Дело № 2-103/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 мая 2019 года г. Болхов
Болховский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Макаровой О.В.,
при секретаре Голиковой А.Н.,
с участием представителя истца Бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания <адрес> «Болховский дом-интернат для престарелых и инвалидов» по доверенности Тимошина В.Н.,
ответчицы Комаровой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по исковому заявлению Бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания <адрес> «Болховский дом-интернат для престарелых и инвалидов» (далее БСУ СО ОО «Болховский дом-интернат для престарелых и инвалидов») к Комаровой Е.В. о взыскании задолженности по оплате за предоставление социального обслуживания в стационарной форме,
УСТАНОВИЛ:
Истец Бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания <адрес> «Болховский дом-интернат для престарелых и инвалидов» (далее БСУ СО ОО «Болховский дом-интернат для престарелых и инвалидов») обратился в суд с иском к Комаровой Е.В. о взыскании задолженности по оплате за предоставление социального обслуживания в стационарной форме.
В обоснование исковых требований истец указал, что Комарова Е.В. фактически проживает в БСУ СО ОО «Болховский дом-интернат для престарелых и инвалидов». С ней ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор о предоставлении социальных услуг №, согласно разделу 3 которого ответчица обязалась ежемесячно оплачивать стоимость социальных услуг, предоставляемых ей в стационарной форме в размере 50% от своего среднедушевого дохода. В целях поддержания платежеспособности ответчицы с Комаровой Е.В. было заключено соглашение, по которому она обязалась оплачивать предоставленное ей социальное обслуживание в стационарной форме ежемесячно в размере 50% от размера получаемой ей пенсии. Поддержание платежеспособности ответчицы связано с тем, что по указанному соглашению ответчица также обязывалась выплачивать ежемесячно частями задолженность по оплате за социальное обслуживание за ДД.ММ.ГГГГ год до полного погашения задолженности. К категориям лиц, которым в соответствии с действующим законодательством социальные услуги должны предоставляться бесплатно, ответчица не относится. В указанный период ответчица проживала в доме-интернате, своевременно получала социальные услуги, от их получения не отказывалась. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у ответчицы образовалась задолженность в сумме 74801 руб. 79 коп. Ответчица была уведомлена о том, что у нее имеется задолженность по оплате за социальные услуги, ей предлагалось оплатить данную задолженность добровольно, однако ответчица добровольно задолженность не погасила.
Истец просил суд взыскать с Комаровой Е.В. в пользу БСУ СО ОО «Болховский дом-интернат для престарелых и инвалидов» задолженность по оплате за предоставленное социальной обслуживание в стационарной форме за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 74801 руб. 79 коп., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 2444 руб. 05коп.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных исковых требований, на стороне истца привлечены Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства <адрес>, Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес>.
В ходе рассмотрения дела судом, истец исковые требования уточнил в части взыскиваемой суммы, основываясь на доводах, изложенных в иске.
С учетом уточнений истец БСУ СО ОО «Болховский дом-интернат для престарелых и инвалидов» просил суд взыскать с Комаровой Е.В. в пользу БСУ СО ОО «Болховский дом-интернат для престарелых и инвалидов» задолженность по оплате за предоставленное социальной обслуживание в стационарной форме за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 104928 руб. 87 коп., а также расходы по оплате государственной пошлины.
В судебном заседании представитель истца БСУ СО ОО «Болховский дом-интернат для престарелых и инвалидов» по доверенности Тимошин В.Н. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске, просил суд удовлетворить уточненные исковые требования.
Ответчица Комарова Е.В. в судебном заседании исковые требования признала частично, полагала, что истец неправомерно завысил исковые требования.
Представитель третьего лица Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства <адрес> в судебное заседание не явился, о времени, месте и дате рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Представитель третьего лица Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> в судебное заседание не явился, о времени, месте и дате рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил в адрес суда письменное ходатайство с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя, в решении полагался на усмотрение суда.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», действовавшей на момент поступления Комаровой Е.В. в учреждение социального обслуживания (ДД.ММ.ГГГГг.), при условии стационарного проживания, социальное обслуживание осуществляется социальными службам бесплатно и за плату. Порядок предоставления бесплатного социального обслуживания определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Платные социальные услуги в государственной системе социальных служб оказываются в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 16 указанного Закона, бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания, предоставляется:
1) гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, - если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для субъекта Российской Федерации, в котором они проживают;
2) гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;
3) несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов включало, в том числе, стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования).
В соответствии со ст. 24 данного Закона порядок оплаты стационарного социального обслуживания в государственных учреждениях социального обслуживания устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 02.08.1995г. № 122-ФЗ, а также в целях повышения качества социально-бытовой помощи, оказываемой гражданам пожилого возраста и инвалидам в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания, Правительством Российской Федерации было принято Постановление от 17.04.2002г. № «О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов» (далее по тексту - Постановление Правительства Российской Федерации от 17.04.2002г. №).
Пунктом 1 указанного Постановления было установлено, что плата за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания, включающая затраты на приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря, содержание предоставляемых жилых помещений, производится на основании договора о стационарном обслуживании, заключаемого между указанными гражданами (их законными представителями) и учреждениями. Размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание определяется с учетом утвержденных в установленном порядке норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, сложившегося в регионе уровня потребительских цен, тарифов на оплату коммунальных услуг и не может превышать 75 процентов установленной им пенсии.
Во исполнение пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.04.2002г. № Министерством труда и социального развития Российской Федерации на основании Постановления № от 17.05. 2002г. (далее по тексту - Постановление № от 17.05.2002г.) были утверждены Положение о порядке заключения, изменения и расторжения договоров о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов (приложение №) и форма примерного договора о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов (приложение №).
В соответствии с Постановлением № от 17.05.2002г. стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов государственными и муниципальными стационарными учреждениями социального обслуживания (далее - учреждение) осуществляется за плату (пункт 1).
Плата за стационарное обслуживание взимается на основании договора о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов (далее - договор), примерная форма которого предусмотрена приложением № к настоящему Постановлению, заключаемого между гражданами пожилого возраста и инвалидами (далее - граждане) или их законными представителями и учреждениями, в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом настоящего Положения (пункт 2).
Договор заключается с гражданами, проживающими в учреждениях, в письменной форме (пункт 3).
В разделе договора «Предмет Договора» содержатся основания принятия граждан на стационарное обслуживание, сведения о составе затрат учреждения на приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря, а также о содержании предоставляемых жилых помещений.
Плата за стационарное обслуживание определяется учреждением с учетом утвержденных в установленном порядке норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, сложившегося в регионе уровня потребительских цен, тарифов на оплату коммунальных услуг и ежегодно пересматривается (пункт 12).
В разделе договора «Сумма платы по Договору и порядок ее внесения» указывается конкретный размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание, определяемый с учетом пункта 12 настоящего Положения, который не может превышать 75 процентов установленного размера пенсии гражданина; форма расчетов по договору по выбору гражданина на основании его заявления (в кассу учреждения или путем безналичного перечисления). Размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание устанавливается на основании справки о размере пенсии, выдаваемой органом, осуществляющим пенсионное обеспечение (пункт 13).
Аналогичные положения относительно оплаты стационарного обслуживания в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания, в том числе, размера ежемесячной платы и требований к содержанию договора, были предусмотрены <адрес> от 26.04.2000г. №-ОЗ «О системе социальной защиты населения в <адрес>» и постановлением Коллегии администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке оплаты стационарного обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» (действующим на момент поступления Комаровой Е.В. в учреждение социального обслуживания).
В связи с принятием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 28.12.2013г. № 442-ФЗ), с ДД.ММ.ГГГГ Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», а также Федеральный закон от 10.12.1995г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» признаны утратившими силу.
Социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты предоставления индивидуальной программы поставщику социальных услуг (часть 1 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013г. № 442-ФЗ).
Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату (часть 2 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013г. № 442-ФЗ).
В силу части 4 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013г. № 442-ФЗ размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с частью 4 статьи 31 этого федерального закона.
Аналогичные положения содержатся в <адрес> от 10.11.2014г. №-ОЗ «Об отдельных правоотношениях в сфере социальной защиты населения и социального обслуживания граждан в <адрес>» и постановлении <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении размера платы за предоставление социальных услуг и Порядка ее взимания на территории <адрес>».
Исходя из приведенных нормативных положений, существенным условием договора о предоставлении социальных услуг является стоимость социальных услуг. Действовавшее до ДД.ММ.ГГГГ. правовое регулирование закрепляло ограничение ежемесячной платы за стационарное обслуживание получателя социальных услуг - до 75 процентов установленной ему пенсии.
Согласно п. 2 ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» в рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте Российской Федерации, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации и условия ее предоставления в соответствии с настоящим Федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Данной нормой Закона, как следует из ее содержания, в связи с введением нового правового регулирования отношений по социальному обслуживанию граждан - получателей социальных услуг - в рамках длящихся правоотношений (то есть, возникших до ДД.ММ.ГГГГ.) с ДД.ММ.ГГГГ. предписано при установлении поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации размера платы за предоставление социальных услуг этим гражданам не превышать ее размер по сравнению с тем, каким он был для них на ДД.ММ.ГГГГ а также не ухудшать условия предоставления социальных услуг по сравнению с теми условиями, которые были установлены для них по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании установлено, что Комарова Е.В. находится на стационарном социальном обслуживании в БСУ СО ОО «Болховский дом-интернат для престарелых и инвалидов» с ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается копией домовой книги.
ДД.ММ.ГГГГ. между Комаровой Е.В. и ОГУ «Болховский дом-интернат для престарелых и инвалидов» был заключен договор, в соответствии с которым плата за стационарное обслуживание включает затраты на приобретение продуктов питания, мягкого инвентаря, содержание жилых помещений (коммунальные расходы) и не должна превышать 75 % размера пенсии (пункт 1.2).
Согласно условиям, закрепленным договором, постоянное пребывание в учреждении является возмездным, обязанность по внесению платы предусмотрена условиями договора.
Указанным договором на Комарову Е.В. была возложена обязанность ежемесячно вносить плату за стационарное обслуживание (пункт 2.2). Договором также предусмотрено, что исполнитель вправе изменить обусловленную договором плату в случае изменения размера пенсии (пункт 2.4).
Судом установлено, что ответчица Комарова Е.В. в спорный период пользовалась услугами стационарного обслуживания (получала питание, обеспечена жилым помещением, пользовалась коммунальными услугами (водоснабжение, водоотведение, энергоснабжение, отопление), а также мягким инвентарем, оплату произвела не в полном объеме, в размере 21086 руб. 60 коп. Указанное обстоятельство стороны в суде не оспаривали.
Поскольку ответчица Комарова Е.В. не относится к лицам, которым в соответствии с действующим законодательством социальное обслуживание предоставляется на бесплатной основе, а факт неисполнения ответчицей условий договора в части невнесения платы за стационарное социальное обслуживание в полном объеме установлен судом, суд приходит к выводу о том, что образовавшаяся за период ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. задолженность подлежит взысканию с Комаровой Е.В., с учетом произведенной оплаты.
Вместе с тем, определяя размер взыскиваемой задолженности, суд учитывает, что сложившиеся у Комаровой Е.В. с учреждением социального обслуживания правоотношения являются длящимися, возникли до введения в действие Федерального закона от 28.12.2013г. № 442-ФЗ.
Суд считает, что оснований для применения Федерального закона от 28.12.2013г. №- ФЗ и тарифов, действующих в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ., для определения размера задолженности, с учетом длящихся правоотношений сторон, не имеется.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. между сторонами заключено соглашение, из п. 4 которого следует, что Комарова Е.В. в срок до ДД.ММ.ГГГГ. обязуется заключить с БСУ СО ОО «Болховский дом-интернат для престарелых и инвалидов» договор о плате за стационарное обслуживание в размере 50% получаемой ежемесячной пенсии на весь последующий период проживания в учреждении, а учреждение обязуется заключить с Комаровой Е.В. договор о плате за стационарное обслуживание в размере 50% получаемой ежемесячной пенсии.
Также ДД.ММ.ГГГГ. между сторонами заключен договор, согласно п. 3.1 которого стоимость услуг, предусмотренных договором, составляет 50% в месяц от среднедушевого дохода заказчика.
Из заявления Комаровой Е.В. в адрес управления пенсионного фонда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что она просит перечислять 50% из пенсии на расчетный счет дома-интерната, и соответственно ответчица производила оплату за социальные услуги в указанном размере.
В ДД.ММ.ГГГГ году ответчицей Комаровой Е.В. согласно расчету, представленному истцом, произведена оплата в размере 21086 руб. 60 коп., исходя из расчета 50% от пенсии.
В связи с чем, исходя из переходных положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 442-ФЗ, размер платы за предоставление Комаровой Е.В. социальных услуг в стационарной форме за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должен быть сохранен на условиях, установленных соглашением от ДД.ММ.ГГГГ.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ размер пенсии Комаровой Е.В. составил 10068 руб. 53 коп., что подтверждается справкой УПРФ в <адрес> (межрайонное).
С учетом заявленных исковых требований за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. размер оплаты за социальное обслуживание составит 2760 руб. 73 коп.
Согласно предоставленной УПРФ в <адрес> (межрайонное) информации, ежемесячный размер пенсии Комаровой Е.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. составлял 10360 руб. 52 коп.
Таким образом, с Комаровой Е.В. в пользу БСУ СО ОО «Болховский дом-интернат для престарелых и инвалидов» подлежит взысканию задолженность по оплате за предоставление социального обслуживания в стационарной форме за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 64923 руб. 85 коп. (10068,53 руб./31 день х 17 дней/2) + (10360,52 руб. х 12 мес. /2) - 21086,60 руб. (произведенная за спорный период оплата).
В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с Комаровой Е.В. в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2147 руб. 72 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования Бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания <адрес> «Болховский дом-интернат для престарелых и инвалидов» к Комаровой Е.В. о взыскании задолженности по оплате за предоставление социального обслуживания в стационарной форме удовлетворить частично.
Взыскать с Комаровой Е.В. в пользу Бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания <адрес> «Болховский дом-интернат для престарелых и инвалидов» задолженность по оплате за предоставление социального обслуживания в стационарной форме за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 64923 рубля 85 копеек, госпошлину в размере 2147 руб. 72 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Болховский районный суд <адрес> в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения суда.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГг.
Председательствующий: О.В. Макарова