дело № 2-1249/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Боровичи Новгородской области 17 августа 2021 года
Боровичский районный суд Новгородской области в составе
судьи Кудрявцевой Е.М.,
при секретаре Партанской Г.С.,
с участием помощника Боровичского межрайонного прокурора Кострикина Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Боровичского межрайонного прокурора к Администрации Сушанского сельского поселения об обязании устранить нарушения противопожарного законодательства,
установил:
Боровичский межрайонный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц, указав в обоснование, что прокуратурой проведена проверка исполнения противопожарного законодательства органами местного самоуправления, в ходе которой выявлены нарушения на территории Сушанского сельского поселения.
Ссылаясь на положения Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», просит суд обязать Администрацию Сушанского сельского поселения в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить следующие нарушения пожарной безопасности: обеспечить населенный пункт д. Нальцы источниками наружного противопожарного водоснабжения (пожарные водоемы) из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе 200 метров, и обеспечения подачи воды на тушение пожара из двух соседних резервуаров (водоемов).
Заявленные прокурором требования рассмотрены в порядке гражданского судопроизводства.
В судебном заседании прокурор Кострикин Н.В. исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика – глава Администрации Сушанского сельского поселения Кузяков С.А. в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования признает.
Представитель третьего лица -ОНД и ПР по Боровичскому и Любытинскому районам ГУ МЧС России по Новгородской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд, заслушав прокурора, исследовав материалы дела, находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральным законом от 21 декабря 1994 год № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определено, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 22 июля 2002 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
В силу части 4 статьи 6 Технического регламента, п. 9 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 данного Регламента.
Первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами ( ст. 63 Технического регламента).
Статьей 19 Федерального закона № 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов отнесено, в том числе, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
Обязанность по созданию для целей пожаротушения источников наружного противопожарного водоснабжения, а также условий для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, на органы местного самоуправления сельских поселений также возложена п. 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1479.
К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся:
1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами;
2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) противопожарные резервуары ( ст. 68 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности).
В соответствии с п. 10.1. Свода правил СП 8.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», утвержденного приказом МЧС России от 30.03.202 г. № 225, Перечень объектов защиты, для которых наружное противопожарное водоснабжение допускается предусматривать из пожарных резервуаров и водоемов, установлен Техническим регламентом. При этом отбор воды на тушение пожара предусматривается непосредственно из указанных водоисточников насосами пожарных автомобилей (мотопомпами), устройство противопожарного водопровода не требуется.
В соответствии с п. 10.2, 10.3,10.4 Свода Правил СП 8.13130.2020 объем пожарных резервуаров и водоемов надлежит определять исходя из расчетного расхода воды на наружное пожаротушение и продолжительности тушения пожара
Количество пожарных резервуаров или искусственных водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50% объема воды на пожаротушение.
Расстояние между пожарными резервуарами или искусственными водоемами следует принимать в соответствии с пунктом 10.4 настоящего свода правил, при этом подача воды в любую точку пожара должна обеспечиваться из двух соседних резервуаров или водоемов.
Пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе:
при заборе воды насосами пожарных автомобилей - 200 м;
при заборе воды мотопомпами - 100 - 150 м (в зависимости от типа мотопомп).
Предметом прокурорского надзора, в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе органами местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что Боровичской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности на территории Сушанского сельского поселения Боровичского муниципального района.
В ходе проверки установлено, что в д. Нальцы Сушанского сельского поселения отсутствует источник наружного противопожарного водоснабжения (пожарный водоем) для обслуживания зданий, находящихся в радиусе 200 метров, и обеспечения подачи воды на тушение пожара из двух соседних резервуаров (водоемов), чем нарушены вышеуказанные требования федерального законодательства.
Таким образом, обязанность по поддержанию в состоянии постоянной готовности пожарного водоема, возложенная федеральными законами на администрацию Сушанского сельского поселения, органами местного самоуправления не исполняется.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон № 35-Ф3), противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона № 35-Ф3 антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Пунктом 7 ст. 2 Федерального закона № 35-Ф3 установлено, что противодействие терроризму в Российской Федерации основывается, в том числе, на принципе приоритета мер предупреждения терроризма.
В соответствии с п. 3 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ от 05.10.2009 (далее - Концепция), основными внутренними факторами, обуславливающими возникновение и распространение терроризма в Российской Федерации либо способствующими ему причинами и условиями, являются, в том числе недостаточная эффективность правоохранительных, административно-правовых и иных мер по противодействию терроризму.
Согласно п.п. «д» п. 12 Концепции основными задачами противодействия терроризму являются обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Поддержание постоянной готовности пожарных водоемов имеет своей целью защиту жизни и здоровья, имущества граждан. Ненадлежащее содержание пожарного водоема представляет реальную угрозу жизни и здоровью, имуществу граждан, т.к. отсутствие пожарного водоема способно повлечь за собой несвоевременную ликвидацию чрезвычайной ситуации.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что бездействие Администрации Сушанского сельского поселения нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Таким образом, требования прокурора об обязании Администрации Сушанского сельского поселения устранить выявленные нарушения пожарной безопасности заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.
С учетом обстоятельств дела суд полагает достаточным предложенный прокурором 3-месячный срок для устранения выявленных нарушений.
Поскольку прокурор и органы местного самоуправления, в соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ, освобождены от уплаты государственной пошлины, судебные расходы следует возместить за счет средств местного бюджета.
Руководствуясь ст.ст.198-199 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление Боровичского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать Администрацию Сушанского сельского поселения в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить д. <адрес> района <адрес> области источниками наружного противопожарного водоснабжения (пожарные водоемы) из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе 200 метров, и обеспечения подачи воды на тушение пожара из двух соседних резервуаров (водоемов).
Обязать Администрацию Сушанского сельского поселения Боровичского района Новгородской области сообщить об исполнении решения в Боровичский районный суд по истечению установленного срока исполнения
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новгородский областного суда через Боровичский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.М. Кудрявцева