Решение по делу № 2-89/2019 (2-892/2018;) ~ М-840/2018 от 27.11.2018

Дело №2-89/2019 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 июня 2019 года                        г. Багратионовск

                            

Багратионовский районный суд Калининградской области в составе:

председательствующего судьи Жестковой А.Э.,

при секретаре Матросовой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вороновича В.В. к администрации муниципального образования «Багратионовский городской округ» об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, возложении обязанности обеспечить условия для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры, признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания, признании нуждающимся в ином жилом помещении,

УСТАНОВИЛ:

Воронович В.В. обратился в суд с вышеназванным иском к администрации муниципального образования «Багратионовский городской округ», которым, с учетом увеличения исковых требований, просит:

- признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Багратионовский городской округ», выраженное в ненадлежащем проведении процедуры обследования жилого помещения инвалида и общего имущества многоквартирного дома, согласно Правилам обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 N 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов»,

- признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Багратионовский городской округ», выраженное в необеспечении условий для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры – квартире №<данные изъяты> жилого дома №<данные изъяты> по улице <данные изъяты>, поселка <данные изъяты>, <данные изъяты> района, <данные изъяты> области,

- в случае установления судом возможности обеспечения условий для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры, возложить на администрацию муниципального образования «Багратионовский городской округ» обязанность обеспечить условия для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры – квартире №<данные изъяты> жилого дома №<данные изъяты> по улице <данные изъяты>, поселка <данные изъяты>, <данные изъяты> района, <данные изъяты> области, путем установления пандуса либо путем устройства подъемной платформы (лифта),

- в случае установления судом отсутствия возможности обеспечения условий для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры путем установления пандуса либо путем устройства подъемной платформы (лифта), признать жилое помещение - квартиру №<данные изъяты> жилого дома №<данные изъяты> по улице <данные изъяты>, поселка <данные изъяты>, <данные изъяты> района, <данные изъяты> области, непригодным для постоянного проживания, невозможность его ремонта и реконструкции и признать истца нуждающимся в ином, пригодном для постоянного проживания, жилом помещении.

В обоснование заявленных требований истец Воронович В.В. указал, что является инвалидом-колясочником первой группы, вследствие чего лишен возможности самостоятельно передвигаться и, как следствие, имеет существенные трудности в доступе в жилое помещение, в котором он проживает и имеет регистрацию по месту жительства, расположенное в многоквартирном доме на втором этаже по указанному выше адресу. Несмотря на то, что исполнение государственной обязанности, расходы на которую предусмотрены в бюджетах разных уровней, по обеспечению условий инвалидов для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, к которым, кроме прочего законом отнесены и жилые помещения, лежит на органе местного самоуправления, администрация МО «Багратионовский городской округ» каких-либо действий для обеспечения условий для доступа истца в жилое помещение не предпринимает, незаконно бездействуя.

Также сослался, на те обстоятельства, что администрацией МО «Багратионовский городской округ» при реализации полномочий в области обеспечения условий для беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению, не соблюдена процедура обследования жилого помещения инвалида и общего имущества многоквартирного дома, предусмотренная Правилами обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 N 649, в части соблюдения требований о вынесении решения о проведении проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома) в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, а также принятия решения по результатам такой проверки - об экономической целесообразности либо нецелесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома; в части оформления работы комиссии заключением, которое впоследствии может являться основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания инвалида. Приведенные обстоятельства, по мнению истца, свидетельствуют о незаконном бездействии администрации муниципального образования «Багратионовский городской округ».

Изложенное явилось основанием для обращения Вороновича В.В. в суд с данным иском (л.д. 4-5, 187,188).

В судебном заседании истец Воронович В.В. заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям.

Представляющая интересы ответчика администрации МО «Багратионовский городской округ» Татаренко Ю.С. с требованиями не согласилась.

Представитель, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица отдела социальной защиты населения администрации МО «Багратионовский городской округ», на который возложены обязанности по исполнению отдельных государственных полномочий по опеке и попечительству над совершеннолетними, Долгова Л.П. поддержала позицию представителя администрации.

Представитель, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, Министерства социальной политики по Калининградской области, будучи извещенным о времени и месте судебного заседания, не явился.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы настоящего дела, обозрев материалы надзорного производства, суд приходит к следующему.

Как установлено судом, Воронович В.В. является инвалидом первой группы по общему заболеванию бессрочно, использует для передвижения инвалидную кресло-коляску, зарегистрирован по месту жительства по адресу: <данные изъяты> (л.д. <данные изъяты>).

Данное жилое помещение располагается на втором этаже многоквартирного жилого дома и принадлежит на основании договора безвозмездной передачи в собственность от 12.11.1993 г. матери истца Воронович О.Л., родственные отношения с которой подтверждены соответствующим свидетельством (л.д. <данные изъяты>).

03.04.2018 г. Воронович В.В. обратился в администрацию МО «Багратионовский городской округ» с заявлением об обеспечении пандусом подъезда дома, в котором он проживает.

11.05.2018 г. администрацией МО «Багратионовский городской округ» был дан ответ об отсутствии в бюджете муниципального образования денежных средств на указанные цели (л.д. 10).

Также истец обращался в прокуратуру Багратионовского района Калининградской области по вопросу проведения проверки соблюдения администрацией МО «Багратионовский городской округ» требований социального федерального законодательства, гарантированных истцу, как инвалиду первой группы, и возложении обязанности обеспечить доступ инвалиду в жилое помещение путем установки пандуса.

По результатам проведенной прокурором проверки, нарушений закона, относящегося к предмету проверки, выявлено не было.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации государство гарантирует равенство прав человека независимо от места жительства, а также от других обстоятельств.

Законодательством Российской Федерации, в том числе Федеральными законами «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», «О связи», «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Градостроительным кодексом РФ и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, определены требования к органам власти и организациям независимо от организационно-правовой формы по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, информации, а также ответственность за уклонение от исполнения этих требований.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

В 2008 году Российская Федерация подписала и в 2012 году ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. (далее - Конвенция), что явилось показателем готовности страны к формированию условий, направленных на соблюдение международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов.

Подписание Конвенции фактически утвердило принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении инвалидов.

Согласно Конвенции государства-участники должны принимать надлежащие меры по обеспечению инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым населению. Эти меры должны распространяться, в том числе, на здания.

Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 N 363 утверждена государственная программа Российской Федерации «Доступная среда», одной из задач которой является создание для инвалидов равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.

Как следует из содержания Программы, предпосылками, для создания условий обеспечения прав и свобод инвалидов является выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности к разного рода объектам, в том числе жилым домам.

Требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч. 3 ст. 15 Жилищного кодекса РФ).

09.07.2016 Правительством РФ принято постановление №649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов», которым также утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме (далее Правила).

Настоящие Правила применяются, в том числе к жилым помещениям частного жилищного фонда, занимаемым инвалидами и используемым для их постоянного проживания (далее - жилые помещения инвалидов), а также к общему имуществу в многоквартирном доме, в котором расположены указанные жилые помещения.

Доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида.

Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.

Обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления (далее - муниципальная комиссия). Указанное обследование проводится в соответствии с планом мероприятий, утвержденным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

В состав муниципальной комиссии включаются представители:

а) органов муниципального жилищного контроля;

б) органов местного самоуправления, в том числе в сфере социальной защиты населения, в сфере архитектуры и градостроительства;

в) общественных объединений инвалидов.

Во исполнение приведенных требований постановления Правительства РФ, постановлением главы администрации МО «Багратионовский городской округ» №0549 от 08.06.2017 г. была создана комиссия по обследованию жилых помещений, в которых проживают инвалиды, и общего имущества многоквартирного дома, утверждено положение о порядке создания и работы такой комиссии (л.д. 60, 61, 62-64).

На основании поручения прокурора Багратионовского района от 19.09.2018 г., вынесенного в адрес главы администрации об организации обследования общего имущества многоквартирного дома, в котором проживает Воронович В.В., на предмет возможности его приспособления для маломобильных групп населения, беспрепятственного доступа инвалида при существующих условиях архитектурно-планировочного решения здания, 12.10.2018 г. муниципальная комиссия провела обследование жилого помещения инвалида Вороновича В.В., расположенного в многоквартирном доме, по адресу: <данные изъяты> и общего имущества многоквартирного дома.

По результатам такого обследования, как того требует п. 12 Правил, был составлен акт №<данные изъяты> (л.д. <данные изъяты>).

Из данного акта усматривается, что по результатам проведенного обследования, комиссия пришла к выводу об отсутствии технической возможности оборудовать общее имущество многоквартирного дома с учетом потребности инвалида, в связи с конструктивными особенностями здания и элементами самого здания (лестничный марш, лестничная площадка).

Согласно п. 15 Правил, в случае если в акте обследования содержится вывод об отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, то есть о невозможности приспособления жилого помещения и (или) общего имущества и обеспечения условий их доступности без изменения существующих несущих и ограждающих конструкций многоквартирного дома (части дома) путем осуществления его реконструкции или капитального ремонта, комиссия выносит решение о проведении проверки экономической целесообразности такой реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), а уполномоченный орган обеспечивает ее проведение.

Согласно п. 17 Правил, по результатам проверки экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), комиссия по форме, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, принимает одно из решений:

а) об экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома),

б) об экономической нецелесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома).

В силу п. 18 Правил, результатом работы комиссии является заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме или заключение об отсутствии такой возможности, по форме утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.

В нарушение приведенных требований нормативного акта, органом местного самоуправления – администрацией МО «Багратионовский городской округ», в лице муниципальной комиссии, решение о проведении проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), не принималось, равно как и не принималось по результатам работы комиссии заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме или заключение об отсутствии такой возможности.

Данные обстоятельства не оспаривались представителем ответчика в ходе судебного разбирательства, что свидетельствует о бездействии администрации.

В этой связи требование истца Вороновича В.В. о признании незаконным бездействия администрации МО «Багратионовский городской округ», выраженного в ненадлежащем проведении процедуры обследования жилого помещения инвалида и общего имущества многоквартирного дома, согласно Правилам обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 N 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов», подлежит удовлетворению.

Рассматривая требования Вороновича В.В.

- о признании незаконным бездействия администрации МО «Багратионовский городской округ», выраженного в необеспечении условий для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры – квартире №<данные изъяты> жилого дома №<данные изъяты> по улице <данные изъяты>, поселка <данные изъяты>, <данные изъяты> района, <данные изъяты> области,

- в случае установления судом возможности обеспечения условий для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры, возложить на администрацию муниципального образования «Багратионовский городской округ» обязанность обеспечить условия для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры – квартире №<данные изъяты> жилого дома №<данные изъяты> по улице <данные изъяты>, поселка <данные изъяты>, <данные изъяты> района, <данные изъяты> области, путем установления пандуса либо путем устройства подъемной платформы (лифта),

- в случае установления судом отсутствия возможности обеспечения условий для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры путем установления пандуса либо путем устройства подъемной платформы (лифта), признать жилое помещение - квартиру №<данные изъяты> жилого дома №<данные изъяты> по улице <данные изъяты>, поселка <данные изъяты>, <данные изъяты> района, <данные изъяты> области, непригодным для постоянного проживания, невозможность его ремонта и реконструкции и признать истца нуждающимся в ином, пригодном для постоянного проживания, жилом помещении, суд исходит из следующего.

В ходе судебного разбирательства по ходатайству истца определением суда от 07.03.2019 г. была назначена строительно-техническая экспертиза, проведение которой поручено эксперту Лежанкову В.А..

Как следует из выводов, изложенных в заключении эксперта о выполнении на объекте мероприятий по обеспечению доступа инвалидов от 15.04.2019 г., по совокупности условий, выявленных при обследовании многоквартирного жилого здания по адресу: <данные изъяты>, на предмет выполнения мероприятий по созданию доступности для инвалидов, относящихся к группе М4* (инвалиды передвигающиеся на креслах-колясках), возможность приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребности инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, отсутствует.

Доказательств обратного суду истцом не представлено.

Таким образом, учитывая заключение эксперта об отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, для нужд инвалида, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о возложении на администрацию муниципального образования «Багратионовский городской округ» обязанности обеспечить условия для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры – квартире №<данные изъяты> жилого дома №<данные изъяты> по улице <данные изъяты>, поселка <данные изъяты>, <данные изъяты> района, <данные изъяты> области, путем установления пандуса либо путем устройства подъемной платформы (лифта).

По этой же причине и не подлежит удовлетворению требование Вороновича В.В. о признании незаконным бездействия администрации МО «Багратионовский городской округ», выраженного в необеспечении условий для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры – квартире №<данные изъяты> жилого дома №<данные изъяты> по улице <данные изъяты>, поселка <данные изъяты>, <данные изъяты> района, <данные изъяты> области.

Равно как и не подлежит удовлетворению требование Вороновича В.В. о признании жилого помещения - квартиры №<данные изъяты> жилого дома №<данные изъяты> по улице <данные изъяты>, поселка <данные изъяты>, <данные изъяты> района, <данные изъяты> области, непригодным для постоянного проживания, признании невозможности его ремонта и реконструкции, признании истца нуждающимся в ином, пригодном для постоянного проживания, жилом помещении, в силу следующего.

Согласно ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном Кодексом порядке.

В силу ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса ОФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Частью 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28.01.2006 N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

В соответствии с п. 54 названного Положения отдельные занимаемые инвалидами жилые помещения (комната, квартира) могут быть признаны комиссией непригодными для проживания граждан и членов их семей на основании заключения об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, вынесенного в соответствии с п. 20 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 N 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов».

Оценивая изложенное, вопросы признания жилого помещения непригодным для проживания, а также вопросы признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, постановки их на соответствующий учет относятся к исключительной компетенции органов местного самоуправления.

По этой причине, требование Вороновича В.В. о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания, признании невозможности его ремонта и реконструкции, признании истца нуждающимся в ином, пригодном для постоянного проживания, жилом помещении, не основано на законе и удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Вороновича В.В. удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Багратионовский городской округ», выраженное в ненадлежащем проведении процедуры обследования жилого помещения инвалида и общего имущества многоквартирного дома, согласно Правилам обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 N 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов».

В удовлетворении требований Вороновича В.В. в оставшейся части отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Багратионовский районный суд Калининградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 24 июня 2019 года.

Судья А.Э. Жесткова

2-89/2019 (2-892/2018;) ~ М-840/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Воронович Владимир Владимирович
Ответчики
Администрация МО "Багратионовский городской округ"
Суд
Багратионовский районный суд Калининградской области
Судья
Жесткова Анна Эдуардовна
Дело на сайте суда
bagrationovsky--kln.sudrf.ru
27.11.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.11.2018Передача материалов судье
03.12.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.12.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.12.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
15.01.2019Предварительное судебное заседание
11.02.2019Предварительное судебное заседание
07.03.2019Предварительное судебное заседание
17.04.2019Производство по делу возобновлено
17.04.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.05.2019Судебное заседание
17.06.2019Судебное заседание
24.06.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.10.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее