Дело № 2-3906/2019
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
24 июля 2019 года
Балашихинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Кобзаревой О.А.
при секретаре Джабуа Ж.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Баданова Анатолия Александровича к ЗАО "БЭЛС" о признании начислений незаконными, аннулировании задолженности, компенсации морального вреда,
установил:
Истица обратилась в суд с настоящим иском, указав, что 05.02.2019 года в квартиру истца позвонили и сообщили о необходимости замены электросчетчика. Подразумевая, что ООО «ЭнергоКонтроль» является представителем энергоснабжающей организации, работает от управляющей компании, истец приобрел у них новый электросчетчик - НЕВА МТ 113 с серийным номером №. Работник ООО «ЭнергоКонтроль» установил данный счетчик, демонтировав старый электросчетчик марки Меркурий № №. Об установке нового электросчетчика ООО «ЭнергоКонтроль» проинформировали ЗАО «БЭЛС». Впоследствии, 27 февраля 2019г., работники ЗАО «БЭЛС» составили в отношении Баданова А.А. Акт № № о нарушении процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию. Указано о самостоятельной замене абонентом электросчетчика в нарушение действующего законодательства. Снятый электросчетчик № № в электрощитовой отсутствует. Последняя поверка была 22.11.2017. По акту ЗАО «БЭЛС» № № от 27.02.2019 новый счетчик введен в эксплуатацию. Прибор работает верно, в соответствии с ТУ. Дата следующей поверки -30.09.2034.
ЗАО «БЭЛС», посчитав замену старого электросчетчика на новый за несанкционированное подключение к электроэнергии, за февраль 2018 года начислило истцу к оплате за электроэнергию 79 180, 90 руб., с чем истец не согласен.
Истец просит признать начисления ЗАО «БЭЛС» в размере 79 180,90 рублей за пользование электроэнергией незаконным, аннулировать задолженность по акту о безучетном пользовании электроэнергией ЗАО «БЭЛС» № от 27.02.2019 года в размере 79 180,90 рублей, взыскать с ЗАО «БЭЛС» компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.
В судебном заседании истец не явилась, извещена
Представитель истца в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика с иском не согласен, представил возражения.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Между ЗАО «БЭЛС» и Бадановым А.А. заключен договор энергоснабжения № в отношении жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
В соответствии с пунктами 81, 81(10), 81(11) Правил № 354 оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Подпунктами г (2)), д) пункта 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), определены следующие обязанности потребителя: сохранять установленные исполнителем при вводе прибора учета в эксплуатацию или при последующих плановых (внеплановых) проверках прибора учета на индивидуальные, общие (квартирные) и комнатные приборы учета электрической энергии, контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета; обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки.
Согласно представленного истцом в материалы дела наряд-задания от 05.02.2019 г., причина замены прибора учета электрической энергии - по желанию собственника.
В результате указанных действий было произведено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета - снята пломба, установленная ЗАО «Балашихинская электросеть».
Совершенными действиями истец нарушил требования подп. г (2)), д) пункта 34 Постановления № 354.
Согласно ст. 81 Правил оказания коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
В соответствии с пп.9 ст. 13 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 № 261-ФЗ с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении возмездного договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 3 Порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утвержденного Приказом Минэнерго РФ от 07.04.2010 № 149 в соответствии с ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 № 261-ФЗ, также установлено, что договор на установку, замену и (или) эксплуатацию приборов учета заключается между организацией, которая осуществляет снабжение энергетическим ресурсом или его передачу и сети инженерно-технического обеспечения которой имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно- технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов и обратившимся с предложением заключить договор собственником.
В силу ст.6 ФЗ от 26.03.2003 № Зб-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ и признании утратившими силу йекоторых законодательных актов РФ в связи с принятием ФЗ «Об электроэнергетике»» юридическим лицам запрещается совмещать деятельность по передаче электрической энергии в электроэнергетике с деятельностью по купле-продаже электрической энергии; юридические лица не могут иметь одновременно на праве собственности или ином законном основании имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности попередаче электрической энергии и имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по купле-продаже электрической энергии.
ЗАО «БЭЛС» является гарантирующим поставщиком электрической энергии, коммерческой организацией, основной вид деятельности которой - купля-продажа электрической энергии. Соответственно, в силу прямого указания закона, ЗАО «БЭЛС» не оказывает услуги по передаче электрической энергии; не имеет и не может иметь в собственности или на ином законном основании электрические сети (сети инженерно-технического оборудования), присоединенные к сетям абонентов для осуществления передачи электрической энергии к объектам энергоснабжения.
Согласно подп.г (1) пункта 32 Постановления № 354 устанавливать при вводе прибора учета в эксплуатацию или при последующих плановых (внеплановых) проверках прибора учета на индивидуальные, общие (квартирные) и комнатные приборы учета электрической энергии, холодной воды и горячей воды, тепловой энергии контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие 'фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета вправе только Исполнитель коммунальной услуги, то есть в конкретном случае ЗАО «Балашихинская электросеть», осуществляющее поставку электрической энергии (мощности) на основании заключенного договора энергоснабжения № 6296740.
В соответствии с подп.г) пункта 35 Постановления № 354 потребитель не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета.
Согласно вышеизложенного, Истцом с привлечение третьих лиц были произведены действия, нарушающие порядок по демонтажу/установке приборов учета электрической энергии (мощности).
В соответствии с п. 146 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 № 442 (далее - Основные положения), собственник энергопринимающих устройств несет ответственность за действия привлеченных им лиц по установке, замене и эксплуатации приборов учета, осуществляемые ими в интересах такого собственника, и не освобождается от определенных в настоящем разделе последствий нарушения установленных сроков организации учета электрической энергии.
Кроме того, в силу п. 149 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 № 442 (далее - Постановление № 442), собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)), имеющий намерение демонтировать в целях замены, ремонта или поверки прибор учета, ранее установленный в отношении таких энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)), обязан направить способом, позволяющим подтвердить факт получения, письменную заявку о необходимости снятия показаний существующего прибора учета, осмотра его состояния и схемы подключения до его демонтажа в адрес одной из следующих организаций: гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), с которым в отношении таких энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) заключен договор энергоснабжения, по условиям которого расчеты за электрическую энергию осуществляются с использованием прибора учета, демонтаж которого планируется осуществить, - кроме случаев, когда его условиями определено, что заявка подается в указанную ниже сетевую организацию; сетевой организации, владеющей на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или опосредовано присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности)) указанного собственника, в отношении которых установлен планируемый к демонтажу прибор учета, - в иных случаях, в том числе в случае, когда условиями договора энергоснабжения, заключенного с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) определено, что заявка подлежит направлению в указанную сетевую организацию.
Заявка должна содержать сведения, указанные в абзацах пятом-седьмом и девятом пункта 153 настоящего документа, а так же предполагаемые дату и время осуществления указанных в заявке действий, но не ранее 7 рабочих дней со дня ее направления.
В согласованные дату и время сетевая организация осуществляет снятие показаний прибора учета, осмотр состояния прибора учета и схемы его подключения. Показания прибора учета, состояние демонтируемого прибора учета и схемы его подключения на дату проведения указанных действий фиксируются сетевой организацией в акте проверки, который должен быть подписан сетевой организацией, собственником энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)), а так же гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) в случае его участия.
В случае если ни сетевая организация, ни гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) не явились в согласованные дату и время для снятия показаний прибора учета, осмотра его состояния и схемы подключения перед демонтажем, то собственник энергопринимающих устройств снимает показания прибора учета, планируемого к демонтажу, и направляет их в адрес лиц, которым была подана заявка, способом, позволяющим подтвердить факт получения. Снятые и переданные собственником энергопринимающих устройств показания прибора учета используют при определении объема потребления электрической энергии по состоянию на дату, когда такие показания были сняты.
Обязанность потребителя информировать энергоснабжающую организацию (исполнителя коммунальной услуги) о намерении проведения демонтажа прибора учета установлена так же пунктом 81 (13) Правил № 354. Нарушение описанного выше порядка повлекли за собой доначисление стоимости платы за коммунальные услуги на основании пункта 81 (11) Правил № 354.
При обнаружении в ходе проверки нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги. Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.
09 февраля 2019 г. Верховным судом Российской Федерации было вынесено Решение № АКПИ18-1163, согласно которого в силу абзаца первого п.81 (11) Правил № 354, прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. При проведении исполнителем проверки состояния прибора учета проверки подлежит наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а так же пломб и устройств, позволяющих факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета (абзац четвертый пункта 81 (11) Правил).
Согласно выводов Верховного Суда РФ: «нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и который по-иному регулирует вопросы установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, его фиксации и способа расчета размера платы за поставленные коммунальные ресурсы, не имеется».
Расчет производится исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления с учетом повышающего коэффициента 10 и применяется когда объем коммунальных ресурсов не может быть достоверно определен по показаниям прибора учета. При этом, Верховным судом сделан вывод о том, что указанный способ расчета размера платы за коммунальные услуги: «…является мерой ответственности и не противоречит основным началам гражданского законодательства. Данный способ расчета платы за неучтенный коммунальный ресурс имеет целью стимулировать потребителей не допускать несанкционированного вмешательства в работу прибора учета».
Доначисление платы истцу было произведено на основании Акта № от 27.02.2019, которым зафиксировано нарушение порядка ввода прибора учета в эксплуатацию по адресу: <адрес>, а так же отсутствие контрольной пломбы энергоснабжающей организации. Указанный Акт был подписан Бадановым А.А. без замечаний.
Актом № от 27.02.2019 г. установленный истцом прибор учета заводской №, тип НЕВА МТ 113, 2018 г. выпуска был введен в эксплуатацию. С указанной даты счета-квитанции выставляются Баданову А.А. на основании указанного прибора учета электрической энергии (мощности).
Таким образом, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований истца.
Исковые требований о взыскании компенсации морального вреда также не подлежат удовлетворению, поскольку истцу не были причинены нравственные страдания.
Руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд
Решил:
В удовлетворении иска Баданова Анатолия Александровича к ЗАО "БЭЛС" о признании начислений незаконными, аннулировании задолженности, компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.А.Кобзарева
Решение в окончательной форме принято 02.08.2019.
Судья О.А.Кобзарева
УИД 50RS0001-01-2019-004113-85
Решение в законную силу не вступило
Подлинник решения находится в гражданском деле 2-3906/2019
в производстве Балашихинского городского суда Московской области
Судья Кобзарева О.А.:
Секретарь судебного заседания Джабуа Ж.Б.:
Дата выдачи: «07» августа 2019 г.