РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с.Баяндай ДД.ММ.ГГГГ
Баяндаевский районный суд Иркутской области в составе судьи Орноевой Т.А., при секретаре Кушкоевой Г.В., с участием представителя истца- помощника прокурора Баяндаевского района Замбаловой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению прокурора Баяндаевского района в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Васильевская СОШ» о возложении обязанности провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух,
установил:
Прокурор Баяндаевского района обратился в суд с исковым заявлением о возложении на МБОУ « Васильевская средняя общеобразовательная школа» провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на котельную, подать заявку о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с их компетенцией в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленного требований указано, что прокуратурой Баяндаевского района проведен анализ исполнения законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха, по результатам которого установлено, что на котельную вышеуказанного образовательного учреждения, осуществляющего свою работу на угле, инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не проведена. Котельная закреплена за образовательным учреждением на праве оперативного управления. Согласно п.1 ст.30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарный источники, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В силу ст.69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны поставить на государственный учет эксплуатируемые ими объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду. Согласно федеральному и региональному публичным реестрам объектов негативного воздействия, размещенным на публичном портале ПТО УОНВОС в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://onv.fsrpn.ru, сведения об объекте негативного воздействия на окружающую среду- МБОУ «Васильевская СОШ», отсутствуют. Допущенные нарушения закона влекут за собой угрозу причинения вреда окружающей природной среде, жизни и здоровью неопределенному кругу лиц.
Участвующий в судебном заседании прокурор поддержал заявленные исковые требования, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика, МБОУ «Васильевская СОШ» просит рассмотреть в ее отсутствие, с исковыми требованиями согласны.
Представитель третьего лица- администрации МО «Баяндаевский район» Тарханова Ю.Е. просила рассмотреть в ее отсутствие, с иском согласны.
Представитель третьего лица, Службы государственного экологического надзора Иркутской области, в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело без его участия, в отзыве на исковое заявление полагает требования прокурора подлежащими удовлетворению, указав, что в соответствии в постановлением Правительства Иркутской области от 18.05.2020 № 343-пп «О службе государственного экологического надзора Иркутской области» Служба в соответствии с возложенными на нее задачами, в установленном порядке, осуществляет, в том числе, государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому надзору, в форме ведения регионального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Котельная МБОУ «Васильевская СОШ» осуществляет свою работу на угле. Котельные, работающие на угле, относятся к числу основных источников загрязнения атмосферного воздуха. Процессы сжигания органического топлива, как правило, сопровождаются выбросами таких загрязняющих веществ, как диоксид серы, оксиды азота, летучие органические соединения, ароматические углеводороды, диоксины, а также твердые частицы различного химического состава и размеров. Загрязняющие вещества, такие как оксиды, диоксины, включены в Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды ( распоряжение Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р). На государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, объект МБОУ «Васильевская СОШ» не поставлен, инвентаризация выбросов вредных(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не проведена, что нарушает положения Федерального закона № 7-ФЗ « Об охране окружающей среды», п.1 ст.30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ « Об охране атмосферного воздуха».
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст.58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды ( ст.3 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
В соответствии со ст.69 вышеуказанного закона государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора (п.1).
Государственный учет объектов негативного воздействия на окружающую среду осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов ( п.3 ст.69 Закона № 7-ФЗ).
В силу п.1 ст.69.2 Закона № 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов (п.2 ст.69.2 Закона № 7-ФЗ).
Согласно п.1 ст.4.2 Закона N 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории: объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории; объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории; объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории; объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.
В соответствии с п.4 Закона № 7-ФЗ присвоение объекту, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Критерии отнесения объектов оказывающих негативное воздействие на окружающую среду к объектам I, II, III и IV категорий утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2398.
Согласно ст. 1Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" под загрязняющим веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду. При этом нахождение (в том числе поступление, накопление и образование) такого вещества в атмосферном воздухе в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, влечет его загрязнение.
В силу ст.30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Стационарный источник, определяется в ст.1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», как источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника.
Как следует из материалов дела МБОУ «Васильевская СОШ» является юридическим лицом. Указанным юридическим лицом эксплуатируется объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду- котельная.
Из свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии № следует, что здание котельной, расположенное по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №
№, находится в праве оперативного управления МБОУ «Васильевская СОШ»
Здание школы отапливается при помощи котельной на угле, т.е. от деятельности этого объекта в окружающую среду поступают загрязняющие вещества, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Установлено, что до настоящего времени образовательное учреждение не подало заявку на постановку на соответствующий государственный учет, не провело инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферный воздух.
Данный факт ответчик не оспаривает. Кроме того, данный факт подтверждается информацией Службы государственного экологического надзора Иркутской области, из которой следует, что в федеральном и региональном реестрах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» публичного портала ПТО УОНВОС отсутствуют сведения в отношении юридического лица- МБОУ «Васильевская СОШ».
Доказательства, свидетельствующие об обратном, в соответствии со ст.56 ГПК РФ, в суд ответчиком не представлены.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.
Заявление прокурора Баяндаевского района подано в соответствии со ст.45 ГПК РФ и направлено в защиту интересов неопределенного круга лиц.
Исходя из существа допущенных нарушений, суд находит разумным установить срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГг.
В силу ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно требованиям ст.61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственная пошлина по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, взыскивается в бюджет муниципального района.
Поскольку требования прокурора удовлетворены, с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход местного бюджета в сумме 6 000 рублей ( пп.3. п.1 ст.333.19 НК РФ при подаче заявления неимущественного характера государственная пошлина взыскивается с организаций в размере 6000 рублей).
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Баяндаевского района удовлетворить в полном объеме.
Обязать МБОУ «Васильевская средняя общеобразовательная школа» провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на котельную, подать заявку о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с их компетенцией в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с МБОУ « Васильевская средняя общеобразовательная школа» государственную пошлину в размере 6000 рублей в бюджет МО «Баяндаевский район».
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия через Баяндаевский районный суд Иркутской области.
Судья Т.А. Орноева
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Резолютивная часть
с.Баяндай ДД.ММ.ГГГГ
Баяндаевский районный суд Иркутской области в составе судьи Орноевой Т.А., при секретаре Кушкоевой Г.В., с участием представителя истца- помощника прокурора Баяндаевского района Замбаловой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению прокурора Баяндаевского района в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Васильевская СОШ» о возложении обязанности провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Баяндаевского района удовлетворить в полном объеме.
Обязать МБОУ «Васильевская средняя общеобразовательная школа» провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на котельную, подать заявку о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с их компетенцией в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с МБОУ «Васильевская средняя общеобразовательная школа» государственную пошлину в размере 6000 рублей в бюджет МО «Баяндаевский район».
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия через Баяндаевский районный суд Иркутской области.
Мотивированное решение будет изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Т.А. Орноева