Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
29 апреля 2016 года Центральный районный суд г.Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего Бетиной Г.А.,
при секретаре Черных М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2182/16 по иску Ромадиной Н.Н., Брагиной В.Ф., Гавриковой Т.Г., Сермягиной Н.С., Ермолина Б.А. к ООО «Управляющая компания №3» о признании противоправными действий по включению в квитанции по оплате жилья и коммунальных услуг строки «Доначисление теплоснабжение за 2014 год», об обязании провести установку ввода тепловой энергии с отдельным прибором учета тепловой энергии,
установил:
Ромадина Н.Н., Брагина В.Ф., Гаврикова Т.Г., Сермягина Н.С., Ермолин Б.А. обратились с иском к мэрии г.о.Тольятти, ООО «Управляющая компания №3» о признании противоправными действий по включению в квитанции по оплате жилья и коммунальных услуг строки «Доначисление теплоснабжение за 2014 год», об обязании провести установку ввода тепловой энергии с отдельным прибором учета тепловой энергии.
В судебном заседании истцы от требований к мэрии г.о.Тольятти отказались. Отказ судом принят.
В обоснование исковых требований истцы указали, что на основании решения общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>А, истцы являются членами инициативной группы, уполномоченной для представительства интересов жильцов. Управление многоквартирным домом осуществляет ООО «Управляющая компания №». Всем жильцам многоквартирного дома было произведено доначисление в декабре 2014г. за услугу теплоснабжение за 2014г., истцы считают выставленные суммы завышенными. Просят признать противоправными действия ООО «Управляющая компания №» в отношении потребителей, проживающих в <адрес>А по <адрес>, выразившиеся во включении в квитанции по оплате жилья и коммунальных услуг сроки «Доначисление теплоснабжение за 2014 год»; обязать ООО «Управляющая компания №» исключить из квитанций по оплате жилья и коммунальных услуг строку «Доначисление теплоснабжение за 2014 год».
Представитель ООО «Управляющая компания №» ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала и пояснила, что корректировка за 2013 год была произведена в 2014г., выявленная экономия была учтена, сумма, по решению жильцов направлена на текущий ремонт дома. Корректировка за 2014г. также была проведена, выявлен перерасход, в вязи с чем, произведено доначисление. Оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, просит в иске отказать.
Представитель ООО «Волга-Инвест» в судебное заседание не явился, извещен.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд считает, что иск не является обоснованным и не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В соответствии со ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вноситься на основании платежных документов представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
В соответствии с ч. 3 ст. 31 ЖК РФ дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Согласно ч. 2 ст. 154 ЖК РФ в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, взнос на капитальный ремонт, плату за коммунальные услуги (холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами).
В соответствии со ст.155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам. В приложении № к Правилам приведен расчет размера оплаты за коммунальные услуги.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам утверждены Правительством Российской Федерации и в соответствии со ст.157 Жилищного кодекса РФ регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг.
Подпунктом «г» п.38 Правил, установлено, что при отсутствии коллективных (общедомовых) и (или) индивидуальных приборов учета - указывается исполнителем исходя из норматива потребления коммунальных услуг, общей площади помещения (для отопления) или числа граждан, зарегистрированных в жилом помещении (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения).
Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
С ДД.ММ.ГГГГ вступили в силу Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354 (далее - Правила №) которые устанавливают, в том числе, порядок определения размера платы за коммунальные услуги.
Согласно п. 6 Правил № признаны утратившими силу «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05. 2006 г. № (далее «Правила №»), за исключением пунктов в части пунктов 15-28 Правил № в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, и пунктов 1-4 приложения № к указанным Правилам №, в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, которые действуют до ДД.ММ.ГГГГ Сказанное означает, что в отношении коммунальной услуги по отоплению применяется порядок определения расчета платы за отопление, установленный Правилами №.
Согласно п. 19 Правил №, при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета в жилых помещениях, размер платы за коммунальную услугу отопление, определяется с применением норматива потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м).
Согласно п. 21 Правил №, плата за отопление рассчитывается равными долями в течение года. Размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, при отсутствии указанных данных, исходя из норматива потребления тепловой энергии на отопление. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в сторону увеличения или уменьшения (с учетом разницы размера платы за тепловую энергию, приходящуюся на жилое помещение в зависимости от его площади и общего размера платы за отопление в жилом помещении за прошедший год).
Из материалов дела следует, что истцы являются собственниками жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>А. Управление многоквартирным домом осуществляет ООО «Управляющая компания №».
В обоснование требований истцы указали, что им было произведено доначисление в декабре 2014г. за услугу теплоснабжение за 2014г., при этом, в судебном заседании истцы не оспаривали, что такое доначисление должно было быть, однако не согласны с размером суммы, выставленной ответчиком к оплате.
Также из материалов дела следует, что по данному дому был произведен перерасчет за коммунальную услугу «отопление» за 2014г. в сумме 27 838, 05 руб., что отражено в квитанциях за февраль 2015г.
Начисления за коммунальную услугу «отопление» производится в соответствии с Приказом МЭ и ЖКХ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставляемую собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов на территории <адрес>», где прописана необходимость применять при расчете размера платы потребителям за коммунальную услугу «отопление» в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг № от ДД.ММ.ГГГГ, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действующие в муниципальных образованиях <адрес> по состоянию на 30.06.2012г.
Расчет за отопление в 2013 году производился согласно п. 21 Правил №, в соответствии с пп. 2 п. 2 приложения № к Правилам 307 по формуле №, на основании «расчетного метода» предполагающего ежегодную корректировку размера платы за отопление.
При данном способе расчета размера платы за коммунальную услугу «отопление» потребители многоквартирного дома оплачивают только часть потребленной за отопительный сезон тепловой энергии на коммунальную услугу по отоплению, так как их платежи распределяются равными долями на все месяца года. Тем самым ежемесячно в течение года при внесении платы за коммунальную услугу «отопление», потребители производят лишь авансовый платеж за фактически потребленную тепловую энергию на отопление. Задолженность по оплате за фактически потребленную тепловую энергию на отопление многоквартирного дома в отопительном периоде 2014 года погашается полностью жителями при проведении последующей корректировки размера платы за коммунальную услугу «отопление» по фактическим данным общедомового прибора учета тепловой энергии за отопительный период 2014 год.
В 2014 году за коммунальную услугу «отопление» потребители многоквартирного <адрес> А по <адрес> в <адрес> оплачивали исходя из среднемесячного объема за 2013 год, в размере 0,017 Гкал на 1 кв.м.
В соответствии с п. 21 Правил № в декабре 2014 года была произведена корректировка за 2014 год, что было отражено управляющей организацией в квитанциях на оплату ЖКУ. Данный расчет был произведен по каждой квартире индивидуально с учетом действующих тарифов.
Довод истцов о несвоевременном доведении до потребителей информации об изменении размера платы за коммунальную услугу «отопление» основан на неверном толковании норм права, данная норма (п. 13 ст. 155 ЖК РФ) не может быть применима к порядку проведения корректировки размера платы за коммунальную услугу «отопление», поскольку данный порядок предусмотрен Правилами №.
Порядок определения платы за отопление зависит от наличия или отсутствия приборов учета в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома. Если многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета, но индивидуальные и общие (квартирные) приборы учета отсутствуют, размер платы согласно п. 21 Правил N 307, определяется по формуле, указанной в пп. 2 п. 2 приложения N 2 к Правилам N 307. Исполнитель также 1 раз в год производит корректировку размера платы за отопление в соответствии с пп. 3 п. 2 приложения N 2 к Правилам N 307.
Плата рассчитывается путем перемножения площади помещения, среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год и тарифа на тепловую энергию (формула 7). Среднемесячный объем определяется путем деления объема потребления тепловой энергии по показаниям ОПУ за истекший год на 12 месяцев и на общую площадь помещений в доме.
В своих расчетах управляющая организация применяла тарифы установленные Приказом министерства энергетики и ЖКХ по <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ (тариф — 1 100,94 руб.), в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ (тариф — 1 156,40 руб.). Применяя формулу 7, Правил № среднемесячный объем потребления коммунальной услуги на 1 кв.м, составил 0,017 Гкал.
Исходя из вышеизложенного усматривается, что норматив потребления коммунальных услуг не изменялся, за пределы в 0,017 Гкал за год управляющая организация не выходила, соответственно изменения размера оплаты за коммунальную услугу «отопление» в декабре 2014 года не было, применение в данном случае положений норм п. 13 ст. 155 ЖК РФ недопустимо.
Истцами в судебном заседании не оспаривался факт того, что доначисление за теплоснабжение (корректировка за отопление) должно было быть произведено ответчиком, вместе с тем не согласны с суммой, выставляемой ответчиком.
Истцами неоднократно был составлен свой расчет платы за коммунальную услугу «отопление» предоставленную на многоквартирный дом за 2014 год по адресу: <адрес> А.
Однако, расчет истцов является арифметически не верным, расчеты произведены при неверном толковании норм права, а именно не верно применена формула № Постановления Правительства № от 23.05.2006г.
Из материалов дела видно, что управляющая организация для расчета корректировки взяла размер платы за тепловую энергию равный 781 336,73 руб., данная сумма была определена исходя из показаний общедомового прибора учета по жилым помещениям за 2014 год, объем, согласно показаний, составил 699,437 Гкал.
При этом, алгоритм расчета размера корректировки по коммунальной услуге «отопление», определен в Постановлении Правительства № от 23.05.2006г.
Доводы истцов о том, что управляющей организацией не была учтена и сминусована сумма снятий по не жилым помещениям в размере 129 895,87 руб. и объемом 117,9864 Гкал, за период с 01.01.2013г. по 31.12.2014г. несостоятельны, истцами не верно указан период снятий по не жилым помещениям, верным периодом является период с 01.01.2013г. по 31.01.2014г., т. е. период за прошедший 2013 год и январь 2014 года.
Показания и данные за 2013 год не могут быть учтены и приняты к расчету корректировки размера платы за отопление за 2014 год, т.к. в формуле 8 Правил № законодатель четко указывает на необходимость определения суммы исходя из показаний ОПУ за 2014 год. Объем зафиксированный ОПУ в 2013 году не может быть учтен (приплюсован) при расчете корректировки за 2014 год.
Согласно Расчетной ведомости от 28.02.2014г представленной ОАО «ВТГК» (поставщик услуг) в адрес ООО «УК-3» (исполнитель услуг), по адресу: <адрес>А была произведена корректировка/минусовка объемов по не жилым помещениям за 2013 год и январь 2014 года в размере - 124,786 Гкал на общую сумму 137 381,90 руб. (по мнению истцов это 117,9864 Гкал на сумму 129 895,87 руб.) в результате чего, по данному многоквартирному дому по коммунальной услуге «отопление» сложилась экономия за 2013 год в размере 75 937,49 руб.
Согласно протоколу общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес> А от 29.04.2014г. единогласно принято решение о переводе экономии, сложившейся за 2013 год, в размере 75 938, 49 руб. по статье «отопление» в раздел «текущий ремонт».
Так же является ошибочным вывод истцов о несении бремени по оплате за коммунальную услугу «отопление» приходящейся на нежилые площади многоквартирного <адрес> А по <адрес> в <адрес>, расположенные на 1-ом этаже и в подвале, принадлежащие на праве собственности МП г.о.Тольятти «Инвентаризатор», ООО «Волго-Инвест».
Поставщик услуг (РСО) заключил договоры на снабжение тепловой энергией напрямую с МП «Инвентаризатор» и ООО «Волго-Инвест». Объем тепловой энергии вышеуказанных нежилых помещений рассчитываются по тепловым нагрузкам и ежемесячно вычитаются из выставляемого РСО общего объема тепловой энергии дома в адрес управляющей организации. РСО выставляет управляющей организации объемы тепловой энергии только по жилым помещениям спорного дома.
Таким образом, объемы на не жилые помещения не участвуют в расчете размера платы по жилым помещениям, они вычитаются поставщиком услуг от общих объемов зафиксированных ОПУ.
Кроме того, собственники спорного многоквартирного дома неоднократно обращались с письменным заявлением в надзорный орган мэрии г.о. Тольятти в Департамент городского хозяйства по вопросу правомерности порядка произведенной корректировки размера платы за коммунальную услугу «отопление», в ответе Департамент городского хозяйства (исх. № Гр-1541/4-1 от 04.08.2015г.) указал, что в ходе проведенной проверки в действиях управляющей организации нарушений действующего законодательства не выявлено.
Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста ФИО4 пояснила, что проводила проверку спорного многоквартирного дома, сумма за отопление распределяется в равных долях на весь год, в конце года делается перерасчет. Собственниками нежилых помещений, непосредственно были заключены договоры с ресурсоснабжающими организациями, в том числе на теплоснабжение. Из показателей многоквартирного дома вычитаются показания нежилых помещений, и, распределяется по жителям в зависимости от площади жилого помещения, поэтому расчет платы по нежилому помещению на граждан не распределяется. Распределение тепла по дому производится только на площади жилых помещений, что и показала проверка. Перераспределение и корректировка производится ежегодно. Прибор учета в доме был установлен в 2012г., следовательно корректировка произведена в 2014г. по итогам предыдущего, 2013 года. При отсутствии прибора учета перерасчет производился по другой методике.
Оценивая доказательства в совокупности, суд считает, что иск не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска Ромадиной Н.Н., Брагиной В.Ф., Гавриковой Т.Г., Сермягиной Н.С., Ермолина Б.А. к ООО «Управляющая компания №3» об обязании провести перерасчет по оплате жилья и коммунальных услуг, исключив из квитанций по оплате жилья и коммунальных услуг строки «Доначисление теплоснабжение за 2014 год», отказать.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в Самарский областной суд через Центральный районный суд г.Тольятти.
Председательствующий: подпись.
КОПИЯ ВЕРНА.
Судья
Секретарь