№ 2-748/2016
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с. Мошенское 18 апреля 2016 года
Боровичский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Цабулевой,
при секретаре ФИО3.,
с участием истца ФИО2, её представителя ФИО8,
представителя ответчика ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Боровичском районе Новгородской области (межрайонного) ФИО6,
представителей третьего лица областного автономного учреждения социального обслуживания «Мошенской дом-интернат для престарелых и инвалидов» ФИО4 и ФИО5
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Боровичском районе Новгородской области (межрайонному) о включении периодов работы в специальный трудовой стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
у с т а н о в и л :
ФИО2 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Боровичском районе Новгородской области (межрайонное) (далее по тексту – Управление, ответчик) о включении в специальный стаж периодов работы и досрочном назначении трудовой пенсии по старости. В обоснование иска указано, что 20.04.2015г. истица подала в Управление заявление со всеми необходимыми документами для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, которой она занимается более 25 лет. Протоколом-решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления № 534 от 28.04. 2015г. ей было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа, при этом из льготного стажа исключен периоды работы с 07.08.1996г. по 01.03.1999г, с 01.07.1999г. по 31.10.1999г., с 01.011.1999г. по 29.02.2000г., с 13.03.2000г. по 11.11.2001г. (с учетом отвлечения с 18.12.2000г. по 11.11.2001г.), и 01.01.2002г. по 17.03.2003г. (с учетом отвлечения с 01.01.2002г. по 01.01.2002г, с 01.05.2002г. по 07.05.2002г., с 08.05.2002г. по 06.09.2002г., с 11.09.2002г. по 31.10.2002г,) в качестве медицинской сестры Центра социального обслуживания населения, так как наименование учреждения не предусмотрено Списком и после даты регистрации в системе персонифицированного учета (27.01.1998г) выписка из ИЛС не содержит сведения о льготном характере работы, что считает незаконным.
Просит признать подлежащим включению в льготный медицинский стаж в соответствии с п.п. 20 п.1 ст 30 ФЗ №400-ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях» периода работы с 07.08.1996г. по 31.03.2003г. в должности медсестры Центра социального обслуживания населения. Признать наличие у истца льготного стажа, дающего право на назначение трудовой пенсии в соответствии с п.п. 20 п.1 ст 30 ФЗ №400-ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях» по состоянию на 20.04.2015г. в размере 25 лет 05 месяцев 24 дня. Обязать ответчика рассчитать и выплатить пенсию истцу с момента обращения, с 20.04.2015г., взыскать с ответчика судебные издержки по оплате услуг адвоката в сумме 15000 руб. и по оплате госпошлины в сумме 300 руб.
В судебном заседании истец ФИО2 и её представитель заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Также, в качестве обоснования иска дополнительно представили следующие документы: должностную инструкцию дежурной медицинской сестры «Дома интерната», копию устава областного автономного учреждения социального обслуживания «Мошенской дом-интернат для престарелых и инвалидов» от 04.12.2015г., архивную справку № № от ДД.ММ.ГГГГ, выписку из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ., копию трудового контракта ФИО2, справку директора ФИО4 от 14.04.2016г. №, справку департамента труда и социальной защиты населения <адрес> от 12.04.2016г. №, положение о Доме ветеранов <адрес> от 19.04.1995г. и положение о центре социального обслуживания населения от 1995г.
Представитель Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в Боровичском районе Новгородской области (межрайонного) по доверенности ФИО6. иск не признала, поддержала представленные письменные возражения. Просила в удовлетворении заявленных ФИО2 требований отказать.
Представители третьего лица свои возражения суду не представили.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
С 1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», регулирующий порядок назначения и выплаты пенсий.
В силу ч.3 ст. 36 указанного Закона, со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17.12.2001г. № 173-ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
В соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах.
Согласно п.2 ст. 27 названного Федерального закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости досрочно, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, условием назначения трудовой пенсии досрочно в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения является наличие специального трудового стажа не менее 30 лет в городах в сельской местности и в поселках городского типа, а в сельской местности и поселках городского типа – не менее 25 лет, в который включается лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения в учреждениях и должностях, предусмотренных Списком соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, работа в которых дает право на назначение такой пенсии.
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066, в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464 (в редакции постановления от 22 сентября 1993 г. № 953).
Как следует из указанного Списка право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с п.3 Правил в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждения здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Названным выше Списком предусмотрен средний медицинский персонал, включая медицинских сестер, работающих в больницах всех наименований, а также в учреждениях социального обслуживания, перечисленных в п.31 раздела «Наименование учреждений» Списка.
Судом установлено, что ФИО2 07.08.1996г. была принята на работу в Центр социального обслуживания населения в качестве медицинской сестры по контракту. С 06.04.2001г. Центр социального обслуживания населения переименован в муниципальное учреждение «Центр социального обслуживания населения. С 31.03.2003г. ФИО2 уволена по собственному желанию.
Управление зачло периоды работы истца, дающее право на досрочное пенсионное обеспечение в количестве 19 лет 05 месяце 12 дней, поскольку работа происходила на должностях в учреждениях, указанных в Списке.
Во включении в специальный стаж периода работы в должности медсестры в Центре социального обслуживания населения с 07.08.1996г. по 01.03.1999г, с 01.07.1999г. по 31.10.1999г., с 01.011.1999г. по 29.02.2000г., с 13.03.2000г. по 11.11.2001г. (с учетом отвлечения с 18.12.2000г. по 11.11.2001г.), и 01.01.2002г. по 17.03.2003г. (с учетом отвлечения с 01.01.2002г. по 01.01.2002г, с 01.05.2002г. по 07.05.2002г., с 08.05.2002г. по 06.09.2002г., с 11.09.2002г. по 31.10.2002г,) истцу было отказано со ссылкой на то, что учреждение, в котором протекала трудовая деятельность, Списком не предусмотрено и после даты регистрации в системе персонифицированного учета (27.01.1998г) выписка из ИЛС не содержит сведения о льготном характере работы, что считает незаконным.
Действительно, Списком от 29.10.2002 года №781 такое учреждение как Центр социального обслуживания населения не предусмотрено.
Названным выше Списком предусмотрен средний медицинский персонал, включая медицинских сестер, работающих в учреждениях социального обслуживания, в числе которых: социальный приют для детей и подростков; реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями; социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних; дом-интернат для престарелых и инвалидов; специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов; психоневрологический интернат; детский дом-интернат для умственно отсталых детей; дом-интернат для детей с физическими недостатками; дом милосердия; геронтологический (геронтопсихиатрический, гериатрический) центр; реабилитационный центр для лиц с умственной отсталостью; дом ночного пребывания, социальный приют, социальная гостиница, центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий.
Таким образом, исходя из вышеприведенных правовых норм, правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пользуется средний медицинский персонал учреждений здравоохранения в период до 1 ноября 1999 года независимо от наименования занимаемой должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, а начиная с 1 ноября 1999 года - только по конкретным должностям и учреждениям, указанным в соответствующем Списке.
Перечень лечебно-профилактических учреждений содержится в Номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 03.11.1999 года № 395.
В содержащемся в перечне лечебно-профилактических учреждений здравоохранения указанной Номенклатуры не поименованы учреждения социальной защиты.
Действующая в настоящее время Номенклатура медицинских учреждений, утвержденная приказом Минздрава РФ от 06.08.2013 года № 529н, тоже не относит названные учреждения ни к одному из видов учреждений здравоохранения.
Согласно Положения о центре социального обслуживания население от 1995г. – центр социального обслуживания является учреждение социальной защиты населения, по оказанию различных видов социальной помощи пожилым гражданам, инвалидам и другим группам населениям, нуждающимся в социальной поддержке. Структурным подразделением Центра социального обслуживания населения является, в том числе и Дом ветеранов.
На основании Положения о Доме ветеранов <адрес> утвержденного постановлением <адрес> от 19.04.1995г. №, который является структурным подразделением Центра социального обслуживания населения, он является медико-социальным учреждением государственной системы социальной защиты населения. Который предназначен для постоянного проживания престарелых и инвалидов, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании.
Наличие у Дома ветеранов отдельных функций по организации социально-медицинских услуг и работа истицы в должности медицинской сестры, предусмотренной Списком, не дают оснований суд считать, что указанные учреждения относятся к учреждениям здравоохранения, поскольку они осуществляют лишь отдельные виды медицинской деятельности, тогда как такая деятельность не является их основной (уставной) деятельностью.
В соответствии с п.1 ст.17 Федерального закона от 10.12.1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (утратил силу с 01.01.2015 года) учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются: комплексные центры социального обслуживания населения; территориальные центры социальной помощи семье и детям; центры социального обслуживания; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; социальные приюты для детей и подростков; центры психолого-педагогической помощи населению; центры экстренной психологической помощи по телефону; центры (отделения) социальной помощи на дому; дома ночного пребывания; специальные дома для одиноких престарелых; стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками); геронтологические центры; иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.
Изложенное свидетельствует о том, что в Списках № №1066, 781 указаны не все виды учреждений социального обслуживания, а только те учреждения, работа в которых сопряжена с повышенными психофизическими нагрузками, обусловленными характером деятельности.
Из изложенного следует, что работа истца в спорный период протекала в учреждении, не предусмотренном Списком.
При поступлении на работу в Центр социального обслуживания населения истице должно было стать известным, что ее работа в названном учреждении не будет включаться в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
При этом не имеет значения, что выполняемые трудовые функции, напряженность труда, психо-эмоциональные нагрузки не отличались от аналогичных критериев в периоды, вошедшие в специальный стаж.
Действующим законодательством предусмотрена возможность установления тождественности наименований должностей и учреждений, предусмотренных Списком, с аналогичными должностями, учреждениями, имевшими иные, ранее применяемые наименования.
В данном случае учреждение Центр социального обслуживания населения имеет правильное, никогда не менявшееся название. Правительство РФ, реализуя возложенные на него полномочия, определило, что работа в Центрах социального обслуживания не дает право на досрочное пенсионное обеспечение. Принятие соответствующего нормативного акта, изменяющего правовое регулирование спорного вопроса, является правом законодателя и не нарушает ни нормы Конституции РФ, ни права истицы, что подтверждается правовой позицией Конституционного Суда РФ в этой части, выраженной им при принятии решений по конкретным делам.
Так, согласно Определению Конституционного Суда РФ от 16.11.2006 года № 513-О, выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете профиля выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом.
Возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочий по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к специальной деятельности и сопряжена ли она с повышенными психофизическими нагрузками, связанными с осуществлением именно такой деятельности, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации должны лежать объективные критерии оценки характера труда и функциональных обязанностей по той или иной должности…
При этом суд не вправе выходить за пределы установленных Правительством Российской Федерации должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Поскольку в п. 31 "Учреждения социального обслуживания" Списка от 29.10.2002 года № 781, не поименованы центры социального обслуживания населения, как и в ранее действующем Списке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066, суд считает, что в удовлетворении исковых требований ФИО2 надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Боровичском районе Новгородской области (межрайонному) о включении периодов работы с 07.08.1996г. по 31.03.2003г. в должности медсестры Центра социального обслуживании населения в специальный трудовой стаж, начислении пенсии по старости досрочно - отказать.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 20 апреля 2016г.
Председательствующий В.В. Цабулева