалобе, суд приходит к следующим выводам.
Требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, установлены Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ).
Как следует из п.11 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утв. Приказом Минтранса России от 15.01.2014 г. № 7, субъект транспортной деятельности обязан в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» организовывать проведение обязательных медицинских осмотров водителей.
В силу п.12 указанных Правил субъект транспортной деятельности обязан осуществлять контроль соблюдения сроков прохождения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров водителей, а также направлять их на очередной медицинский осмотр в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2011 г., регистрационный № 22111) с изменениями, внесенными приказом Минздрава России от 15 мая 2013 г. № 296н «О внесении изменения в приложение N 2 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (зарегистрирован Минюстом России 3 июля 2013 г., регистрационный № 28970).
Частью 6 ст. 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 5 настоящей статьи, статьей 11.15.1, частью 2 статьи 11.23 и статьей 12.21.1 настоящего Кодекса, и влечет наложение административного штрафа на водителей в размере одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - десяти тысяч рублей; на юридических лиц - двадцати пяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, 19 сентября 2018 г. государственным инспектором отдела АТиАДН Восточно-Сибирское МУГАДН в отношении индивидуального предпринимателя Макаренко А.И. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 12.31.1 КоАП РФ, в котором указано, что 06 августа 2018 г. в 13 час. 40 мин. по адресу: г. Благовещенск, ул. Шевченко, д.20 по результатам внеплановой документарной проверки, проведенной в отношении ИП Макаренко А.И., выявлено, что ИП Макаренко А.И. осуществлял перевозки грузов автомобильным транспортом с нарушением Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, выразившихся в не организации проведения обязательных предварительного и периодического медицинских осмотров водителя Максимкина В.М. Постановлением государственного инспектора отдела АТ и АДН Восточно-Сибирского МУГАДН № 9365/Ц от 21 сентября 2018 г. индивидуальный предприниматель Макаренко А.И. привлечен к административной ответственности по ч. 6 ст. 12.31.1 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ч.2 ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.
Из материалов дела усматривается, что в вину ИП Макаренко А.И. вменяется осуществление перевозки грузов автомобильным транспортом с нарушением Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, выразившихся в не организации проведения обязательных предварительного и периодического медицинских осмотров водителя Максимкина В.М.
Иного в протоколе № 9365/Ц об административном правонарушении от 19 сентября 2018 г. в вину ИП Макаренко А.И., не вменяется.
Федеральным законом от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать в соответствии с требованиями названного закона, Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (абз. 7 п. 1 ст. 20 данного закона).
В соответствии с п. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязательные предварительные медицинские осмотры проводятся в отношении лиц, принимаемых на работу в качестве водителей транспортных средств. Обязательные периодические медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства. Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб. Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.
В силу п. 5 ст.23 указанного Федерального закона обязательные медицинские осмотры, указанные в пункте 3 настоящей статьи, проводятся за счет средств работодателя.
В соответствии со ст.213 Трудового кодекса Российской Федерации работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.
Предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.
В ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации также указано, что работодатель обязан организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров.
Аналогичная норма предусмотрена пунктом 6 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 года № 302н, согласно которому обязанности по организации проведения предварительных и периодических осмотров работников возлагаются на работодателя.
Из анализа указанных норм следует, что организация проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников законом возложена на их работодателей.
Между тем, в нарушении требований ст.ст.24.1, 26.1, 1.5 КоАП РФ должностным лицом не исследован вопрос о том, является ли Макаренко А.И. работодателем Максимкина В.М. Тогда как указанное обстоятельство имеет существенное значения для правильного разрешения настоящего дела.
Из представленного соглашения о взаимном оказании услуг от 01 марта 2018 г., заключенного между ИП Макаренко А.И. и ИП Макаренко П.А., следует, что для целей перевозки груза ИП Макаренко А.И. принимает на себя организацию предоставления транспортных средств, а ИП Макаренко П.А. предоставляет водителей по управлению данными транспортными средствами.
Как следует из трудового договора № 9 от 20.02.2014 года, Максимкин В.М. принят на должность водителя-экспедитора индивидуальным предпринимателем Макаренко П. А.. О приеме работника на работу ИП Макаренко П.А. издан приказ № 0000000009 от 20.02.2014 года, с которым Максимкин В.М. ознакомлен под роспись 20 февраля 2014 г. Также ИП Макаренко П.А. о приеме на работу внесена запись в трудовую книжку Максимкина В.М. АТ-VI № *** (запись №***).
В соответствии со ст.1.5 КоАП РФ лицо привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах, постановление государственного инспектора АТиАДН Восточно-Сибирское МУГАДН № 9365/Ц от 21.09.2018 г. нельзя признать законным и оно подлежит отмене.
В соответствии с п. 6 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. По настоящему делу срок давности истёк 06 октября 2018 г.
С учётом вышеизложенного, производство по настоящему делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление государственного инспектора АТиАДН Восточно-Сибирское МУГАДН № 9365/Ц от 21.09.2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.12.31.1 КоАП РФ в отношении индивидуального предпринимателя Макаренко А. И. отменить.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении прекратить на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ - за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Благовещенского
городского суда Е.С. Диких