Решение по делу № 2-279/2018 ~ М-257/2018 от 20.04.2018

Дело № 2-279/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Балахта                         23 мая 2018 года

Балахтинский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Лябзиной Т.Г.,

с участием помощника прокурора Балахтинского района Красноярского края Шнайдер О.П.,

при секретаре Дорш О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Балахтинского района Красноярского края в интересах Кузнецовой ФИО8 к МБОУ Большесырская средняя общеобразовательная школа о взыскании заработной платы,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Балахтинского района Красноярского обратился в суд края в интересах Кузнецовой Л.П. к МБОУ Большесырская средняя общеобразовательная школа о взыскании заработной платы, ссылаясь на то, что прокуратурой Балахтинского района проведена проверка исполнения требований трудового законодательства в части оплаты труда МБОУ Большесырская средняя общеобразовательная школа, в ходе которой выявлено следующее. В соответствии с трудовым договором от 21.08.2017 г. № 106, заключенным между МБОУ Большесырская средняя общеобразовательная школа и Кузнецовой Л.П., установлены компенсационные выплаты в виде процентной надбавки за стаж работы в местностях края с климатическими условиями в размере 30%. При установлении системы оплаты труда в Красноярском крае неблагоприятные условия, связанные с работой в имеющихся условиях, должны быть компенсированы районным коэффициентом и надбавкой к заработной плате, которая в свою очередь не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Постановлением администрации Красноярского края от 21.08.1992г. установлен единый коэффициент 1,30 к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов. Процентная надбавка в южных районах Красноярского края установлена Постановлением Совмина СССР, ВЦСПС от 24.09.1989г. в составляет 10% по истечении первого года работы с увеличением на 10% за каждые последующие 2 года работы, но не свыше 30% заработка. Начисление истцу 30% за работу в местности с особыми климатическими условиями, 30% за стаж работы в особых климатических условиях должно производиться сверх минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом в сумме: 7500 рублей (до 01.07.2017г.), т.е. 12000 рублей, 7800 рублей (до 01.01.2018г.), т.е. 12480 рублей, 9489 рублей (с 01.01.2018г.), т.е. 15182,4 рублей. Анализ расчетно-платежных документов ответчика позволяет сделать вывод, что заработная плата истцу начислялась неверно, без начисления районного коэффициента и северной надбавки. По результатам проверки произведен расчет недоначисленной заработной платы, исходя из которого можно установить, что с учетом уплаты налога на доход физического лица истцу за период с 07.12.2017г. по март 2018г. не выплачено 12518,43 рублей. Просит взыскать с МБОУ Большесырская средняя общеобразовательная школа в пользу Кузнецовой Л.П. невыплаченную заработную плату с декабря 2017г. по март 2018г. в размере 12 518 рублей 43 копеек.

В судебном заседании помощник прокурора Балахтинского района Красноярского края Шнайдер О.П. поддержала исковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Истец Кузнецова Л.П. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, в котором поддержала исковые требования.

Представитель ответчика – директор МБОУ Большесырская средняя общеобразовательная школа И.А. Васильева, в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие и письменный отзыв на исковое заявление, в котором исковые требования признает частично. Указывает, что начисление заработной платы работникам школы МКСУ «Межведомственная бухгалтерия» действительно осуществлялось в соответствии с Законом Красноярского края от 29.10.2009 №3-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений» (далее Закон Красноярского края). Указанным Законом для целей расчета заработной платы, установлен размер региональной выплаты с прямым указанием о включении в установленную сумму начислений по районному коэффициенту, процентной надбавке к заработной плате за стаж работы в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностям или надбавке за работу в местностях с особыми климатическими условиями. В соответствии со ст. 133.1 ТК РФ В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. В Красноярском крае принято такое Региональное соглашение, зарегистрировано в министерстве экономического развития и инвестиционной политики Красноярского края от 28.12.2016г. №33. В соответствии с указанным Соглашением и Законом Красноярского края в МКСУ «Межведомственная бухгалтерия» для выплаты заработной платы доведены ассигнования в размере минимальной заработной платы установленной: с 01 января 2017 года в размере 10592 рубля; с 01 января 2018 года в размере 11016 рублей, включая районный коэффициент. Исходя из предписанного, МКСУ «Межведомственная бухгалтерия» начисляла заработную плату истцу в соответствии указанных сумм. Начислять дополнительные средства, нарушая Закон Красноярского края и действовать вопреки указаниям МКСУ «Межведомственная бухгалтерия» не может. Других источников или ресурсов, кроме выделяемых денежных средств ответчик не имеет. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 №38-П высказана позиция, с которой в последствии согласился и Верховный Суд РФ в Постановлении Президиума ВС РФ от 07.02.2018 №4-ПВ17, согласно которой МРОТ имеет единый размер для всей страны и не учитывает климатические условия. Даже соглашаясь с мнением КС РФ и ВС РФ, у ответчика нет возможности начислять и выдавать недостающие денежные средства.

Суд в силу ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Кузнецовой Л.П. и представителя ответчика.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (часть 2 статьи 7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (часть 3 статьи 37).

По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.

При этом согласно ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).

Из ч. 1 ст. 133 ТК РФ следует, что Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

В соответствии с ч. 3 ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Согласно ч. 2 ст. 146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производится в повышенном размере.

Статьей 315 ТК РФ установлено, что оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

В соответствии со ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Из положений ст. 317 ТК РФ следует, что лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 настоящего Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения. Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

В силу статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы, будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, и размер минимальной заработной платы не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).

В силу ст. 135 ТК Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

В судебном заседании установлено, что приказом МБОУ Большесырская средняя общеобразовательная школа от 21.08.2017 г. № 03-01-17 Кузнецова Л.П. принята на работу в МБОУ Большесырская средняя общеобразовательная школа на должность уборщика производственных и служебных помещений, с окладом (тарифной ставкой) 2 454 рублей. 21.08.2017 года с Кузнецовой Л.П. заключен трудовой договор № 106.

Как следует из справки о заработной плате МБОУ Большесырская средняя общеобразовательная школа, Кузнецовой Л.П. начислено и выплачено в декабре 2017г. – 10592,0 рублей, в январе 2018г. – 11016,0 рублей, в феврале 2018г. – 11016,0 рублей, в марте 2018г. – 11016,0 рублей.

Однако, выплата истице заработной платы в указанном размере является нарушением федерального законодательства, а именно ч.ч. 1, 3 ст. 133 ТК РФ, согласно которым Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Действующим законодательством предусмотрено, что при установлении системы оплаты труда в Красноярском крае неблагоприятные условия, связанные с работой в имеющихся условиях должны быть компенсированы районным коэффициентом и надбавкой к заработной плате, которая не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Постановлением администрации Красноярского края от 21.08.1992 г. №311-П «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» установлен единый районный коэффициент 1,30 (вместо действующего 1,20) к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов.

Процентная надбавка в южных районах Красноярского края, согласно Постановления СОВМИНА СССР, ВЦСПС от 24.09.1989 г. №794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края» введена в размере 10 процентов по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов заработка.

В нарушение указанных норм размер заработной платы истца, работающей в Красноярском крае, необоснованно занижен, без учета компенсационных выплат (надбавки и районный коэффициент) ниже минимального размера оплаты труда.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в редакции Федерального закона от 28.12.2017г. N 421-ФЗ) минимальный размер оплаты труда с 1 января 2018 года установлен в сумме 9 489 рублей в месяц, с 01.07.2017г. (в редакции ФЗ от 19.12.2016 N 460-ФЗ) 7 800 рублей в месяц, с 01.07.2016г. (в редакции ФЗ от 02.06.2016 N 164-ФЗ) 7500 рублей в месяц.

Согласно положениям ст. 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Руководствуясь указанными нормами ТК РФ, суд приходит к выводу о том, что заработная плата работника на территории Красноярского края не может быть меньше заработной платы установленной региональным соглашением, которая в свою очередь не может быть менее минимального размера оплаты труда установленного федеральным законом.

В соответствии с Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Красноярском крае, на территории Красноярского края от 23.12.2016 г., размер минимальной заработной платы для работника Балахтинского района Красноярского края с 01.01.2017г. по 01.01.2018г. составляет 10 592 рублей

Таким образом, размер заработной платы истца с учетом компенсационных надбавок районного коэффициента и процентной надбавки не может быть в период с 01.01.2017г. по 01.01.2018г. менее 16947 рублей 20 копеек в месяц, исходя из следующего расчета: 10 592 рублей + 30%+ 30%, а с 01.01.2018г. по 31.03.2018г. не может быть менее 15182 рублей 40 копеек в месяц, исходя из следующего расчета: 9489 рублей + 30%+ 30%.

Следовательно, разница между размером минимальной заработной платы, подлежащей выплате Кузнецовой Л.П. с учетом компенсационных выплат и фактически выплаченными суммами заработной платы за период декабрь 2017 г. –март 2018 г. подлежит доплате, а именно: за декабрь 2017 года 16947 рублей 20 копеек – 10592,0 рублей = 6355,2 рублей; за январь 2018 года 15182 рублей 40 копеек – 11016,0 рублей = 4166,4 рублей, за февраль 2018 года 15182 рублей 40 копеек – 11016,0 рублей = 4166,4 рублей, за март 2018 года 15182 рублей 40 копеек – 11016,0 рублей = 4166,4 рублей.

Допущенные нарушения закона МБОУ Большесырская средняя общеобразовательная школа влекут нарушения прав Кузнецовой Л.П. на благоприятные условия труда, равенство прав и возможностей, прав на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц МБОУ Большесырская средняя общеобразовательная школа является действующим учреждением.

Учитывая, что истец освобожден от уплаты государственной пошлины, суд взыскивает с ответчика государственную пошлину пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований в размере 754 рублей 17 копеек.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Балахтинского района Красноярского края в интересах Кузнецовой ФИО10 удовлетворить.

Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Большесырская средняя общеобразовательная школа в пользу Кузнецовой ФИО9 недоначисленную и невыплаченную заработную плату за декабрь 2017 г. в размере 6355 рублей 20 копеек, за январь 2018 г. – 4166 рублей 40 копеек, за февраль 2018 г. – 4166 рублей 40 копеек, за март 2018г. - 4166 рублей 40 копеек, всего 18854 рублей 40 копеек.

Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Большесырская средняя общеобразовательная школа государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 754 рублей 17 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Балахтинский районный суд Красноярского края.

Председательствующий:

2-279/2018 ~ М-257/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Маркграф Д.А.
Кузнецова Людмила Павловна
Ответчики
МБОУ Большесырская СОШ
Суд
Балахтинский районный суд Красноярского края
Судья
Лябзина Татьяна Георгиевна
Дело на странице суда
balahta--krk.sudrf.ru
20.04.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.04.2018Передача материалов судье
20.04.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.04.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.04.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.05.2018Судебное заседание
23.05.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.06.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.06.2018Дело оформлено
04.12.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее