Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Братск 14 июня 2017 года
Братский районный суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Гапеевцевой М.А.,
при секретаре Погодаевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-601/2017 по иску Овчинниковой Валентины Ивановны к муниципальному казённому дошкольному образовательному учреждению детский сад «Малышка» о взыскании недоначисленной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Овчинникова В.И. обратилась в суд с иском к муниципальному казённому дошкольному образовательному учреждению детский сад «Малышка» (далее по тексту – МКДОУ детский сад «Малышка») о взыскании недоначисленной заработной платы.
В обоснование исковых требований указала, что она с **.**.**** по настоящее время состоит в трудовых отношениях с ответчиком МКДОУ детский сад «Малышка» в качестве <данные изъяты>. Кроме оклада по должности ей установлены надбавка за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера (50%) и районный коэффициент (40%), что подтверждается копией трудового договора, расчетными листками, справкой о размере заработной платы. Работодателем обязательства по оплате труда за январь, февраль, март 2017 года в полном объеме не выполнены. Задолженность составляет 9215 руб. 70 коп. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 01.07.2016 установлен в размере 7500 рублей в месяц. Согласно ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Братский район Иркутской области относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в соответствии с Перечнем районов, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967 О льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967 «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера». Предельный размер районного коэффициента к заработной плате работников организаций, финансируемых из местных бюджетов, для Братского района составляет 1,4 (статьи 2 и 3 Закона Иркутской области от 17.12.2008 № 123-оз «О размерах районного коэффициента к заработной плате работников организаций, финансируемых из областного бюджета, и предельном размере повышения районного коэффициента к заработной плате работников организаций, финансируемых из местных бюджетов, в Иркутской области»). Из справки работодателя о размере начисленной заработной платы за спорный период усматривается, что механизм исчисления заработной платы, примененный работодателем, противоречит требованиям закона. Сумма недоначисленной заработной платы за январь, февраль, март 2017 года составляет 9215 руб. 70 коп. согласно расчету, которую просила взыскать с ответчика в ее пользу.
В судебное заседание истец Овчинникова В.И. не явилась, извещенная надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в исковом заявлении просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Представитель ответчика МКДОУ детский сад «Малышка» в судебное заседание не явился, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте слушания дела, о причинах неявки суд не уведомил, возражений по иску не представил.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика – Администрации муниципального образования «Братский район» Явкин А.А., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, в письменных возражениях на иск указал, что ответчик МКДОУ детский сад «Малышка» выплачивал заработную плату истцу в спорном периоде в соответствии с требованиями закона в полном объеме. Просил в удовлетворении исковых требований отказать.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив доводы искового заявления, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Овчинникова В.И. с **.**.**** по настоящее время состоит в трудовых отношениях с ответчиком - МКДОУ детский сад «Малышка» в должности <данные изъяты> на 1 ставку с окладом 3080 руб. Кроме оклада по должности ей установлены надбавка за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера - 50%, районный коэффициент – 40 %, выплаты стимулирующего характера, что подтверждается копиями выписки из приказа *** от **.**.****, трудового договора *** от **.**.****, трудовой книжки истца, расчетными листками, финансовой справкой о размере начисленной заработной платы и никем не оспаривается.
Также в судебном заседании установлено, что МКДОУ детский сад «Малышка» является юридическим лицом и находится по адресу: ..., что подтверждается копиями свидетельства о государственной регистрации, Устава учреждения.
Братский район Иркутской области относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в соответствии с Перечнем районов, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967 о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967 «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера».
В соответствии со ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда (абзац пятый), включая, как это предусмотрено статьей 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности.
Согласно ч. 2 ст. 7, ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Действовавшее до 01.09.2007 правовое регулирование трудовым законодательством заработной платы определяло минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. При этом в величину минимального размера оплаты труда не включались компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты (ч. 2 ст. 129 ТК РФ в редакции Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ). Размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (ч. 4 ст. 133 ТК РФ в редакции ФЗ от 30.06.2006 №90-ФЗ).
Федеральным законом от 20.04.2007 № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу с 01.09.2007, из ст. 129 ТК РФ исключена часть вторая. С 01.09.2007 также признана утратившей силу часть четвертая ст. 133 ТК РФ.
Действующей в настоящее время ч. 3 ст. 133 ТК РФ (в редакции Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ, Федерального закона от 20.04.2007 № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (ч. 1 ст. 133 ТК РФ).
В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации (ч. 1 ст. 133.1 ТК РФ).
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ч. 4 ст. 133.1 ТК РФ).
Статья 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы (части 3, 4, 5).
Согласно ст. 129 ТК РФ тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящего в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Из приведенного выше действующего правового регулирования оплаты труда работников следует, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что размер их месячной заработной платы, включающий в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а минимальный размер оплаты труда в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
На основании ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в редакции Федерального закона от 02.06.2016 № 164-ФЗ) минимальный размер оплаты труда с 01.07.2016 установлен в размере 7500 руб. в месяц.
В Иркутской области принято Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Иркутской области на 2017 год от 26.01.2017.
Согласно п. 2 указанного Регионального соглашения на территории Иркутской области установлен минимальный размер заработной платы:
в Братском районе и городе Вихоревке для работников государственных и муниципальных учреждений:
с 1 января 2017 года - в сумме 10754 рубля;
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что истец Овчинникова В.И. в январе, феврале, марте 2017 года работала в МКДОУ детский сад «Малышка» в должности <данные изъяты> на 1 ставку.
Учитывая, что размер заработной платы Овчинниковой В.И., полностью отработавшей месячную норму рабочего времени по одной ставке за период с 01.01.2017 не может быть менее 10754 руб. (размер минимальной заработной платы в субъекте по региональному соглашению), суд приходит к выводу, что расчет заработной платы истца за январь, февраль, март 2017 года должен быть следующим.
Согласно справке работодателя в январе 2017 года при норме рабочего времени 122,4 часа Овчинникова В.И. отработала 184 часа. Работодателем ей должна быть начислена заработная плата в размере не менее 16166 руб. 14 коп. (10754 : 122,4 х 184). Фактически истцу начислено 12062 руб. 59 коп. Задолженность за январь 2017 года составляет 4103 руб. 55 коп. (16166,14-12062,59).
В феврале 2017 года при норме рабочего времени 128,6 часа Овчинникова В.И. отработала 168 часов. Работодателем ей должна быть начислена заработная плата в размере не менее 14048 руб. 77 коп. (10754 : 128,6 х 168). Фактически истцу начислено 10754 руб. 00 коп. Задолженность за февраль 2017 года составляет 3294 руб. 77 коп. (14048,77 – 10754).
В марте 2017 года при норме рабочего времени 157,4 часа Овчинникова В.И. отработала 184 часа. Работодателем ей должна быть начислена заработная плата в размере не менее 12571 руб. 38 коп. (10754 : 157,4 х 184). Фактически истцу начислено 10754 руб. 00 коп. Задолженность за март 2017 года составляет 1817 руб. 38 коп. (12571,38 - 10754).
Таким образом, общая сумма задолженности за январь, февраль, март 2017 года составляет 9215 руб. 70 коп. (4103 руб. 55 коп. + 3294 руб. 77 коп. + 1817 руб. 38 коп.).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования Овчинниковой В.И. являются законными и обоснованными, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию недоначисленная заработная плата за январь, февраль, март 2017 года в размере 9215 руб. 70 коп.
В силу части 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются: истцы - по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий.
В силу ст. 393 ТК РФ при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов.
Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, госпошлина при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска до 20000 руб. - 4 процента цены иска, но не менее 400 руб.
В силу п.п. 1 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, ст. 393 ТК РФ истец от уплаты государственной пошлины освобожден, в связи с чем государственная пошлина в размере 400 руб. подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Овчинниковой Валентины Ивановны удовлетворить.
Взыскать с муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения детский сад «Малышка» в пользу Овчинниковой Валентины Ивановны недоначисленную заработную плату за январь, февраль, март 2017 года в размере 9215 рублей 70 копеек.
Взыскать с муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения детский сад «Малышка» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.А. Гапеевцева