Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4671/2017 ~ М-3612/2017 от 17.04.2017

    Дело №2-4671/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    25 мая 2017 года                                                                                                                   г. Благовещенск

    Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

    Председательствующего судьи Гоковой И.В.,

    При секретаре Кафановой В.С.

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильева М. С., Васильевой О. А. к администрации города Благовещенска о признании незаконным решения об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, сохранении жилого помещения в перепланированном и переустроенном состоянии,

                           УСТАНОВИЛ:

Истцы в лице представителя Савченко В.Ю. обратились в суд с иском к администрации города Благовещенска, в обоснование заявленных требований указав, что являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: ***. Без наличия на то соответствующего разрешения истцами была произведена перепланировка путем демонтажа кладки под окном около дверного проема при выходе на лоджию, утепления лоджии, демонтажа перегородки между кухней и жилой комнатой, между санузлом и ванной, монтажа новых перегородок, в результате чего изменилась конфигурация квартиры. На заявление в администрацию г.Благовещенска с просьбой о согласовании произведенной перепланировки был получен отказ от 17.03.2017 года №54. Между тем, перепланировка жилого помещения произведена в соответствии с проектом, выполненной проектной организацией, имеющей лицензию на осуществление указанного вида деятельности; перепланировка не нарушает надежности конструкций квартиры, прав и интересов проживающих в ней граждан, а также каких-либо норм, действующих на территории Российской Федерации и обеспечивающих безопасную для жизни и здоровья граждан эксплуатацию объекта, что подтверждается соответствующими заключениями и согласованиями проекта надзорными и контролирующими органами. Считают отказ в согласовании заявления о перепланировке жилого помещения необоснованным, поскольку в соответствии с ч. 4 ст. 29 ЖК РФ жилое помещение может быть сохранено в перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни и здоровью. Руководствуясь ст.ст. 25, 26 ЖК РФ просят признать решение администрации города Благовещенска об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения №54 от 17.03.2017 года незаконным, сохранить квартиру №*** по ул. *** г.Благовещенска в перепланированном состоянии.

Истцы, представитель ответчика администрации города Благовещенска в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, доказательств уважительности причин неявки не представили. Руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Согласно п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (п. 2 ст. 209 ГК РФ).

Из материалов дела следует, подтверждается свидетельством о государственной регистрации права *** от 20.04.2015 года, что Васильева О.А., Васильев М.С. являются собственниками жилого помещения по адресу: ***.

Без предварительного согласования с органом местного самоуправления в указанном жилом помещении произведены перепланировка, переустройство, о чем свидетельствует технический паспорт жилого помещения.

Согласно проектной документации, выполненной ООО «Амургражданпроект» (свидетельство №***), в результате перепланировки: разобраны кирпичные перегородки между кухней и жилой комнатой, между ванной и туалетом, между ванной и коридором, туалетом и коридором, нишей и коридором; зашит проем листами ГВЛ, выполнены новые перегородки из ГВЛВ по металлическому каркасу, разобрана кладка под окном в наружной стене, выполнено утепление лоджии. Подоконная часть наружной стены не является несущим элементом стены. Несущим элементом в пределах оконного проема является железобетонная перемычка над проемом. Выполнено французское окно. Выполнено утепление лоджии. Отопление квартиры предусмотрено от существующих стояков. Отопительные приборы радиаторы. Вентиляция существующая, через вентиляционные каналы. Отвод сточных вод в существующие канализационные стояки. Водоснабжение выполнено от существующих стояков с установкой счетчиков.

Данные перепланировка и переустройство, требующие внесения изменений в технический паспорт на жилое помещение в связи с изменением конфигурации помещения, и произведенные без согласования с органом местного самоуправления, являются в силу ч. 1 ст. 29 ЖК РФ самовольными.

Истцы обратились в администрацию города Благовещенска с заявлением о согласовании перепланировки жилого помещения по адресу: ***.

Решением администрации города Благовещенска №54 от 17.03.2017 года в согласовании перепланировки и переустройства указанного жилого помещения истцам было отказано, в связи с тем, что согласование органом местного самоуправления самовольной перепланировки жилого помещения действующим законодательством не предусмотрено. В соответствии с п. 3 ст. 29 ЖК РФ истцам был установлен срок – 9 месяцев со дня получения данного уведомления, в течение которого они обязаны привести жилое помещение в прежнее состояние, о чем информировать администрацию города Благовещенска и представить подтверждающие документы (технический паспорт).

В соответствии с ч. 1 ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (ч. 2 ст. 25 ЖК РФ).

В силу ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность.

В соответствие с. ч. 4 ст. 29 ЖК РФ на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) в перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни и здоровью.

Согласно разъяснениям, данным в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2006 года, положения ст. 29 ЖК РФ не содержат запрета и не исключают полномочия органа местного самоуправления, предусмотренные п. 7 ч. 1 ст. 14, ст. ст. 26 - 28 ЖК РФ, согласовать по заявлению гражданина самовольно выполненные переустройство и (или) перепланировку и сохранить жилое помещение в существующем состоянии. При этом отказ органа, уполномоченного принимать решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, может быть признан судом неправомерным, если гражданином были представлены указанные в ч. 2 ст. 26 ЖК РФ документы, а произведенные им переустройство и (или) перепланировка соответствуют требованиям законодательства.

На основании изложенного, учитывая положения п. 7 ч. 1 ст. 14, ст. 26-28 ЖК РФ о том, что согласование переустройства и перепланировки жилых помещений относится к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений, положения ч. 4 ст. 29 ЖК РФ о возможности сохранения жилого помещения в перепланированном состоянии в судебном порядке, которые не содержат запрета и не исключают указанные полномочия органа местного самоуправления по согласованию перепланировки и переустройства, а также основания к отказу в согласовании перепланировки и переустройства, изложенные в ст.27 ЖК РФ, суд приходит к выводу, что администрацией города Благовещенска неправомерно отказано истцам в согласовании перепланировки, поскольку именно администрация города Благовещенска является органом, полномочным на согласование перепланировки и переустройства.

Таким образом, принимая во внимание указанные выше законоположения и правовую позицию Верховного Суда РФ, суд приходит к выводу, что требования истцов о признании решения администрации города Благовещенска №54 от 17.03.2017 года об отказе в согласовании перепланировки и переустройства жилого помещения незаконным подлежат удовлетворению.

В соответствие с ч. 2 ст. 26 ЖК РФ для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет:

1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации;

2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;

4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;

5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);

6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.

При этом, правила ст. 29 ЖК РФ о возможности сохранения спорного жилого помещения в переустроенном и перепланированном состоянии по решению суда, в их системном толковании с другими нормами ЖК РФ, по мнению суда, не освобождают истцов от обязанности представления предусмотренных законом документов, необходимых для проведения перепланировки, равно как и от получения необходимых согласований и разрешений в целях предотвращения нарушения прав и законных интересов граждан, а также обеспечения отсутствия угрозы их жизни и здоровью.

Постановлением мэра г.Благовещенска № 644 от 04.09.2009 года «Об утверждении Положения по оформлению проектной документации по вопросам переустройства, перепланировки и перевода жилых/нежилых помещений в нежилые/жилые» (в ред. постановления администрации города Благовещенска от 10.09.2012 года №4255), в соответствии со ст. 14 ЖК РФ в целях упорядочения рассмотрения вопросов, связанных с переводом жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения, а также переустройством и перепланировкой жилых помещений, утверждено Положение по оформлению проектной документации по вопросам переустройства, перепланировки и перевода жилых/нежилых помещений в нежилые/жилые.

В силу п. 1.2. указанного положения - подготовка проектной документации осуществляется физическими или юридическими лицами, которые соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, осуществляющим архитектурно-строительное проектирование (лица, осуществляющие подготовку проекта) с обязательным ведением авторского надзора.

В соответствии с п. 1.3. Положения, проектная документация должна соответствовать требованиям пожарных, санитарно-гигиенических норм, экологических и иных установленных законодательством требований, в том числе требованиям к использованию нежилых помещений в многоквартирных домах.

В силу п. 2.3. Положения, в случае если перепланировка и (или) переустройство жилого помещения затрагивают общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заказчик выносит на рассмотрение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме вопрос о согласовании проектной документации по перепланировке и (или) переустройству в полном объеме в порядке, предусмотренном главой 6 Жилищного кодекса РФ. По результатам рассмотрения общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме выносит решение о согласовании либо отказе в согласовании проектной документации с указанием перечня работ, при проведении которых затрагивается общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.

Во исполнение требований ч. 2 ст. 26 ЖК РФ истцами представлен суду подготовленный и оформленный в установленном порядке проект перепланировки жилого помещения - квартиры №*** по ул. *** г.Благовещенска, выполненный ООО «Амургражданпроект» (свидетельство №***); технический паспорт, правоустанавливающие документы на данное жилое помещение.

В силу п.п. 1.3., 1.4, 2.1, 2.2 Положения по оформлению проектной документации по вопросам переустройства, перепланировки и перевода жилых/нежилых помещений в нежилые/жилые, при перепланировке проектная документация должна соответствовать требованиям пожарных, санитарно-гигиенических норм, экологических и иных установленных законодательством требований, в том числе требований к использованию нежилых помещений в многоквартирных домах.

В состав проектной документации входят: план до перепланировки; план после перепланировки; чертежи архитектурных элементов фасадов (при устройстве входов, тамбуров входов); конструктивные детали и узлы (при необходимости); решения по внутреннему инженерному оборудованию (при необходимости); план благоустройства (при необходимости).

По мнению суда, для решения вопроса о сохранении квартиры в перепланированном и переустроенном состоянии необходимо представление аналогичных согласований, и наличия соответствия произведенных перепланировки и переустройства жилого помещения требованиям, которым должно отвечать перепланированное и переустроенное жилое помещение.

Согласно проекту, техническому заключению по обследованию строительных конструкций после перепланировки, данная перепланировка не влияет на надежность и устойчивость здания. Данная перепланировка не требует осуществления авторского надзора, так как нет изменений в несущих конструкциях.

Обследованием установлено, что все конструкции квартиры (наружные и внутренние стены, плиты перекрытия, оконные и дверные заполнения в остальных помещениях) после перепланировки и переустройства оставлены без изменения. Техническое состояние конструкций обследованной квартиры после проведенной перепланировки и переустройства исправное, которое характеризуется отсутствием дефектов и повреждений, влияющих на снижение несущей способности и эксплуатационной пригодности.

Данная перепланировка и переоборудование не снижает несущей способности строительных конструкций существующего здания и обеспечивает безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта. Объективных причин, препятствующих дальнейшей эксплуатации объекта по назначению для обследованной жилой квартиры №*** не установлено.

Проект перепланировки согласован с обслуживающей организацией ООО «Евросервис Д/У №3».

Пунктом 2.3 Положения по оформлению проектной документации по вопросам переустройства, перепланировки и перевода жилых/нежилых помещений в нежилые/жилые, утвержденного Постановлением мэра города Благовещенска № 644 от 4 сентября 2009 года, установлено, что в случае если перепланировка и (или) переустройство жилого помещения затрагивают общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заказчик выносит на рассмотрение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме вопрос о согласовании проектной документации по перепланировке и (или) переустройству в полном объеме в порядке, предусмотренном главой 6 Жилищного кодекса РФ. По результатам рассмотрения общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме выносит решение о согласовании либо отказе в согласовании проектной документации с указанием перечня работ, при проведении которых затрагивается общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с п. 1 ст. 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

Общим имуществом в смысле ч. 1 ст. 36 ЖК РФ признаются помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.

В соответствии с п.п. «в, г» п. 2 ч. 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, в состав общего имущества многоквартирного дома включаются ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции), ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции).

В силу п. 1 ч. 2 ст. 44, ст. 47 ЖК РФ принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, ремонте общего имущества в многоквартирном доме относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и решение по данному вопросу, поставленного на голосование, принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме либо проводится в форме заочного голосования.

Из системного анализа норм ч. 1 ст. 46, п. 1 ч. 2 ст. 44, ч. 3 ст. 36 ЖК РФ следует, что большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме может быть принято решение лишь о проведении такой реконструкции многоквартирного дома, которая не влечет за собой уменьшения общего имущества многоквартирного дома. В том же случае, когда реконструкция предполагает уменьшение размера общего имущества, решение о ее проведении в силу императивной нормы части 3 статьи 36 ЖК РФ может быть принято лишь при условии получения согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме, что соответствует общей норме статьи 247 ГК РФ, в соответствии с которой владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.

Как усматривается из материалов дела, в ходе перепланировки жилого помещения, принадлежащего на праве собственности истцам, были проведены работы, в том числе, по разбору кирпичной кладки под окном в наружной стене, выполнено «французское окно».

В этой связи судом принимается во внимание, что из проекта переустройства и перепланировки, представленного истцом, усматривается, что перепланировка и переустройство были произведены внутри квартиры №*** в доме №*** по ул. *** в г.Благовещенске.

Произведенная перепланировка не затронула несущих конструкций здания, поскольку кирпичная кладка под окном к таковым не может быть отнесена и никакой нагрузки не несет.

Демонтированная под окном комнаты часть стены в соответствии с буквальным толкованием ч. 1 ст. 36 ЖК РФ не являлась общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, поскольку не являлась внешней ограждающей несущей или ненесущей конструкцией данного многоквартирного жилого дома, не была предназначена для обслуживания других жилых помещений, в связи с чем, права и охраняемые законом интересы иных собственников помещений данного многоквартирного жилого дома данной перепланировкой затронуты не были.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что в результате произведенной истцом перепланировки не было затронуто общее имущество собственников многоквартирного дома, расположенного по адресу: ***, в связи с чем, необходимость предоставления согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме отсутствует.

Учитывая отсутствие в связи с осуществлением перепланировки нарушения прав и законных интересов граждан, равно как и создания этой перепланировкой угрозы их жизни или здоровью, а также то обстоятельство, что решением администрации города Благовещенска об отказе в согласовании перепланировки и (или) переустройства нарушаются права и законные интересы истцов на получение в установленном законом порядке согласования перепланировки и переустройства жилого помещения, суд полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд, -

РЕШИЛ:

Признать решение администрации города Благовещенска №54 от 17 марта 2017 года об отказе в согласовании перепланировки и переустройства жилого помещения - квартиры № *** по ул. *** г. Благовещенска незаконным.

Сохранить квартиру №*** по ул. *** г. Благовещенска в перепланированном и переустроенном, состоянии.

Данное решение является основанием для внесения органами, осуществляющими технический учет недвижимого имущества, изменений в техническую документацию на жилое помещение, расположенное по адресу: ***

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд, в течение одного месяца с момента принятия его в окончательной форме.

Председательствующий:                                                       Гокова И.В.

Решение в окончательной форме принято 05 июня 2017 года

2-4671/2017 ~ М-3612/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Васильева Ольга Александровна
Васильев Максим Сергеевич
Ответчики
Администрация г Благ
Другие
Савченко Вячеслав Юрьевич
Суд
Благовещенский городской суд Амурской области
Судья
Гокова И.В.
Дело на странице суда
blag-gs--amr.sudrf.ru
17.04.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.04.2017Передача материалов судье
20.04.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.04.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.05.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.05.2017Судебное заседание
31.05.2017Судебное заседание
05.06.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.12.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее