УИД 28RS0004-01-2020-000841-26
производство № 2-2137/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 марта 2020 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
Председательствующего судьи Фурсов В.А.,
При секретаре Гридиной А.Л.,
С участием представителя истца Злочевского В.В., представителя ответчика Кантамировой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шаповалова В. М. к Акилову М. А., Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области об исключении из ЕГРН сведений о границах земельного участка,
установил:
Шаповалов В.М., обратился в суд с настоящим исковым заявлением, в обоснование указав, что на основании Решения Благовещенского суда от 14 ноября 2019 года удовлетворены исковые требования Шаповалова В. М. к администрации г. Благовещенска, Бусыгиной В. И., Сидоренко А. Н., Акилову М. А. о признании недействительным договоров купли – продажи земельного участка, признании отсутствующим права собственности Акилова М.А., на земельный участок.
Однако после вступления решения суда в законную силу и обращения истца к кадастровому инженеру за проведением процедуры межевания, выяснилось, что до окончания указанных работ необходимо исключение сведений о границах земельного участка из ЕГРН.
На основании изложенного, просит исключить сведения из ЕГРН о границах земельного участка с К№ ***.
Будучи извещенными о времени и месте судебного заседания, в него не явились истец, обеспечившая явку своего представителя, ответчик Акилов М.А., не сообщивший суду сведений об уважительности причин неявки. Суд, руководствуясь положениями статьи 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело при данной явке.
В судебном заседании представитель истца настаивал на удовлетворении заявленных требований, привел доводы, аналогичные изложенным в иске. Дополнительно указал, что при проведения межевания истцом было выявлено, что на его земельный участок иной лицо оформило право собственности. Истцу необходимо исключение сведения о местоположении границ земельного участка для формирования участка. В настоящее время в реестре невидимости имеются сведения об участке, которого не существует.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области согласно письменному отзыву не согласился с заявленными требованиями, просил отказать истцу в полном объеме. В обоснование своей позиции указал, что ответчиком законные права и интересы истца затронуты не были, полагает, что Управление Росреестра по Амурской области не является надлежащим ответчиком по данному делу.
Выслушав доводы сторон, исследовав представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Согласно материалам дела, решением Благовещенского суда от 14 ноября 2019 года удовлетворены исковые требования Шаповалова В. М. к администрации г. Благовещенска, Бусыгиной В. И., Сидоренко А. Н., Акилову М. А. о признании недействительным договоров купли – продажи земельного участка, признании отсутствующим права собственности Акилова М.А., на земельный участок.
Судом постановлено: признать незаконным постановление администрации г. Благовещенска от 08 августа 2013 года № 4158; признать недействительным договор от 17 сентября 2013 года купли-продажи земельного участка с К№ *** между администрацией г. Благовещенска в лице КУМИ г. Благовещенска и Бусыгиной В.И.; признать недействительным договор от 23 октября 2013 года купли-продажи земельного участка с К№ *** между Бусыгиной В.И. и Сидоренко А.Н.; признать недействительным договор от 27 февраля 2018 года купли-продажи земельного участка с К№ *** между Сидоренко А.Н. и Акиловым М.А.; признать отсутствующим зарегистрированное право собственности Акилова М.А. на земельный участок с К№ ***.
Указанное решение обжаловано не было, вступило в законную силу.
В силу части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Однако после вступления решения суда в законную силу и обращения истца к кадастровому инженеру за проведением процедуры межевания, выяснилось, что до окончания указанных работ необходимо исключение сведений о границах земельного участка из ЕГРН.
Проверяя законность и обоснованность заявленных требований об исключении из ЕГРН сведений о земельном участке ответчика, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения).
В соответствии с ч. 3 ст. 20 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица.
Согласно пункту 8 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
В соответствии с положениями, установленными статьей 8 указанного закона, в кадастр недвижимости в качестве основных сведений вносятся, в том числе, описание местоположения объекта недвижимости.
Согласно Федеральному закону от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закон.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (ч. 3 ст. 1 Федерального закона № 218-ФЗ).
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино - местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение, которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими, определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (ч. 7 ст. 1 Федерального закона № 218-ФЗ).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости (ч. 4 ст. 1 Федерального закона № 218-ФЗ).
В силу ч. 5 ст. 1 Федерального закона № 218-ФЗ государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного нрава. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Между тем, наличие данных о местоположении границ земельного участка препятствует истцу в установлении границ принадлежащего ему на праве собственности земельного участка, так как данные сведения фактически совпадают.
Из разъяснений, содержащихся в пунктах 45, 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", следует, что иск законного собственника об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению при доказанности того, что действиями ответчика нарушается право собственности или законного владения истца или имеется реальная угроза такого нарушения со стороны ответчика.
С учетом приведенного законодательства, в связи с фактическим совпадением местоположения границ земельного участка с К№ *** и земельного участка, принадлежащего истцу на праве собственности, сведения о кадастровом учете земельного участка с К№ *** подлежат исключению из ЕГРН.
Однако при вынесении решения судом принимаются доводы представителя ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области по Амурской области о том, что учреждение не является надлежащим ответчиком по делу, истцом в порядке, предусмотренном ст. 56 ГПК РФ, не представлено доказательств вины ответчика в наличии выявленных обстоятельств.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исключить из единого государственного реестра недвижимости сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером ***.
В удовлетворении требований Шаповалова В. М. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Председательствующий судья В.А. Фурсов
Решение в окончательной форме принято 03 марта 2020 года.