РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
**.** 2016 года город Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Лугиной Р.Н.,
при секретаре судебного заседания Шпаковой А.А.,
с участием Псковского природоохранного прокурора Ляхова А.Ю.,
представителя ответчика Трониной Г.И.,
представителя третьего лица Тунчик С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Псковского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Псковской области об обязании организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов,
УСТАНОВИЛ:
Псковский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Псковской области об обязании организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов.
В обоснование указано, что в рамках проведенной совместно с Управлением Росприроднадзора по Псковской области проверки на предмет соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об отходах производства и потребления на территории Вехнянской волости Новоржевского района Псковской области, в 200-300 метрах от автодороги Новоржев-Бежаницы с двух сторон дороги, ведущей к деревне Песчивицы, на территории бывшего песчаного карьера расположена несанкционированная свалка твердых отходов. Полагая, что работы по ликвидации обнаруженной свалки в силу положений Федерального закона от 24.06.1198 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» должна организовать Администрация Псковской области, прокурор обратился в суд с заявленными требованиями.
Представитель ответчика Тронина Г.И. иск не признала, мотивировав позицию тем, что в настоящее время на уровне Псковской области не определен орган государственной власти, на который возложены полномочия по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, в связи с чем не согласилась с позицией прокурора о том, что организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки обязана Администрация Псковской области. Указала, что обязанность ликвидации несанкционированной свалки должна быть возложена на правообладателя земельного участка, на котором эта свалка расположена. Помимо этого указала, что в настоящее время в целях реализации полномочий по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов Администрацией области разработан проект распоряжения об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по реализации на территории Псковской области полномочий субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами. Согласно проекту плана мероприятий полномочия в этой области будут распределены между органами исполнительной власти: Государственным комитетом Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Государственным комитетом Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды, Государственным комитетом Псковской области по тарифам и энергетике и Государственным комитетом Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике. В части полномочий по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, то этими полномочиями планируется наделить Государственный комитет Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Помимо этого, указала, что ведется разработка территориальной программы схемы обращения с отходами Псковской области. Однако, поскольку на сегодняшний день требования к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами и иные требования, разработка которых отнесена к компетенции органов государственной власти Российской Федерации (Правительству РФ), не определены, то утверждение схемы обращения с отходами органами государственной власти Псковской области невозможно. Также отметила, что в настоящее время невозможно начать практическую реализацию реформы системы обращения с отходами производства и потребления, поскольку на федеральном уровне не приняты подзаконные правовые акты по реализации Федерального закона «Об отходах производства и потребления». Полагала, что Администрация области, действуя в пределах своих полномочий в рамках осуществления властно-распорядительных функций, принимает необходимые меры к организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов (л.д. 48-52). Помимо этого считала, что спор подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, поскольку в данном случае имеет место оспаривание прокурором бездействия Администрации области, а потому производство по спору следует прекратить (л.д. 31-32).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Росприроднадзора по Псковской области» Тунчик С.А. полагала иск подлежащим удовлетворению.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Новоржевского района в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, иск полагал подлежащим удовлетворению.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации сельского поселения «Вехнянская волость» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, иск полагал подлежащим удовлетворению.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Росреестра по Псковской области, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, отношения к иску не выразил.
Оценив доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что по обращению Соломина М.А. **.** 2016 года заместителем Псковского природоохранного межрайонного прокурора совместно с сотрудниками Управления Росприроднадзора по Псковской области проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического производства и потребления на территории Вехнянской волости. По результатам проверки в 200-300 метрах от автомобильной дороги Новоржев-Бежаницы, с двух сторон дороги, ведущей к дер. Песчивицы, выявлена несакционированная свалка твердых коммунальных отходов (л.д. 6-7,8,9-12,131,132-139). Сведений о собственнике земельного участка, на котором расположена несанкционированная свалка, не имеется (л.д. 17,18,19,224).
В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статьей 42 Конституции РФ закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду. Эти положения Конституции РФ конкретизированы в Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ), согласно части 1 статьи 11 которого каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В силу статьи 4 Федерального закона № 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В соответствии со статьей 51 Федерального закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия их на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона N 89 под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Согласно абзацу 16 статьи 6 Федерального закона № 89-ФЗ (с 01.01.2016) организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов отнесена к компетенции субъектов Российской Федерации.
Организация данной деятельности осуществляется, в том числе, посредством утверждения региональных в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, территориальных схем в области обращения с отходами (статьи 13.2, 13.3 Федерального закона № 89).
Среди прочего, региональная программа и территориальные схемы должны содержать перечень мероприятий в области обращения с отходами, информацию об источниках обеспечения этих мероприятий, выявление мест несанкционированного размещения отходов (статья 13.2); данные о нахождении мест источников образования отходов и мест накопления отходов на территории субъекта РФ (статья 13.3).
Статьей 8 Федерального закона № 89 определено, что роль органов местного самоуправления (городских поселений, муниципальных районов, городских округов) в данном процессе сведена к участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на их территориях.
В соответствии со статьей 8.1 Федерального закона № 89 полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами, установленные названным Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В настоящее время на уровне Псковской области указанные полномочия установленным порядком между органами государственной власти и местного самоуправления не перераспределены.
Таким образом, по совокупности приведенных норм организация работ по ликвидации выявленной прокурором несанкционированной свалки должна быть возложена на органы государственной власти Псковской области.
Определяя орган, на который эта обязанность должна быть возложена, суд исходит из следующего.
Согласно статье 48 Устава Псковской области, принятого Псковским областным Собранием депутатов 29.03.2001, статье 1 Закона Псковской области от 19.02.2002 № 174-ОЗ «О системе органов исполнительной власти Псковской области» Администрация области является высшим исполнительным органом государственной власти Псковской области, возглавляет систему органов исполнительной власти области. Она наделена государственно-властными полномочиями исполнительно-распорядительного характера по обеспечению исполнения на территории области Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава области, законов и иных нормативных правовых актов области.
Исходя из указанного, именно Администрация области, в пределах предоставленных ей полномочий обязана организовать работы по ликвидации свалки.
Приходя к такому выводу, суд учитывает и то обстоятельство, что в настоящее время, как следует из представленных стороной ответчика документов, Администрацией области ведется деятельность по реализации возложенных федеральным законодателем указанных полномочий. В частности, распоряжением от 26.02.2016 № 11-ОД создана рабочая группа по вопросам разработки территориальной схемы обращения с отходами Псковской области, подготовлен проект распоряжения от утверждении Плана мероприятий («дорожная карта») по реализации в Псковской области полномочий субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами, закрепленных в Федеральном законе от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», проведено заседание комиссии при Администрации области по проведению административной реформы в Псковской области от 08.06.2016 № 19, которой определены органы исполнительной власти области и их компетенция в области обращения с отходами (л.д. 56-58,75-87)
В силу указанного суд не принимает во внимание доводы представителя ответчика о том, что на уровне Псковской области не определен орган государственной власти, в компетенцию которого входит реализация полномочий в сфере обращения отходов.
Не находит убедительным суд и довод стороны ответчика о невозможности практической реализации реформы системы обращения с отходами производства и потребления, поскольку на федеральном уровне не приняты подзаконные правовые акты по реализации Федерального закона «Об отходах производства и потребления».
По мнению суда, отсутствие таковых не может повлечь нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и освободить органы государственной власти области от возложенной на них федеральным законодателем обязанности в области обращения коммунальных (бытовых) отходов.
Не заслуживает внимания довод стороны ответчика о том, что заявленные прокурором требования подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства, по правилам Кодекса административного судопроизводства РФ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса РФ исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений рассматриваются в порядке гражданского судопроизводства.
Поскольку требования прокурора по существу являются спором о наличии у ответчика обязанностей ликвидировать несанкционированную свалку, данные требования не подлежат рассмотрению и разрешению в порядке административного судопроизводства, так как такие требования рассматриваются в порядке гражданского судопроизводства.
В соответствии со статьей 206 ГПК РФ суд полагает возможным установить срок исполнения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов до **.** 2016 года, который является разумным и позволит ответчику исполнить решение суда.
Руководствуясь статьями 194,198,199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Псковского природоохранного межрайонного прокурора удовлетворить.
Возложить на Администрацию Псковской области обязанность в срок до **.** 2016 года организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, расположенной с двух сторон дороги, ведущей к деревне Песчивицы Вехнянской волости Новоржевского района со следующими координатами: N 57°01.918, Е 029°25.701; N 57°01.875, Е 029°25.839; N 57°01.918 Е 029°25.933.
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Лугина Р.Н.