Дело № 2-841/2017 Копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 9 августа 2017 года
Осинский районный суд Пермского края в составе: судьи Павловой Н.Н.,
при секретаре Цаплиной Ю.А.,
с участием представителя ответчика Кокоевой Н.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (южный территориальный отдел) к Муниципальному унитарному предприятию «Тепловые сети» о признании действий противоправными,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> (далее по тексту - Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю), действующее в интересах неопределенного круга лиц, обратилось в суд с иском к Муниципальному унитарному предприятию «Тепловые сети» (далее - МУП «Тепловые сети») о признании противоправными действий ответчика, выразившиеся в:
- расчете предъявляемых сумм к оплате потребителям за коммунальную услугу «отопление» не по показаниям прибора учета тепловой энергии.
- расчете потерь, выставляемых потребителям к оплате исходя из расчета 98 м., что не соответствует п.п. 5,6.8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденную Постановлением Правительства РФ от дата № «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, ч.1 ст. 36 ЖК РФ, ст. 544 ГК РФ, ч.1 ст. 539 ГК РФ.
Также просит обязать МУП «Тепловые сети» опубликовать решение суда, в случае удовлетворения требований ЮТО Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю, в средствах массовой информации, распространяющих свою продукцию на территории г. Оса.
В обоснование исковых требований указано, что в адрес Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю (по территориальности Южный территориальный отдел) из Инспекции государственного жилищного надзора (далее - Инспекция) поступили материалы по проверке обращения граждан, проживающих по адресу: <адрес> о нарушении прав и законных интересов потребителей действиями МУП «Тепловые сети». По результатам проверки был составлен акт № от дата, в соответствии с которым в деятельности МУП «Тепловые сети» были выявлены нарушения п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, а именно МУП «Тепловые сети» производили начисления сумм к оплате за коммунальную услугу «отопление» за период с января 2016 года по май 2016 года не из показаний прибора учета тепловой энергии. А также предъявляло к оплате потребителям в период с января по март 2016 года тепловые потери от границы балансовой принадлежности до узла учета в размере 1,774 Гкал/мес.
На основании материалов проверки и акта должностным лицом ЮТО Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю было принято решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении МУП «Тепловые сети». В ходе проведенного административного расследования установлено, что МУП «Тепловые сети», является ресурсосберегающей организацией по предоставлению коммунального ресурса - тепловая энергия, производят расчет сумм для оплаты потребителей за оказанные услуги по поставке тепловой энергии, исходя из показаний прибора учета коммунального ресурса (общедомового) с прибавлением к этим значениям «тепловых потерь». Таким образом, жильцы квартир по вышеуказанному адресу должны были оплатить в период с января 2016 года по апрель 2016 года «тепловые потери» в размере 1,774 Гкал.
При проверке установлено, что между МУП «Тепловые сети» и гражданами, проживающими в <адрес> заключены договоры на поставку тепловой энергии. МУП «Тепловые сети» не оспаривается, что в указанном доме установлен узел учета тепловой энергии, который допущен в эксплуатацию дата. Показания данного прибора учета использовались сторонами для определения объема потребленной тепловой энергии. Из акта проверки Инспекции № от дата, следует, что тепловая энергия в вышеуказанный дом поставляется от главного коллектора, который расположен на расстоянии от дома, то есть в состав предъявленного количества тепловой энергии по указанному дому было включено количество тепловых потерь от главного коллектора (границы балансовой принадлежности), расположенного на расстоянии 98 м. до места установки узла учета. При этом, между администрацией МО «Горское сельское поселение» и МУП «Тепловые сети» нет акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности МУП «Тепловые сети». Таким образом, у потребителей, обязанность производить оплату тепловых потерь на не принадлежащих им и/или администрации наружных сетях до стены дома, действующим законодательством не предусмотрена. В связи с чем, оплата за тепловую энергию на тепловые потери, возникшие на указанном участке сетей, является неосновательным обогащением для МУП «Тепловые сети» за счет граждан - потребителей, проживающих по вышеуказанному адресу. При таких обстоятельствах, МУП «Тепловые сети», своими действиями по выставлению сумм к оплате за тепловую энергию с включением в эту сумму, сумм потерь исходя из расчетов за 98 м., вместо 1,5 м. допустило нарушение порядка ценообразования. Постановлением начальника ЮТО Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю по делу об административном правонарушении от дата №-Ю, ответчик привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 000 рублей. Арбитражным судом Пермского края дело № от дата постановление ЮТО Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю оставлено без изменения.
Представитель истца в судебное заседание не явился, направил в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, на исковых требованиях настаивает.
Представитель ответчика Кокоева Н.Л. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что в <адрес> расположено общежитие на 6 квартир. На первом этаже ранее были расположены жилые помещения на втором нежилые, собственником данного помещения является администрация МО «Горское сельское поселение». дата администрация МО «Горское сельское поселение» перевела второй этаж здания в жилые помещения, при этом МУП «Тепловые сети» уведомлены не были, поэтому начисление платы за тепловую энергию как за нежилые помещения и предъявляли тепловые потери всем жильцам. После того, как МУП «Тепловые сети» подключили отопление, жильцы дома стали возмущаться, на каком основании им начисляют большую сумму плату за потребление тепловой энергии. Старшая по общежитию Реблян, обращалась в МУП «Тепловые сети» с заявлением по данному поводу, письменно разъяснили сложившуюся ситуацию, но тем не менее жильцы вышеуказанного дома обратились в Инспекцию государственного жилищного надзора по Пермскому краю, которая передала жалобу в ЮТО Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю, где в отношении МУП «Тепловые сети» возбудили дело об административном правонарушении и составили акт. После чего, МУП «Тепловые сети» пересчитали ущерб за дата, то есть с января по апрель 2016 года, сумма составила 3743 рубля по всему общежитию. На указанную сумму МУП «Тепловые сети» в октябре 2016 года произвели перерасчет и с мая 2016 года перестали предъявлять гражданам тепловые потери, то есть сами прекратили эти нарушения. При составлении в ЮТО Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю административного протокола, МУП «Тепловые сети» указали, что в настоящем время начисления производятся без нарушения правил п. 42 (1), кроме того, указали, что произвели перерасчет за потребляемую тепловую энергию. Однако постановлением начальника ЮТО Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от дата №-Ю, МУП «Тепловые сети» привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 000 рублей. В настоящее время штраф оплачен. Неверные начисления за потребление тепловой энергии произведены не по вине МУП «Тепловые сети». Администрация МО «Горское сельское поселение» не уведомило МУП «Тепловые сети» тепловые сети о том, что часть нежилого помещения переведено в жилое. Указывает, что исковые требования в части опубликования решения суда в СМИ принесут ущерб репутации МУП «Тепловые сети», МУП является единственной теплоресурсоснабжающей организацией в <адрес>, предприятие является социально значимым. Указанные нарушения, выявленные ЮТО Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю устранены, произведен перерасчет, штраф в размере 50 000 рублей оплачен, при перерасчета за потребляемую тепловую энергию предприятие понесло убытки. Потребители - граждане проживающие в указанном общежитии являются должниками МУП «Тепловые сети», задолженность в пользу предприятия не оплачивается. Согласно исковым требованиям МУП «Тепловые сети» привлекаются к ответственности, за которое уже понесли административное наказание, повторно наказывать за действия, которые были совершены не по вину МУП, недопустимо. Не согласны, что истец действует в интересах неопределенного круга лиц.
Суд, выслушав представителя ответчика, изучив представленные письменные доказательства по дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту- ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с п. 1 ст. 46 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.
В соответствии с п.п. 1,2 ст. 40 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» № 2300-1 предусматривает, что Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей включает в себя:
1) организацию и проведение проверок соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) требований, установленных международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей (далее - обязательные требования), предписаний должностных лиц органа государственного надзора;
2) организацию и проведение проверок соответствия товаров (работ, услуг) обязательным требованиям, обеспечивающим безопасность товаров (работ, услуг) для жизни и здоровья потребителей, окружающей среды, предупреждение действий, вводящих потребителей в заблуждение, и предотвращение причинения вреда имуществу потребителей, установленным в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354), в которых потребитель определен как лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Согласно п. 42 Правил, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
В соответствии с п. 42 (1) оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3 (1) и 3 (2) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3 (3) и 3 (4) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
При выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода при открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), в случае если узел учета тепловой энергии многоквартирного дома оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, учитывающим общий объем (количество) тепловой энергии, потребленной на нужды отопления и горячего водоснабжения, для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с положениями абзацев третьего и четвертого настоящего пункта объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления, в течение отопительного периода определяется как разность объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, и произведения объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенного исходя из норматива расхода тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и объема (количества) горячей воды, потребленной в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома и на общедомовые нужды.
При выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода, в случае если при открытой системе теплоснабжения (отопления) в многоквартирном доме коллективные (общедомовые) приборы учета установлены раздельно в системе отопления и в системе горячего водоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с положениями абзацев третьего и четвертого настоящего пункта.
В силу п. 101 указанных Правил, при предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к настоящим Правилам, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных приложением N 1 к настоящим Правилам.
Размер платы, исчисленный суммарно за каждый период предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, определяется как произведение размера платы за коммунальную услугу, определенного за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к настоящим Правилам, и отношения продолжительности предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества в указанном расчетном периоде к общей продолжительности предоставления коммунальной услуги в таком расчетном периоде.
Как следует из материалов дела и установлено судом, что в Инспекцию государственного жилищного надзора <адрес> дата поступило обращение граждан проживающих по адресу: <адрес>, свидетельствующей о нарушении из прав и законных интересов как потребителей, действиями МУП «Тепловые сети» (л.д. 31).
Распоряжением № от дата и.о. заместителя начальника Инспекции государственного жилищного надзора <адрес> назначена внеплановая, документарная проверка МУП «Тепловые сети», расположенного по адресу: <адрес>, по соблюдению обязательных требований к определению размера платы за коммунальную услугу по отоплению за период с января по май 2016 года в многоквартирном доме по адресу: <адрес> (л.д. 21-23).
По результатам проверки был составлен акт № от дата в соответствии с которым в деятельности МУП «Тепловые сети» были выявлены нарушения п. 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, а именно МУП «Тепловые сети» производили начисление сумм к оплате за коммунальную услугу «отопление» за период с января по май 2016 года не из показаний прибора учета тепловой энергии. А также предъявляло к оплате потребителям в период с января по март 2016 года тепловые потери о границы балансовой принадлежности до узла учета в размере 1,774 Гкал/месяц.
Материалы проверки, в том числе акт № от дата были направлены дата в адрес Управления Роспотребнадзора по <адрес> (по территориальности Южный территориальный отдел) из Инспекции государственного жилищного надзора <адрес> поступили материалы по проверке обращения граждан проживающих по адресу: <адрес>, свидетельствующей о нарушении из прав и законных интересов как потребителей, действиями МУП «Тепловые сети» (л.д. 31).
Должностным лицом ЮТО Управления Роспотребнадзора по <адрес> возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении МУП «Тепловые сети».
Постановлением начальника ЮТО Управления Роспотребнадзора по <адрес> от дата №-Ю, МУП «Тепловые сети» привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 000 рублей (л.д. 8-19).
В постановлении указано, что двухэтажное строение, расположенное по адресу: <адрес>, где первый этаж является собственностью МБОУ «Горская общеобразовательная школа», второй этаж является собственностью администрации МО «Горское сельское поселение» (свидетельство о государственной регистрации права собственности серия № от дата).
Между поселением и нанимателями жилых помещений заключены договоры найма служебных помещений. На общем собрании жильца выбрано непосредственное управление и назначен председатель общежития. Жильцы указанного дома самостоятельно заключают договоры с ресурсоснабжающими организациями на поставку коммунального ресурса.
Акта разграничений балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между МУП «Тепловые сети» и администрацией МО «Горское сельское поселение» нет.
Общедомовой прибор учета тепловой энергии введен в эксплуатацию с дата. Узел учета установлен не на границе балансовой принадлежности. В соответствии со схемой расположения узла учета тепловой энергии на объекте по адресу: <адрес>, узел учета установлен на расстоянии 98 метров от главного коллектора, в том числе на расстоянии 1,5 метров от стены дома.
МУП «Тепловые сети» являются ресурсоснабжающей организацией с исполнением коммунальных услуг, в том числе и для потребителей многоквартирного дома по адресу: <адрес>. Производят начисление сумм к оплате коммунальных услуг «отопление», о чем свидетельствуют счета, извещения, а также не отрицается представителем ответчика.
Таким образом суд приходит к выводу о том, что МУП «Тепловые сети» должны были производить начисление сумм к оплате за потребленную коммунальную услугу «отопление» в соответствиями с требованиями п. 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ № от дата. МУП «Тепловые сети» не оспаривается, что в <адрес>, установлен узел учета тепловой энергии. Показания данного прибора учета использовались для определения тепловой энергии.
На основании вышеизложенного, учитывая, что МУП «Тепловые сети» были допущены нарушения требований по расчету платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета, выявленные нарушения существенно нарушают права и законные интересы неопределенного круга потребителей, в частности, нарушаются права потребителей на оплату коммунальных услуг «отопление», требования о признании действий МУП « Тепловые сети» противоправными, подлежат удовлетворению.
Вопреки доводам представителя ответчика, истец действует в интересах неопределенного круга лиц, так как имеет место нарушение законодательства о защите прав потребителей.
Утверждение представителя ответчика о незаконности возложения на них обязанности опубликовать решение суда в средствах массовой информации, также несостоятельно.
В соответствии с п. 2 ст. 46 Закона РФ "О защите прав потребителей" при удовлетворении иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда. В связи с чем, суд обязывает довести до сведения потребителей через средства массовой информации данное решение суда в течение месяца после его вступления в законную силу.
В силу ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю удовлетворить.
Признать противоправными действия Муниципального унитарного предприятия «Тепловые сети», выразившиеся:
- в расчете предъявляемых сумм к оплате потребителям за коммунальную услугу «отопление» не по показаниям прибора учета тепловой энергии ( дополнительно предъявляло гражданам период с января 2016 года по апрель 2016 года тепловые потери в размере 1,774 Гкал/месяц, что не соответствует требованиям п. 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 года;
- в расчете потерь, выставляемых потребителям к оплате исходя из расчета 98 м., что не соответствует п.п. 5,6.8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденную Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», ч.1 ст. 36 ЖК РФ, ст. 544 ГК РФ, ч.1 ст. 539 ГК РФ.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Тепловые сети» опубликовать данное решение (резолютивную часть) в средствах массовой информации в течение месяца с даты вступления решения в законную силу.
Взыскать с Муниципальное унитарное предприятие «Тепловые сети» государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Осинский районный суд Пермского края в течение месяца.
Мотивированное решение изготовлено 14 августа 2017 года.
Судья: подпись
Копия верна
Судья Павлова Н.Н.
Секретарь Цаплина Ю.А.