дело № 2а-127/2019
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
р.п. Радищево 08 октября 2019 года
Ульяновской области
Радищевский районный суд Ульяновской области в составе:
председательствующего судьи Корсаковой И.М.,
при секретаре Родионовой В.В.,
с участием представителя административного истца - помощника прокурора Радищевского района Ульяновской области Табакова А.А.,
представителя административного ответчика администрации муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области Аполосовой Т.А.,
представителя административного ответчика администрации муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области Муравовой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Радищевского района Ульяновской области в защиту интересов неопределенного круга лиц
к администрации муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области, администрации муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области о возложении обязанности оборудовать места (площадки) для накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Радищевского района Ульяновской обратился в суд
с уточненным в ходе судебного заседания административным искомв защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области, администрации муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области о возложении обязанности оборудовать места (площадки) для накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Радищевского района выявлены нарушения требований ст.14, 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», регламентирующих организацию мероприятий по благоустройству и охране окружающей среды в границах муниципального образования и организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Соглашением от 14.12.2017 о передаче (принятии) осуществления полномочий по решению вопросов местного значения полномочия, предусмотренные п.18 ч.1 ст.14 указанного Федерального закона, в частности по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов переданы на уровень сельского поселения. Постановлением администрации МО «Октябрьское сельское поселение» №21 от 11.04.2019 утвержден реестр и схема размещения контейнерных площадок для временного хранения твердых коммунальных отходов на территории МО «Октябрьское сельское поселение», составлен реестр мест размещения. В ходе проверки установлено, что на территории МО «Октябрьское сельское поселение» в п. Октябрьский определено 33 места (площадки) для накопления твердых коммунальных отходов, в с. Верхняя Маза – 14, в с. Нижняя Маза – 6, которые в соответствии с п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 № 64 не оборудованы. Ссылается, что в связи с существенными нарушениями санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства создаются условия для неблагоприятного воздействия отходов производства и потребления на здоровье населения, создаются предпосылки для распространения возбудителей инфекционных заболеваний.
Просил обязать администрацию МО «Радищевский район», МО «Октябрьское сельское поселение» оборудовать места (площадки) для накопления твердых коммунальных отходов на территории МО «Октябрьскоесельское поселение», указанные в приложении к постановлению администрации МО «Октябрьскоесельское поселение» №21 от 11.04.2019 на территории МО «Октябрьское сельское поселение» в соответствии с п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях ипомещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 № 64, путем оборудования специальной площадки с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченной бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющей подъездной путь для автотранспорта, в срок до 01.11.2020.
Определением суда от 08.10.2019 производство по делу в части требований обязать администрацию МО «Радищевский район» Ульяновской области обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию мест (площадок) для накопления твердых коммунальных отходов на территории МО «Октябрьское сельское поселение» в соответствии с п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10прекращено в связи с отказом административного истца от иска.
В судебном заседании представитель административного истца - помощник прокурора Радищевского района Ульяновской области Табаков А.А. уточненное административное исковое заявление поддержал в полном объеме, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика администрации МО «Радищевский район» Ульяновской области Аполосова Т.А. в судебном заседании и в письменном отзыве на административное исковое заявление административные исковые требования признала частично, пояснив, что оборудование мест (площадок) для накопления твердых коммунальных отходов на территории МО «Октябрьское сельское поселение»в соответствии с действующим законодательством возложено на административных ответчиков, вместе с тем в связи с отсутствием регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и достаточного финансирования оборудовать указанные площадки в срок до 01.11.2020 не представляется возможным.
Представитель административного ответчика администрации МО «Октябрьское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области Муравова Л.А. в судебном заседании административные исковые требования в части установленного срока для оборудования мест (площадок) накоплениятвердых коммунальных отходов до 01.11.2020 не признала, также сославшись на отсутствие достаточного финансирования и регионального оператора на территории сельского поселения.
Представители заинтересованных лиц Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области, Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области в Кузоватовском районе в судебное заседание не явились,
о дне, времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
Судом, с учетом мнения участников процесса, определено рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Суд, выслушав представителей административного истца, административных ответчиков изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд
с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ст.42 Конституции РФ, ст.8 Федерального закона от 30.03.1999
№52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу п.14 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
к вопросам местного значения муниципального района относится участие
в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Пунктом 2 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" закреплено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:
- создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
- определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с ч.1 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.
Согласно п.6 ч.3 ст.21, ч.1 ст.86 Бюджетного кодекса РФ расходы на охрану окружающей среды, экологический контроль, сбор, удаление отходов и очистка сточных вод являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 №1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее – Правила).
Пунктом указанных Правил предусмотрено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Судом установлено, что в состав МО «Октябрьскоесельское поселение» Радищевского района Ульяновской области входят следующие населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями: п. Октябрьский, с. Верхняя Маза, с. Нижняя Маза.
Постановлением главы администрации МО «Октябрьское сельское поселение» Радищевского района № 21 от 11.04.2019 утверждены реестр и схема мест размещения контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных
В соответствии со ст.ст.2, 11 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно ч.3 ст.39указанного Федерального закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу ст.44 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" здания, строения, сооружения и иные объекты должны размещаться с учетом требований в области охраны окружающей среды, санитарно-гигиенических норм и градостроительных требований.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению и транспортированию, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 №64 утвержден СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" (далее - СанПиН 2.1.2.2645-10).
В соответствии с п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
Согласно п.2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.
Пунктом 1.5 Правил благоустройства МО «Октябрьскоесельское поселение» Радищевского района Ульяновской области, утвержденных решением главы МО «Октябрьское сельское поселение»№2/15, закреплено, что на территории сельского поселения запрещается размещать отходы, за исключением специально отведенных мест и контейнеров для сбора отходов, загрязнять территории горюче-смазочными материалами, нефтепродуктами, устраивать несанкционированные свалки отходов.
Из материалов дела следует, что 07.05.2019 прокуратурой Радищевского района в адрес главы МО «Октябрьское сельское поселение» вынесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, выразившиеся в отсутствии оборудованных мест (площадок) для установки контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов.
В ходе судебного разбирательства административными ответчиками не оспаривался факт нарушения действующего законодательства, выразившегося в отсутствии оборудованных мест (площадок) для установки контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, соответствующих требованиям п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10.
Согласно п.13 Устава МО «Радищевский район» Ульяновской области
к вопросам местного значения относится: составление и рассмотрение проекта бюджета Радищевского района, утверждение и исполнение бюджета Радищевского района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета Радищевского района; организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории Радищевского района.
Пунктом 14 указанного Устава закреплено, что органы местного самоуправления поселений, входящих в состав МО «Радищевский район», вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления МО «Радищевский район» о передачи им осуществления части полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района
Из материалов дела усматривается, что 14.12.2017 между администрацией МО «Радищевский район» и МО «Октябрьское сельское поселение» заключено соглашение о передаче (принятии) осуществления полномочий по решению вопроса местного значения, предметом которого явилась передача в соответствии с п.18 ч.1 ст.14 и ч.4 ст.15 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» поселению полномочий района- участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов, согласно ст.2 которого район имеет право в том числе осуществлять контроль за исполнением поселением переданных ему полномочий, а также за целевым использованием предоставленных финансовых средств (межбюджетных трансферов), и материальных ресурсов, а поселение обязано осуществлять все не противоречащие законодательству действия, направленные на исполнение полномочий, предусмотренных ст.1 настоящего соглашения.
С учетом изложенного, суд считает уточненные административные исковые требования прокурора Радищевского района Ульяновской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области, администрации муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области о возложении обязанности оборудовать места (площадки) для накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиямив срок до 01.11.2020 обоснованными и подлежащими удовлетворению. Данный срок суд считает разумным и достаточным для указанных целей.
Доводы представителя административного ответчика о невозможности исполнения возложенной обязанности в срок до 01.11.2020 по причине отсутствия регионального оператора и необходимого финансирования суд находит несостоятельными, поскольку в соответствии с положениями Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления должны формировать местный бюджет таким образом, чтобы обеспечивать решение всех вопросов местного значения и отсутствие регионального оператора на момент рассмотрения спора не влияет на обязанность административных ответчиков оборудовать места (площадки) для накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями в установленный срок.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования прокурора Радищевского района Ульяновской области в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Возложить на администрацию муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области, администрацию муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской областиобязанность по оборудованию в срок до 01 ноября 2020 года в соответствии п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к уловиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 № 64, путем оборудования специальных площадок с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченными бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющими подъездной путь для автотранспорта места (площадки) для накопления твердых коммунальных отходов на территории МО «Октябрьское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области, расположенные по адресам:
- Ульяновская область, Радищевский район,п. Октябрьский: ул. Мира, д.11, ул. Мира, д.12, ул. Мира, д.17, ул. Мира, д.18, ул. Мира, д.19 а, ул. Мира, д.24, ул. Мира, д.35, ул. Ленина, д.32, ул. Ленина, д.33, ул. Новая, д.40, ул. Школьная, д.2, ул. Школьная, д.11, ул. Школьная, д.12, ул. Школьная, д.18, ул. Школьная, д.24, ул. Школьная, д.32, ул. Победа, д.2, ул. Победа, д.3, ул. Победа, д.8, пер. Уютный, д.12, ул. Молодежная, д.2, ул. Молодежная, д.4, ул. Молодежная, д.21, ул. Молодежная, д.24;
- Ульяновская область, Радищевский район, с. Верхняя Маза: ул. Молодежная, д.11, ул. Строителей, д.1, ул. Совхозная, д.1, ул. Совхозная, д.10, ул. Центральная, д.5;
- Ульяновская область, Радищевский район, с. Нижняя Маза: ул. Новая, д.25, ул. Новая, д.56, пер. Садовый, д.2.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Радищевский районный суд Ульяновской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.М. Корсакова