Решение в окончательной форме
принято 1 августа 2014г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Полевской 29 июля 2014года
Полевской городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Загидулиной О.А., при секретаре Чубарь Н.С., с участием прокурора Кустышевой АА., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1213/2014 по иску прокурора г. Полевского в интересах Орловой Натальи Николаевны к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о возложении обязанности приобретения жилого помещения, к ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства» о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, к ТОИОГВ Свердловской области «Управление социальной политики по г. Полевскому» о возложении обязанности по обеспечению подписания договора найма жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Полевского в интересах Орловой Н.Н. обратился в суд с иском к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о возложении обязанности приобретения жилого помещения, к ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства» о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, к ТОИОГВ Свердловской области «Управление социальной политики по <. . .>» о возложении обязанности по обеспечению подписания договора найма жилого помещения, мотивируя это тем, что по обращению Орловой Н.Н. проведена прокурорская проверка, в ходе которой установлено, что Орлова Н.Н., . . . года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Её родители, О.А.А. и О.Н.С. лишены родительских прав решением Полевского городского суда от . . .г.
На основании постановления Главы Полевского городского округа от . . .г. № Орлова Н.Н. помещена в детский дом на полное государственное обеспечение, за нею закреплена жилая площадь по адресу: <. . .>
Орлова Н.Н. окончила обучение в Полевском многопрофильном техникуме им. В.И. Назарова . . .г.
По заявлению Орловой Н.Н. в 2013г. Управлением социальной политики по г. Полевскому был установлен факт невозможности её проживания в жилом помещении по адресу: <. . .>, поскольку общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в нем, менее учетной нормы, установленной постановлением Главы Полевского городского округа от . . .г. №
Приказом ТОИОГВ «Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Полевскому от . . .г. № Орлова Н.Н. принята на учет для целей предоставления жилых помещений специализированого жилищного фонда Свердловской области.
. . .г. начальником Управления социальной политики по городу Полевскому издан приказ № о снятии Орловой Н.Н. с учета для целей предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Решением Полевского городского суда от . . .г. признан незаконным приказ начальника ТОИОГВ Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Полевскому от . . .г. № о снятии Орловой Н. Н. с учета для целей предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, Орлова Н.Н. восстановлена в очереди.
После окончания учебного заведения до настоящего времени истец жилым помещением не обеспечена, несмотря на то, что у неё возникло это право. Она не имеет собственного жилья на территории Российской Федерации.
Прокурор просит обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение не менее установленной социальной нормы предоставления жилого помещения, установленной в Полевском городском округе, распределить жилое помещение Орловой Н.Н.
Также истец просит обязать ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства» предоставить Орловой Н.Н. переданное ей жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения и обязать ТОИОГВ Свердловской области «Управление социальной политики по г. Полевскому» обеспечить подписание договора найма специализированного жилого помещения Орловой Н.Н., которой распределено жилое помещение, в течение 5 рабочих дней с даты подписания Орловой Н.Н. договора найма специализированного жилого помещения подписанные экземпляры возвратить в ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства».
В судебном заседании прокурор поддержал иск и доводы искового заявления.
Истец Орлова Н.Н. поддержала иск, заявленный в её интересах прокурором.
Представитель ответчика ТОИОГВ Свердловской области Управление социальной политики по г. Полевскому Лущинская Н.А. с иском не согласилась и пояснила, что на орган опеки и попечительства действующим законодательством возложена функция учета лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Орлова Н.Н. на такой учет принята. К компетенции Управления социальной политики по г. Полевскому не относится предоставление жилых помещений отдельным категориям граждан. При поступлении договора найма специализированного жилого помещения Управление выполнит возложенные на него обязанности по подписанию договора истцом. В настоящее время Управление никаких прав истца не нарушило.
Представитель ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области и представитель ответчика ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства» в судебное заседание не явились, будучи извещены своевременно и надлежащим образом, об уважительных причинах своей неявки суду не сообщили.
Представитель ответчика ГКУ «Фонд жилищного строительства» Константинова Д.П., действующая по доверенности . . .г. № 22, представила отзыв по иску, в котором указала, что в отношении Орловой Н.Н. соблюдается порядок обеспечения жилым помещением специализированного жилищного фонда Свердловской области. Финансовое обеспечение дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот является расходным обязательством Свердловской области. По мнению представителя ответчика, нарушений прав истца нет, так как соблюдается предусмотренный действующим законодательством порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Законом не предусмотрено обеспечение такой категории граждан жилыми помещениями вне очереди. В случае удовлетворения иска в первоочередном порядке вне установленного списка, будут нарушены права граждан, у которых право на приобретение жилого помещения возникло раньше чем у истца, но не было реализовано в силу ограниченности бюджетных ассигнований на данные цели.
Исследовав доказательства по делу, заслушав объяснения прокурора, истца, представителя ответчика, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации каждый иметь право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления прав на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бес-платно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ (Федерального закона от 29 февраля 2012г. № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, … однократно предоставляются благо-устроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Для реализации предусмотренных вышеуказанным законом дополнительных гарантий на жилое помещение необходимо, чтобы заявитель:
-обладал юридическим статусом ребенка-сироты, или ребенка, оставшегося без попечения родителей,
-не имел закрепленного жилого помещения.
-не являлся студентом очного обучения общеобразовательного учреждения и не находился на полном государственном обеспечении.
В соответствии со ст.1 указанного Закона, дети, оставшиеся без попечения родителей – это:
дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, …, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополни-тельные гарантии по социальной поддержке;
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ст.85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 ст.26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», в том числе, решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Названные расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта РФ.
В соответствии со ст.4 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством, а согласно ст.5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) предусмотрено, что полномочия по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений возложены на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц в порядке, установленном законодательством этого субъекта.Постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 № 527-ПП во исполнение Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ был утвержден Порядок приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Порядок приобретения жилых помещений) и Порядок предоставления им жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области (далее - Порядок предоставления жилых помещений).
Порядком приобретения жилых помещений установлено, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (п. 3).
Согласно п. п. 4, 5 указанного Порядка получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Государственное казенное учреждение Свердловской области "Фонд жилищного строительства" (да-лее - Фонд). Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после воз-вращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений на территориях муниципальных образований в Свердловской области, пропорционально численности нуждающихся в жилье детей-сирот с учетом расчетной стоимости жилого помещения.
В силу п. 9 указанного Порядка жилые помещения для детей-сирот, приобретенные в областную собственность, зачисляются приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области после регистрации права собственности Свердловской области и права оперативного управления Фонда.
Согласно Порядку предоставления жилых помещений жилые дома и квартиры государственного специализированного жилищного фонда, зачисленные в оперативное управление Фонда, предоставляются детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений однократно (пункт 3). Распределение детям-сиротам построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (пункт 7). При этом уполномоченной организацией по заключению договоров найма специализированных жилых помещений является Фонд. Фонд в течение 10 рабочих дней от даты утверждения приказа Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, на основании доверенности Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области осуществляет подготовку договоров найма специализированных жилых помещений и направляет в управления социальной политики для подписания их детьми-сиротами, которым распределены жилые помещения (пункт 9).
. . .г. Орлова Н.Н. обратилась в прокуратуру г. Полевского с заявлением, в котором указала, что относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её родители лишены родительских прав по решению Полевского городского суда от . . .г. На основании постановления Главы МО «<. . .>» от . . .г. № за ней закреплено жилое помещение по адресу: <. . .>, предоставленное её дедушке в 1985г. на условиях социального найма. . . .г. она окончила техникум, где обучалась по очной форме обучения. В мае 2013г. она обратилась в Управление социальной политики с заявлением о невозможности проживания в закрепленном жилом помещении. Этот факт Управлением был установлен приказом начальника от . . .г. №, она поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилья по договору найма специализированного жилищного фонда. В сентябре 2013г. она была снята с этого учета, но по судебному решению в списке восстановлена, однако, жилье ей до настоящего времени не предоставлено.
Орлова Н.Н. родилась . . .г., её родителями являются О.Н.С. и О.А.А., что следует из копии её свидетельства о рождении (л.д.12).
В судебном заседании установлено, что Орлова Н.Н., относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её родители лишены родительских прав на основании решения Полевского городского суда от . . ., вступившего в законную силу . . .г., что следует из копии этого решения (л.д. 14-16).
Из копии ордера на жилое помещение от . . .г. (л.д. 13) следует, что квартира по адресу: <. . .>, общей площадью 28,4 кв.м, предоставлена П.А.И. на условиях социального найма.
Согласно справке ОАО «Полевская коммунальная компания» от . . .г. (л.д. 17), в квартире по адресу: <. . .>, зарегистрированы истец, её мать О.А.А., лишенная родительских прав, О.Д.Н. и О.А.А. (брат и сестра истца).
Из копии постановления Главы Полевского городского округа от . . .г. № (л.д. 12 оборот) следует, что в отношении Орловой Н.Н. направлено ходатайство о направлении в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за ней закреплено жилое помещение, расположенное в <. . .>.
Орлова Н.Н. окончила обучение в Полевском многопрофильном техникуме им. В.И. Назарова . . .г., что следует из копии диплома о среднем профессиональном образовании (л.д. 24-25).
Приказом начальника ТОИОГВ Свердловской области Управление социальной политики по г. Полевскому от . . .г. № 426-оп (л.д. 18) установлен факт невозможности проживания Орловой Н.Н. в закрепленном жилом помещении, расположенном в <. . .>, поскольку общая площадь помещения 28,4 кв.м менее учетной нормы жилого помещения на одно лицо, установленной постановлением Главы Полевского городского округа от . . .г. №
Приказом начальника ТОИОГВ Свердловской области Управление социальной политики по г. Полевскому от . . .г. № 437-оп (л.д. 19) Орлова Н.Н. принята на учет для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, что подтверждается копией названного приказа.
Приказом начальника ТОИОГВ Свердловской области Управление социальной политики по г. Полевскому от . . .г. № (л.д. 20) Орлова Н.Н. снята с учета для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, что подтверждается копией названного приказа. Основанием для принятия такого решения послужило то, что Орлова Н.Н. имела закрепленное жилое помещение и не приобрела в связи с этим право на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения. Приказ от . . .г. № 437-оп признан утратившим силу.
Приказом начальника ТОИОГВ Свердловской области Управление социальной поли-тики по г. Полевскому от . . .гг. № (л.д. 23) Орлова Н.Н. восстановлена в списке граждан, состоящих на учете для целей предоставления жилых помещений госудасртвенного специализированного жилищного фонда Свердловской области, во исполнение решения Полевского городского суда Свердловской области от . . .г., вступившего в законную силу . . .г.
Уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от . . .г. (л.д. 32) подтверждается, что Орлова Н.Н. не имеет в собственности каких-либо объектов недвижимости.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Орлова Н.Н. является лицом, из числа лиц, оставшихся без попечения родителей, закрепленное за ней жилье не соответствует требованиям к установленной норме предоставления жилого помещения.
Обязательства по обеспечению её жилым помещением не исполнены. В связи с этим следует удовлетворить иск к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области и обязать его приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в городе Полевском Свердловской области не ниже установленных норм для Орловой Н.Н.
Также подлежат удовлетворению исковые требования к ГКУ «Фонд жилищного строительства» и обязать его предоставить Орловой Н.Н. по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение, приобретенное Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области и распределенное ей.
Возражения представителя ГКУ «Фонд жилищного строительства» о том, что в случае удовлетворения иска будут нарушены права других граждан, также имеющих право на предоставление жилого помещения, поскольку в такой ситуации жилье истцу будет предоставлено вне очереди, суд не принимает во внимание, поскольку право на предоставление ей жилого помещения приобрела в 2014г., после окончания учебного заведения, с этого времени жилым помещением она не обеспечена. В связи с этим, суд считает, что возражения ответчика не основаны на законе. Недостаточное финансирование мероприятий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не свидетельствует о законности длительного неисполнения органами государственной власти Свердловской области своих расходных обязательств в отношении истца.
Что касается иска о возложении на ТОИОГВ «Управление социальной политики по г. Полевскому» обязанности обеспечить подписание договора найма специализированного жилого помещения Орловой Н.Н. и в течение пяти дней возвратить подписанный экземпляр в ГКУ «Фонд жилищного строительства», то они не подлежат удовлетворению, поскольку на настоящий момент какого-либо нарушения прав истца этим ответчиком не установлено: жилое помещение для Орловой Н.Н. уполномоченными органами не приобретено, не распределено ей. Такие обстоятельства свидетельствуют об отсутствии оснований для судебной защиты прав истца. В связи с этим в удовлетворении иска к этому ответчику следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░.░., . . . ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░..
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░