Дело № 2-783/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Благовещенск 16 сентября 2015 года
Благовещенский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Палатовой Т.В.
при секретаре Чигирин О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Благовещенского района Амурской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц – жителей с. Чигири, с. Игнатьево Благовещенского района Амурской области, к муниципальному унитарному предприятию «Жилкомэнерго» о признании незаконным бездействия по непринятию мер по поддержанию нормативного запаса топлива на котельных с. Чигири, с. Игнатьево, возложении обязанности обеспечить наличие нормативного запаса топлива на котельных с. Чигири, с. Игнатьево,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Благовещенского района Амурской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц – жителей с. Чигири, с. Игнатьево Благовещенского района Амурской области с иском к МУП «Жилкомэнерго» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по поддержанию нормативного запаса топлива на котельной с. Чигири, с. Игнатьево, возложении обязанности обеспечить наличие нормативного запаса топлива на котельных с. Чигири, с. Усть-Ивановка в срок до 01 октября 2015 года.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Благовещенского района Амурской области проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при подготовке объектов к предстоящему отопительному периоду 2015-2016 годов. В ходе проверки установлено, что 07 августа 2015 года между администрацией Чигиринского сельсовета Благовещенского района Амурской области и МУП «Жилкомэнерго» заключено концессионное соглашение. Распоряжением Правительства Амурской области от 24 июня 2015 года № 80-р «О задачах по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Амурской области к отопительному периоду 2015-2016 года» для Благовещенского района утверждены следующие объемы поставок твердого и жидкого топлива для создания нормативного запаса к началу отопительного периода: уголь в количестве 6,859 тыс. тонн, мазут в количестве 0,210 тыс. тонн. При проверке установлено, что 18 марта 2015 года состоялось заседание рабочей группы министерства ЖКХ Амурской области по рассмотрению и согласованию объемов потребности в топливных ресурсах для выработки тепловой энергии в отопительном периоде 2015-2016 года на территории Благовещенского района. Протоколом от 18 марта 2015 года заседания рабочей группы министерства ЖКХ области утверждены объемы поставок твердого и жидкого топлива для создания нормативного запаса топлива к началу отопительного периода 2015-2016 годов (по состоянию на 01 октября 2015 года). Приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 17 июля 2015 года № 85-пр/н утверждены нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, нормативы удельного расхода топлива на отпущенную тепловую энергию и нормативы создания запасов топлива на котельных на 01 октября 2015 года, в том числе котельных с. Чигири, с. Игнатьево Благовещенского района в размере 3,678 тыс. тонн. В результате проведенной проверки установлено, что на котельных с. Чигири, с. Игнатьево Благовещенского района Амурской области фактическое наличие топлива составляет 0 тонн (или 0% от нормативного). МУП «Жилкомэнерго» является единственной организацией, предоставляющей тепловую энергию в жилые дома с. Чигири, с. Игнатьево Благовещенского района и социально-значимые объекты. Непринятие МУП «Жилкомэнерго» мер по созданию нормативного запаса топлива к отопительному сезону 2015-2016 гг. может привести к остановке работы котельной муниципального образования, что приведет к срыву отопительного сезона и нарушению прав потребителей на обеспечение надежного теплоснабжения в отопительный период, а именно права на своевременной и качественное оказание услуг, в том числе на теплоснабжение.
На основании изложенного истец просил признать бездействие МУП «Жилкомэнерго», выразившееся в непринятии мер по обеспечению нормативного запаса топлива к началу отопительного сезона 2015-2016 гг. на котельных с. Чигири, с. Игнатьево Благовещенского района Амурской области, незаконным; обязать МУП «Жилкомэнерго» к 01 октября 2015 года обеспечить наличие нормативного запаса топлива (угля) на котельных с. Чигири, с. Игнатьево Благовещенского района к началу отопительного сезона 2015-2016 годов в размере 3,678 тыс. тонн.
В судебном заседании заместитель прокурора Благовещенского района К.М.А. поддержал заявленные требования, на их удовлетворении настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик МУП «Жилкомэнерго» явку своего представителя не обеспечили, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения дела, представили суду ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, в котором так же указали на согласие с исковыми требованиями.
Третьи лица: администрация Чигиринского сельсовета Благовещенского района Амурской области, администрация Благовещенского района Амурской области явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени рассмотрения дела были уведомлены надлежащим образом. Администрация Благовещенского района Амурской области представила суду ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Выслушав истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки, проведенной прокурором Благовещенского района, установлено, что по состоянию на 27 августа 2015 года на котельных с. Чигири, с. Игнатьево запасы угля составляли 0 тонн, что составляет 0% от нормативного запаса топлива, установленного приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 17 июля 2015 года № 85-пр/н, в соответствии с которым к 01 октября 2015 года на котельных с. Чигири, с. Игнатьево Благовещенского района Амурской области должен быть обеспечен нормативный запас топлива в количестве 3,678 тыс. тонн угля.
Указанные котельные, расположенные в с. Чигири и с. Игнатьево Благовещенского района Амурской области, на основании концессионного соглашения от 07 августа 2015 года, заключенного между администрацией Чигиринского сельсовета Благовещенского района Амурской области и МУП «Жилкомэнерго», используются МУП «Жилкомэнерго» в своей предпринимательской деятельности для обеспечения жителей с. Чигири услугами по теплоснабжению.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; содержание муниципального жилищного фонда, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Администрацией Чигиринского сельсовета приняты меры по организации теплоснабжения населения путем передачи котельных с. Чигири и с. Игнатьево в пользование МУП «Жилкомэнерго» для оказания коммунальных услуг в виде бесперебойного круглосуточного производства и распределения тепловой энергии на территории с. Чигири и с. Игнатьево в течение отопительного периода.
В соответствии с подпунктом 11 статьи 2 Федерального закона «О теплоснабжении» № 190-ФЗ от 27 июля 2011 года теплоснабжающей организацией является организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
В силу части 1 и части 5 статьи 20 Федерального закона «О теплоснабжении» № 190-ФЗ от 27 июля 2011 года теплоснабжающие и теплосетевые организации подлежат проверке на предмет готовности к отопительному периоду, в том числе в целях подтверждения наличия нормативного запаса топлива.
В силу п. 8 ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны обеспечить надежное теплоснабжение потребителей, безаварийную работу объектов теплоснабжения.
Согласно подпункту "в" пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354, предоставление коммунальной услуги по отоплению осуществляется круглосуточно в течение отопительного периода.
Пунктами 4.1.1 и 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 года № 115, установлено, что эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.
Согласно пунктам 2, 15 Порядка определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), утвержденного приказом Минэнерго России от 10 августа 2012 года № 377, норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ). ОНЗТ определяются не позднее 1 октября года, предшествующего планируемому.
В соответствии с положениями п. 5 Порядка создания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива, в том числе в отопительный сезон, утвержденного приказом Минэнерго России от 22 августа 2013 года № 469, владельцы тепловых электростанций, в составе которых есть ПГУ (парогазовые установки) и (или) ГТУ (газотурбинные установки), создают нормативный запас аварийного топлива (далее - НАЗТ).
Владельцы тепловых электростанций, которые используют в качестве основного вида топлива газ, создают общий нормативный запас топлива (далее - ОНЗТ), который состоит из неснижаемого нормативного запаса резервного топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса резервного топлива (далее - НЭЗТ).
Владельцы тепловых электростанций, которые используют в качестве основного вида топлива уголь и (или) торф, создают ОНЗТ, который состоит из ННЗТ, НЭЗТ, а также нормативного запаса вспомогательного топлива (далее - НВЗТ).
В силу п.п. 21, 22 указанного Порядка владельцы тепловых электростанций при учете созданных запасов топлива учитывают топливо, которое фактически находится на складе (в хранилище) тепловой электростанции на первое число месяца, а также топливо, отгруженное владельцу тепловой электростанции для использования при производстве электрической и (или) тепловой энергии, количество которого не может превышать 15 процентов от ОНЗТ и НАЗТ.
В случае, если на первое число месяца объем запасов топлива, фактически находящегося на складе (в хранилище) тепловой электростанции, составляет не менее 85 процентов от утвержденного уполномоченными органами ОНЗТ и НАЗТ, владелец тепловой электростанции обязан не позднее 10 числа соответствующего месяца довести объем фактически находящегося на складе (в хранилище) тепловой электростанции топлива до контрольных величин, рассчитываемых по формулам 1.1 и 1.2.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и п.п. 4.2.14.18 Положения о министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 мая 2008 года № 400 Приказом Минэнерго России от 10 августа 2012 года № 377 утвержден Порядок определения нормативов запаса топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии). Согласно п. 2 Порядка норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (НЭЗТ).
В силу п. 21 Порядка для расчета размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток: по твердому топливу – 45 суток, по жидкому топливу – 30 суток. Расчетный размер ННЗТ определяется по среднесуточному плановому расходу топлива самого холодного месяца отопительного периода и количеству суток, определяемых с учетом вида топлива и способа его доставки (п. 19 Порядка).
В соответствии с п. 2.6.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России № 170 от 27 сентября 2003 года, готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается среди прочего наличием обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого – не ниже 70% потребности отопительного сезона, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного расхода.
Исходя из требований п. 4.1.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 года № 115, эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 2 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия по государственному регулированию и контролю в сфере теплоснабжения в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. К полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения относится среди прочего утверждение нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более.
Распоряжением Правительства Амурской области от 24 июня 2015 года № 80-р «О задачах по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Амурской области к отопительному периоду 2015-2016 года» для Благовещенского района утверждены следующие объемы поставок твердого и жидкого топлива для создания нормативного запаса к началу отопительного периода: уголь в количестве 6,859 тыс. тонн, мазут в количестве 0,210 тыс. тонн.
Судом установлено, что 18 марта 2015 года состоялось заседание рабочей группы министерства ЖКХ области по рассмотрению и согласованию объемов потребности в топливных ресурсах для выработки тепловой энергии в отопительном периоде 2015-2016 года на территории Благовещенского района, в котором так же принимал участие директор МУП «Жилкомэнерго» В.Ю.Г. Протоколом от 18 марта 2015 года № 19 заседания рабочей группы Министерства ЖКХ Амурской области утверждены объемы поставок твердого и жидкого топлива для создания нормативного запаса топлива к началу отопительного периода 2015-2016 гг. (по состоянию на 01 октября 2015 года).
Приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 17 июля 2015 года № 85-пр/н утверждены нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, нормативы удельного расхода топлива на отпущенную тепловую энергию и нормативы создания запасов топлива на котельных на 2014-2015 годы. В соответствии с приложением № 1 к указанному приказу, для МУП «Жилкомэнерго» утверждены нормативы создания запасов топлива на котельных на 01 октября 2015 года, в том числе на котельных с. Чигири, с. Игнатьево Благовещенского района Амурской области в размере 3,678 тыс. тонн угля.
Как следует из информации, предоставленной администрацией Благовещенского района Амурской области, запасы топлива к отопительному периоду 2015-2016 гг. по состоянию на 27 августа 2015 года на котельной с. Усть-Ивановка составляли 0 тонн, что составляет 0% от ОНЗТ (3 678 тонн).
Доказательств, свидетельствующих о том, что МУП «Жилкомэнерго» предпринимаются действия для обеспечения нормативного запаса топлива на котельных с. Чигири, с. Игнатьево, ответчиком не представлено, равно как и не представлено документов, свидетельствующих об объеме нормативного запаса топлива по состоянию на день рассмотрения решения суда, несмотря на то, что определением суда о принятии дела к производству, подготовке дела к судебному заседанию и назначении судебного заседания ответчику было указано на необходимость предоставления таких доказательств.
Таким образом, суд, учитывая приведенные нормы права и исходя из установленных по делу обстоятельств, считает, что со стороны МУП «Жилкомэнерго» допускается нарушение требований законодательства по созданию общего нормативного запаса топлива на котельных с. Чигири, с. Игнатьево.
При этом, суд так же учитывает согласие ответчика с заявленными требованиями, выраженное в имеющемся в материалах дела письменном ходатайстве МУП «Жилкомэнерго».
Непринятие своевременных мер по созданию нормативного запаса угля для стабильной работы котельных с. Чигири, с. Игнатьево в период отопительного сезона, в условиях резкого снижения температуры наружного воздуха может привести к возникновению чрезвычайной ситуации – остановки отопления из-за отсутствия запасов топлива, что может повлечь нанесение значительного финансового и материального ущерба, создание реальной угрозы жизни и здоровью граждан, находящихся и работающих в помещениях, отапливаемых котельными с. Чигири, с. Игнатьево, следовательно, затрагиваются права и интересы неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона № 2202-1 от 17 февраля 1992 года «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. Таким образом, прокурор Благовещенского района правомерно обратился в суд с заявленными требованиями.
Доказательств наличия на котельных с. Чигири, с. Игнатьево нормативного запаса топлива по состоянию на день рассмотрения дела, равно как и бесспорных доказательств того, что такой запас будет обеспечен к 01 октября 2015 года, МУП «Жилкомэнерго» не представлено.
Вместе с тем, согласно положениям ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 года 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
Принимая во внимание, что отсутствие нормативного запаса топлива на котельных с. Чигири, с. Игнатьево может привести к созданию чрезвычайной ситуации, срыву отопительного сезона, прекращению теплоснабжения объектов расположенных на территории Чигиринского сельсовета Благовещенского района, в том числе объектов социального значения, суд считает подлежащими удовлетворению требования прокурора Благовещенского района о признании бездействия МУП «Жилкомэнерго», выразившееся в непринятии мер по обеспечению нормативного запаса топлива на котельных с. Чигири, с. Игнатьево, незаконным; возложении обязанности на МУП «Жилкомэнерго» обеспечить наличие нормативного запаса топлива на котельных с. Чигири, с. Игнатьево в срок до 01 октября 2015 года.
По этим же основаниям, учитывая особую социальную значимость вопроса, в соответствии со ст. 212 ГПК РФ, суд считает необходимым обратить решение суда к немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора Благовещенского района Амурской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц – жителей с. Чигири, с. Игнатьево Благовещенского района Амурской области, к муниципальному унитарному предприятию «Жилкомэнерго» о признании незаконным бездействия по непринятию мер по поддержанию нормативного запаса топлива на котельных с. Чигири, с. Игнатьево, возложении обязанности обеспечить наличие нормативного запаса топлива на котельных с. Чигири, с. Игнатьево – удовлетворить.
Признать бездействие МУП «Жилкомэнерго» (ИНН 2812002044, дата регистрации 27 ноября 1995 года), выразившееся в непринятии мер по обеспечению нормативного запаса топлива к началу отопительного сезона 2015-2016 годов на котельных с. Чигири, с. Игнатьево Благовещенского района Амурской области, незаконным.
Возложить на МУП «Жилкомэнерго» (ИНН 2812002044, дата регистрации 27 ноября 1995 года) обязанность обеспечить наличие нормативного запаса топлива на котельных с. Чигири, с. Игнатьево Благовещенского района Амурской области в размере 3,678 тысяч тонн в срок до 01 октября 2015 года.
Решение обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский районный суд Амурской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: