Дело № 2- 309/2018 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20.11.2018 года п. Пограничный
Пограничный районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Хрещатой С.Б.
при секретаре Сокол О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Качмар Юрия Степановича к администрации Пограничного муниципального района, администрации Пограничного городского поселения о признании результатов межевания земельного участка недействительными, исключения сведений о местоположении границ, установлении границ,
У С Т А Н О В И Л :
Истец обратился в суд к ответчику администрации Пограничного муниципального района, администрации Пограничного городского поселения о признании результатов межевания земельного участка с кадастровым номером № адрес участка: относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир нежилое здание, участок находится примерно в 3,64 км по направлению на север, почтовый адрес ориентира: <адрес>А <адрес> и исключении из государственного кадастра недвижимости сведения об описании местоположения границ – координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером № установлении границы принадлежащего Качмар Юрию Степановичу земельного участка с кадастровым номером № – 25/005/2018-79 из земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, общей площадью 39,9 га, адрес участка: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир здание, участок находится примерно в 7 км.от ориентира по направлению на северо-восток, почтовый адрес: <адрес>, согласно координатам характерных точек границ земельного участка в соответствии с межевым планом от 27.07.2018 года кадастрового инженера ФИО6
В обоснование заявленных требований указал, что является долевым собственником земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 39,9 га. Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет, имеет статус «ранее учтенный», площадью 10583000 кв.м. При уточнении месторасположения границ земельного участка, стало известно, что границы земельного участка пересекаются с земельным участком ответчика с кадастровым номером № При выделе земельного участка и постановке образованного участка на кадастровый учет ответчик не убедился в том, что земельный участок ответчика не обременен правами третьих лиц. В нарушение действующего земельного законодательства ответчик незаконно распорядился земельным участком, находящимся в общей долевой собственности граждан, чем нарушил права и законные интересы истца.
В судебное заседание истец Качмар Ю.С. исковые требования поддержал.
Представитель истца Антропов В.С. по доверенности, исковые требования поддержал, суду пояснил, что Качмар Ю.С. является долевым собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью 39,9 га. Довод ответчика, что данный участок невостребованный и относится к фонду перераспределения земель, несостоятелен, так согласно Указу Президента, на который ссылается ответчик, в течение месяца пайщики должны получить извещение, что данный участок перераспределен в фонд невостребованных земель. Таких уведомлений не поступало. С 14.07.2015 года после расторжения договора аренды земли с ООО «Елена», данный участок более трех лет не используется. Сведений каким образом участок был поставлен на кадастровый учет и на основании каких документов, не имеется, в кадастровой палате отсутствуют. Также таких сведений и документов не имеется и в администрации района, поскольку они не предоставлены суду и отсутствуют в архиве. Оснований для законного владения ответчиком земельным участком, не имеется, а земли для выдела земельной доли законным собственникам не достаточно. Просил исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Пограничного муниципального района Ташлыкова Т.П. по доверенности, исковые требования не признала, суду пояснила, чтона основании Указа Президента № 323 от 27.12.1991 года, земельные доли были признаны невостребованными. Спорный земельный участок находится в фонде перераспределения Пограничного городского поселения, поэтому интересы истца действиями администрации района, не нарушены. Истцу необходимо обратится в Пограничное городское поселения для решения указанного вопроса.
Представитель ответчика администрации Пограничного муниципального района Назаренко Н.В. по доверенности, исковые требования не признала, суду пояснила, что данными земельными участками из фонда перераспределения имеет право распоряжаться Пограничное городское поселение в силу закона. Администрация Пограничного района не имеет прав на указанные участки, но ранее эти земли были отнесены в фонд перераспределения земель района как невостребованные земельные доли, собственники которых не получили свидетельства на землю. Данный порядок был предусмотрен ранее действовавшим законодательством.
Представитель ответчика администрации Пограничного городского поселения в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования Управление Росреестра по Приморскому краю, не явился, извещен надлежаще.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» не явился, извещен надлежаще.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
Судом установлено, что в ходе аграрной реформы в Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства РФ №86 от 29.12.1991 г. «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» и Указа Президента РФ от 27.12.1991 г. №323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» Проектом перераспределения от 1993 г. земельный участок совхоза «Барановский» Пограничного района с кадастровым номером № был передан в коллективно-долевую собственность граждан – работников совхоза «Барановский» бесплатно в размере 13,3 га каждому.
Указанный земельный участок, находящийся в едином пользовании граждан поставлен на государственный кадастровый учет 09 февраля 2006 г. с площадью 105830000 кв. м, участку присвоен кадастровый №, граница земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлена.
На основании договора купли-продажи от 20.04.2018 г. Качмар Ю.С. на праве долевой собственности принадлежит земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью 39,9 га, с кадастровым номером № – 25/005/2018-79, адрес участка: относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир здание, участок находится примерно в 7 км от ориентира по направлению на северо-восток, почтовый адрес ориентира: <адрес>, государственная регистрация права от 04.05.2018 г.
В соответствии с ч.2 ст.209 ГК РФ, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Согласно п.1 ст.13 Федерального закона от 24.07.2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения» участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленных Земельным Кодексом РФ и настоящим Федеральным законом.
Для реализации предоставленного законом право выдела земельного участка, истец обратился к кадастровому инженеру ФИО6 с заявлением о выполнении кадастровых работ с образованием земельного участка путем выдела в счет долей общей собственности на земельный участок с кадастровым номером №
При проведении кадастровых работ, было установлено, что на землях бывшего совхоза «Барановский», в том числе на участке, выделяемом истцом в счет земельных долей, расположены земельные участки, ранее прошедшие кадастровый учет.
В соответствии с межевым планом от 27.07.2018 года, кадастрового инженера ФИО6 и заключением кадастрового инженера при проведении кадастровых работ было выявлено пересечение земельного участка с кадастровым номером – № адрес участка: относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир нежилое здание, участок находится примерно в 3,64 м по направлению на север, почтовый адрес ориентира: <адрес>А <адрес>, общей площадью 750 459кв. метра. Виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства. Дата присвоения кадастрового номера: 26.02.2006 г. Правообладатель отсутствует. Документ основания постановки на кадастровый учет: Постановление главы Пограничного муниципального района №76 от 2006-02-16, выдан Администрации МО Пограничный район. Выделяемый земельный участок № на 100% накладывается на земельный участок с кадастровым номером № Земельный участок с кадастровым номером № имеет полное наложение на земельный участок с кадастровым номером № (земли бывшего совхоза «Барановский»), это подтверждает картографический материал, хранящийся в государственном фонде данных «Проект перераспределения земель совхоза Барановский Пограничного района Приморского края от 1993г.
Постановлением Администрации муниципального образования Пограничный район №386 от 23.10.2000 г., переданы земли невостребованных земельных паев общей площадью 4846 га, в том числе пашни 3270 га, сенокос - 618 га, пастбища – 958 га в районный фонд перераспределения.
Указанные земельные участки были переданы в районный фонд перераспределения Пограничного района, в том числе за счет невостребованных долей принадлежащих гражданам. В состав невостребованных земельных долей вошел земельный участок, принадлежащий истцу.
Постановлением Администрации Пограничного муниципального района от 05.12.2005 г. №679, предоставлен в аренду ООО «Елена» земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 3600 га, из земель фонда перераспределения района, в том числе 1700 га (бывшие земли ОАО «Барановское») и 1900 га (бывшие земли ПСК «Нива») сроком на 10 лет, для сельскохозяйственного производства.
Постановлением Администрации Пограничного муниципального района №76 от 16.02.2006 г., в связи с уточнением площадей земельных участков, предоставленных в аренду ООО «Елена», утверждены материалы инвентаризации земельных участков, выполненных ЗАО ПИНИИ «Дальводпроект» в 2005 году. Предоставлено в аренду ООО «Елена» земельные участки общей площадью 3634 га из земель сельскохозяйственного назначения (фонд перераспределения).
Земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 750459 кв.м., из фонда распределения Пограничного района, поставлен на государственный кадастровый учет 26 февраля 2006 г. Сведений о регистрации прав на указанный земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости не имеется.
Землеустроительная документация в отношении указанного земельного участка в Филиале ФГУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю отсутствует, что противоречит требованиям ст.22 Федерального закона от 18 июня 2001 г. №78-ФЗ «О землеустройстве».
Ответчик администрация Пограничного муниципального района в 2006 году, нарушив действующее законодательство, образовала земельный участок с кадастровым номером №, тем самым, перераспределив земельный участок с кадастровым номером № находящийся в общей долевой собственности бывших работников совхоза «Барановский».
В силу земельного законодательства, действовавшего на дату постановки спорных участков на кадастровый учет, процедура образования земельных участков была возможна лишь в рамках их последующего предоставления гражданам и юридическим лицам в соответствии с требованиями ст.34 Земельного Кодекса РФ.
Ст.34 Земельного Кодекса РФ, установлено, что органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) ведении.
Поэтому администрация Пограничного муниципального района, принимая вопрос об образовании земельного участка с целью его последующего предоставления, должна была убедиться в том, что земельный массив, на котором расположен испрашиваемый земельный участок, не обременен правами иных лиц.
В соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.91 N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" и постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.92 N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса", принятых во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", производилась реорганизация сельскохозяйственных предприятий и приватизация их земель, в рамках которых сельскохозяйственные угодья, закрепленные ранее за предприятиями, передавались в долевую собственность граждан - членов реорганизуемых хозяйств, которым, в свою очередь, предписывалось распорядиться предоставленным имуществом путем выделения земельных долей в натуре для организации частного крестьянского хозяйства или внесения их в уставной капитал в создаваемое товарищество, акционерное общество или кооператив.
Пунктом 35 действовавших до 27 января 2003 г. Рекомендаций по подготовке и выдаче документов о праве на земельные доли и имущественные паи, одобренных постановлением Правительства РФ от 1 февраля 1995 г. N 96 (п.35-36), определялось, что земельные доли, собственники которых в установленный срок не получили свидетельства о праве собственности на них, либо, получив их, не воспользовались своими правами по распоряжению данным имуществом, определялись как невостребованные земельные доли. Невостребованные земельные доли с указанием их собственника передавались образованным сельскохозяйственным коммерческим организациям. А в случае отказа сельскохозяйственной организации от использования невостребованных земельных долей, они зачислялись в фонд перераспределения земель района.
Указом Президента РФ "О реализации конституционных прав граждан на землю" от 7 марта 1996 г. N 337 было уточнено, что невостребованные земельные доли, на которые не поступили заявления на получение свидетельств на право собственности на земельные доли, передаются (сохраняются за) сельскохозяйственным организациям, которые используют их в течение трех лет. Если в течение этого времени собственник указанной земельной доли не подал заявление на получение свидетельства на право собственности на земельную долю и не принял решения об использовании земельной доли, она остается в пользовании сельскохозяйственной организации еще на три года (использование земельными долями без договора).
Таким образом, для придания земельным долям статуса невостребованных ранее не имело значения, использовалась ли данная земельная доля самим собственником, либо не использовалась. Был установлен срок нахождения земельной доли в сельскохозяйственной организации. Для передачи в фонд перераспределения земель района обязательным условием служил официальный отказ сельскохозяйственной организации от использования невостребованных земельных долей.
Таких документов в подтверждение законности соблюдения процедуры зачисления сельскохозяйственных земель в фонд перераспределения земель района, не имеется, ответчиками не предоставлено, в принятых постановлениях ссылки отсутствуют.
При этом, предположительный расчет количества собственников, не получивших свидетельства о собственности на земельные доли, не является основанием для зачисления земельных долей в фонд перераспределения земель района и придания им статуса муниципальных земель только на основании изданного постановления главы района, не подкрепленного основаниями и документами в соответствии с действующим законодательством на тот момент. Орган местного самоуправления не имел законных оснований на распоряжение указанными землями.
Принятым 24 июля 2002 г. Федеральным законом РФ N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в отличие от прежде действующего законодательства, было определено, что под невостребованными земельными долями следует понимать такие земельные доли, собственники которых в течение трех и более лет с момента приобретения права на земельную долю не приняли решения о распоряжении своим имущественным правом (ч. 5 ст. 13 Закона).
Совокупность положений ст. 284 ГК РФ, ст. 44 ЗК РФ, ст. ст. 5, 6 Закона определяет, что в случае ненадлежащего использования (в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами) земельного участка или не использования его в течение трех и более лет у собственника может быть осуществлено его изъятие в судебном порядке.
Из ч. 5 ст. 13 Закона следует, что на невостребованные земельные доли (о которых и идет речь) в судебном порядке может быть признано право собственности за субъектами РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, муниципальными образованиями.
Оценивая в совокупности, добытые по делу доказательства, суд приходит к выводу, что предусмотренный ст. ст. 13, 14 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" порядок придания земельным долям статуса невостребованных, формирования из них земельного массива, не был соблюден.
В соответствии с п.1 ст.70 Земельного Кодекса РФ, действовавшего на дату спорных правоотношений, государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества. В государственный земельный кадастр включается информация о субъектах прав на земельные участки.
Согласно п.3 указанной статьи Земельного Кодекса РФ, порядок ведения государственного земельного кадастра установлен Федеральным законом от 02.01.2000 г. №28-ФЗ «О государственном земельном кадастре».
Правовое регулирование межевания земельных участков как объектов землеустройства осуществлялось ведомственными актами специально уполномоченных органов исполнительной власти, а именно Инструкцией по межеванию земель, утвержденной Роскомземом 08.04.1996 г., Методическими рекомендациями по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденными Росземкадастром 17.02.2003 г.
В силу п.2 Инструкции, межевание земель начинается с работой по сбору и изучению правоустанавливающих, геодезических, картографических и других исходных документов. Кроме того, межевание земель, среди иных мероприятий, включает в себя уведомление собственников, владельцев и пользователей размежевываемых земельных участков о производстве межевых работ, а также согласование и закрепление на местности межевыми знаками границ земельного участка с собственниками, владельцами и пользователями размежевываемых земельных участков.
Пункт 8 Инструкции предусматривает необходимость обязательного уведомления собственников, владельцев и пользователей размежевываемого и смежных с ним земельных участков о времени проведения межевых работ. Пункт 9 Инструкции устанавливает необходимость обязательного согласования границ земельного участка с собственниками, владельцами или пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков.
Согласно пп.3 п.6 Методических рекомендаций межевание объектов землеустройства осуществляется с уведомлением лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания.
В соответствии с п.9.1 Методических рекомендаций межевание объекта землеустройства включают сбор и (или) изучение сведений государственного земельного кадастра о земельном участке (Участках); документов, удостоверяющих права на землю (при их отсутствии – правоустанавливающих документов); адресов лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания.
В соответствии с п.14.1 данных рекомендаций, определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование проводятся в присутствии лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания, или уполномоченных ими лиц (представителей) при наличии надлежащим образом оформленных доверенностей.
Согласно п.14.3, при неявке на процедуру согласования границ кого-либо из вышеуказанных лиц или отказе от участия в процедуре согласования границ (непредставление мотивированного отказа в согласовании границы) в акте согласования границ фиксируется их отсутствие или отказ от участия в процедуре согласования границ, а по границе объекта землеустройства проводится предварительное межевание.
Таким образом, судом установлено, что согласование границ земельного участка Администрацией Пограничного муниципального района, проводившим выдел долей в праве общей собственности земельных участков, с собственниками земельных участков, не проводилось в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ, поэтому между нынешним собственником - истцом Качмар Ю.С. и ответчиком имеется спор о границах, который не был разрешен в установленном закономпорядке до внесения сведений о местоположении границ земельного участка ответчика в государственный кадастр недвижимости.
В силу подпункта 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации исковые требования истца Качмар Ю.С. направлены на восстановление его прав, нарушенных ответчиком, при проведении межевания, поскольку он фактически лишается своего земельного участка.
По заявлению истца, кадастровый инженер ФИО6 выполнила кадастровые работы по уточнению границ земельного участка истца, о чем свидетельствует межевой план от 27.07.2018 г.
В соответствии с ч.3 ст.70 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ :
Исковые требования Качмар Юрия Степановича к администрации Пограничного муниципального района, администрации Пограничного городского поселения, удовлетворить.
Признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером № из земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для сельскохозяйственного использования, общей площадью 750 459 кв. метра, адрес участка: относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир здание, участок находится примерно в 3,64 км по направлению на север, почтовый адрес ориентира: <адрес>А <адрес> и исключить из государственного кадастра недвижимости сведения об описании местоположения границ – координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером №
Установить границы принадлежащего Качмар Юрию Степановичу земельного участка с кадастровым номером № из земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, общей площадью 39,9 га, адрес участка: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир здание, участок находится примерно в 7 км. от ориентира по направлению на северо-восток, почтовый адрес: <адрес>, согласно координатам характерных точек границ земельного участка в соответствии с межевым планом от 27.07.2018 года кадастрового инженера ФИО6
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Пограничный районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья С.Б. Хрещатая