Дело № 2-260/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Березовка 10 мая 2017 года
Березовский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Лапуновой Е.С.,
при секретаре Медюк Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым заявлениям прокурора Березовского района Красноярского края, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Зубковой ФИО14, Гурулевой ФИО12, Дмитриевой ФИО13 о признании незаконными постановлений о предоставлении земельных участков и об изъятии земельных участков из чужого незаконного владения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Березовского района Красноярского края обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Зубковой А.М. об изъятии земельного участка из чужого незаконного пользования, ссылаясь на то, что прокуратурой Березовского района проверкой по обращению Жуковой Ю.Н. установлено, что земельный участок с кадастровым номером № предоставлен администрацией Зыковского сельсовета Зубковой А.М. неправомерно. Так установлено, что по предоставленной администрацией Зыковского сельсовета информации администрацией района Зубкова А.М. как многодетный гражданин поставлена в очередь на бесплатное получение без торгов земельного участка на территории Березовского района. Постановлением администрации Зыковского сельсовета от <дата> № Зубковой А.М. как многодетному гражданину, бесплатно в собственность предоставлен земельный участок с кадастровым номером №, площадью 982 кв.м, из категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования для ведения садоводства. <дата> зарегистрировано право собственности Зубковой А.М. на данный участок. Согласно паспортным данным и пояснениям ответчика, Зубкова А.М. зарегистрирована и проживает с семьей на территории <адрес>, никогда на территории <адрес> не проживала. Также установлено, что Зубкова А.М. на основании доверенности предоставила право Ларионову А.Г. представлять ее интересы по получению земельного участка и передала копии документов. Фактически сама в администрацию Зыковского сельсовета не обращалась, оригиналы документов не предъявляла, нотариально таковые не заверяла. Исходя из действующего законодательства право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории муниципального района, в котором многодетный гражданин не имеет места жительства, может быть реализовано при наличии в этом муниципальном районе свободного земельного участка для предоставления многодетным гражданам и отсутствии многодетных граждан, поставленных на очередь на предоставление земельного участка, а также предоставления обязательных документов, предусмотренных перечнем. Однако администрацией Зыковского сельсовета, указанное право ответчика как жителя иного муниципального района реализовано без предоставления обязательных документов необходимых для включения в очередь, и при наличии многодетных граждан, поставленных на очередь в Березовском районе Красноярского края, что является грубейшим нарушением как Федерального Закона, так и краевого законодательства. Помимо этого, администрацией нарушен регламентированный порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов (часть 1 статьи 39.14 Земельного кодекса РФ). Подачу заявления об утверждении схемы расположения земельного участка и рассмотрение данного заявления указанный порядок не предусматривает. Кроме того вопреки действующего законодательства на едином краевом портале «Красноярский край» в сети Интернет информация о вышеуказанном земельном участке размещена не была. Таким образом, в результате незаконных действий администрации Зыковского сельсовета, иные многодетные граждане, имеющие право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории Березовского района, в котором имеют место жительства и включены в очередь на основании представленных документов, поставлены в неравные условия с ответчиком. Образование вышеуказанного земельного участка также свидетельствует о незаконном бездействии администрации, выраженном в необеспечении многодетных граждан Березовского района (очередников) земельными участками, т.к. факт наличия свободных земельных участков установлен. Таким образом, имелись явные основания, при которых администрация не имела права производить отчуждение земельного участка в пользу ответчика. Просит признать незаконным постановление администрации Зыковского сельсовета от <дата> № «О предоставлении многодетному гражданину, Зубковой ФИО15, земельного участка, расположенного по адресу (описание местоположения): Красноярский край, Березовский район, Зыковский сельсовет, для ведения садоводства, в собственность бесплатно». Истребовать из незаконного владения Зубковой ФИО16 в пользу администрации Зыковского сельсовета земельный участок с кадастровым номером 24:04:4001001:1940.
Прокурор Березовского района Красноярского края обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Гурулевой А.В. об изъятии земельного участка из чужого незаконного пользования, ссылаясь на то, что прокуратурой Березовского района проверкой по обращению Жуковой Ю.Н. установлено, что земельный участок с кадастровым номером № предоставлен администрацией Зыковского сельсовета Гурулевой А.В. неправомерно. Так установлено, что по предоставленной администрацией Зыковского сельсовета информации администрацией Березовского района Гурулева А.В. как многодетный гражданин поставлена в очередь на бесплатное получение без торгов земельного участка на территории Березовского района. Постановлением администрации Зыковского сельсовета от <дата> № как многодетному гражданину, бесплатно в собственность предоставлен земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1210 кв.м, из категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования для ведения садоводства. <дата> зарегистрировано право собственности Гурулева А.В. на данный участок. Согласно паспортным данным и пояснениям ответчика, Гурулева А.В. зарегистрирована и проживает с семьей на территории <адрес>, никогда на территории <адрес> не проживала. Также установлено, что Гурулева А.В. на основании доверенности предоставила право Ларионову А.Г. представлять ее интересы по получению земельного участка и передала копии документов. Фактически сама в администрацию Зыковского сельсовета не обращалась, оригиналы документов не предъявляла, нотариально таковые не заверяла. Исходя из действующего законодательства право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории муниципального района, в котором многодетный гражданин не имеет места жительства, может быть реализовано при наличии в этом муниципальном районе свободного земельного участка для предоставления многодетным гражданам и отсутствии многодетных граждан, поставленных на очередь на предоставление земельного участка, а также предоставления обязательных документов, предусмотренных перечнем. Однако администрацией Зыковского сельсовета, указанное право ответчика как жителя иного муниципального района реализовано без предоставления обязательных документов необходимых для включения в очередь, и при наличии многодетных граждан, поставленных на очередь в Березовском районе Красноярского края, что является грубейшим нарушением как Федерального Закона, так и краевого законодательства. Помимо этого, администрацией нарушен регламентированный порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов (часть 1 статьи 39.14 Земельного кодекса РФ). Подачу заявления об утверждении схемы расположения земельного участка и рассмотрение данного заявления указанный порядок не предусматривает. Кроме того, вопреки действующего законодательства на едином краевом портале «Красноярский край» в сети Интернет информация о вышеуказанном земельном участке размещена не была. Таким образом, в результате незаконных действий администрации Зыковского сельсовета, иные многодетные граждане, имеющие право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории Березовского района, в котором имеют место жительства и включены в очередь на основании представленных документов, поставлены в неравные условия с ответчиком. Образование вышеуказанного земельного участка также свидетельствует о незаконном бездействии администрации, выраженном в необеспечении многодетных граждан Березовского района (очередников) земельными участками, т.к. факт наличия свободных земельных участков установлен. Таким образом, имелись явные основания, при которых администрация не имела права производить отчуждение земельного участка в пользу ответчика. Просит признать незаконным постановление администрации Зыковского сельсовета от <дата> № «О предоставлении многодетному гражданину, Гурулевой ФИО17, земельного участка, расположенного по адресу (описание местоположения): Красноярский край, Березовский район, Зыковский сельсовет, для ведения садоводства, в собственность бесплатно». Истребовать из незаконного владения Гурулевой ФИО18 в пользу администрации Зыковского сельсовета земельный участок с кадастровым номером №.
Прокурор Березовского района Красноярского края обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Дмитриевой В.Н. об изъятии земельного участка из чужого незаконного пользования, ссылаясь на то, что прокуратурой Березовского района проверкой по обращению Жуковой Ю.Н. установлено, что земельный участок с кадастровым номером № предоставлен администрацией Зыковского сельсовета Дмитриевой В.Н. неправомерно. Так установлено, что по предоставленной администрацией Зыковского сельсовета информации администрацией Березовского района Дмитриева В.Н. как многодетный гражданин поставлена в очередь на бесплатное получение без торгов земельного участка на территории Березовского района. Постановлением администрации Зыковского сельсовета от <дата> № Дмитриевой В.Н. как многодетному гражданину, бесплатно в собственность предоставлен земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1000 кв.м, из категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования для ведения садоводства. <дата> зарегистрировано право собственности Дмитриевой В.Н. на данный участок. Согласно паспортным данным и пояснениям ответчика, Дмитриева В.Н. зарегистрирована и проживает с семьей на территории <адрес>, никогда на территории Березовского района не проживала. Также установлено, что Дмитриева В.Н. на основании доверенности предоставила право Ларионову А.Г. представлять ее интересы по получению земельного участка и передала копии документов. Фактически сама в администрацию Зыковского сельсовета не обращалась, оригиналы документов не предъявляла, нотариально таковые не заверяла. Исходя из действующего законодательства право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории муниципального района, в котором многодетный гражданин не имеет места жительства, может быть реализовано при наличии в этом муниципальном районе свободного земельного участка для предоставления многодетным гражданам и отсутствии многодетных граждан, поставленных на очередь на предоставление земельного участка, а также предоставления обязательных документов, предусмотренных перечнем. Однако администрацией Зыковского сельсовета, указанное право ответчика как жителя иного муниципального района реализовано без предоставления обязательных документов необходимых для включения в очередь, и при наличии многодетных граждан, поставленных на очередь в Березовском районе Красноярского края, что является грубейшим нарушением как Федерального Закона, так и краевого законодательства. Помимо этого, администрацией нарушен регламентированный порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов (часть 1 статьи 39.14 Земельного кодекса РФ). Подачу заявления об утверждении схемы расположения земельного участка и рассмотрение данного заявления указанный порядок не предусматривает. Кроме того, вопреки действующего законодательства на едином краевом портале «Красноярский край» в сети Интернет информация о вышеуказанном земельном участке размещена не была. Таким образом, в результате незаконных действий администрации Зыковского сельсовета, иные многодетные граждане, имеющие право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории Березовского района, в котором имеют место жительства и включены в очередь на основании представленных документов, поставлены в неравные условия с ответчиком. Образование вышеуказанного земельного участка также свидетельствует о незаконном бездействии администрации, выраженном в необеспечении многодетных граждан Березовского района (очередников) земельными участками, т.к. факт наличия свободных земельных участков установлен. Таким образом, имелись явные основания, при которых администрация не имела права производить отчуждение земельного участка в пользу ответчика. Просит признать незаконным постановление администрации Зыковского сельсовета от <дата> № «О предоставлении многодетному гражданину, Дмитриевой ФИО19, земельного участка, расположенного по адресу (описание местоположения): <адрес>, для ведения садоводства, в собственность бесплатно». Истребовать из незаконного владения Дмитриевой ФИО20 в пользу администрации Зыковского сельсовета земельный участок с кадастровым номером №.
Определением Березовского районного суда от <дата> указанные гражданские дела объединены в одно производство.
В ходе рассмотрения дела в качестве соответчика привлечена администрация Зыковского сельсовета Березовского района Красноярского края.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Березовского района Неудахина С.С. исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Ответчики Зубкова А.М., Дмитриева В.Н., Гурулева А.В. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель ответчиков Ларионов А.Г., действующий на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении иска по изложенным в возражениях основаниям. В представленных возражениях Ларионов А.Г. указал, что многодетные граждане, имеющие место жительства на территории иного муниципального образования, имеют право на однократное предоставление земельных участков в собственность без торгов на территории Березовского района в случае свободного земельного участка и отсутствии очереди на конкретный правовой режим использования земельного участка из шести предлагаемых, в данном случае – ведение садоводства. Поскольку правовой режим использования земельных участков различен, то и предоставление этих участков не может рассматриваться под единой призмой. Испрашиваемые земельные участки находятся в границах муниципального образования Зыковский сельсовет Березовского района, то соответственно и заявления о предоставлении земельного участка подано в соответствующий орган. Поданное заявление о предоставлении земельного участка соответствует по форме и содержанию определенным законодателем требованиям, как в части указания в заявлениях целей использования земельного участка и местоположения, так и его соответствующих действующему законодательству предполагаемых размеров. Заявления об утверждении схемы КПТ, по истечении месяца администрацией рассмотрены, по результату чего принято решение об утверждении схем расположения на кадастровом плане территории испрашиваемых земельных участков. Постановления об утверждении схем земельных участков являются основанием для предоставления земельных участков. Постановления о предоставлении земельных участков соответствуют нормам закона, в том числе, ст.29.4 Закона Красноярского края «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае». При предоставлении земельного участка в порядке указанной нормы закона размещение информации о земельном участке в сети Интернет не требуется.
Представитель ответчика - администрации Зыковского сельсовета Бекетова А.Р., действующая на основании доверенности от <дата>, в судебном заседании пояснила, что администрацией Зыковского сельсовета соблюден порядок предоставления в собственность граждан земельных участка при вынесении оспариваемых постановлений. Однако, администрация соглашается с доводами истца о том, что ответчикам не могли быть предоставлены земельные участки, поскольку в Березовском районе состояли на очереди многодетные граждане, имеющие место жительства на территории Березовского района, а ответчики проживают на территории иного муниципального района.
Представитель третьего лица Бодиковой Н.И. – Новиков С.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, представил возражения, в которых просит в удовлетворении иска отказать, поскольку нарушений при предоставлении земельных участков ответчикам не имелось. Кроме того, полагает, что прокурор не вправе был обращаться в суд с иском в отношении неопределенного круга лиц, поскольку многодетные граждане не лишены были права самостоятельно обратиться в суд с иском, если полагали, что их права нарушены предоставлением земельных участков ответчикам.
Представители третьих лиц администрации Березовского района Красноярского края, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Из положений статьи 17 ФЗ от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним" (действовавшей на момент вынесения оспариваемых постановлений) следует, что основанием для государственной регистрации возникновения права на земельный участок может быть акт, изданный органом местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен" законодательством, действовавшим в месте издания актов на момент их издания.
Согласно положениям ст. 1 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура РФ осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов (статья 1). Задачи, возложенные на прокуратуру Российской Федерации, и полномочия прокуроров обусловлены целями обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, что соотносится с положениями статей 2, 4 (часть 2), 15 (части 1 и 2) и 18 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Согласно ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации РФ, ст. 61 Земельного кодекса РФ ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан недействительным.
В силу п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно;
В силу абз. 1,2, 7 п. 2 ст. 14 закона Красноярского края «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» от 04.12.2008 г. № 7-2542, в редакции, действовавшей на дату подачи заявлений о предоставлении спорных земельных участков ответчиками (далее по тексту «Закон края № 7-2542»):
- многодетные граждане, имеющие место жительства на территории Красноярского края, имеют право на однократное бесплатное получение без торгов в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для одной из следующих целей по своему выбору: ведение садоводства, огородничества, дачного строительства, животноводства (за исключением территории Красноярской агломерации), индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства;
- многодетный гражданин имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории муниципального района или городского округа, в котором многодетный гражданин имеет место жительства, за исключением территории закрытых административно-территориальных образований. Многодетный гражданин имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории иного муниципального района, при наличии в этом муниципальном районе свободного земельного участка для предоставления многодетным гражданам и отсутствии многодетных граждан, поставленных на очередь на предоставление земельного участка;
- порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается главой 3.1 настоящего Закона.
Абзацами 3,4,5 п. 2 указанной статьи предусмотрена возможность предоставления земельных участков на территории района за пределами их проживания, многодетным гражданам имеющим место жительства на территории закрытого административно-территориального образования, в районах Крайнего Севера и в г. Красноярске.
В силу п. 1 и п. 2 ст. 29.1 Закона многодетные граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения садоводства, огородничества, дачного строительства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение соответствующими земельными участками. Заявление может быть подано также через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. (п. 1). В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, а в случае, если испрашивается земельный участок, поставленный на государственный кадастровый учет, или земельный участок, который может быть образован путем раздела земельного участка, поставленного на государственный кадастровый учет, - кадастровый номер этого земельного участка. (п. 2)
Статьей 29.2. Закона № 7-2542 предусмотрен порядок формирования очереди на предоставление земельного участка многодетным гражданам. Согласно пунктов 1-3 указанной статьи:
1. При поступлении от многодетных граждан заявлений о предоставлении земельных участков в собственность бесплатно с приложением указанных в пункте 3 статьи 29.1 настоящего Закона документов, подтверждающих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка:
- исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, уполномоченный на распоряжение соответствующими земельными участками, формирует очередь на предоставление земельного участка;
- орган местного самоуправления поселения, уполномоченный на распоряжение соответствующими земельными участками, направляет информацию о поступивших заявлениях в орган местного самоуправления муниципального района для включения заявителей в формируемую этим органом очередь на предоставление земельного участка. Информация о поступившем заявлении с указанием даты и времени поступления заявления направляется в орган местного самоуправления муниципального района в течение семи рабочих дней со дня поступления заявления в случае отсутствия установленных в пункте 1 статьи 29.6 настоящего Закона оснований для отказа в постановке на очередь на предоставление земельного участка. Орган местного самоуправления муниципального района в течение трех рабочих дней со дня получения указанной информации включает заявителя в очередь на предоставление земельного участка и направляет в орган местного самоуправления поселения уведомление о дате и времени постановки на очередь, соответствующей дате и времени поступления заявления в орган местного самоуправления поселения. В случае, если в орган местного самоуправления поселения (органы местного самоуправления поселений) в один день поступило несколько заявлений, включение в очередь осуществляется в порядке поступления заявлений.
(п. 1 в ред. Закона Красноярского края от 03.06.2015 N 8-3496)
2. Исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, указанным в пункте 1 статьи 29.1 настоящего Закона, в течение 15 дней со дня поступления заявления заявителю направляется уведомление о дате и времени постановки на очередь, соответствующей дате и времени поступления заявления, или отказ в постановке на очередь, либо уведомление о направлении заявления в иной орган в случае, установленном в пункте 1 статьи 29.7 настоящего Закона.
3. Очередь многодетных граждан формируется путем их включения в Книгу учета многодетных граждан на получение земельного участка, которая ведется в исполнительном органе государственной власти или органе местного самоуправления, указанном в пункте 1 настоящей статьи, по форме, установленной Правительством края.
Подпунктом «а» п. 1 ст. 29.6 Закона № 7-2542 предусмотрено, что основанием для отказа в постановке на очередь на предоставление земельного участка является, если многодетный гражданин не имеет места жительства в муниципальном районе или городском округе, на территории которого расположен испрашиваемый земельный участок или земли либо земельный участок, из которых испрашиваемый земельный участок может быть образован, за исключением случаев, указанных в абзацах третьем, четвертом, пятом пункта 2 статьи 14 настоящего Закона.
Таким образом, Законом № 7-2542 предусмотрено, что в случае если многодетный гражданин не имеет место жительства на территории муниципального района, в котором желает получить земельный участок, предназначенный для предоставления многодетным гражданам, а также он не имеет место жительства на территории закрытого административно-территориального образования, в районах Крайнего Севера и в г. Красноярске, он не может быть поставлен на очередь на предоставление земельного участка на территории муниципального района.
Статьей 29.3. Закона № 7-2542 предусмотрен порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным гражданам земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет. Согласно п. 1 и 2 указанной статьи:
1. В случае поступления от многодетного гражданина заявления о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, информация о котором размещена на едином краевом портале "Красноярский край" в сети Интернет в порядке, установленном в статье 29.7 настоящего Закона, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанный в пункте 1 статьи 29.1 настоящего Закона, в течение 45 дней принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность бесплатно заявителю в случае, если в течение 30 дней со дня поступления заявления иные заявления о предоставлении этого земельного участка от многодетных граждан не поступили.
2. При поступлении в течение 30 дней иных заявлений о предоставлении земельного участка в течение 45 дней со дня поступления первого заявления принимается решение о предоставлении земельного участка заявителю, поставленному на очередь на предоставление земельного участка ранее иных заявителей.
Статьей 29.4. Закона № 7-2542 предусмотрен порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности. Согласно п. 1, 3, 4 указанной статьи:
1. При поступлении заявления о предоставлении земельного участка с указанием его местоположения, но без указания его кадастрового номера, если в указанном в заявлении месте может быть образован только один земельный участок, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанный в пункте 1 статьи 29.1 настоящего Закона, с учетом зонирования территорий и установленных законодательством требований к образованию земельных участков в месячный срок со дня поступления заявления принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее - решение об утверждении схемы) в соответствии со статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
В случае если в месячный срок со дня поступления заявления иные заявления о предоставлении земельного участка в указанном месте от многодетных граждан не поступили, в течение 15 дней со дня принятия решение об утверждении схемы направляется заявителю. При поступлении иных заявлений о предоставлении в указанном месте земельного участка решение об утверждении схемы направляется заявителю, поставленному на очередь на предоставление земельного участка ранее иных заявителей.
В течение 3 дней со дня направления заявителю решения об утверждении схемы иным заявителям направляется отказ в предоставлении земельного участка в указанном месте в порядке, установленном в пункте 3 статьи 29.6 настоящего Закона.
3. Заявитель, получивший решение об утверждении схемы, обеспечивает за свой счет выполнение кадастровых работ по образованию земельного участка на основании решения об утверждении схемы и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
4. Орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанный в пункте 1 статьи 29.1 настоящего Закона, в месячный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность бесплатно заявителю.
Копия решения направляется заявителю в течение 7 дней со дня его принятия с приложением кадастрового паспорта земельного участка.
Статьей 29.5. Закона № 7-2542 предусмотрен порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным гражданам земельных участков из земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет. В силу п.1 указанной статьи:
1. При поступлении заявления о предоставлении земельного участка в границах земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанный в пункте 1 статьи 29.1 настоящего Закона, в двухмесячный срок со дня поступления заявления принимает и направляет заявителю решение об утверждении схемы в случае, если в месячный срок со дня поступления заявления иные заявления о предоставлении земельного участка в границах указанного земельного участка от многодетных граждан не поступили.
При поступлении иных заявлений о предоставлении земельного участка в границах указанного земельного участка решения об утверждении схем в количестве, соответствующем количеству поступивших заявлений о предоставлении земельных участков в границах указанного земельного участка, принимаются в двухмесячный срок со дня поступления первого заявления. Решения об утверждении схем в недельный срок со дня принятия направляются заявителям в порядке поступления заявлений.
В случае если количество заявлений превышает количество земельных участков, которые могут быть образованы в границах указанного земельного участка, решения об утверждении схем направляются заявителям в порядке постановки их на очередь на предоставление земельного участка. В течение трех дней со дня направления заявителям решений об утверждении схем заявителям, которым не было направлено решение об утверждении схемы, направляется отказ в предоставлении земельного участка в границах указанного земельного участка в порядке, установленном в пункте 3 статьи 29.6 настоящего Закона.
Подпунктом «а» п. 1 ст. 29.6 Закона № 7-2542 предусмотрено, что при отказе в предоставлении земельного участка заявитель не снимается с очереди, ему разъясняется возможность обращения с заявлением о предоставлении другого земельного участка, доводится информация о размещении на едином краевом портале "Красноярский край" в сети Интернет перечня, указанного в пункте 2 статьи 29.7 настоящего Закона, а также направляется извещение в соответствии с пунктами 4, 5 статьи 29.2 настоящего Закона. При этом при подаче в орган, принявший решение об отказе в предоставлении земельного участка, нового заявления должен быть повторно представлен только документ, указанный в подпункте "г" пункта 3 статьи 29.1 настоящего Закона, представление иных документов не требуется.
Судом установлено, что <дата> в администрацию Зыковского сельсовета поступило заявление Зубковой А.М., проживающей по адресу: Красноярский край, <адрес>3, о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, местоположение: Красноярский край Березовский район, Зыковский сельсовет, площадью 982 кв.м.
Одновременно, Зубковой А.М. подано заявление об утверждении схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории Зыковского сельсовета, для ведения садоводства, по адресу: Красноярский край, Березовский район, Зыковский сельсовет, с приложением схемы земельного участка.
Постановлением администрации Зыковского сельсовета от 20.06.2016 г. № 461 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой территории площадью 982 кв.м., расположенного по адресу: (описание местоположения): Красноярский край, Березовский район, Зыковский сельсовет, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, территориальная зона Ж-9 – зона «жилая садоводства и дачного хозяйства», вид разрешенного использования: ведение садоводства (код вида 13.2). Также в указанном постановлении Зубковой А.М. предписано обеспечить выполнение кадастровых работ, для образования испрашиваемого участка и обратиться с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с образованием участка, по итогам кадастровых работ, направить заявление о предоставлении земельного участка с указанием его кадастрового номера и вида использования. По итогам кадастровых работ Зубковой А.М. необходимо направить в администрацию Зыковского сельсовета заявление о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, с указанием кадастрового номера земельного участка и цели его использования.
<дата> Зубковой А.М. в администрацию Зыковского сельсовета подано заявление о предоставлении ей в собственность бесплатно без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером №.
<дата> администрацией Зыковского сельсовета внесено постановление № о предоставлении в собственность многодетному гражданину Зубковой А.М. земельного участка с кадастровым номером № из земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: ведение садоводства, площадью 982 кв.м., расположенный (описание местоположения): Красноярский край, <адрес>, Зыковский сельсовет.
Согласно выписке из ЕГРП, право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано за Зубковой А.М. <дата> (№).
<дата> в администрацию Зыковского сельсовета поступило заявление Дмитриевой В.Н., проживающей по адресу: Красноярский край, <адрес>, о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, местоположение: Красноярский край Березовский район, Зыковский сельсовет, площадью 1000 кв.м.
Одновременно, Дмитриевой В.Н. подано заявление об утверждении схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории Зыковского сельсовета, для ведения садоводства, по адресу: Красноярский край, Березовский район, Зыковский сельсовет, с приложением схемы земельного участка.
Постановлением администрации Зыковского сельсовета от 20.06.2016 г. № 463 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой территории площадью 1000 кв.м., расположенного по адресу: (описание местоположения): Красноярский край, Березовский район, Зыковский сельсовет, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, территориальная зона Ж-9 – зона «жилая садоводства и дачного хозяйства», вид разрешенного использования: ведение садоводства (код вида 13.2). Также в указанном постановлении Дмитриевой В.Н. предписано обеспечить выполнение кадастровых работ, для образования испрашиваемого участка и обратиться с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с образованием участка, по итогам кадастровых работ, направить заявление о предоставлении земельного участка с указанием его кадастрового номера и вида использования. По итогам кадастровых работ Дмитриевой В.Н. необходимо направить в администрацию Зыковского сельсовета заявление о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, с указанием кадастрового номера земельного участка и цели его использования.
По итогам проведения кадастровых работ Дмитриевой В.Н. в администрацию Зыковского сельсовета подано заявление о предоставлении ей в собственность бесплатно без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 24:04:4001001:1936.
<дата> администрацией Зыковского сельсовета внесено постановление № о предоставлении в собственность многодетному гражданину Дмитриевой В.Н. земельного участка с кадастровым номером № из земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: ведение садоводства, площадью 1000 кв.м., расположенный (описание местоположения): <адрес>.
Согласно выписке из ЕГРП, право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано за Дмитриевой В.Н. <дата> (№).
<дата> в администрацию Зыковского сельсовета поступило заявление Гурулевой А.В., проживающей по адресу: Красноярский край, <адрес>, о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, местоположение: <адрес>, площадью 1210 кв.м.
Одновременно, Гурулевой А.В. подано заявление об утверждении схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории Зыковского сельсовета, для ведения садоводства, по адресу: <адрес> <адрес>, с приложением схемы земельного участка.
Постановлением администрации Зыковского сельсовета от <дата> № утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой территории площадью 1210 кв.м., расположенного по адресу: (описание местоположения): <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, территориальная зона Ж-9 – зона «жилая садоводства и дачного хозяйства», вид разрешенного использования: ведение садоводства (код вида 13.2). Также в указанном постановлении Гурулевой А.В. предписано обеспечить выполнение кадастровых работ, для образования испрашиваемого участка и обратиться с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с образованием участка, по итогам кадастровых работ, направить заявление о предоставлении земельного участка с указанием его кадастрового номера и вида использования. По итогам кадастровых работ Гурулевой А.В. необходимо направить в администрацию Зыковского сельсовета заявление о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, с указанием кадастрового номера земельного участка и цели его использования.
По итогам проведения кадастровых работ Гурулевой А.В. в администрацию Зыковского сельсовета подано заявление о предоставлении ей в собственность бесплатно без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 24:04:4001001:1934
<дата> администрацией Зыковского сельсовета внесено постановление № о предоставлении в собственность многодетному гражданину Гурулевой А.В. земельного участка с кадастровым номером № из земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: ведение садоводства, площадью 1210 кв.м., расположенный (описание местоположения): <адрес>.
Согласно выписке из ЕГРП, право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано за Гурулевой А.В. <дата> (№).
Вместе с тем, из вышеуказанных норм закона следует, что многодетный гражданин, проживающий на территории <адрес>, вправе получить земельный участок, предназначенный для многодетных граждан, только при отсутствии очереди многодетных граждан на территории Березовского района. Об этом свидетельствует то, что в ст. 29.3, 29.4, 29.5 Закона № 7-2542 имеются ссылки на то, что при наличии желающих получить земельный участок многодетных граждан, поставленных в очередь ранее заявителя, заявитель не имеет право на получение конкретного земельного участка. То есть заявитель, при наличии очереди в муниципальном образовании, должен быть лицом, поставленным в очередь многодетных граждан на получение земельного участка.
При этом, закон не разделяет очередь на получение участка, в зависимости от цели их использования, так как по смыслу и тексту закона, включенный в очередь многодетный гражданин вправе получить земельный участок с любой целью использования, указанной в п. 2 ст. 14 Закона № 7-2542, в случае если он поставлен на очередь ранее других претендентов. Подпунктом «а» п. 1 ст. 29.6 Закона № 7-2542 предусмотрена возможность гражданина, поставленного на очередь, выбирать вид и цель разрешенного использования земельного участка, который он желает получить, после постановки на очередь, независимо от того на получение какого земельного участка было первоначальное заявление очередника.
Довод представителя ответчиков о том, что очередь должна вестись по каждому виду земельных участков, предусмотренных п. 2 ст. 14 указанного Закона, отдельно не соответствует вышеуказанным нормам закона.
Постановлением Правительства Красноярского края от 08.04.2013 г. № 132-п, во исполнение требований Закона № 7-2542, утверждена форма книги учета многодетных граждан на получение земельного участка, в которой отсутствует графа о виде земельного участка или цели его использования. То есть, очередь в муниципальном образовании одна независимо от категории (вида) земельного участка на который претендует многодетный гражданин.
Как поясняют ответчики и третье лицо, предоставление спорных земельных участков производилось в соответствии с требованиями ст. 29.4 Закона № 7-2542.
Вместе с тем, статьями 29.3, 29.4, 29.5 указанного закона, регламентирующими предоставление земельного участка, поставленного на кадастровый учет, находящегося в государственной собственности, предоставление земельного участка не поставленного на кадастровый учет, предоставление земельного участка, образуемого из земельного участка, поставленного на кадастровый учет, предусмотрено преимущественное право на получение земельных участков многодетными гражданами, поставленными на очередь раньше заявителя.
Таким образом, закон № 7-2542 позволяет в данном случае жителям <адрес> Красноярского края обращаться с заявлениями на предоставление земельного участка, в том числе, в порядке, предусмотренном статьями 29.3, 29.4, 29.5 указанного закона, только при отсутствии очереди многодетных граждан на получение земельного участка на территории Березовского района.
В судебном заседании установлено, что на момент подачи ответчиками Зубковой А.М., Дмитриевой В.Н., Гурулевой А.В. заявлений о предоставлении земельного участка, в Березовском районе Красноярского края имелась очередь многодетных граждан, желающих получить земельные участки, что подтверждается копией книги учета многодетных граждан на получение земельного участка. Однако, в нарушение п. «а» п. 1 ст. 29.6 Закона № 7-2542 ответчики были поставлены на очередь в Березовском районе Красноярского края.
В данном случае администрацией Зыковского сельсовета не могли быть рассмотрены заявления Смирных, Костюченко и Поляковой об утверждении схем земельных участков, так как указанные граждане не могли быть поставлены на очередь по вышеизложенным основаниям, а очередь многодетных граждан в Березовском районе имелась.
В связи с этим, при утверждении схем спорных земельных участков не могло быть указано на возможность предоставления этих участков ответчикам, а также впоследствии эти участки не могли быть им предоставлены.
При таких обстоятельствах, постановления администрации Зыковского сельсовета о предоставлении ответчикам земельных участков суд недействительными, а земельные участки истребует из незаконного владения ответчиков.
Довод представителей ответчика и третьего лица о том, что прокурор необоснованно обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц, хотя круг лиц определен, неоснователен, так как получить земельные участки, которые были выделены ответчикам мог любой гражданин, поставленный в очередь на территории Березовского района, изъявивший на это желание, независимо от того, заявление о получении земельного участка какой категории (вида, цели использования) он подавал при постановке на очередь.
Так как постановления о предоставлении земельных участков, признаются судом недействительными, земельные участки представленные многодетным гражданам подлежат истребованию в государственную собственность. При этом суд учитывает, что в силу ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района. Поэтому в данном случае, после истребования земельных участков в государственную собственность, администрация Березовского района сможет предоставить их нуждающимся гражданам, в порядке, установленном законом.
Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными ст. 12 ГК РФ.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
На момент вынесения решения суда с 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости», в силу п.п. 1, 5 п. 2 ст. 14 которого основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; вступившие в силу судебные акты.
Учитывая принятие судом решения об истребовании у ответчиков земельных участков, предоставленных оспариваемыми постановлениями администрации Зыковского сельсовета, сведения о государственной регистрации права собственности ответчиков на спорные земельные участки подлежат исключению из единого государственного реестра недвижимости.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Березовского района Красноярского края в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным постановление администрации Зыковского сельсовета от <дата> № «О предоставлении многодетному гражданину Зубковой ФИО21 земельного участка, расположенного по адресу (описание местоположения): <адрес>, для ведения садоводства, в собственность бесплатно».
Истребовать из незаконного владения Зубковой ФИО22 в собственность РФ земельный участок с кадастровым номером №, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: ведение садоводства, площадью 982 кв.м., расположенный по адресу (описание местоположения): <адрес>.
Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о государственной регистрации права собственности Зубковой ФИО23 на земельный участок с кадастровым номером №.
Признать незаконным постановление администрации Зыковского сельсовета от <дата> № «О предоставлении многодетному гражданину Гурулевой ФИО24 земельного участка, расположенного по адресу (описание местоположения): <адрес>, для ведения садоводства, в собственность бесплатно».
Истребовать из незаконного владения Гурулевой ФИО25 в собственность РФ земельный участок с кадастровым номером 24:04:4001001:1934, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: ведение садоводства, площадью <адрес> <адрес>
Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о государственной регистрации права собственности Гурулевой ФИО26 на земельный участок с кадастровым номером 24:04:4001001:1934.
Признать незаконным постановление администрации Зыковского сельсовета от <дата> № «О предоставлении многодетному гражданину, Дмитриевой ФИО27, земельного участка, расположенного по адресу (описание местоположения): Красноярский край, <адрес>, Зыковский сельсовет, для ведения садоводства, в собственность бесплатно».
Истребовать из незаконного владения Дмитриевой ФИО28 в собственность РФ земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: ведение садоводства, площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу (описание местоположения): <адрес>
Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о государственной регистрации права собственности Дмитриевой ФИО29 на земельный участок с кадастровым номером №.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме, путем подачи жалобы через Березовский районный суд.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено <дата>.
Копия верна.
Судья: Е.С.Лапунова