Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1461/2021 ~ М-1376/2021 от 25.08.2021

Дело № 2-1462/2021

УИД 53RS0002-01-2021-002470-68

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 сентября 2021 года                                 г. Боровичи     Новгородской области

Боровичский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Букаловой Т.В.,

при секретаре Пауковой М.А.,

с участием помощника Боровичского межрайонного прокурора Бобиной Н.Л.

представителя ответчика МБОУ «СОШ д. Железково» Павлова Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Боровичского межрайонного прокурора Новгородской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа д. Железково» об обязании совершить определенные действия,

установил:

Боровичский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя свои требования тем, что в ходе проведенной Боровичской межрайонной прокуратурой проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности объектов (территорий) образования в деятельности МБОУ «Средняя общеобразовательная школа д. Железково» выявлены нарушения федерального законодательства в обозначенной сфере.

Действующими нормативными правовыми актами предусмотрено обязательное устройство молниезащиты зданий дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций, с учетом требований СО 153-34.21.122-2003.

Согласно части 7 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Проверкой установлено, что МБОУ «СОШ д. Железково» в соответствии с Уставом и лицензией на осуществление образовательной деятельности является общеобразовательной организацией. У зданий данного учреждения образования по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, устройство молниезащиты, с учетом требований Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утверждённой Приказом Минэнерго РФ от 30.06.2003 № 280 (СО 153-34.21.122- 2003) отсутствует.

Указанные факты создают угрозу жизни и здоровья как работников МБОУ «СОШ д. Железково», так и иных граждан, в том числе несовершеннолетних, посещающих учреждение, то есть неопределенного круга лиц, чем нарушаются их права на защиту жизни и здоровья.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства и принимая во внимание наличие законных оснований для обращения в суд, руководствуясь ст. 45 ГГ1К РФ, ст. ст. 27 и 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор просит обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа д. Железково» в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать здание по адресу: <адрес> <адрес>, устройством молниезащиты с учетом требований Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утверждённой Приказом Минэнерго РФ от 30.06.2003 № 280 (СО 153-34.21.122-2003).

В судебном заседании помощник Боровичского межрайонного прокурора Бобина Н.Л. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика МБОУ «СОШ д. Железково» Павлов Н.В. исковые требования признал в полном объеме, законность и обоснованность исковых требований не оспаривал. Пояснил, что по указанному адресу устройство молниезащиты имеется, документы на его установку, о его нахождении в исправном состоянии, отсутствуют.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета, - Администрации Боровичского муниципального района, Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Боровичскому и <адрес>м управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по <адрес>, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.

Дело рассмотрено при указанной явке на основании ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав участников процесса, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на охрану здоровья.

Основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, подробно регламентированы Федеральным законом от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее - Закон № 124-ФЗ).

Целями государственной политики в интересах детей являются осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений, формирование правовых основ гарантий прав ребенка (ст. 14 Закона № 124-ФЗ).

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 54 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в сфере охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на обучение и труд в условиях, исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов.

В соответствии с п.п.2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий, относятся к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов (п. 5 ч. 1 ст. 9 вышеуказанного Закона).

В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 ФЗ от 29.12.2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 ФЗ от 29.12.2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В силу п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона Российской Федерации «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ (далее - Федеральный закон № 69-ФЗ), законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 123-ФЭ) определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и установлены общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

Согласно пункту 1 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1779 «О противопожарном режиме в Российской Федерации» (далее - Правил противопожарного режима), данные Правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.

Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами, должностными лицами, гражданами (физическими лицами), в том числе индивидуальными предпринимателями, урегулированы Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон № 69-ФЗ). В соответствии с преамбулой указанного закона обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

В силу ст. 20 Закона № 69-ФЗ нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

Как следует из п. 1 ст. 7 Федерального закона от 27 декабря 2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон № 184-ФЗ) с учетом степени риска причинения вреда минимально необходимые требования, обеспечивающие пожарную безопасность, устанавливаются в технических регламентах.

В силу ст. 5.1 Закона № 184-ФЗ особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 30 декабря 2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Во исполнение названного положения закона Правительством Российской Федерации издано Постановление от 04.07.2020 № 985 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

В соответствии с п. 68 указанного Постановления обязательным является применение требований СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения». Разделы 1, 3, 4 (пункты 4.1 - 4.4, кроме абзацев первого, третьего и шестого пункта 4.5, пункты 4.6, 4.9 - 4.10, 4.1 1 (за исключением абзацев девятого и десятого), 4.12, 4.14, 4.15 (за исключением абзаца первого), 4.16 - 4.22, абзацы первый и второй пункта 4.23, пункта 4.24 (за исключением абзаца четвертого), 4.25 (за исключением абзаца второго), 4.26, 4.29), 5 (пункты 5.1, 5.2, 5.4 - 5.6, 5.9 (за исключением абзаца второго), 5.10 - 5.13, 5.20 - 5.27, 5.32 - 5.36, 5.38 - 5.40 (за исключением абзаца третьего), 5.41 - 5.45, 5.46 (за исключением абзаца первого), 5.48, 6 (пункты 6.1 - 6.5, 6.6 (за исключением абзацев второго, третьего и четвертого), 6.8 - 6.9, 6.11 (за исключением абзацев третьего и четвертого), 6.12 (за исключением абзаца первого), 6.14 (за исключением абзаца первого), 6.15 - 6.19, 6.21, 6.23 - 6.32, 6.33 (за исключением абзаца третьего), 6.34 - 6.37, 6.38 (за исключением абзаца второго), 6.40, 6.41 (за исключением абзаца второго), 6.42 - 6.48, 6.49 (за исключением абзаца второго), 6.53, 6.54 (за исключением абзаца второго), 6.56 - 6.58, 6.64, 6.72, 6.81 - 6.91, 6.93, 6.94), 7 (пункты 7.1, 7.2 (за исключением абзаца второго), 7.3, 7.4 (за исключением абзаца первого), 7.5, 7.8, 7.10, 7.11 (за исключением абзаца второго), 7.12 - 7.17, 7.18 (за исключением абзаца первого), 7.19 - 7.22, 7.24 - 7.27, 7.35, 7.37 (за исключением последнего абзаца), 7.38, 7.39, 7.41 - 7.43, 7.46 - 7.49), 8 (пункты 8.1, 8.2 (за исключением абзацев первого и пятого), 8.3 (за исключением абзаца второго), 8.4 - 8/7, абзац первый пункта 8.9, пункты 8.10, 8.11, 8.14, 8.18, 8.19, 8.21, 8.24, 8.26, 8.28, 8.29, 8.30 (за исключением абзаца четвертого), 8.32, 8.34, 9, приложение Г.

Согласно разделу 1 СП 118.13330.2012 перечень основных функционально-типологических групп зданий и сооружений и помещений общественного назначения, на которые распространяется настоящий свод правил, приведен в приложении В, в котором указаны дошкольные образовательные организации, общеобразовательные организации (п. 1.1.1, п. 1.1.2). При этом в п. 4.21 СП 118.13330.2012 указано, что молниезащита зданий выполняется с учетом наличия телевизионных антенн и трубостоек телефонной сети или сети проводного вещания. Устройства молниезащиты приведены в СО 153-34.21.122-2003 Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденные приказом Минэнерго России от 30 июня 2003 № 280 (далее - СО 153-34.21.122-2003).

Указанная Инструкция включена Приказом Ростехнадзора от 17 октября 2016 года № 421 в перечень правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках осуществления видов государственного контроля (надзора). Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 апреля 2016 года № 559-р, а также в соответствии с Методическими рекомендациями по составлению перечня правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельного вида государственного контроля (надзора), одобренными протоколом заседания подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти.

Таким образом, действующими нормативными правовыми актами предусмотрено обязательное устройство молниезащиты зданий дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций, с учетом требований СО 153-34.21.122-2003.

Согласно части 7 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В ходе рассмотрения дела установлено, что МБОУ «СОШ д. Железково» является бюджетным образовательным учреждением. Учредителем и собственником имущества МБОУ «СОШ д. Железково» является муниципальное образование Боровичский муниципальный район. Функции и полномочия учредителя и собственника имущества МБОУ «СОШ д. Железково» от имени Боровичского муниципального района осуществляет Администрация Боровичского муниципального района, при этом отдельные функции и полномочия учредителя осуществляет комитет образования Администрации Боровичского муниципального района в соответствии с Положением о комитете образования Администрации Боровичского муниципального района. МБОУ «СОШ д. Железково» самостоятельно в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов.

В ходе проведенной Боровичской межрайонной прокуратурой проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности установлено, что у здания по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, отсутствует устройство молниезащиты, отвечающее требованиям «Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций», утверждённой Приказом Минэнерго РФ от 30.06.2003 № 280 (СО 153-34.21.122- 2003).

В судебном заседании представитель ответчика Павлов Н.В. исковые требования признал в полном объеме, законность и обоснованность исковых требований не оспаривал.

В силу положений ч. 1, 2 ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Согласно ч. 3 ст. 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Признание иска является диспозитивным правом ответчика, а материалами дела подтверждается, что последствия признания иска представителю ответчика разъяснены и понятны, кроме того, оно не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц.

Последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о том, что при признании ответчиком иска и принятии его судом, принимается решение об удовлетворении заявленных исковых требований, представителю ответчика разъяснены и понятны, о чем имеется соответствующая запись в заявлении.

Поскольку признание представителем ответчика иска не противоречит закону, в частности, ст.ст.309, 310, 323, 348, 349, 350, 361, 363, 807-811, 819 Гражданского кодекса Российской Федерации, не нарушает права и законные интересы других лиц, то имеются основания для принятия его судом и удовлетворения исковых требований.

При установленных обстоятельствах, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению и полагает необходимым возложить обязанность устранения данных нарушений на МБОУ «СОШ д. Железково». При определении срока, в течение которого ответчик должен устранить установленные нарушения, суд полагает необходимым установить срок исполнения ответчиком данных обязанностей не позднее 12-ти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Боровичского межрайонного прокурора Новгородской области удовлетворить.

Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа д. Железково» в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать здание по адресу: <адрес> <адрес>, устройством молниезащиты, с учетом требований «Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций», утверждённой Приказом Минэнерго РФ от 30.06.2003 № 280 (СО 153- 34.21.122-2003).

Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа д. Железково» в доход местного бюджета Боровичского муниципального района Новгородской области государственную пошлину в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд в течение месяца со дня принятия решения.

Судья                                                               Т.В. Букалова

2-1461/2021 ~ М-1376/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Боровичская межрайонная прокуратура
Ответчики
МАОУ Средняя общеобразовательная школа п. Волгино
Другие
Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по Боровичскому и Любытинскомурайонам управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управленияМЧС России по Новгородской области
Администрация Боровичского муниципального района
Суд
Боровичский районный суд Новгородской области
Судья
Букалова Татьяна Васильевна
Дело на сайте суда
borovichsky--nvg.sudrf.ru
25.08.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.08.2021Передача материалов судье
30.08.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.09.2021Судебное заседание
08.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее