Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
7 октября 2015 года г. Петропавловск-Камчатский
Петропавловск - Камчатский городской суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Видьма О.В.,
при секретаре ФИО4,
с участием представителя ответчика ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФГКУ «Пограничное Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по восточному арктическому району» о признании отношений государственной гражданской службой, признании государственным служащим, признании стажа работы на государственной службе, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Истец ФИО1 обратился в суд с указанным иском к ответчику ФГКУ «Пограничное Управление Федеральной службы безопасности России по Камчатскому краю», мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ между ним и ответчиком был заключен трудовой договор, в соответствии с которым истец обязался выполнять обязанности по должности «государственного инспектора». Истец полагал, что поступает на государственную службу, так как на момент заключения трудового договора действовал Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 119-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об основах государственной службы РФ», в соответствии со ст. 21 которого с государственными служащими допускалось заключение трудовых договоров. На протяжении трудовой деятельности истца между сторонами заключались дополнительные соглашения к трудовому договору. ДД.ММ.ГГГГ истец направил ответчику заявление о выдаче справки о стаже государственной гражданской службы в целях назначения пенсии за выслугу лет. Ответчик отказал в выдаче запрашиваемой справки, ссылаясь на то, что должность истца не относится к должности федеральной государственной службы, с чем истец не согласен. Истец, ссылаясь на положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ « О государственной гражданской службе РФ», Указ Президента от ДД.ММ.ГГГГ №, просил признать отношения, регулируемые трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ отношениями, связанными с прохождением государственной гражданской службы РФ в территориальном органе ФСБ РФ; признать истца государственным гражданским служащим с даты заключения трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ; признать стаж работы истца на государственной гражданской службе с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, а также просил взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб., расходы на оплату услуг представителя в размере 50 000 руб., нотариальные расходы в размере 1 200 руб.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по указанному делу произведена замена ответчика ФГКУ «Пограничное Управление Федеральной службы безопасности России по Камчатскому краю» на его правопреемника ФГКУ «Пограничное Управление Федеральной службы безопасности России по восточному арктическому району».
Истец ФИО1 о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в письменном заявлении исковые требования поддержал в полном объеме, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель истца по доверенности ФИО5 в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте судебного заседания извещен, в письменном заявлении просил о рассмотрении дела без своего участия, требования истца поддержал в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО6, действующий на основании доверенности, полагал требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Пояснил, что истец знал, что его принимают на работу на основании трудового договора, а не на государственную гражданскую службу.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Действовавший на момент возникновения спорных правоотношений Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 119-ФЗ) содержит понятия «государственная служба» и «государственная должность».
Государственная должность - это должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей. В целях технического обеспечения деятельности государственных органов в их штатное расписание могут включаться должности, не относящиеся к государственным должностям (статья 1).
Государственная служба - профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов (статья 2).
Перечень должностей федеральной государственных службы категорий «А», «Б», «В» содержался в Реестре государственных должностей в Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона № 119-ФЗ государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
В главе IV названного Федерального закона был закреплен Порядок прохождения государственной службы, согласно которому гражданин поступает на государственную службу на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет; в трудовой договор включается обязательство гражданина, поступающего на государственную службу, обеспечивать выполнение Конституции Российской Федерации и федеральных законов в интересах граждан Российской Федерации; поступление гражданина на государственную службу оформляется приказом по государственному органу о назначении его на государственную должность государственной службы (пункт 6 статьи 21).
В силу ч.1 ст. 3 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 79-ФЗ) от ДД.ММ.ГГГГ, под государственной гражданской службой Российской Федерации понимается вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
Должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации (статья 8). Должности федеральной государственной гражданской службы должны быть включены в перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей, который утверждается указом Президента Российской Федераций (статья 10).
В силу статьи 13 Федерального закона № 79-ФЗ гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность, со служебным контрактом, и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 79-ФЗ поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы, или замещения гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено настоящей статьей.
Служебный контракт – соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон (часть 1 статьи 23 Федерального закона № 79-ФЗ).
В силу ч. 1 ст. 26 Федерального закона № 79-ФЗ, служебный контракт заключается на основе акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы.
В силу ст.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется: Конституцией Российской Федерации; Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации»; настоящим Федеральным законом; другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы; указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации; нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами государственных органов.
Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ утвержден Реестр должностей федеральных государственных гражданских служащих.
Из раздела 3 главы 7 следует, что в Реестр федеральной службы включена должность «Государственный инспектор РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов», которая, согласно ссылке, учреждена для замещения военнослужащими, проходившими военную службу по контракту, или сотрудником; имеющим специальное звание, и считается должностью федеральной государственной гражданской службы в случае замещения её гражданским лицом.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» предусмотрена возможность комплектования органов ФСБ России не только военнослужащими, но и федеральными государственными гражданскими служащими и работниками (гражданский персонал) (статья 16).
В силу части 3 статьи 42 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» воинские должности, которые могут замещаться гражданским персоналом, определяются в перечнях, утверждаемых в порядке, определенном руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором указанным Федеральным законом предусмотрена военная служба.
Согласно п.п.21 п.11 Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, такими полномочиями наделен директор ФСБ России.
Приказом директора ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ № был утвержден Перечень воинских должностей органов федеральной службы безопасности, которые могут замещаться гражданским персоналом. При этом должность истца в этот Перечень включена не была.
Данный Приказ был признан утратившим силу директором ФСБ России ДД.ММ.ГГГГ (Приказом №) с 01.01.2013г., в связи с чем, с указанной даты возможность замещения отдельных воинских должностей ФСБ России гражданским персоналом исключена.
Согласно ст.20 ТК РФ работником признается физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.
В соответствии со ст.19 ТК РФ трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате назначения на должность или утверждения в должности в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации.
В судебном заседании установлено, что истец состоял в трудовых отношениях с ответчиком с ДД.ММ.ГГГГ в должности государственного инспектора. Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела копией трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительными соглашениями. Тем самым истец добровольно взял на себя обязательства выполнять обязанности по должности государственного инспектора.
Как следует из содержания трудового договора, отношения, возникшие между истцом и ответчиком, регулировались только нормами Трудового кодекса РФ, без особенностей, предусмотренных Федеральным законом № 119-ФЗ. После вступления в силу Федерального закона № 79-ФЗ каких-либо изменений и дополнений в трудовой договор не вносилось.
При заключении трудового договора истец был ознакомлен с должностными обязанностями государственного инспектора, которые также не содержат ссылок законы, регулирующие отношения, связанных с гражданской службой.
В силу ст.22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» одним из способов замещения должностей гражданской службы является конкурсный отбор.
Вместе с тем, из материалов дела следует, и обратного судом не установлено, и суду не доказано, что истец добровольно выполнял обязанности именно по трудовому договору, при этом в конкурсе на замещение должности гражданской службы не участвовал. Кроме того, должность, занимаемая истцом в спорный период, в Реестре должностей федеральных государственных гражданских служащих отсутствовала.
Указанное обстоятельство исключает утверждение истца о том, что его трудовой договор ответчик обязан был привести в соответствие и заключить с ним служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы РФ и замещении должности государственной гражданской службы РФ, поскольку оно основано на неверном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения.
Таким образом, оценив все представленные доказательства по делу в их совокупности, исследовав все обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что истец состоял именно в трудовых отношениях с ответчиком, поскольку должность, замещаемая истцом в спорный период, не была включена в Реестр должностей федеральных государственных гражданских служащих, в конкурсе на замещение должности государственной гражданской службы истец не участвовал, следовательно, основания для признания отношений, регулируемых заключенным между сторонами трудовым договором, отношениями, связанными с прохождением государственной гражданской службы Российской Федерации в территориальном органе ФСБ РФ, отсутствуют, в связи с чем, суд оставляет требования истца без удовлетворения.
На основании изложенного, суд отказывает в удовлетворении производных требований истца о признании истца государственным гражданским служащим с даты принятия его на должность государственного инспектора с ДД.ММ.ГГГГ, признании стажа работы истца на государственной гражданской службе с ДД.ММ.ГГГГ, взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере 100 000 руб.
Поскольку в удовлетворении требований истца отказано, оснований для взыскания с ответчика судебных расходов на оплату услуг представителя в размере по 50 000 руб., нотариальных расходов в размере по 1 200 руб. в пользу истца не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ФГКУ «Пограничное Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по восточному арктическому району» о признании отношений, регулируемых трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ, отношениями, связанными с прохождением государственной гражданской службы Российской Федерации в территориальном органе ФСБ РФ; признании государственным гражданским служащим с момента заключения трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ; признании стажа работы на государственной гражданской службе с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время; взыскании компенсации морального вреда в размере 100 000 руб. - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий О.В. Видьма