Дело № 2-1488/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 июля 2012 года г. Смоленск
Промышленный районный суд города Смоленска
в составе:
председательствующего судьи Болотиной А.А.,
при секретаре Эктовой Р.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Емельянова А.М. к Управлению архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска о признании решения незаконным и возложении обязанности по согласованию схемы расположения земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Емельянова А.М. обратилась в суд с иском к Управлению архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска (далее по тексту - УАиГ) с вышеназванными требованиями, ссылаясь на то, что 27.12.2011 г. ООО «ГеоМир» обратилось в УАиГ с заявлением о согласовании схемы расположения земельного участка № Б по <адрес> в <адрес>. Указанный участок был предоставлен истице письмом Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее по тексту - ДИиЗО) № 09156/08 от 24.05.2011 г. для последующего формирования для предоставления в собственность бесплатно как ветерану труда для индивидуального жилищного строительства (далее по тексту - ИЖС). Письмом УАиГ № 23-385 от 31.01.2012 г. истице было отказано в согласовании названной схемы расположения земельного участка, поскольку на данном участке имеются строения. Считает данный отказ не законным по следующим основаниям. В соответствии с Законом Смоленской области от 10.06.2003 г. № 23-з установлено право ветеранов труда на предоставление для ИЖС земельных участков находящихся в государственной собственности Смоленской области, муниципальной собственности, государственная собственность на которые не разграничена, бесплатно в собственность граждан, проживающих на территории Смоленской области. Разрешение вопроса о праве гражданина приобрести земельный участок в собственность относится к компетенции ДИиЗО. При наличии свободного от прав третьих лиц земельного участка, не изъятого и не ограниченного в обороте, в его предоставлении может быть отказано только по основаниям, установленным п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ. На наличие оснований, предусмотренных п. 4 ст. 28 ЗК РФ, ответчик не указал. При формировании схемы расположения спорного земельного участка межевой организацией было установлено наличие на участке бесхозных построек, представляющих собой заброшенные сараи, которые не используются по назначению. На обращение истицы 10.08.2011 г. к ответчику о проведении муниципального контроля по фактическому использованию земельного участка, по адресу: <адрес> Б, получен ответ, что собственников хозяйственных построек, расположенных на земельном участке не установлено. Считает, что данное обстоятельство свидетельствует об отсутствии прав третьих лиц на формируемый земельный участок. Жилых домов в непосредственный близости от спорного участка нет. Просит суд признать решение Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска об отказе в согласовании схемы расположения земельного участка № Б по <адрес> в <адрес> незаконным. Обязать УАиГ Администрации г. Смоленска согласовать схему расположения земельного участка № Б по <адрес> в <адрес>, площадью 1800 кв.м., на кадастровом плане (кадастровый карте) соответствующей территории, изготовленную ООО «ГеоМир».
Истица Емельянова А.М., извещенная надлежащим образом о месте и времени слушания дела в судебное заседание, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Ответчик УАиГ Администрации г. Смоленска, извещенное надлежащим образом о месте и времени слушания дела, в судебное заседание явку своего представителя не обеспечило. Ранее в судебном заседании его представители Андреева О.В., Колосова С.Ю. исковые требования не признали и пояснили, что Управлением не оспаривается право истицы на получение земельного участка. В УАиГ ею был предоставлен полный пакет документов с заявлением о согласовании. Емельяновой А.М. было отказано в согласовании по причине расположения в границах спорного участка нежилых зданий, а именно хозяйственных построек. Кроме того, в пределах земельного участка находится проезд общего пользования. Предоставленная истицей съемка местности не соответствует фактическому состоянию местности. В настоящее время по их данным спорный участок свободен от прав третьих лиц, может быть предоставлен для индивидуального жилищного строительства. В представленном суду письменном отзыве на иск изложена аналогичная позиция.
Третье лицо по делу - Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее - ДИиЗО), извещенный надлежащим образом о месте и времени слушания дела, в судебное заседание явку своего представителя не обеспечил. Представил письменный отзыв на иск в котором указал, что Емельянова А.Н. является ветераном труда, 10.05.2011 г. обратилась в Департамент с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью от 1 000 кв.м до 1 800 кв.м на кадастровом плане соответствующей территории, расположенного в <адрес>, № Б, в соответствии с Законом Смоленской области от 10.06.2003 г. № 23-3. Департамент своим письмом от 24.05.2011 г. указал ей на необходимость предоставления в срок до 22.11.2011 г. схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, утвержденную в соответствующем порядке. До настоящего времени схема расположения, утвержденная Администрацией г. Смоленска, в Департамент не поступала. По ее предоставлении, а также кадастрового паспорта земельного участка Департамент осуществит необходимые действия по предоставлению в собственность сформированного земельного участка.
Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица Администрация г. Смоленска, извещенная надлежащим образом о месте и времени слушания дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила. Ранее ее представители Андреева О.В., Колосова С.Ю. пояснила, что в пределах границ спорного земельного участка расположены нежилые строения. В результате произведенного муниципального земельного контроля, установлено, что деревянные постройки с металлическим вагончиком принадлежат Сорокину А.В., принадлежность других хозяйственных строений в пределах испрашиваемого земельного участка не установлена.
Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица Сорокин А.В. пояснил, что в границах спорного земельного участка использует кирпичное хозяйственное строение, держит корову. Железный вагончик и другие сараи рядом не его, кому они принадлежат, точно не знает. Места под постройку хозяйственных строений (сараев) были предоставлены совхозом Рябиновая поляна в 1990-е года. Правоустанавливающих и иных документов на земельный участок и хозяйственную постройку не имеет. Был привлечен к административной ответственности по факту незаконного использования земельного участка (самовольная постройка), ему установлении срок для демонтажа строения до 12.09.2012 г. С исковыми требованиями согласен в полном объеме, о чем представил письменное заявление (л.д. 97).
В соответствии с ч.ч. 3-5 ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Заслушав объяснения третьего лица Сорокина А.В., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено ч.ч. 1 и 2 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Пунктом 4 ст. 1 Закона Смоленской области от 10.06.2003 г. №23-з «О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно (в ред. от 16.12.2008 № 173-з) предусмотрено бесплатное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства (за исключением земельных участков, на которых находятся объекты незавершенного строительства) родителям, воспитывающим трех и более детей в возрасте до 18 лет, инвалидам, родителям, имеющим ребенка-инвалида, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных аварий и катастроф, гражданам, утратившим жилые помещения в результате стихийных бедствий, гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вынужденным переселенцам, ветеранам труда.
В силу ст. 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (п. 1).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п.2).
Исходя из п.п. 2.2 Административного регламента Администрации г.Смоленска по предоставлению муниципальной услуги «Согласование схем расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) территории», утвержденного Постановлением Администрации г. Смоленска от 03.10.2011 № 1922-адм, указанная муниципальная услуга предоставляется Администрацией города Смоленска через структурное подразделение - Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска, которая осуществляет согласование схем расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) территории в соответствии со ст. 31 ЗК РФ, ФЗ от 13.05.2008 № 66-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», ст. 27 Устава города Смоленска, распоряжением заместителя Главы города Смоленска от 06.03.2009 № 74-р «Об утверждении Положения по изготовлению и согласованию схем расположения земельных участков на кадастровом плане (кадастровой карте) территории города Смоленска», решением Смоленского городского Совета от 27.02.2004 № 800 «Об утверждении Правил благоустройства города Смоленска», постановлением Главы города Смоленска от 18.06.2004 № 1183 «Об утверждении Правил производства земляных работ на территории города Смоленска».
Результатом предоставления муниципальной услуги является выдача согласованной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории; письменное уведомление об отказе в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории (п. 2.3).
В числе оснований для отказа в согласовании схемы указано несоответствие земельного участка требованиям СНиП, СанПиН, Правилам землепользования и застройки города Смоленска (п.п. 2.8).
Судом по делу установлено, что 10.05.2011 г. Емельянова А.М., являясь ветераном труда (л.д. 8), предоставив необходимые документы, обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее также - Департамент) с заявлением о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка площадью 1 800 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> рядом с участком № (после уточнения - <адрес>, № Б), в соответствии с Законом Смоленской области «О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно» от 10.06.2003 № 23-з (в ред. от 16.12.2008 № 173-З).
Письмом заместителя начальника Департамента от 24.05.2011 № 09156/08 истице предложено в срок до 22.11.2011 г. представить схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории в черте г. Смоленске, утвержденную в установленном порядке в пределах одной территориальной зоны Ж1 площадью не менее 1 000 кв.м и не более 1 800 кв.м.
Письмом Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска от 08.08.2011 г. № 23-3627 представителю ООО «ГеоМир», выполняющему на основании договора с Емельяновой А.М. работы по изготовлению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории, отказано в согласовании схемы расположения земельного участка № Б по <адрес>, поскольку на земельном участке имеются постройки; представленная съемка текущих изменений не соответствует фактическому состоянию местности; испрашиваемый земельный участок перекрывает существующий проезд. Предложено в соответствии со ст. 72 ЗК РФ обратиться в управление муниципального имущества для проведения муниципального земельного контроля, что было исполнено.
Управление муниципального имущества и земельных отношений Администрации г. Смоленска по результатам обследования в письме от 12.09.2011 г. № 24-5271 сообщило представителю истицы, что на земельном участке в <адрес>, расположены хозяйственные постройки, железный вагончик, пользователя которых установить не удалось. Сведения о пользователях участка были запрошены в УВД по г. Смоленску.
Письмом УАиГ от 31.01.2012 г. № 23-385 директору ООО «ГеоМир» отклонило схему расположения от согласования в связи с тем, что на испрашиваемом земельном участке (<адрес> Б) находятся строения, а осуществить мероприятия по муниципальному земельному контролю не представилось возможным.
Указанные обстоятельства подтверждаются как пояснениями участников процесса, так и письменными материалами дела: копией удостоверения (л.д. 8), копией схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. 9-12), копией письма ДИиЗО от 24.05.2011 г. (л.д. 13), копией писем УАиГ от 08.08.2011 г. и 31.01.2012 г. (л.д. 16,18), копией письма управления муниципального имущества и земельных отношений Администрации г. Смоленска от 12.09.2011 г. (л.д. 17).
Разрешая заявленные требования по существу, суд приходит к выводу об их обоснованности ввиду следующего.
По судебному запросу Администрацией г. Смоленска предоставлены документы по проведенному муниципальному земельному контролю в отношении земельного участка в <адрес> Б (л.д. 76-81).
Из поступивших документов следует, что по результатам проведения муниципального земельного контроля 17.02.2012 г. составлен акт №. В соответствии с актом проверка проведена по адресу: <адрес> у <адрес>. Установлено, что земельный участок частично огорожен. На участке расположены хозяйственные постройки. Участок площадью 558 кв.м. под постройками используется без оформления в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю. Проверка проведена в присутствии гр. Сорокина А.В., который с актом проверки ознакомлен. По результатам рассмотрения материалов проверки муниципального земельного контроля от 17.02.2012 г. Управлением Росреестра по Смоленской области Сорокин А.Л. признан виновным в совершении административного правонарушения по факту использования земельного участка по адресу: <адрес>, у <адрес>, без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю и привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 500 руб. Также Сорокину А.В. выдано предписание об устранении нарушения земельного законодательства от 12.03.2012 г. № 58.
Между тем, обстоятельства, установленные муниципальным земельным контролем при проведении проверки использования спорного земельного участка не входят в перечень установленных пунктом 2.8 вышеуказанного Административного регламента оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги - согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории.
Кроме того, суд принимает во внимание то обстоятельство, что в ходе судебного разбирательства был установлен гражданин, пользующийся земельным участком площадью 558 кв.м. в пределах испрашиваемого земельного участка (хозяйственным строением на участке). Гражданин Сорокин А.В. согласно его письменному заявлению согласился с исковыми требованиями в полном объеме.
Из пояснений Сорокина А.В. также следует, что места под постройку сараев были предоставлены совхозом Рябиновая поляна. Между тем, в силу ст. 56 ГПК РФ каких-либо доказательств в подтверждение указанных обстоятельств лицом суду не представлено.
Согласно материалам дела и материалам проверки муниципального земельного контроля Сорокин А.В. использовал земельный участок по адресу: <адрес>, у <адрес>, без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю (самовольно), что является прямым нарушением ст.ст. 25-26 ЗК РФ.
Оценивая довод представителя ответчика о том, что испрашиваемый земельный участок перекрывает существующий проезд, суд исходит из следующего.
В соответствии с п. 10 ст. 23 ЗК РФ порядок, условия и случаи установления сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог для прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации, а также для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, размещения и эксплуатации рекламных конструкций устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии со ст. 3 названного ФЗ автомобильной дорогой называется объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Автомобильные дороги должны иметь идентификационные номера (п. 6 ст. 8 ФЗ).
Единый государственный реестр автомобильных дорог (далее также - реестр) представляет собой федеральный информационный ресурс и содержит сведения об автомобильных дорогах независимо от их форм собственности и значения. В случае ввода в эксплуатацию автомобильной дороги или изменения сведений об автомобильной дороге, владелец автомобильной дороги, физическое или юридическое лицо, являющееся собственником автомобильной дороги, в тридцатидневный срок со дня ввода автомобильной дороги в эксплуатацию или со дня изменения таких сведений обязаны представить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, новые сведения об автомобильной дороге для их внесения в реестр (ст. 10 ФЗ).
Между тем, ответчиком не представлено доказательств того, что существующий проезд, который перекрывает земельный участок (частично), имеет идентификационный номер и внесен в государственный реестр автомобильных дорог в установленном законом порядке. Кроме того, самим ответчиком указано, что существующее сооружение является проездом, а не автомобильной дорогой. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что спорный земельный участок, не перекрывает автомобильную дорогу, в значении данного термина, как его определяет Закон. Данный факт не имеет правового значения для рассматриваемого судом вопроса.
Представителями ответчика не заявлены иные доводы для отказа в согласовании схемы расположения спорного земельного участка, изготовленной ООО «ГеоМир».
Наличие оснований, предусмотренных п. 4 ст. 28 ЗК РФ, препятствующих предоставлению земельного участка, судом также не установлено.
При таком положении у Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска не имелось правовых оснований для отказа в согласовании упомянутой выше схемы, в связи с чем, суд находит заявленные требования законным, обоснованными и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Емельянова А.М. удовлетворить.
Признать незаконным решение Управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска от 31.01.2012 г. № 23-385 об отказе в согласовании схемы расположения земельного участка № Б по <адрес> в <адрес>.
Обязать Управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска согласовать изготовленную ООО «ГеоМир» схему расположения подлежащего предоставлению в собственность Емельянова А.М. земельного участка № Б по <адрес> в г. Смоленске, площадью 1 800 кв.м., на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.А. Болотина