Дело № 2-334/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Балахта 30 мая 2018 г.
Балахтинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Алексейцева И.И.,
с участием помощника прокурора Балахтинского района Красноярского края Леончук А.А.,
представителя ответчика – МБДОУ Балахтинский детский сад №2 «Колокольчик» – Кузнецовой Е.А.,
при секретаре Николаевой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Балахтинского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ Балахтинский детский сад №2 «Колокольчик» о возложении обязанности по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, направлению проекта на утверждение в Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Балахтинского района Красноярского края обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ Балахтинский детский сад №2 «Колокольчик» о возложении обязанности по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, направлению проекта на утверждение в Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, по тем основаниям, что прокуратурой района проведена проверка исполнения природоохранного законодательства в части обращения с отходами производства и потребления, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности ответчика. Установлено, что в процессе хозяйственной деятельности ответчика образуются отходы. В нарушение ст. 24, ч. 1 ст. 18 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.ст. 1, 11, ч. 2 ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в образовательном учреждении проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение отсутствует, никогда не разрабатывался. Поскольку не определены количественные и качественные характеристики размещаемых отходов, отсутствуют лимиты на размещение соответствующих видов и количества отходов, ответственное за обращение с отходами должностное лицо не имеет соответствующей профессиональной подготовки, деятельность ответчика по обращению с отходами не соответствует требованиям природоохранного законодательства, и является незаконной, нарушает гарантированные ст.42 Конституции РФ права и интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, истец обратился в суд с заявленными требованиями.
Определением Балахтинского районного суда Красноярского края от 08.05.2018 года в дело в качестве третьего лица привлечено Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края.
В судебном заседании помощник прокурора Балахтинского района Красноярского края Леончук А.А. исковые требования поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика – заведующая МБДОУ Балахтинский детский сад №2 «Колокольчик» Кузнецова Е.А. в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного заседания уведомлена надлежащим образом, предоставила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель третьего лица Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно Конституции РФ и ст.11 ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства.
Согласно требованиям ст. 24 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об охране окружающей среды» нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об отходах производства и потребления», лимит на размещение отходов - это предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории. Юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно ч. 2, ч. 3 ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В целях реализации Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (ред. от 18.12.2006), во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 г. N 461 "О Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" и в соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору", Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19.10.2007 года N 703 были утверждены Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Из пункта 6 данных Методических указаний следует, что для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц непроизводственной сферы разработка проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по решению территориального органа Ростехнадзора может осуществляться по упрощенной (декларативной) форме.
Судом установлено, что согласно Устава МБДОУ Балахтинский детский сад №2 «Колокольчик» предметом деятельности учреждения является реализация гарантированного гражданам Российской Федерации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.
Согласно п. 1.7 Устава Учреждение является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, закрепленное на праве оперативного управления или на ином законном основании, может иметь самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
В соответствии с приказом МБДОУ Балахтинский детский сад №2 «Колокольчик» №59 от 29.12.2017 г. ответственным лицом за обращение с отходами назначена Кузнецова Е.А., которая имеет удостоверение от 11.12.2017 г. о подготовке и проверке знаний лиц, допущенных к обращению с отходами I-IV класса опасности.
Заведующей МБДОУ Балахтинский детский сад №2 «Колокольчик» Кузнецовой Е.А. в 2018 году заключены:
- контракт №26 от 29.01.2018 г. с ООО «БСК» об оказании услуг по вывозу и размещению твердых бытовых отходов (ТБО);
- контракт №44 от 29.01.2018 г. с ООО «БСК» на оказание услуг по откачке септика;
- контракт №1-03-1704-191 от 24.01.2018 г. с ООО «Экоресурс плюс» по обезвреживанию (демеркуризацию) ртутьсодержащих отходов I класса опасности;
- контракт №2/53-2018 от 19.03.2018 г. с АО «Научно-исследовательский и производственный центр «Природа» на разработку проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), подготовке комплекта документации для паспортизации отхода для ламп ртутных, ртутно-кварцевых, люминесцентных, утративших потребительские свойства. Срок выполнения работ 2 месяца со дня поступления платежа.
Прокуратурой Балахтинского района Красноярского края по результатам проверки деятельности образовательных учреждений района обнаружено отсутствие проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Согласно ответа Балахтинского районного совета депутатов Красноярского края от 17.04.2018 г. на ходатайство заведующего Управлением образования администрации Балахтинского района Красноярского края о выделении дополнительных денежных средств для расходов, связанных с выполнением решения Балахтинского районного суда на разработку проекта нормативов образования отходов и их размещения для образовательных учреждений в сумме 6950 тыс. руб., в связи с отсутствием свободных денежных средств в районном бюджете. Ходатайство не может быть удовлетворено в настоящее время. Информация направлена в Министерство финансов Красноярского края.
Таким образом, установлено, что в дошкольном образовательным учреждением в настоящее время не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, который подлежит направлению для утверждения в Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края.
Согласно ст. 6 от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об отходах производства и потребления» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся, установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, порядка их разработки и утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.
Согласно Постановления Правительства РФ от 28.08.2015 №903 «Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору» образовательные учреждения не относятся к объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому надзору, соответственно, утверждать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, обязан орган государственной власти субъекта Российской Федерации – Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края.
Поскольку не определены количественные и качественные характеристики размещаемых отходов, отсутствуют лимиты на размещение соответствующих видов и количества отходов, деятельность ответчика по обращению с отходами без разработки проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, без получения лимитов на размещение отходов, является незаконной и нарушает права и интересы неопределенного круга.
Поскольку ответчик до настоящего времени не выполнил свои обязанности по утверждению проекта нормативов образования отходов и лимитов на их, суд считает необходимым возложить на ответчика указанную обязанность.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая то, что ответчику для исполнения настоящего решения необходимо время, суд полагает целесообразным определить срок исполнения решения суда до 30 июня 2019 года.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ и п.п. 2 п. 2 ст. 333.17 НК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, установленная п.п. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ в размере 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Балахтинского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать МБДОУ Балахтинский детский сад №2 «Колокольчик» разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и направить его на утверждение в Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края в срок до 30.06.2019 года.
Взыскать с МБДОУ Балахтинский детский сад №2 «Колокольчик» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца с подачей жалобы через Балахтинский районный суд Красноярского края.
Председательствующий: