Дело № 2-5453/12
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
«30» июля 2012 года город Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Емшанова И.С.,
при секретаре Мозговой Л.В.,
с участием истицы Левинской Г.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Левинской Г.Ф. к администрации *** о признании незаконным решения об отказе в согласовании перепланировки и переустройства жилого помещения, сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии,
УСТАНОВИЛ:
Левинская Г.Ф. обратилась в суд с указанным иском. В обоснование заявленных требований указала, что является собственником *** в многоквартирном доме по адресу: ***. Она произвела перепланировку и переустройство квартиры без разрешительных документов, работы произведены в *** согласно проекту перепланировки квартиры, выполненному ОАО "***", технические решения соответствуют требованиям экологических, противопожарных и других норм, действующих на территории Российской Федерации и обеспечивающих безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта. Проект согласован главным архитектором Управления архитектуры и градостроительства ***, согласован с управляющей компанией, обслуживающей многоквартирный дом. Перепланировка и переустройство квартиры заключались в переоборудовании кладовой в гардеробную комнату и переносе двери на другую стену, ближе к входной двери, демонтаже перегородок и возведении новых перегородок в ванной и туалете с увеличением площади ванной в сторону коридора, установке душевой кабины вместо ванны, демонтаже перегородок и возведении новых перегородок между жилой комнатой и коридором, демонтаже оконного и дверного проемов между спальней и лоджией, утеплении лоджии, в разборе стены под окном, где была кирпичная кладка, и установке так называемого «французского окна», что в данном случае не влияет на несущую способность стен и всего здания в целом. *** то есть, перепланировка произведена внутри квартиры***, в связи с чем, права и охраняемые законом интересы иных собственников помещений данного многоквартирного жилого дома данной перепланировкой затронуты не были. Кроме того, демонтированная кирпичная кладка подоконной части стены не является общим имуществом многоквартирного дома, поскольку данная стена не обслуживает другие жилые помещения, а находится внутри ***. Перепланировка и переустройство квартиры производились до сдачи дома в эксплуатацию. До начала работ было проведено заочное собрание дольщиков, участвующих в строительстве дома по вопросу согласования проектной документации на перепланировку квартиры. В результате заочного голосования было принято решение согласовать проектную документацию по перепланировке ***, имеется протокол собрания. Подготовив все документы, она обратилась в *** администрацию *** для получения разрешения на перепланировку, но документы принять у нее отказались, обосновав это тем, что она не является собственником строящейся квартиры. В ***, обратившись в администрацию *** о согласовании проведенных перепланировки и переустройства квартиры, получила отказ в связи с тем, что согласование органом местного самоуправления самовольных перепланировок и переустройства жилого помещения действующим законодательством не предусмотрено и ей не предоставлено решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Специалистами ООО ПСО "Благовещенскпроект" было произведено техническое обследование перепланировки квартиры, которое показало, что произведенная перепланировка *** не угрожает жизни и здоровью проживающих в жилом доме людей. Произведенная перепланировка не нарушает прочности и устойчивости здания и позволяет его эксплуатировать в течение нормативного срока службы, нормы пожарной безопасности не нарушены. Планировка квартиры соответствует проекту перепланировки квартиры, выполненному ОАО "***" и техпаспорту от *** Перепланировка затронула только перегородки и части здания, не являющиеся несущими. При проведении данной перепланировки действующие нормы и правила пожарной безопасности, а также требования СанПиН 2.12. 1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям» не нарушены. В июне *** было проведено собрание собственников многоквартирного дома в форме заочного голосования, получено согласие всех собственников помещений, расположенных в этом доме, на проведение перепланировки *** согласно проекту перепланировки. До перепланировки квартиры общая площадь составляла ***., в том числе жилая площадь ***.. После проведенной перепланировки общая площадь квартиры составила *** в том числе жилая ***. В результате произведённой перепланировки не затронуто общее имущество собственников многоквартирного дома, расположенного по адресу: ***. Учитывая то, что переустройство и перепланировка выполнены с учетом требований строительных и санитарных норм, нормы и правила пожарной безопасности не нарушены, а также переустройство и перепланировка жилого помещения не нарушает права и законные интересы собственников других помещений, этим не создается угроза их жизни и здоровью, просит суд признать решение администрации *** об отказе в согласовании перепланировки и переустройства *** незаконным, сохранить данное жилое помещение в переустроенном и перепланированном состоянии.
В судебное заседание не явился представитель администрации ***, уведомленный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, сведений о причинах неявки и доказательства уважительности таких причин не представивший. При таких обстоятельствах суд, руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
В судебном заседании истец Левинская Г.Ф. на удовлетворении заявленных требований настаивала, пояснив об обстоятельствах изложенных в исковом заявлении.
Выслушав пояснения истца, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующим выводам.
Как следует из имеющегося в материалах дела свидетельства о государственной регистрации права *** Левинская Г.Ф. является собственником ***, расположенной по адресу: ***.
Как установлено в судебном заседании, и следует из материалов дела, в спорном жилом помещении была произведена перепланировка и переустройство, ***
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Данная перепланировка и переустройство, требующие внесения изменений в технический паспорт на жилое помещение в связи с изменением конфигурации помещения, и произведенные без согласования с органом местного самоуправления, является в силу ст.29 ч.1 ЖК РФ самовольными.
Решением администрации *** *** от *** истцу было отказано в согласовании переустройства и перепланировки принадлежащей ей квартиры, по причине представления документов в ненадлежащий орган, кроме того не представлено решение общего собрания собственников многоквартирного жилого дома, поскольку данная перепланировка и переустройство квартиры затрагивает общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.
По смыслу с ч.ч. 1, 2 ст. 29 Жилищного кодекса РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии согласования, являются самовольными. Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность.
В соответствие с. ч. 4 ст. 29 ЖК РФ на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) в перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни и здоровью.
Между тем согласно разъяснениям, данным в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2006 г., положения ст. 29 ЖК РФ не содержат запрета и не исключают полномочия органа местного самоуправления, предусмотренные п. 7 ч. 1 ст. 14, ст. ст. 26 - 28 ЖК РФ, согласовать по заявлению гражданина самовольно выполненные переустройство и (или) перепланировку и сохранить жилое помещение в существующем состоянии. При этом отказ органа, уполномоченного принимать решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, может быть признан судом неправомерным, если гражданином были представлены указанные в ч. 2 ст. 26 ЖК РФ документы, а произведенные им переустройство и (или) перепланировка соответствуют требованиям законодательства.
На основании изложенного, учитывая положения п. 7 ч. 1 ст. 14, ст. 26-28 ЖК РФ о том, что согласование перепланировки и переустройства жилых помещений относится к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений, положения ч. 4 ст. 29 ЖК РФ о возможности сохранения жилого помещения в переустроенном и перепланированном состоянии в судебном порядке, которые не содержат запрета и не исключают указанные полномочия органа местного самоуправления, а также основания к отказу в проведении таких согласований, изложенные в ст. 27 ЖК РФ, суд приходит к выводу, что администрацией *** неправомерно отказано истцам в согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения ввиду представления документов в ненадлежащий орган, поскольку администрация *** является органом, полномочным производить такие согласования.
Таким образом, принимая во внимание указанные выше законоположения и правовую позицию Верховного Суда РФ, суд приходит к выводу, что требования истца о признании указанного решения неправомерным, подлежат удовлетворению.
В соответствие с ч. 2 ст. 26 ЖК РФ для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет: 1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; 2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма); 6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
При этом правила ст. 29 ЖК РФ о возможности сохранения спорного жилого помещения в переустроенном и перепланированном состоянии по решению суда, в их системном толковании с другими нормами ЖК РФ, по мнению суда, не освобождают истца от обязанности представления предусмотренных законом документов, необходимых для проведения переустройства и перепланировки, равно как и от получения необходимых согласований и разрешений в целях предотвращения нарушения прав и законных интересов граждан, а также обеспечения отсутствия угрозы их жизни и здоровью.
Во исполнение требований ч. 2 ст. 26 ЖК РФ истцом представлен суду подготовленный и оформленный в установленном порядке проект перепланировки и переустройства жилого помещения, расположенного по адресу: ***, а также технический паспорт на данное помещение, изготовленный МУП *** «***
Согласно п. 1.3 Положения по оформлению проектной документации по вопросам переустройства, перепланировки и перевода жилых/нежилых помещений в нежилые/жилые, утвержденного Постановлением Администрации *** *** от ***, проектная документация должна соответствовать требованиям пожарных, санитарно-гигиенических норм, экологических и иных установленных законодательством требований, в том числе требований к использованию нежилых помещений в многоквартирных домах.
Согласно проекту перепланировки ***, выполненному ООО «***», технические решения соответствуют требованиям экологических, противопожарных и других норм, действующих на территории РФ и обеспечивающих безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта при соблюдении предусмотренных проектом мероприятий. Данная перепланировка не влияет на надежность и устойчивость здания, не требует осуществления авторского надзора, так как изменений в несущих конструкциях нет.
Указанный проект перепланировки согласован с лицом, предоставляющим услуги по содержанию и ремонту многоквартирного дома, - ООО «***».
Таким образом, суд считает, что истцом соблюдены требования закона о согласовании проектной документации по вопросам перепланировки жилого помещения с организацией, предоставляющей услуги по содержанию и ремонту многоквартирного ***, в городе Благовещенске.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 29 ЖК РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного ч. 6 ст. 26 ЖК РФ, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 26 ЖК РФ. Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность. Частью 4 ст. 29 ЖК РФ установлено, что на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни и здоровью.
Доказательств, подтверждающих, что произведенная перепланировка квартиры нарушает права и интересы других лиц, либо представляет угрозу жизни или здоровью людей, в материалах дела не имеется.
Пунктом 2.3. Положения по оформлению проектной документации по вопросам переустройства, перепланировки и перевода жилых/нежилых помещений в нежилые/жилые, утвержденного Постановлением мэра *** *** от ***, установлено, что в случае если перепланировка и (или) переустройство жилого помещения затрагивают общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заказчик выносит на рассмотрение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме вопрос о согласовании проектной документации по перепланировке и (или) переустройству в полном объеме в порядке, предусмотренном главой 6 Жилищного кодекса РФ. По результатам рассмотрения общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме выносит решение о согласовании либо отказе в согласовании проектной документации с указанием перечня работ, при проведении которых затрагивается общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 1 ст. 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Общим имуществом в смысле ч. 1 ст. 36 ЖК РФ признаются помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
В соответствии с п.п. в, г п. 2 ч. 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ******, в состав общего имущества многоквартирного дома включаются ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции), ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции).
В силу п. 1 ч. 2 ст. 44, 47 ЖК РФ принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, ремонте общего имущества в многоквартирном доме относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и решение по данному вопросу, поставленного на голосование, принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме либо проводится в форме заочного голосования.
Из системного анализа норм ч. 1 ст. 46, п. 1 ч. 2 ст. 44, ч. 3 ст. 36 ЖК РФ следует, что большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме может быть принято решение лишь о проведении такой реконструкции многоквартирного дома, которая не влечет за собой уменьшения общего имущества многоквартирного дома. В том же случае, когда реконструкция предполагает уменьшение размера общего имущества, решение о ее проведении в силу императивной нормы ч. 3 ст. 36 ЖК РФ может быть принято лишь при условии получения согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме, что соответствует общей норме ст. 247 ГК РФ, в соответствии с которой владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.
Как усматривается из материалов дела, в ходе перепланировки жилого помещения, принадлежащего на праве собственности истцу, были проведены работы по разбору кирпичной кладки под окном до пола. На проведение данной перепланировки истцом было получено согласие собственников многоквартирного жилого ***, оформленное решениями в форме заочного голосования.
В этой связи судом принимается во внимание проектная документация на данную перепланировку, в соответствии с которой производство работ согласно плану перепланировки не повлияет на техническое состояние основных несущих конструкций здания. После перепланировки помещений прочность, жесткость и устойчивость здания в целом будет обеспечена. Изменения объекта капитального строительства не затрагивает конструктивные и другие характеристики его надежности и безопасности и не превышает предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Согласно техническому заключению по обследованию *** квартиры в многоквартирном жилом доме по адресу: ***, изготовленному ООО ПСО «***» *** перепланировка *** не угрожает жизни и здоровью проживающих в жилом доме людей; не нарушает прочности и устойчивости здания и позволяет его эксплуатацию в течение нормативного срока службы, нормы пожарной безопасности не нарушены.
Кроме того, судом также учитывается следующее.
Пояснениями истца и материалами дела подтверждается, что перепланировка квартиры состояла в ***. Следовательно, произведенная перепланировка не затронула несущих конструкций здания, ***.
Из имеющихся в деле сведений о планировке квартиры также усматривается, что в составе данного жилого помещения имеется лоджия, расположенная вдоль комнаты площадью ***. Именно на данную лоджию истцом был сделан выход из комнаты.
Исходя из этого, демонтированная под окном жилой комнаты часть стены в соответствии с буквальным толкованием части 1 статьи 36 ЖК РФ не являлась общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, поскольку не являлась внешней ограждающей несущей или ненесущей конструкцией данного многоквартирного жилого дома (в качестве внешней ограждающей конструкции дома в данном случае выступает внешняя стена другого изолированного помещения - лоджии), не была предназначена для обслуживания других жилых помещений (помимо квартиры истца выход на лоджию из других жилых или нежилых помещений дома отсутствует), в связи с чем права и охраняемые законом интересы иных собственников помещений данного многоквартирного жилого дома данной перепланировкой затронуты не были.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что в результате произведенной истцом перепланировки не было затронуто общее имущество собственников многоквартирного дома, расположенного по адресу: *** в связи с чем необходимость предоставления согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме отсутствует.
Поскольку истцом были получены и представлены все документы и согласования, необходимые для осуществления перепланировки, суд считает возможным сохранить квартиру в переустроенном и перепланированном состоянии.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ *** ░░ *** *** ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ - ***, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ***, ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░