Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1884/2019 ~ М-402/2019 от 23.01.2019

Дело № 2-1884/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 февраля 2019 года г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Майданкиной Т.Н.,

при секретаре судебного заседания Назарчик Д.В.,

с участием представителя истца помощника прокурора – Сипачева А.А., представителя третьего лица Благовещенской таможни – Ермоленко Е.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Благовещенского транспортного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Россыпи» об обязании исчислить и уплатить утилизационный сбор,

УСТАНОВИЛ:

Благовещенский транспортный прокурор обратился с исковым заявлением к ООО «Россыпи» об обязании исчислить и уплатить утилизационный сбор, ссылаясь на то, что Благовещенской транспортной прокуратурой в рамках надзорной деятельности установлен факт ввоза на таможенную территорию Российской Федерации специального автотранспорта (самоходных машин), без уплаты утилизационного сбора. Проверкой установлено, что ООО «Россыпи» по декларации на товары № 10704050/051016/0005230 для внутреннего потребления на таможенную территорию Российской Федерации из Китая ввезен товар в количестве 3 штук - погрузчик одноковшовый фронтальный колесный, новый 2016 г.в., модель CL956, двигатель дизельный, модель двигателя: WD10G220T21, мощностью 162 квт / 220,3 л.с., номера двигателей: № 1215А005975, № 1215А003223, № 1214К043578, номера шасси: № 1805005450, № 1805005451, № 1805005452, Код ТН ВЭД 8429 51 9900. Выпуск товара разрешен 05.12.2016 года; по декларации на товары № 10704050/111016/0005348 для внутреннего потребления на таможенную территорию Российской Федерации из Китая ввезен товар экскаватор гусеничный гидравлический одноковшовый, новый 2016 г.в., модель SC360.8LC, двигатель дизельный, модель двигателя: 6С8.3, мощность 186квт/253 л.с., номер двигателя: 73273947, номер шасси: 36ВТ218602СС, Код ТН ВЭД 8429 52 1009. Выпуск товара разрешен 27.12.2016 года. При этом, в нарушение действующего порядка, утилизационный сбор за ввезенный ООО «Россыпи» товар, не уплачен.Утилизационный сбор взимается в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия при эксплуатации транспортных средств с учетом их технических характеристик оказывающих влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством (шасси) своих потребительских свойств. Кроме того, утилизационный сбор является одним из источников дохода бюджета Российской Федерации, поскольку его уплата осуществляется плательщиком в валюте Российской Федерации по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства. Таким образом, действиями ООО «Россыпи» по неуплате утилизационного сбора нарушается гарантированное Конституцией Российской Федерации право неопределенного круга лиц на безопасную окружающую среду, а также влечет неполучение в доход Российской Федерации обязательных к уплате сумм денежных средств.

На основании изложенного, проситобязать ООО «Россыпи» исчислить утилизационный сбор на ввезенные:

- по декларации на товары № 10704050/051016/0005230 товар в количестве 3 штук погрузчик одноковшовый фронтальный колесный, новый 2016 г.в., модель CL956, двигатель дизельный, модель двигателя: WD10G220T21, мощностью 162 квт / 220,3 л.с., номера двигателей: № 1215А005975, № 1215А003223, № 1214К043578, номера шасси: № 1805005450, № 1805005451, № 1805005452, классифицированные кодом 8429 51 9900 ТН ВЭД;

- по декларации на товары № 10704050/111016/0005348 товар экскаватор гусеничный гидравлический одноковшовый, новый 2016 г.в., модель SC360.8LC, двигатель дизельный, модель двигателя: 6С8.3, мощность 186квт/253 л.с., номер двигателя: 73273947, номер шасси: 36ВТ218602СС, классифицированный кодом 8429 52 1009 ТН ВЭД,

в соответствии с пунктом 5 правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 № 81, в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Россыпи» уплатить утилизационный сбор за ввезенные:

- по декларации на товары № 10704050/051016/0005230 товар в количестве 3 штук погрузчик одноковшовый фронтальный колесный, новый 2016 г.в., модель CL956, двигатель дизельный, модель двигателя: WD10G220T21, мощностью 162 квт / 220,3 л.с., номера двигателей: № 1215А005975, № 1215А003223, № 1214К043578, номера шасси: № 1805005450, № 1805005451, № 1805005452, классифицированные кодом 8429 51 9900 ТН ВЭД;

- по декларации на товары № 10704050/111016/0005348 товар экскаватор гусеничный гидравлический одноковшовый, новый 2016 г.в., модель SC360.8LC, двигатель дизельный, модель двигателя: 6С8.3, мощность 186квт/253 л.с., номер двигателя: 73273947, номер шасси: 36ВТ218602СС, классифицированный кодом 8429 52 1009 ТН ВЭД,

в порядке установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 № 81, в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель истца Сипачев А.А. исковые требования поддержал в полном объеме.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Благовещенской таможни Ермоленко Е.О. полагала, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению. Утилизационный сбор при ввозе транспортных средств ООО «Россыпи» не был уплачен, тем самым своими действиями ООО «Россыпи» нарушило гарантированное Конституцией РФ право неопределенного круга лиц на безопасную окружающую среду, кроме этого повлекло неполучение в доход РФ обязательных к уплате сумм денежных средств.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дате слушания дела извещен судом надлежащим образом, по юридическому адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ул. Литейная, д. 31, эт. 2. Данными об ином месте нахождения ответчика суд не располагает.

В соответствии с ч. 1 ст. 35 ГПК РФ стороны должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им как процессуальными правами, так и процессуальными обязанностями, в том числе сообщать об уважительности причин неявки в суд, представляя соответствующие доказательства. При неисполнении процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве (ч. 2 ст. 35 ГПК РФ).

В соответствии со ст. 118 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение посылаются по последнему известному месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не проживает или не находится.

Учитывая, что в силу ч. 1 ст. 35 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, обязаны добросовестно пользоваться принадлежащими им правами, учитывая положения ч. 1 ст. 46 и ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, а также положения ст. 154 ГПК РФ, предусматривающей сроки рассмотрения дела в суде, суд, на основании правил ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее также в настоящей статье - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор вцелях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.

Виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации. Плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые, в том числе осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию. Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

Постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 N 81 «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета, излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила); а также Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора.

Так, в соответствии с разделом 6 Перечня видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 N 81, погрузчики, классифицируемые по коду 842951, отнесены к самоходным машинам, в отношении которых оплачивается утилизационной сбор.

Пунктом 5 Правил установлено, что утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с перечнем видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2016 г. N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и овнесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

Судом установлено и следует из материалов дела, что Благовещенской транспортной прокуратурой в рамках надзорной деятельности установлен факт ввоза на таможенную территорию Российской Федерации специального автотранспорта (самоходных машин), без уплаты утилизационного сбора.

Судом установлено и следует из материалов дела, что ООО «Россыпи»для внутреннего потребления на таможенную территорию Российской Федерации из КНР был ввезен:по декларации на товары № 10704050/051016/0005230 товар в количестве 3 штук погрузчик одноковшовый фронтальный колесный, новый 2016 г.в., модель CL956, двигатель дизельный, модель двигателя: WD10G220T21, мощностью 162 квт / 220,3 л.с., номера двигателей: № 1215А005975, № 1215А003223, № 1214К043578, номера шасси: № 1805005450, № 1805005451, № 1805005452, классифицированные кодом 8429 51 9900 ТН ВЭД; по декларации на товары № 10704050/111016/0005348 товар экскаватор гусеничный гидравлический одноковшовый, новый 2016 г.в., модель SC360.8LC, двигатель дизельный, модель двигателя: 6С8.3, мощность 186квт/253 л.с., номер двигателя: 73273947, номер шасси: 36ВТ218602СС, классифицированный кодом 8429 52 1009 ТН ВЭД.

При этом товар ввезен без уплаты утилизационного сбора.

Вместе с тем, в силу прямого указания Федерального закона "Об отходах производства и потребления" плательщиками утилизационного сбора являются в том числе лица, которые, осуществили ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию. При этом нормы настоящего закона допускают уплату утилизационного сбора лицами, которые приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора. Однако, указанное не освобождает лицо, осуществившее ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию, и не уплатившего в нарушение установленного порядка утилизационный сбор, от уплаты утилизационного сбора в случае предъявления к нему такого требования.

Сведений об уплате утилизационного сбора ООО «Россыпи», материалы дела не содержат.

В силу положений пункта 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.

Согласно абзацу второму пункта 3 вышеуказанной статьи плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию.

В соответствии с пунктом 3 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291, взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 федерального закона, осуществляет Федеральная таможенная служба.

Уплата утилизационного сбора осуществляется плательщиком в валюте Российской Федерации отдельными расчетными (платежными) документами по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства (пункт 6 Правил).

В соответствии с пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор, в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации, вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В ч. 1 ст. 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Следовательно, право прокурора на обращение в суд с требованием о защите прав государства, предусмотрено как специальным законом, так и нормами ГПК РФ.

Поскольку финансовые средства, направляемые в Федеральное казначейство, являются собственностью Российской Федерации, взыскания с виновных лиц денежных средств в интересах государства по инициативе прокурора допустимы.

Положениями части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определен круг дел, инициатором которых может выступать прокурор в арбитражном процессе, данный перечень является исчерпывающим.

Приведенный перечень не предусматривает возможность обращения прокурора в интересах Российской Федерации с иском о взыскании задолженности по уплате утилизационного сбора.

В соответствии с письмом ФНС России от 19.07.2013 N ЕД-18-3/810@ утилизационный сбор не отвечает понятию сбора, определенному ст. 8 Налогового кодекса, и, как следствие, не обладает обязательными элементами налогообложения.

Согласно письму ФНС России от 09.08.2016 N СД-4-3/14548@ утилизационный сбор, уплачиваемый в соответствии со статьей 24.1 Закона N 89-ФЗ, не входит в систему налогов и сборов, перечень которых определен статьями 13 - 15 Налогового кодекса Российской Федерации.

Утилизационный сбор, установленный Федеральным законом N 89-ФЗ, Бюджетным кодексом Российской Федерации отнесен к неналоговым доходам федерального бюджета (пункт 1 статьи 51) и не является налоговым сбором (Определение Верховного Суда РФ от 28.02.2013 N АПЛ13-15).

Согласно абзацу второму пункта 3 вышеуказанной статьи плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию.

Учитывая, что спор возник не из экономической деятельности ООО «Россыпи», а направлен на устранение нарушений таможенного законодательства и возмещение ущерба государству, причиненного его нарушением, заявленные требования подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном ГПК РФ.

В силу прямого указания закона утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с перечнем видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2016 г. N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и овнесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

Относительно сроков уплаты спорного обязательного платежа суд отмечает, что в отношении транспортных средств, ввозимых в Российскую Федерацию, взимание утилизационного сбора по общему правилу подлежит в период таможенного оформления декларируемого товара (пункт 11 Правил).

В соответствии с п. 13,16 Правил уплата утилизационного сбора или предоставление документов, подтверждающих наличие предусмотренных п. 6 ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ оснований, является условием для выдачи таможней паспорта самоходной машины в отношении выпускаемого в обращение транспортного средства. При этом данное условие не является основополагающим, поскольку согласно статье 24.1 Закона № 89-ФЗ взимание утилизационного сбора осуществляется в целях обеспечения экологической безопасности и поставлено в зависимость от введения в оборот на территории Российской Федерации соответствующего транспортного средства независимо от его эксплуатации.

В пункте 5 статьи 24.1 Закона № 89-ФЗ также предусмотрено, что при установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств.

Данная норма подтверждает, что отсутствие фактов его эксплуатации не исключают обязанность декларанта по уплате утилизационного сбора.

С учетом изложенных обстоятельств, действиями ООО «Россыпи» по неуплате утилизационного сбора нарушается гарантированное Конституцией РФ право неопределенного круга лиц на безопасную окружающую среду, а также влечет неполучение в доход Российской Федерации обязательных к уплате сумм денежных средств.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Однако, как показала проведенная проверка, вышеназванные требования законодательства ООО «Россыпи» не соблюдены.

При таких обстоятельствах, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В порядке ст. 333.19 НК РФ, с ответчика в доход местного бюджета надлежит взыскать государственную пошлину в размере 6000 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Россыпи» исчислить утилизационный сбор на ввезенные

- по декларации на товары № 10704050/051016/0005230 товар в количестве 3 штук погрузчик одноковшовый фронтальный колесный, новый 2016 г.в., модель CL956, двигатель дизельный, модель двигателя: WD10G220T21, мощностью 162 квт / 220,3 л.с., номера двигателей: № 1215А005975, № 1215А003223, № 1214К043578, номера шасси: № 1805005450, № 1805005451, № 1805005452, классифицированные кодом 8429 51 9900 ТН ВЭД;

- по декларации на товары № 10704050/111016/0005348 товар экскаватор гусеничный гидравлический одноковшовый, новый 2016 г.в., модель SC360.8LC, двигатель дизельный, модель двигателя: 6С8.3, мощность 186квт/253 л.с., номер двигателя: 73273947, номер шасси: 36ВТ218602СС, классифицированный кодом 8429 52 1009 ТН ВЭД,

в соответствии с пунктом 5 правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 № 81, в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Россыпи» уплатить утилизационный сбор за ввезенные:

- по декларации на товары № 10704050/051016/0005230 товар в количестве 3 штук погрузчик одноковшовый фронтальный колесный, новый 2016 г.в., модель CL956, двигатель дизельный, модель двигателя: WD10G220T21, мощностью 162 квт / 220,3 л.с., номера двигателей: № 1215А005975, № 1215А003223, № 1214К043578, номера шасси: № 1805005450, № 1805005451, № 1805005452, классифицированные кодом 8429 51 9900 ТН ВЭД;

- по декларации на товары № 10704050/111016/0005348 товар экскаватор гусеничный гидравлический одноковшовый, новый 2016 г.в., модель SC360.8LC, двигатель дизельный, модель двигателя: 6С8.3, мощность 186квт/253 л.с., номер двигателя: 73273947, номер шасси: 36ВТ218602СС, классифицированный кодом 8429 52 1009 ТН ВЭД,

в порядке установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 № 81, в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Россыпи» в доход бюджета муниципального образования города Благовещенска Амурской области государственную пошлину в размере 6 000 рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Т.Н. Майданкина

Решение в окончательной форме принято 26 февраля 2019 года.

2-1884/2019 ~ М-402/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Благовещенский транспортный прокурор
Ответчики
ООО "Россыпи"
Другие
Благовещенская таможня
Суд
Благовещенский городской суд Амурской области
Судья
Майданкина Т.Н.
Дело на сайте суда
blag-gs--amr.sudrf.ru
23.01.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.01.2019Передача материалов судье
25.01.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.01.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.02.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.02.2019Судебное заседание
26.02.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.11.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее