Дело № 2-490/2016
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
06 сентября 2016 года город Полярный
Судья Полярного районного суда Мурманской области Логинова В.В.,
при секретаре Давидовой Д.В.,
с участием:
помощника военного прокурора войсковой части №... Найды А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора войсковой части №... в защиту интересов Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации – Межрегиональное операционное УФК (Министерство обороны РФ) к ФИО2 о взыскании суммы неосновательного обогащения,
у с т а н о в и л:
Военный прокурор войсковой части №... обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации с иском ФИО2 о взыскании суммы неосновательного обогащения.
В обоснование исковых требований указано следующее.
Военной прокуратурой – войсковая часть №... проведена проверка в сфере сохранности федеральной собственности, в ходе которой установлено, что ФИО2 проходил военную службу по контракту в рядах Вооруженных Сил РФ в войсковой части №....
06 февраля 2010 года ФИО2 обратился с рапортом о выдаче государственного жилищного сертификата, и с целью незаконного обогащения, скрыл сведения о том, что являлся собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>
09 февраля 2010 года ГУ 1969 ОМИС отказал ФИО2 в выдаче государственного жилищного сертификата в связи с реализацией его супругой и сыном права на приватизацию.
Полярнинский гарнизонный военный суд Мурманской области решением от 17 февраля 2010 года, не осведомленный о наличии в собственности ответчика жилого помещения, обязал ГУ 1969 ОМИС выдать ФИО2 государственный жилищный сертификат на состав семьи из четырех человек.
18 февраля 2010 года ФИО2 получил государственный жилищный сертификат серии УВ №... на сумму 2 289 600 рублей, для приобретения жилого помещения на семью из четырех человек, которым он распорядился путем приобретения жилой площади по адресу: <адрес>. При этом, ФИО2 принял на себя обязательства по выполнению правил и условий получения ГЖС и его реализации, в том числе в части безвозмездной передачи жилого помещения, находящегося в собственности владельца сертификата, в государственную или муниципальную собственность.
Полагает, что ущерб, причиненный государству действиями ФИО2 оценивается в стоимости 21,43 кв.м., выделенных по ГЖС.
Таким образом, своими действиями ФИО2 причинил ущерб Российской Федерации, в связи с чем, истец просит взыскать с него в доход Российской Федерации сумму неосновательного обогащения в размере 681 474 рубля (21,43 кв.м * 26500*1,2) и государственную пошлину в размере 10 014 рублей 74 копейки.
В судебном заседании помощник военного прокурора войсковой части 56186 настаивал на удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, своего представителя не направил, о причинах неявки не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил, возражений относительно заявленных истцом требований не представил, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом по адресу, указанному самим ответчиком. Судебную повестку ответчик получил, о чем свидетельствует почтовое уведомление.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.
Основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона «О статусе военнослужащих», так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, принятыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в ред. от 08.05.2006) государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Порядок предоставления социальных гарантий и возмещения расходов, связанных с предоставлением социальных гарантий, указанных в настоящем пункте, определяется Правительством Российской Федерации.
Судом установлено, что ФИО2 проходил военную службу в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Приказом Командующего Кольской флотилии разнородных сил Северного флота №8-ПМ от 10 марта 2010 года старший мичман ФИО2 уволен с военной службы с зачислением в запас по достижению предельного возраста пребывания на военной службе (подпункт «а» пункт 1 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службы) (л.д. 98).
В период прохождения военной службы ФИО2 выразил желание быть обеспеченным жильем путем выдачи государственного жилищного сертификата, что подтверждено рапортом самого военнослужащего, собрав пакет документов, необходимых для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий, подтвердив, что ознакомлен, в частности, с условием безвозмездной передачи жилого помещения, находящегося в его собственности, в государственную или муниципальную собственность.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы» утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках указанной подпрограммы.
Подпунктом «а» пункта 5 Правил (в редакции от 21.12.2009) установлено, что право на участие в подпрограмме имеют военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), в том числе военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Пунктом 16 Правил установлен норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты на семью из 3 человек и более по 18 кв. м на каждого члена семьи.
Согласно пункту 16.1 Правил норматив, указанный в пункте 16 настоящих Правил, применяется при расчете размера социальной выплаты, если:
а) гражданин – участник подпрограммы и члены его семьи не имеют жилых помещений для постоянного проживания;
б) гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения;
в) гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
На основании пункта 16.2 Правил в случае отчуждения гражданином - участником подпрограммы, указанным в подпунктах «а»- «ж» пункта 5 настоящих Правил, жилого помещения, принадлежащего ему и (или) членам его семьи на праве собственности (за исключением случая, указанного в подпункте «в» пункта 16.1 настоящих Правил), или принятия ими решения не отчуждать такое жилое помещение, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и общей площадью жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания.
При этом право на получение сертификата предоставляется гражданину - участнику подпрограммы только в случае, если определенный в указанном порядке размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, составляет не менее 18 кв. метров. В остальных случаях выдача сертификата гражданину - участнику подпрограммы возможна при исполнении им условий, предусмотренных подпунктом «в» пункта 16.1 настоящих Правил.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года № 1054 утверждены Правила о порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
Согласно подпункту «и» пункту 7 указанных Правил (в ред.от 14.11.2007) самостоятельным основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.
В силу подпункта «а» пункта 10 Правил не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае наличия у них в собственности индивидуального жилого дома (квартиры).
Таким образом, действующее законодательство предоставляет военнослужащему, изъявившему желание реализовать право на жилище путем выдачи государственных жилищных сертификатов, иметь в собственности жилые помещения по установленным нормам.
Протоколом №... заседания жилищной комиссии войсковой части №... от <дата> старший мичман ФИО2 признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен в список кандидатов на получение государственных жилищных сертификатов (л.д. 95).
06 февраля 2010 года ФИО2 обратился с рапортом к начальнику ГУ 1969 ОМИС о выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории г. Москва на состав семьи из четырех человек (л.д. 41).
09 февраля 2010 года ГУ 1969 ОМИС отказал ответчику в выдаче государственного жилищного сертификата на состав семьи из четырех человек, в связи с реализацией его супругой ФИО7 и сыном ФИО8 права на приватизацию (л.д. 43).
Решением Полярнинского гарнизонного военного суда от 17 февраля 2010 года на ГУ 1969 ОМИС возложена обязанность выдать ФИО2 государственный жилищный сертификат серии УВ №....
18 февраля 2010 года ФИО2 получил на себя и членов семьи – супруга ФИО7, сын ФИО8, сын ФИО9 государственный жилищный сертификат серии УВ №... на сумму 2 289 600 рублей для приобретения жилого помещения на территории г. Москва общей площадью 72 квадратных метра (л.д. 40).
24 апреля 2010 года сертификат реализован путем приобретения в общую долевую собственность квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, по договору купли-продажи (л.д.83-84).
Оплата указанного договора купли-продажи в полном объеме была произведена за счет средств федерального бюджета.
Факт получения государственного жилищного сертификата и его погашения путем приобретения квартиры по указанному адресу ответчиком не оспорен.
На момент выдачи государственного жилищного сертификата ФИО2 действовала Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года №1280 (далее Инструкция).
Пункты 1,5,13 Правил определяют государственный жилищный сертификат как форму государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации Программы, который является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения.
Пунктом 3 Инструкции установлено, что признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, но не более 18 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.
Анализируя приведенные положения нормативных правовых актов, суд приходит к выводу о том, что указанные нормы носят бланкетный характер, отсылая к применению Жилищного кодекса Российской Федерации.
В данном случае следует исходить из системного единства норм жилищного законодательства и норм, регулирующих обеспечения граждан жильем в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», предусматривающие определенные обязанности по сдаче ранее полученного жилья (независимо от форм владения) военнослужащими.
Как разъяснено в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона «О статусе военнослужащих», так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В связи с изложенным судам следует исходить из того, что гарантированное статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Таким образом, одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения.
Как следует из содержания статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно справке председателя жилищной комиссии войсковой части 22950 ответчик по вопросу бронирования жилой площади на себя и членов своей семьи не обращался (л.д. 48).
По сведениям Североморского филиала ГУПТИ Мурманской области за ФИО2 и ФИО9 приватизированной квартиры в г. Полярный и по Североморскому району не значится, ФИО7 и ФИО8 являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: <адрес> на основании договора на бесплатную передачу квартиры в собственность граждан от <дата> (л.д. 46).
Вместе с тем, ФИО2, на основании свидетельства о праве на наследство по завещания от <дата>, выданного нотариусом второй Балахнинской государственной нотариальной конторы Нижегородской области, являлся собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, о чем имеется запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. 23-28, 75-77).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Согласно частей 3,4 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки, денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.
Принимая во внимание, что правила, предусмотренные главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли, то суд приходит к выводу об обоснованности требований военного прокурора.
Анализируя положения подпункта «а» пункта 5, пункта 16, подпункта «в» пункта 16.1 Правил выпуска и реализации ГЖС, а также пункта 16.2 Правил (в редакциях от 08.05.2009, от 21.12.2009, а также от 18.02.2013), суд приходит к выводу о том, что действующее законодательство не исключает возможности участия в данной Подпрограмме гражданина, имеющего в собственности жилое помещение, но лишь при соблюдении условий, предусмотренных законодательством.
Между тем, обращаясь с рапортом о выдаче государственного жилищного сертификата и указывая об обязанности выполнений условий Правил выпуска и реализации государственного жилищного сертификата, ФИО2 не сообщил о наличии на территории Российской Федерации жилого помещения – квартиры общей площадью 21,43 кв.м., принадлежащей ему на праве собственности и расположенной по адресу: <адрес>.
В соответствии с требованиями п.1 решения Городской Думы города Балахна Нижегородской области от 07.02.2008 № 188 учетная норма площади жилого помещения для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении установлена в размере 11 кв.м. общей жилого помещения на одного члена семьи.
Таким образом, с 11.08.2004 ФИО2 был обеспечен жилой площадью в размере 21,43 кв.м., что превышало учетную норму площади жилого помещения для <адрес>.
При указанных обстоятельствах ответчик ФИО2 причинил ущерб государству, выраженный в том, что получил государственный жилищный сертификат серии УВ №... на сумму общую сумму 2 289 600, 00 рублей, из них излишне полученная сумма составила 681 474,00 рубля, которая определена в размере стоимости 21,43 кв.м., выделенных по ГЖС (21,43 кв.м.*26500 руб.*1,2). Указанная сумма расчета причиненного ущерба ответчиком не оспорена и принимается судом. Возникшее на стороне ответчика неосновательное обогащение подлежит взысканию в пользу Министерства обороны РФ - Межрегиональное операционное УФК (Министерство обороны РФ).
На основании частей 1 и 2 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 10 014 рублей 74 копейки в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 194-198, 233 – 235, 237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
иск военного прокурора войсковой части 56186 в защиту интересов Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации – Межрегиональное операционное УФК (Министерство обороны РФ) к ФИО2 о взыскании суммы неосновательного обогащения - удовлетворить.
Взыскать с ФИО2 в пользу Министерства обороны Российской Федерации - Межрегиональное операционное УФК (Министерство обороны РФ) сумму неосновательного обогащения в размере 681 474,00 (шестьсот восемьдесят одна тысяча четыреста семьдесят четыре) рубля.
Взыскать с ФИО2 в бюджет муниципального образования ЗАТО Александровск Мурманской области государственную пошлину в размере 10 014 рублей 74 копейки.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Полярный районный суд Мурманской области в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий В.В. Логинова