Производство № 2-3716/2021
УИД 67RS0003-01-2021-000712-89
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Смоленск 9 декабря 2021 г.
Промышленный районный суд г. Смоленска
в составе:
председательствующего (судьи) Соболевской О.В.,
при секретаре (помощнике судьи) Рыженковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чигарева Владимира Анатольевича к Военному комиссариату Смоленской области о взыскании денежных средств, возложении обязанности по индексации ежемесячной компенсации вреда здоровью,
у с т а н о в и л:
Чигарев В.А., уточнив требования, обратился в суд с иском к Военному комиссариату Смоленской области о взыскании денежных средств, возложении обязанности по индексации ежемесячной компенсации вреда здоровью, указав в обоснование заявленных требований, что в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» от 15.05.1991 ему, как инвалиду 2 группы вследствие катастрофы на ЧАЭС, ежемесячно выплачивается компенсация вреда здоровью, которая установлена решением Промышленного районного суда г. Смоленска от 30.05.2007, и на 01.02.2019 составляла 62536,10 руб. Однако с 01.02.2020 индексация установленной решением суда выплаты ответчиком надлежащим образом не производится, что привело к уменьшению ее покупательской способности. Так, за период с 01.02.2020 по 31.01.2021 истцу было выплачено единовременно 3545,76 руб. в качестве индексации компенсационной выплаты, однако при этом ответчиком незаконно занижен коэффициент индексации спорной выплаты, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.01.2020 № 61 в размере 1,03. Вместе с тем, компенсация вреда здоровью с 01.02.2020 должна была составлять 64412,18 руб., и ежемесячная недоплата составила 1876,08 руб. Таким образом, задолженность за 12 месяцев с февраля 2020 г. по январь 2021 г. составляет 18967,20 руб. (за вычетом произведенной индексации в размере 3545,76 руб.). Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.01.2021 № 73 «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2021 году» коэффициент индексации составил 1,049, начиная с 01.02.2021. Таким образом, с 01.02.2021 ежемесячная компенсация вреда здоровью должна составить 67568,38 руб. В этой связи в иске поставлен вопрос о взыскании с Военного комиссариата Смоленской области в пользу истца задолженности по индексации за период с 01.02.2020 по 31.01.2021 в размере 18967,20 руб., установлении к выплате с 01.02.2021 размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в сумме 67568,38 руб.; взыскании с ответчика судебных расходов по оплате услуг представителя в размере 15000 руб., а также почтовых расходов в сумме 124 руб.
Стороны в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Военным комиссариатом Смоленской области представлены письменные возражения относительно заявленных требований, согласно которым ответчик осуществляет индексацию ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью Чигареву В.А. в соответствии с действующим законодательством. Сумма индексации за период с 01.02.2020 до 01.02.2021 составила 3545,76 руб. Первоначально были установлены выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности без учета какого-либо заработка: в частности инвалидам II группы - 2500 руб. Коэффициент индексации определяется Правительством РФ. С учетом последующей индексации в настоящее время размер компенсации инвалиду II группы составляет 10 144,84 руб. До 01.02.2020 размер компенсации составлял 9849,36 руб. ежемесячно. Таким образом, в абсолютном выражении инвалиду второй группы индексация составила 295,48 руб. ежемесячно. При выравнивании сумм компенсационных выплат по действующему законодательству и судебным решениям, в дальнейшем, положенная индексация будет осуществляться в установленные сроки тем лицам, которые получают компенсацию по судебным решениям. Просил в иске отказать в полном объеме.
В силу положений ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Из статей 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющегося для каждого неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.
Порядок предоставления мер социальной поддержки лицам, которые оказались в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимали участие в ликвидации ее последствий, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, регулируется специальным Законом РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», направленным в силу статьи 1 на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации. Ежемесячные выплаты возмещения вреда здоровью предусмотрены пунктом 15 статьи 14 данного Закона.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 01 декабря 1997 года сформулирована правовая позиция, согласно которой факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.
Из изложенного следует, что как установление, так и пересмотр денежных компенсаций, в том числе, ежемесячной денежной суммы в возмещение вреда, причиненного здоровью гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.
Как следует из материалов дела, с 01.12.2003 Чигареву В.А. установлена вторая группа инвалидности бессрочно по причине увечья, полученного при исполнении обязанностей военной службы, в связи с аварией на Чернобыльской АЭС.; ему производятся выплаты льгот и компенсаций, предусмотренных Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Решением Промышленного районного суда г. Смоленска от 10.12.2003 ЧигаревуВ.А. с 01.01.2003 Чигареву В.А. установлены выплата компенсаций по Закону РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в виде:
- ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью в размере 18254,12руб.;
- ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 603,67руб.;
- ежегодной компенсации за вред здоровью в размере 1006,12руб.
Решением Промышленного районного суда г. Смоленска от 30.05.2007 с Военного комиссариата Смоленской области в пользу ЧигареваВ.А. взыскана задолженность по выплате сумм возмещения вреда здоровью за период с 01.01.2004 по 30.04.2007 в размере 307818,17руб., а также 210руб. в возмещение судебных расходов. Кроме того, названным решением суд обязал Военный комиссариат Смоленской области выплачивать ЧигаревуВ.А. с 01.05.2007:
- ежемесячную сумму возмещения вреда здоровью в размере 28623руб.;
- ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 946,57руб.;
- ежегодную компенсацию за вред здоровью в размере 1577,62руб. и в дальнейшем индексировать указанные выплаты в соответствии с действующим законодательством.
Определениями Промышленного районного суда г. Смоленска от 24.10.2019, от 26.06.2020 в удовлетворении заявлений Военного комиссариата Смоленской области о разъяснении решения Промышленного районного суда г. Смоленска от 30.05.2007 и об изменении способа и порядка исполнения решения суда от 30.05.2007, соответственно, отказано. Военным комиссариатом ставился вопрос о разъяснении решения суда от 30.05.2007 и порядка его исполнения, а также об изменении способа и порядка исполнения данного решения в части определения (установления) суммы ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС Чигареву, с 01.01.2019 со ссылкой на положения п. 15 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 и ч. 2 ст. 19 Конституции РФ.
Решением Промышленного районного суда г. Смоленска от 18.08.2020, вступившим в законную силу 24.11.2020, ЧигаревуВ.А. отказано в удовлетворении требований к Военному комиссариату Смоленской области о взыскании недополученных сумм ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодной денежной компенсации за вред здоровью.
Во исполнение решения суда от 30.05.2007 Военным комиссариатом Смоленской области производятся соответствующие выплаты ЧигаревуВ.А., в частности, выплата ежемесячной денежной компенсации вреда здоровью, однако в обоснование заявленных требований истец ссылается на допущенные ответчиком нарушения при производстве индексации указанного вида выплаты с 01.02.2020, заключающиеся в необоснованном занижении размера коэффициента индексации при расчете спорной выплаты.
Разрешая вопрос об обоснованности заявленных требований, суд исходит из следующего.
В силу ч. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», размеры выплат, установленные данным Законом, подлежат индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 2 ФЗ РФ от 12.02.2001 N 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплачивается ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 15 части первой статьи 14 или пунктом 4 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В случае, если размер указанной компенсации не достигает ранее назначенной суммы возмещения вреда, ежемесячная денежная компенсация выплачивается в ранее назначенной сумме, но не превышающей максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, установление механизма индексации сумм возмещения вреда и компенсационных выплат для граждан, пострадавших вследствие радиационного воздействия, и ее критериев является прерогативой законодателя (Постановление от 19.06.2002 года N 11-П; Определение 04.10.2005 года N 364-О). Положения п. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (как в действующей редакции, так и в редакции Федерального закона от 26.04.2004 года N 31-ФЗ, примененной в деле заявителя) направлены на обеспечение антиинфляционной защиты сумм возмещения вреда и иных компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и их права не нарушают.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2002 N 11-П были признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации оспариваемые заявителем положения ч. 1 ст. 2 ФЗ от 12.02.2001 N 5-ФЗ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 26.04.2004 N 31-ФЗ), предоставляющие возможность получения ежемесячной денежной компенсации в размере, исчисленном из заработка, лицам, получавшим до вступления в силу Федерального закона от 12.02.2001 года N 5-ФЗ возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо с выполнением работ по ликвидации ее последствий (абзац первый пункта 3 резолютивной части).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда, изложенной в Определении от 14.05.2018 года N 1112-О, статья 42 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Признание данного права и обеспечение его реализации, по смыслу статей 1, 2, 7, 18, 19 и 53 Конституции Российской Федерации, составляют конституционную обязанность Российской Федерации как социального правового государства (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 года N 18-П, от 19 июня 2002 года N 11-П, от 20 декабря 2010 года N 21-П, от 18 сентября 2014 года N 23-П и др.).
Реализуя названную обязанность, законодатель предусмотрел в Законе Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» возмещение вреда и меры социальной поддержки для лиц, подвергшихся воздействию радиации в связи с чернобыльской катастрофой. Наиболее широкий перечень таких мер был установлен для инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения (пункт 2 части первой статьи 13, статья 14, пункт 1 части первой и пункт 1 части третьей статьи 27.1, часть первая статьи 29, части первая и вторая статьи 39).
Наряду с другими мерами социальной защиты указанной категории граждан было предоставлено право на возмещение вреда здоровью в размере, который сначала исчислялся из среднего заработка в зависимости от степени утраты профессиональной трудоспособности, определяемого в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей (пункт 25 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ), а после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ (т.е. после 15 февраля 2001 года) устанавливался в твердых суммах, дифференцированных в зависимости от группы инвалидности.
При этом гражданам, которые получали возмещение вреда до вступления данного Федерального закона в силу, была предоставлена возможность по их выбору сохранить ежемесячные денежные выплаты в ранее определенном размере (но не превышающем 10 000 рублей) либо получать их в твердой сумме (часть первая статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ в первоначальной редакции).
Оценивая конституционность данных изменений, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 19 июня 2002 года N 11-П указал, что сам по себе переход к новому способу определения размера возмещения вреда, как основанный на конституционном принципе равенства всех перед законом и вытекающем из него равенстве ценности жизни и здоровья всех граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы, не противоречит Конституции Российской Федерации.
Несмотря на то, что предоставление инвалидам-чернобыльцам, получавшим до 15 февраля 2001 года возмещение вреда здоровью в размере, исчисленном из заработка, права выбора способа определения размера данной выплаты было признано согласующимся с конституционными предписаниями, ограничение сохраняемых за такими лицами сумм возмещения вреда максимальным размером 10 000 рублей, предусмотренное частями первой и второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ, было оценено как не соответствующее статьям 42 и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации (пункты 3.1 - 3.3 мотивировочной части, пункты 1 и 3 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 11-П).
Принимая такое решение, Конституционный Суд Российской Федерации исходил из необходимости обеспечения стабильности длящихся конституционно-правовых отношений и недопустимости понижения ранее установленного объема возмещения вреда, а следовательно, запрета умаления или ограничения права на возмещение вреда при совершенствовании порядка и условий возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы.
Поскольку предельный уровень возмещения вреда не должен быть ниже, чем в сфере других правоотношений, складывающихся на основе норм отраслевого законодательства, а также принимая во внимание, что при установлении Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ нормы о возмещении вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо выполнением работ по ликвидации ее последствий, в виде выплаты ежемесячных денежных сумм их размер определялся в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, Конституционный Суд Российской Федерации придал ориентирующее значение уровню возмещения вреда, предусмотренному законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В связи с этим при установлении временного регулирования на период до исполнения законодателем данного Постановления Конституционный Суд Российской Федерации прямо указал на необходимость руководствоваться положениями Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и Федерального закона от 11 февраля 2002 года N 17-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год», часть первая статьи 16 которого устанавливала максимальный размер ежемесячной страховой выплаты 30 000 рублей.
Федеральным законом от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ (пункт 1 статьи 2), направленным на исполнение названного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, в часть первую статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ были внесены изменения, согласно которым гражданам, получавшим возмещение вреда до вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ, выплачивается ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 25 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а в случае, если размер указанной компенсации не достигает ранее назначенной суммы возмещения вреда, ежемесячная денежная компенсация выплачивается в ранее назначенной сумме, но не превышающей максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.
Тем самым было обеспечено установление на основании правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в Постановлении от 19 июня 2002 года N 11-П, правового регулирования, направленного на компенсацию вреда, причиненного здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации и признанных инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, на условиях, отвечающих конституционному принципу равенства всех перед законом и вытекающему из него равенству ценности жизни и здоровья всех граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы.
Длящийся характер правоотношений по возмещению вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, включая выплату ежемесячных денежных компенсаций гражданам, пострадавшим от воздействия радиации вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе компенсаций в возмещение вреда, причиненного здоровью, инвалидам-чернобыльцам, предполагает обязательность их индексации. Как следует из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выбор критериев индексации, выступающей в качестве антиинфляционной меры для соответствующих компенсационных выплат, является прерогативой законодателя, который вправе изменять их, в том числе в зависимости от инфляции, роста цен, динамики стоимости жизни, показателей прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации и в целом по Российской Федерации, соблюдая при этом конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 11-П; Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 4 октября 2005 года N 364-О и от 2 апреля 2009 года N 476-О-П).
Часть третья статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ в первоначальной редакции закрепляла ежегодное повышение пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации размеров выплат, предусмотренных частями первой и второй данной статьи, а также установленного ею максимального размера ежемесячной денежной суммы. Следовательно, законодатель посчитал необходимым отдельно указать на осуществление индексации ежемесячной денежной суммы возмещения вреда, установленной инвалиду-чернобыльцу до 15 февраля 2001 года и после названной календарной даты, выплачиваемой в сохраненном размере, ограниченном максимальной величиной, в порядке, предусмотренном для выплат, производимых гражданам из числа данной категории, т.е. по общим правилам.
Названная норма в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ, предусматривающая индексацию ежемесячных выплат в возмещение вреда, причиненного здоровью, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, такого указания не содержала, что - с учетом целевого предназначения пункта 3 статьи 2 этого Федерального закона, направленного на исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 11-П в части установления такого механизма индексации, которым обеспечивались бы ее своевременность и безусловность, - не означает исключения ежемесячной денежной суммы (после вступления в силу Федерального закона от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ - ежемесячной денежной компенсации), установленной инвалиду-чернобыльцу в размере, исчисленном из среднего заработка и ограниченном максимальным размером ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, из перечня выплат, подлежащих повышению в связи с увеличением стоимости жизни.
По смыслу приведенных норм, распространение на ежемесячные денежные компенсации в возмещение вреда здоровью, исчисленные из среднего заработка инвалида-чернобыльца, ограничения их размера максимальным размером ежемесячной страховой выплаты предполагает, что и их индексация должна проводиться в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Следовательно, размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в таких случаях подлежит повышению одновременно с повышением максимального размера ежемесячной страховой выплаты, которое до вступления в силу Федерального закона от 19 декабря 2016 года N 444-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения порядка индексации выплат, пособий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации, и приостановлении действия части 2 статьи 6 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» производилось в соответствии с федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования на очередной финансовый год.
Поскольку Федеральным законом от 19 декабря 2016 года N 444-ФЗ в абзац первый пункта 12 статьи 12 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» внесено изменение, в соответствии с которым максимальный размер ежемесячной страховой выплаты устанавливается в номинальном выражении, а данная статья дополнена пунктом 13, содержащим правило о его ежегодной (с 1 февраля текущего года) индексации исходя из определенного Правительством Российской Федерации индекса роста потребительских цен за предыдущий год, после вступления данного Федерального закона в силу максимальный размер страховой выплаты и, соответственно, предусмотренные в таком размере ежемесячные денежные компенсации в возмещение вреда здоровью для инвалидов-чернобыльцев подлежат индексации с применением индекса роста потребительских цен.
Таким образом, установлен унифицированный порядок индексации социальных выплат, включая ежемесячные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и ежемесячные денежные компенсации в возмещение вреда здоровью для инвалидов-чернобыльцев. Независимо от того, каким образом определен размер ежемесячных компенсаций - установлен в твердой сумме исходя из группы инвалидности либо исчислен из среднего заработка, к ним применяется единый коэффициент индексации, что обеспечивает всем инвалидам-чернобыльцам повышение уровня возмещения вреда здоровью сообразно индексу роста потребительских цен, что согласуется с конституционным принципом равенства, предполагающим в том числе равное отношение к лицам, находящимся в одинаковой или сходной ситуации.
В соответствии Постановлением Правительства РФ от 29.01.2020 года N 61 «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2020 году» с 01.02.2020 установлен коэффициент индексации для выплат, пособий и компенсаций, в том числе, предусмотренных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» 1,030, а с 01.02.2021 – 1,049 (Постановление Правительства РФ от 28.01.2021 года N 73 «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2021 году»)
При этом, согласно п. 12 ст. 12 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случае на производстве и профессиональных заболеваний» максимальный размер ежемесячной страховой выплаты с учетом индексации с 01.02.2020 года составлял 79602, 38 руб., с 01.02.2021 составил - 83 502,90 рубля
С февраля 2019 г. сумма ежемесячной денежной компенсации вреда здоровью, выплачиваемая Чигареву В.А. на основании решения Промышленного районного суда г. Смоленска от 30.05.2007, составляла 62536,10 руб., то есть неоднократно индексировалась, и при этом не превышала максимального размера ежемесячной страховой выплаты.
Согласно представлению Военной прокуратуры Смоленского гарнизона от 20.11.2020 № 10088 за период с 01.02.2020 по 31.01.2021 Чигареву В.А. произведена индексация компенсации в возмещение вреда здоровью и выплачено 3545,76 руб. (из расчета 295,48 руб. х 12 мес).
Заявляя исковые требования, истец указывает, что в 2020 году ответчиком ежемесячная компенсация вреда здоровью после обращения истца в Военную прокуратуру проиндексирована на общую сумму в 3545,76 руб. без указания на то, какой размер денежной компенсации истцу установлен, на какой коэффициент произведена индексация, при этом, как полагает истец, продолжается ему выплачиваться без учета коэффициента индексации такой выплаты, установленного Постановлением Правительства РФ от 29.01.2020 № 61, что отвечающей стороной не оспаривалось, в результате чего образовалась задолженность по ее выплате.
При этом, с учетом коэффициента 1,03 и размера ежемесячной выплаты – 62536,10 руб., установленной в 2019 г., размер ежемесячной компенсации вреда здоровью с 01.02.2020 по 31.01.2021 должен был производиться истцу в размере 64412,18 руб., а с учетом коэффициента 1,049 с 01.02.2021 – 67568,38 руб., что не превышает максимального размера ежемесячной страховой выплаты.
При таким обстоятельствах, суд приходит к выводу, что поскольку размер ежемесячной компенсации вреда здоровью в учетом индексации как в 2020, так и в 2021 году не превышает максимальный размер ежемесячной страховой выплаты (79602,38 руб. и 83 502,90 руб., соответственно), установленной федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования РФ на очередной финансовый год, требования истца о взыскании недополученной суммы ежемесячной компенсации вреда здоровью за период с 01.02.2020 по 31.01.2021 являются законными и обоснованными.
Исходя из расчета истца, который стороной ответчика не оспорен, за период с 01.02.2020 по 31.01.2021 размер недополученной суммы ежемесячной компенсации вреда здоровью составляет 18967,20 руб. ((64412,18 руб. – 62536,10 руб.) х 12 мес.) – 3545,76 руб., который и подлежит взысканию с ответчика ВКСО в пользу истца.
Также обоснованы и требования истца об установлении к выплате ежемесячной компенсации вреда здоровью с 01.02.2021 в размере 67568,38 руб. с дальнейшей индексацией в соответствии с действующим законодательством РФ на основании вышеприведенных норм закона.
В силу п. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам; а также расходы на оплату услуг представителей, связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами (ст. 94 ГПК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
В силу ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Как разъяснено в Обзоре судебной практики ВС РФ за первый квартал 2005 года (вопрос 11) в каждом конкретном случае суду при взыскании расходов на оплату услуг представителя надлежит определять разумные пределы, исходя из обстоятельств дела.
В соответствии с разъяснениями Верховного Суда РФ, изложенными в п. 11 Постановления Пленума от 21.01.2016 №1, разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 3 статьи 111 АПК РФ, часть 4 статьи 1 ГПК РФ, часть 4 статьи 2 КАС РФ).
Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 2, 35 ГПК РФ, статьи 3, 45 КАС РФ, статьи 2, 41 АПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
В силу п.п. 12, 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (часть 1 статьи 100 ГПК РФ, статья 112 КАС РФ, часть 2 статьи 110 АПК РФ). При неполном (частичном) удовлетворении требований расходы на оплату услуг представителя присуждаются каждой из сторон в разумных пределах и распределяются в соответствии с правилом о пропорциональном распределении судебных расходов (статьи 98, 100 ГПК РФ, статьи 111, 112 КАС РФ, статья 110 АПК РФ).
Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
При этом, согласно разъяснениям, данным в п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1, лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.
Из материалов дела следует, что интересы истца в судебных заседаниях по настоящему гражданскому делу на основании доверенности представлял Новиков И.Е. (л.д.17).
Согласно представленному договору об оказании юридических услуг от 01.02.2021, заключенному между Новиковым И.Е. (Исполнитель) и Чигаревым В.А. (Заказчик), Новиков И.Е. обязался оказать юридические услуги по подготовке искового заявления о взыскании задолженности по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, представительство в судах общей юрисдикции при рассмотрении дел п предмету договора, подготовка необходимых заявлений, ходатайств, запросов, при необходимости обжалование вынесенных судебных решений в вышестоящие инстанции, консультации по правовым вопросам в рамках настоящего договора (л.д.16).
Стоимость услуг по договору определена в размере 15000 руб. Оплата услуг в размере 15 000 руб. произведена заказчиком, о чем имеется соответствующая расписка Новикова И.Е. в договоре.
Исходя из объема заявленных требований, сложности дела, объема оказанных представителем истца услуг (составление иска, участие в 2-х судебных заседаниях суда первой инстанции, подготовка апелляционной и кассационной жалоб, участие в судебном заседании суда апелляционной инстанции), времени, необходимого на подготовку им процессуальных документов, продолжительности рассмотрения дела, суд находит требуемые ко взысканию с ответчика в пользу истца расходы по оплате услуг представителя в настоящем деле в сумме 15000 рублей разумными, и в силу положений ст. 98 ГПК РФ, подлежащими возмещению истцу в полном объеме.
Кроме того, с ответчика в пользу истца подлежа взысканию почтовые расходы в сумме 124 руб., связанные с направлением искового заявления и уточненного искового заявления ответчику в соответствии с требованиями п. 6 ст. 132 ГПК РФ, также подтвержденные документально (л.д. 2, 31).
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ 18967,20 ░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 01.02.2020 ░░ 31.01.2021.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ 01.02.2021 ░ ░░░░░░░ 67568,38 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ 15000 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ 124 ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░