РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 февраля 2016 года Центральный районный суд г.о.Тольятти в составе председательствующего судьи Марковой Н.В.,
при секретаре Казарян Р.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к мэрии г.о.Тольятти о выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО2 обратившись в суд с названным иском, указал, что он и его супруга в мае 2011 года были признаны нуждающимися в жилых помещениях в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и включены ответчиком в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты для приобретения жилья. Между тем распоряжением заместителя Мэра г.о.Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в связи с непредоставлением в полном объеме документов, подтверждающих признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях. Истец считает отказ ответчика незаконным и просит обязать мэрию г.о.Тольятти выдать ФИО2 свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, как участнику подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Представитель истца ФИО5., действующая по доверенности, в судебном заседании поддержала исковые требования и пояснила, что до обращения к ответчику с заявлением о принятии молодой семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях истцу на праве собственности принадлежал жилой дом общей площадью 123 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, а его супруге ФИО5 – однокомнатная квартира, общей площадью 32,8 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>. Указанные жилые помещения были отчуждены в ДД.ММ.ГГГГ, то есть до обращения с заявлением к ответчику о включении в состав семей-участников программы. С учетом неистечения пятилетнего срока после отчуждения перечисленных жилых помещений ответчик отказал истцу в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты. Между тем органу местного самоуправления истцом при подаче заявления в 2011 году представлялись все сведения о наличии у его семьи собственности. Действия истца и его супруги по отчуждению принадлежавших им жилых помещений были вынужденными и не имели целью намеренное ухудшение жилищных условий, поэтому действия ответчика по отказу в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты являются незаконными.
Представитель ответчика Мэрии г.о.Тольятти ФИО6, действующая по доверенности, в судебном заседании с иском не согласилась, пояснив, что при рассмотрении в ДД.ММ.ГГГГ заявления семьи ФИО2 о выдаче свидетельства на право получения социальной выплаты был установлен факт отчуждения ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 принадлежавшего ему жилого помещения общей площадью 123 кв.м. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 было отчуждено жилое помещение общей площадью 32,8 кв.м. В совокупности незадолго до подачи заявления о принятии на соответствующий учет семья ФИО2 имела в собственности жилые помещения общей площадью 155,8 кв.м. Ответчик полагает, что в ДД.ММ.ГГГГ году истцом были совершены действия по намеренному ухудшению своих жилищных условий, что не давало семье ФИО2 оснований состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях с 2011 года с учетом пятилетнего срока, установленного ст. 53 ЖК РФ. Документы об отчуждении названных выше жилых помещений истцом ответчику не предоставлялись, обстоятельства ухудшения жилищных условий выявлены органом местного самоуправления самостоятельно путем запроса сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Распоряжением заместителя мэра г.о.Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в распоряжение заместителя мэра г.о.Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 отказано в признании нуждающимися в жилых помещениях и признании участниками подпрограммы. Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 правомерно отказано в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты.
Выслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, включающая в себя подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей». Приложением № к подпрограмме являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
В соответствии с п. 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 и последующие годы участницей подпрограммы может быть молодая семья, признанная нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 Правил.
Согласно п.6 Правил участницей данной программы может быть молодая семья, признанная нуждающейся в улучшении жилищных условий по основаниям, установленным ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Аналогичные требования к молодой семье, претендующей по получение социальной выплаты, предъявляются пунктами 6 и 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
В соответствии со ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в мэрию г.о.Тольятти с заявлением о признании его с составом семьи 2 человека нуждающимися в улучшении жилищных условий и включении в состав подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2015 годы.
Распоряжением заместителя мэра г.о.Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 с составом семьи два человека (супруга ФИО5) был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2015 годы.
Распоряжением заместителя мэра г.о.Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в распоряжение заместителя мэра г.о.Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 отказано в признании нуждающимися в жилых помещениях и признании участниками подпрограммы на 2011-2015 годы.
При принятии указанного решения органом местного самоуправления действия истца и его супруги ФИО5 по отчуждению в декабре 2010 году принадлежащих им на праве собственности жилых помещений общей площадью 155,8 кв.м. расценены, как намеренное ухудшение жилищных условий, после которого не истек пятилетний срок, предусмотренный ст. 53 ЖК РФ.
Распоряжением органа местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 отказано в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Истец, не согласившись с названным решением органа местного самоуправления, указал, что ухудшение жилищных условий семьи в 2010 году не было вызвано желанием состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, кроме того, установленный ст. 53 ЖК РФ пятилетний срок истек ДД.ММ.ГГГГ.
Между тем судом установлено, что до принятия на соответствующий учет у ФИО2 в собственности имелось жилое помещение – индивидуальный жилой дом общей площадью 123 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, а у супруги истца ФИО5 – однокомнатная квартира, общей площадью 32,8 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>.
Жилое помещение, принадлежащее ФИО5, было отчуждено ею по договору купли-продажи ДД.ММ.ГГГГ, а ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 было произведено дарение принадлежавшего ему жилого дома в пользу матери истца.
Таким образом, до декабря 2010 года каждый из членов семьи истца был обеспечен жилым помещением общей площадью 77,9 кв.м. на каждого, что существенно превышало установленную учетную норму 12 кв. м. (Постановление Мэра г.о.Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №/п «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и стоимости одного квадратного метра жилья для определения стоимости приобретения жилого помещения, наличие которого не дает оснований для признания заявителя и членов его семьи (одиноко проживающего гражданина) нуждающимися в жилых помещениях муниципального жилищного фонда»).
Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод о том, что социальная выплата на улучшение жилищных условий молодых семей не может предоставляться произвольно, а обусловлена, в том числе нуждаемостью молодой семьи в улучшении жилищных условий по смыслу ст. 51 ЖК РФ.
По мнению суда, при определении нуждаемости молодой семьи в улучшении жилищных условий ответчиком правильно учитывались требования ст. 53 ЖК РФ, поскольку названные статьи определяют не только критерии принятия граждан на соответствующий учет, но и в своей правовой взаимосвязи определяют условия отказа в таком принятии.
На момент включения семьи ФИО2 в число участников подпрограммы в 2011 году не истек пятилетний срок, установленный ст. 53 ЖК РФ, следовательно, имелись препятствия к принятию семьи истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Право быть принятым на соответствующий учет у истца могло возникнуть только после ДД.ММ.ГГГГ год, а не с мая 2011 года.
С доводами представителя истца об отсутствии у ФИО2 намерений искусственно создать условия для постановки на соответствующий учет согласиться нельзя, поскольку жилые помещения были отчуждены незадолго до обращения истца в орган местного самоуправления, жилой дом был подарен близкому родственнику истца – его матери, кроме того, денежные средства, полученные от продажи однокомнатной квартиры, не были использованы семьей истца для улучшения жилищных условий.
Нельзя признать обоснованной и ссылку представителя истца на осведомленность органа местного самоуправления в 2011 году об отчуждении жилых помещений, принадлежащих ФИО2, поскольку указанные доводы не подтверждены какими-либо доказательствами. Из материалов учетного дела, представленных суду ответчиком, усматривается, что такие сведения при первоначальном обращении истцом не предоставлялись, а были самостоятельно получены ответчиком летом 2015 года при решении вопроса о выдаче семье ФИО2 свидетельства о праве на получение социальной выплаты.
Необходимо отметить, что обязанность представить органу местного самоуправления полные и достоверные сведения, подтверждающие нуждаемость молодой семьи в улучшении жилищных условий, законодательством возложена не на ответчика, а на истца, которым указанная обязанность надлежащим образом не исполнена.
Решение органа местного самоуправления о снятии семьи истца с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий соответствует положениям статьи 56 Жилищного кодекса РФ, поскольку ответчиком при проверке жилищных условий истца были выявлены сведения, не соответствующие действительности и послужившие основанием для постановки семьи истца на соответствующий учет с ДД.ММ.ГГГГ.
Суд находит заслуживающими внимания доводы представителя ответчика о том, что не сообщение истцом сведений об отчуждении им и его супругой в 2010 году принадлежавших им жилых помещений имело целью необоснованное нахождение семьи истца в соответствующей очереди семей-претендентов на получение социальной выплаты, и повлекло за собой необоснованное сохранение номера очередности, в нарушение прав остальных участников подпрограммы, действовавших в соответствии с законом, поскольку право состоять на учете могло быть реализовано истцом в заявительном порядке только после ДД.ММ.ГГГГ.
Следует также отметить, что за истцом вышеуказанное право сохраняется и в настоящее время, следовательно, права ФИО2 ответчиком не нарушены, а снятие семьи истца с соответствующего учета вызвано исключительно поведением самого истца, не уведомившего орган местного самоуправления о произошедшем в 2010 году ухудшении жилищных условий его семьи.
При таких обстоятельствах оспариваемое распоряжение органа местного самоуправления об отказе в выдаче истцу свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы является законным, а требования истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении исковых требований ФИО2.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г.о.Тольятти в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: