Дело № 12-426/2017
Р Е Ш Е Н И Е
г. Березники 18 сентября 2017 года
Судья Березниковского городского суда Пермского края Баранов Г.А.,
при секретаре судебного заседания Юсуповой Н.Г.,
рассмотрев в помещении Березниковского городского суда по адресу: г. Березники, ул. Свободы, 43а, жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.31 КоАП РФ, в отношении:
Зотова Д.В., .....
у с т а н о в и л:
Постановлением № начальника отдела лесного надзора и административного производства управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края гр.Н.М. от <дата> директор ООО «Дивит» Зотов Д.В. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.31 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Директор ООО «Дивит» Зотов Д.В. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление № начальника отдела лесного надзора и административного производства управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края гр.Н.М. от <дата> отменить. В жалобе указал, что <дата> при освобождении склада, расположенного по адресу: <адрес> для вывоза мусора обратился к гр.С.А., который предоставил транспортное средство. В данное транспортное средство Зотовым Д.В. совместно с помощником был загружен мусор, после чего произведена оплата услуг гр.С.А. в размере 4000 руб., гр.С.А. было дано указание о вывозы мусора до полигона ТБО. О том, что гр.С.А. вывез мусор до лесополосы, ООО «Дивит», а также непосредственно Зотов Д.В. сведениями не располагали, таким образом ООО «Дивит» предприняло необходимые меры к соблюдению норм действующего законодательства Российской Федерации в части утилизации отходов. Также указал, что ООО «Дивит» не было уведомлено о дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, в связи с чем было лишено возможности представить доказательства и возражения. Просил признать незаконным и отменить постановление № начальника отдела лесного надзора и административного производства управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края гр.Н.М. от <дата>.
В судебное заседание директор ООО «Дивит» Зотов Д.В. не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался, представил в суд ходатайство о приобщении письменных доказательств, а именно – копию договора на оказание услуг по вывозу мусора от <дата>, копию акта оказанных услуг от <дата>, копию расходного кассового ордера от <дата>, копию доверенности от <дата>, копию паспорта гр.С.А., копию решений № от <дата>, № от <дата>. Также заявил письменное ходатайство о вызове в качестве свидетелей гр.С.Т., гр.С.А.
Представитель ООО «Дивит» Скворцова Л.В. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещалась, направила в суд письменные пояснения, согласно которых доводы, изложенные в заявлении, поддерживает в полном объеме, с отзывом, представленным представителем министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, не согласна.
Представитель министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края в судебное заседание не явился, представив отзыв на жалобу, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Суд не считает возможным удовлетворить заявленное Зотовым Д.В. ходатайство о вызове в качестве свидетелей гр.С.Т., гр.С.А., поскольку ранее данное ходатайство Зотовым Д.В. не заявлялось, при этом Зотову Д.В. предоставлялось необходимое время для подготовки к судебному заседанию и представлению доказательств. Суд полагает, что вызов данных свидетелей повлечет за собой неоправданное затягивание судебного разбирательства, и считает, что решение по жалобе Зотова Д.В. возможно принять на основании материалов, имеющихся в деле.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, заслушав мнение явившихся в судебное заседание лиц, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ суд не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ч.1 ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч.2 ст.8.31 КоАП РФ, загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в области санитарной безопасности.
Объективная сторона правонарушения выражается в загрязнении лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) в ином негативном воздействии на леса.
В соответствии со ст.1 Лесного кодекса РФ, лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду.
Как предусмотрено ст.60.12 Лесного кодекса РФ, леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другими федеральными законами
Согласно п. 1, 2 ст. 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
К видам негативного воздействия на окружающую среду, в соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», относится, в том числе,
хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Согласно п. 39 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года № 414 (действовавшими на момент выявления административного правонарушения), при использовании лесов не допускается загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами.
Согласно п. 14 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 № 607 (действующих на момент вынесения постановления по делу об административном правонарушении), при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса.
Судом установлено, что <дата> в квартале ..... выдел ..... Пригородного участкового лесничества ГКУ «Березниковское лесничество» была обнаружена свалка мусора, <дата> произведен осмотр указанного лесного участка, по результатам которого составлен протокол о лесонарушении от <дата>, схема расположения лесонарушения, расчет ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, а также составлена фототаблица.
Обстоятельства дела подтверждаются протоколом о лесонарушении № от <дата>, схемой местонахождения незаконной свалки мусора, пояснительной запиской лесничего Пригородного участкового лесничества ГКУ «Березниковское лесничество» от <дата>, расчетом ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, фотоматериалами.
Согласно ст.2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к ст. 2.4 КоАП РФ, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.
Порядок вывоза и утилизации отходов регламентирован положениями Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правилами обращениями с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641», соответствующими подзаконными актами, а также Правилами благоустройства и содержания территории города Березники, утвержденными Решением Березниковской городской Думы от 26.02.2013 № 460.
Доводы жалобы о том, что Зотову Д.В. было неизвестно место выгрузки мусора, не освобождают его от ответственности, поскольку факт принадлежности отходов ООО «Дивит», равно как и факт их вывоза с территории предприятия по поручению Зотова Д.В., он не отрицал, обязанность по соблюдению норм Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» является императивной для юридических и физических лица, осуществляющих эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, захламление лесов было осуществлено в результате размещения отходов деятельности ООО «Дивит».
Сведений о том, что ООО «Дивит» при вывозе и утилизации отходов были соблюдены положения Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правила обращениями с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641», Правила благоустройства и содержания территории города Березники, утвержденными Решением Березниковской городской Думы от 26.02.2013 № 460, суду не представлено, представленные в суд документы - копия договора на оказание услуг по вывозу мусора от <дата>, копия акта оказанных услуг от <дата>, копия расходного кассового ордера от <дата> об этом не свидетельствуют.
При этом, ООО «Дивит» не лишено возможности обратиться с требованием в суд о возмещении убытков, понесенных в результате ненадлежащего исполнения контрагентом обязанности по договору вывоза бытовых отходов на основании п.4.3 договора.
Принимая во внимание, что Зотов Д.В., являясь директором ООО «Дивит», обязан был обеспечить соблюдение юридическим лицом требований санитарной безопасности в лесах, однако, данное требование не выполнил, в его действиях содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о неуведомлении ООО «Дивит» о дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении опровергаются материалами дела об административном правонарушении, представленными в суд из министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, согласно которым <дата> было вынесено определение о назначении времени и места составления протокола об административном правонарушении, определение направлено по адресу: <адрес>, получено <дата> гр.З.В.
В соответствии с ч.2 ст.25.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно ст.4.1 ст.28.1 КоАП РФ, в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Поскольку представителями министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края приняты все необходимые меры к извещению Зотова Д.В. о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении и постановления о назначении административного наказания, должностным лицом правомерно вынесены указанные процессуальные документы.
Таким образом, обоснованность привлечения Зотова Д.В. к административной ответственности по ч.2 ст.8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сомнений не вызывает.
Постановление о назначении административного наказания вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено Зотову Д.В. в пределах, установленных санкцией ч.2 ст. 8.31 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, оснований для отмены постановления, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
Постановление № начальника отдела лесного надзора и административного производства управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края гр.Н.М. от <дата> в отношении директора ООО «Дивит» Зотова Д.В. о привлечении его к административной ответственности по ч.2 ст.8.31 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу директора ООО «Дивит» Зотова Д.В. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд в Пермский краевой суд течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Баранов Г.А.