Дело № 2 - 9063/2011
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Благовещенск ***
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего Фандеевой Г.В.
при секретаре Гальцевой А.А.,
с участием истца Козлова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Козлова Александра Анатольевича к Администрации г. Благовещенска о признании решения администрации г. Благовещенска *** от *** об отказе в согласовании перепланировки жилого помещения неправомерным и сохранении квартиры в перепланированном состоянии,-
УСТАНОВИЛ:
Козлов А.А. обратился в суд с иском к администрации гор. Благовещенска о признании решения администрации г. Благовещенска *** от *** об отказе в согласовании перепланировки жилого помещения неправомерным, сохранении в перепланированном состоянии жилое помещение, расположенное по адресу: гор. Благовещенск, ***.
В обоснование заявленных требований указал, что на основании договора на безвозмездную передачу квартиру (дома) в собственность граждан является собственником квартиры *** города Благовещенска.
Без наличия на то соответствующего разрешения, в указанной квартире была осуществлена перепланировка, которая заключается в следующем - устройство лоджии размером 5, 23 х 1. 38 кв.м. с выходом из кухни квартиры.
Им (истцом) в администрацию гор. Благовещенска было представлено заявление о согласовании перепланировки жилого помещения, а также все необходимые для такого согласования документы. Однако, Администрация гор. Благовещенска приняла решение *** от *** об отказе в согласовании перепланировки жилого помещения в связи с предоставлением документов в ненадлежащий орган. По мнению истца, техническое решение перепланировки жилого помещения соответствует требованиям экологических, противопожарных и других норм, действующих на территории РФ, обеспечивающих безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта. Проект перепланировки разработан организацией, имеющей лицензию на осуществление указанного вида деятельности АП согласован с Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Благовещенска.
В связи с чем, полагает, что отказ в согласовании перепланировки жилого помещения необоснован, поскольку перепланировка выполнена с учетом требований экологических, строительных и санитарных норм, а также перепланировка не нарушает прав и законных интересов собственников других помещений, не создает угрозу их жизни и здоровью.
В судебном заседании истец на требованиях, изложенных в исковом заявлении, настаивал в полном объеме, требовал признать незаконным решение Администрации г. Благовещенска *** от ***, сохранить *** в перепланированном состоянии.
Представитель администрации г. Благовещенска в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания ответчик извещен надлежащим образом, имеется телефонограмма о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика. Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика - администрации гор. Благовещенска.
Выслушав пояснения истца, изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Из договора на безвозмездную передачу квартиры (дома) в собственность граждан *** от *** усматривается, что Козлов А.А. и ОА на праве общей совместной собственности являются собственниками квартиры *** города Благовещенска.
Как установлено в судебном заседании, и следует из материалов дела, в вышеуказанной квартире была произведена перепланировка, которая выразилась в устройстве лоджии размером 5, 23 х 1. 38 метров.
Данная перепланировка, требующая внесения изменений в технический паспорт на жилое помещение в связи с изменением конфигурации помещения, и произведенная без согласования с органом местного самоуправления, является в силу ст.29 ч.1 ЖК РФ самовольной.
Истец обратился в Администрацию г. Благовещенска с заявлением о согласовании перепланировки квартиры *** г. Благовещенска.
Решением Администрации г. Благовещенска *** от *** в согласовании перепланировки жилого помещения - квартиры *** г. Благовещенска ему отказано по тем основаниям, что документы представлены в ненадлежащий орган. При этом было разъяснено, что собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование. В этих целях в соответствии с п. 3 ст. 29 ЖК РФ истцу был установлен срок - 9 месяцев со дня получения данного уведомления, в течение которого он обязан привести жилое помещение по адресу г. Благовещенск, *** в состояние, отраженное в проекте перепланировки «до перепланировки», о чем информировать администрацию г. Благовещенска и представить подтверждающие документы (технический паспорт).
Согласно ч. 2 ст. 25 ЖК РФ перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В соответствии с ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
По смыслу с ч.ч. 1, 2 ст. 29 Жилищного кодекса РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии согласования, являются самовольными.
Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность.
В соответствие с. ч. 4 ст. 29 ЖК РФ на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) в перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни и здоровью.
Между тем согласно разъяснениям, данным в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за *** г., положения ст. 29 ЖК РФ не содержат запрета и не исключают полномочия органа местного самоуправления, предусмотренные п. 7 ч. 1 ст. 14, ст. ст. 26 - 28 ЖК РФ, согласовать по заявлению гражданина самовольно выполненные переустройство и (или) перепланировку и сохранить жилое помещение в существующем состоянии. При этом отказ органа, уполномоченного принимать решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, может быть признан судом неправомерным, если гражданином были представлены указанные в ч. 2 ст. 26 ЖК РФ документы, а произведенные им переустройство и (или) перепланировка соответствуют требованиям законодательства.
На основании изложенного, учитывая положения п. 7 ч. 1 ст. 14, ст. 26-28 ЖК РФ о том, что согласование переустройства и перепланировки жилых помещений относится к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений, положения ч. 4 ст. 29 ЖК РФ о возможности сохранения жилого помещения в перепланированном состоянии в судебном порядке, которые не содержат запрета и не исключают указанные полномочия органа местного самоуправления по согласованию перепланировки и переустройства, а также основания к отказу в согласовании перепланировки и переустройства, изложенные в ст. 27 ЖК РФ, суд приходит к выводу, что администрацией г. Благовещенска неправомерно отказано истцу в согласовании перепланировки в связи с подачей документов в ненадлежащий орган, поскольку администрация г. Благовещенска является органом, полномочным на согласование перепланировки.
Таким образом, принимая во внимание указанные выше законоположения и правовую позицию верховного Суда РФ, суд приходит к выводу, что требования истца о признании указанного решения неправомерным, подлежат удовлетворению.
В соответствие с ч. 2 ст. 26 ЖК РФ для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет:
1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации;
2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
При этом правила ст. 29 ЖК РФ о возможности сохранения спорного жилого помещения в перепланированном состоянии по решению суда, в их системном толковании с другими нормами ЖК РФ, по мнению суда, не освобождают истца от обязанности представления предусмотренных законом документов, необходимых для проведения перепланировки, равно как и от получения необходимых согласований и разрешений в целях предотвращения нарушения прав и законных интересов граждан, а также обеспечения отсутствия угрозы их жизни и здоровью.
Во исполнение требований ч. 2 ст. 26 ЖК РФ истцом представлен суду подготовленный и оформленный в установленном порядке проект перепланировки жилого помещения - квартиры *** г. Благовещенска; технический паспорт на перепланируемое жилое помещение.
Постановлением мэра г. Благовещенска *** от *** в соответствии со ст. 23, 26 ЖК РФ в целях упорядочения рассмотрения вопросов, связанных с переводом жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения, а также переустройством и перепланировкой жилых помещений, утверждено Положение по оформлению проектной документации по вопросам переустройства, перепланировки и перевода жилых/нежилых помещений в нежилые/жилые.
Согласно п. 1.2 подготовка проектной документации осуществляется физическими или юридическими лицами, которые соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, осуществляющим архитектурно-строительное проектирование (лица, осуществляющие подготовку проекта) с обязательным ведением авторского надзора.
Истцом предоставлен проект перепланировки, выполненный проектной организацией АП (свидетельство ***, генеральный проектировщик, сертификат ***).
Согласно п. 1.6 Постановления Администрации города Благовещенска от *** N 644 (ред. от ***) "Об утверждении Положения по оформлению проектной документации по вопросам переустройства, перепланировки и перевода жилых/нежилых помещений в нежилые/жилые", при подготовке проектной документации по вопросам переустройства и (или) перепланировки жилых помещений при устройстве балконов (лоджий) необходимо учитывать следующие условия:
- устройство балконов (лоджий) на фасадах многоквартирных жилых домов, выходящих на улицы города, допускается только в случае реконструкции всего дома;
- устройство единичных балконов (лоджий) допускается в случаях их размещения на фасадах многоквартирных жилых домов, выходящих внутрь квартала, при этом архитектурное и цветовое решение балкона (лоджии) должно соответствовать единому решению (архитектурному и цветовому) жилого дома и ранее пристроенным балконам (лоджиям);
- материал строительства и отделки балконов (лоджий) должен соответствовать материалам строительства существующих балконов (лоджий);
- размеры балкона (лоджии) не должны превышать размеры существующих вышерасположенных балконов (лоджий);
- не допускается устройство балконов (лоджий) в случае, если на фасаде отсутствуют вышерасположенные балконы.
Как следует из представленных фотоматериалов, не опровергается истцом, балконы на вышерасположенных этажах дома *** отсутствуют. Между тем, суд принимает во внимание, что письмом Управления Архитектуры и градостроительства от *** Козлову А.А. сообщено, что управлении считает возможным строительство балкона в квартире *** города Благовещенска. Из представленного проекта перепланировки следует, что устройство лоджии также согласовано с Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Благовещенска ***.
Таким образом, из представленных материалов дела следует, что возражений относительно устройства лоджии в доме *** города Благовещенска, от уполномоченных органов не имелось.
В силу п. 1.3 Положения по оформлению проектной документации по вопросам переустройства, перепланировки и перевода жилых/нежилых помещений в нежилые/жилые, проектная документация по вопросам переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подлежит согласованию организацией, предоставляющей услуги по содержанию и ремонту многоквартирного дома.
Пунктом 2 указанного Положения установлено, что проектная документация должна соответствовать требованиям пожарных, санитарно-гигиенических норм, экологическим и иным установленным законодательством требованиям, в том числе требованиям к использованию нежилых помещений в многоквартирных домах.
По мнению суда, для решения вопроса о сохранении квартиры в перепланированном состоянии необходимо представление аналогичных согласований.
Как следует из представленных материалов, перепланировка не влияет на надежность и устойчивость здания. Данная перепланировка не требует осуществления авторского надзора, так как нет изменений в несущих конструкциях.
Согласно отметке на проекте, технические решения соответствуют требованиям экологических, противопожарных и других норм, действующих на территории РФ и обеспечивающих безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта при соблюдении предусмотренных проектом мероприятий.
Согласно представленному техническому паспорту на квартиру, лоджия устроена на первом этаже дома. Между тем. истцом представлено согласование устройства лоджии с собственниками квартир дома *** города Благовещенска, которые против устройства лоджии не возражают.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что истцом были получены и представлены суду все документы и согласования, необходимые для проведения перепланировки.
Учитывая отсутствие в связи с осуществлением перепланировки нарушения прав и законных интересов граждан, равно как и создания этой перепланировкой угрозы их жизни или здоровью, а также то обстоятельство, что решением администрации г. Благовещенска об отказе в согласовании перепланировки нарушаются права и законные интересы истца на получение в установленном законом порядке согласования перепланировки жилого помещения и создаются препятствия для внесения изменений в технический паспорт жилого помещения, суд полагает исковые требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд, -
РЕШИЛ:
Признать решение администрации г. Благовещенска *** от *** об отказе в согласовании перепланировки жилого помещения - квартиры *** г. Благовещенска неправомерным.
Сохранить квартиру *** в г. Благовещенске в перепланированном состоянии.
Данное решение является основанием для внесения органами, осуществляющими технический учет недвижимого имущества, изменений в техническую документацию на жилое помещение, расположенное по адресу: г. Благовещенск, ***
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий :