Дело №
26RS0№-77
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 сентября 2020 года г. Пятигорск
Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи - Бегиашвили Ф.Н.,
при секретаре - Сытник Л.В.,
с участием:
ответчика - Филипповой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Пятигорского городского суда гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ставропольскому краю к Филипповой Н.П. о принудительном отчуждении оружия и патронов к нему,
У С Т А Н О В И Л:
В обоснование заявленных исковых требований истец указывает, что сотрудниками ОЛРР Отдела МВД России по г. Пятигорску Филиппову В.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: <адрес>, было выдано разрешения на право хранения и ношения на гражданского оружия: «<данные изъяты> разрешение серии РОХа № сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ Филиппов В.Р. умер. Данное оружие было изъято у Филипповой Н.П. - супруги умершего Филиппов В.Р. Названное оружие было принято на временное хранение в Отдел МВД России по городу Пятигорску. С тех пор, указанное имущество находится на ответственном хранении в Отделе МВД России по городу Пятигорску. Наследники, до настоящего времени не предприняли попыток по переоформлению лицензии на приобретение указанного оружия, на получение разрешения на его хранение и ношение, с соответствующим заявлением в ОЛРР (по г. Пятигорску) Управления Росгвардии по Ставропольскому краю он не обращались. В адрес ответчика направлялось уведомление с целью доведения информации о необходимости принятия решения по вышеуказанному гражданскому оружию (исх. №). Таким образом, оружие более года находится в комнате хранения оружия Отдела МВД России по городу Пятигорску, в результате чего происходит переполнение данной комнаты, т.к. ее предназначение, прежде всего, состоит в обеспечении хранения служебного оружия и боеприпасов, состоящего на вооружении Отдела МВД России по городу, что приводит к нарушению требований, предусмотренных приказом МВД РФ от 12.01.2009 № 13.
Ст. 238 ГК РФ предусматривает, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок. В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества. Если в собственности гражданина или юридического лица по основаниям, допускаемым законом, окажется вещь, на приобретение которой необходимо особое разрешение, а в его выдаче собственнику отказано, эта вещь подлежит отчуждению в порядке, установленном для имущества, которое не может подлежать данному собственнику.
Согласно положению ст. 235 ГК принудительное изъятие у собственника имущества производится в случае отчуждения имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (ст. 238 ГК). В этом случае право собственности прекращается. В силу п. 2 ст. 129 ГК виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом.
Согласно требованиям ст. 28 ФЗ «Об оружии» от 13.12.1996 № 150-ФЗ, контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации. Должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, имеют право обращаться в суд с заявлениями об аннулировании выданных ими лицензии на приобретение оружия и (или) разрешения на хранение или хранение и ношение оружия, изымать указанные лицензию и (или) разрешение, оружие и патроны к нему, о принудительном отчуждении оружия и патронов к нему, а также принимать иные предусмотренные законодательством Российской Федерации меры. Порядок взаимодействия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, его территориальных органов и органов внутренних дел по вопросам, отнесенным к их компетенции в сфере оборота оружия, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Из ч. 6 ст. 34 ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» от 03.07.2016 № 226-ФЗ следует, что до оборудования в территориальных органах федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, помещений для хранения оружия полицией осуществляются функции по хранению изъятого, добровольно сданного и найденного огнестрельного, разового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ.
На основании изложенного истец просит суд прекратить право собственности на принадлежащее Филиппову В.Р. гражданское оружие «<данные изъяты>, с последующей принудительной продажей указанного оружия, посредством продажи через организации, имеющих право ведения торговли оружием и передачей наследникам причитающейся суммы.
В судебном заседании ответчик Филиппова Н.П. исковые требования признала и пояснила, что является единственным наследником, после смерти супруга Филиппова В.Р. Не намерена владеть и пользоваться оружием, не возражает против продажи оружия и передаче ей вырученных денежных средств.
Представитель истца Управления Росгвардии по Ставропольскому краю в судебное заседание не явился, хотя заблаговременно и надлежащим образом был извещен о дате, времени и месте судебного заседания. О причинах уважительности своей неявки суд в известность не поставил.
На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя истца.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд считает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 35 Конституции РФ, право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Федеральным законом от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» регулируются правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а так же боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской федерации, направленные на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, который в свою очередь предусматривает порядок выдачи разрешений, порядок хранения оружия и патронов к нему гражданами.
Статья 3 указанного закона гласит, что к гражданскому оружию относится оружие, предназначенное для использования гражданами Российской Федерации, в том числе, в целях самообороны, к которому относится огнестрельное оружие ограниченного поражения.
В реализацию данного конституционного положения в главе 15 ГК РФ указаны основания прекращения права собственности.
Согласно ст. 28 ФЗ «Об оружии» контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют органы внутренних дел, должностные лица которые имеют право обращаться в суд с заявлениями о принудительном отчуждении оружия и патронов к нему.
Согласно абз. 4 ч. 1 ст. 27 ФЗ «Об оружии», изъятие оружия и патронов к нему производится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальными органами в случае смерти собственника гражданского оружия или смерти гражданина, имевшего на законном основании боевое или служебное оружие.
В соответствии со ст. 235 ГК РФ, право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся, в частности, отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (ст. 238 ГК РФ).
Ст. 238 ГК РФ закреплено, что если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок. В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в п. 1 данной статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества.
Если в собственности гражданина или юридического лица по основаниям, допускаемым законом, окажется вещь, на приобретение которой необходимо особое разрешение, а в его выдаче собственнику отказано, эта вещь подлежит отчуждению в порядке, установленном для имущества, которое не может принадлежать данному собственнику (ч. 3 ст. 238 ГК РФ).
В силу п. 2 ст. 129 ГК РФ, виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом.
Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской федерации, направленные на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, который в свою очередь предусматривает порядок выдачи разрешений, порядок хранения оружия и патронов к нему гражданами, регулируются Законом РФ от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии».
В силу ст. 3 ФЗ от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии», к гражданскому оружию относится оружие, предназначенное для использования гражданами Российской Федерации в целях самообороны, для занятий спортом и охоты, а также в культурных и образовательных целях.
Приобретение оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации подлежит лицензированию. Лицензии на приобретение оружия и патронов к нему выдаются органами внутренних дел на основании заявлений граждан Российской Федерации. Срок действия лицензии на приобретение оружия и патронов к нему - шесть месяцев со дня выдачи лицензии (ст. 9 Закона об оружии).
Как установлено в судебном заседании, сотрудниками ОЛРР Отдела МВД России по г. Пятигорску Филиппову В.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающему по адресу: <адрес>, было выдано разрешения на право хранения и ношения на гражданского оружия: «<данные изъяты> разрешение серии РОХа № сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ
Филиппов В.Р. умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из актовой записи о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно письму за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ нотариуса Лысенко Е.В., наследственное дело после смерти Филиппова В.Р., умершего ДД.ММ.ГГГГ, не заводилось.
До момента своей смерти Филиппов В.Р. состоял в браке с ответчиком по делу - Филипповой Н.П., что подтверждается свидетельством о браке серии II-ОП №.
Согласно протоколу изъятия огнестрельного оружия и боевых припасов от ДД.ММ.ГГГГ, составленного сотрудником полиции, указанное оружие изъято, в связи с тем, что собственник оружия - Филиппов В.Р. умер ДД.ММ.ГГГГ.
Названное оружие было принято на временное хранение в Отдел МВД России по городу Пятигорску.
С тех пор указанное имущество находится на ответственном хранении в Отделе МВД России по г. Пятигорску.
Из представленных суду доказательств следует, что в адрес Филипповой Н.П. было направлено уведомление о необходимости принять решение относительно гражданского оружия (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ). Однако Филиппова Н.П. до настоящего времени не предприняла попыток по переоформлению лицензии на приобретение указанного оружия, на получение разрешения на его хранение и ношение, с соответствующим заявлением в ОЛРР (по г. Пятигорску) Управления Росгвардии по Ставропольскому краю она не обращалась.
С учетом того, что Филиппов В.Р. умер ДД.ММ.ГГГГ, а его наследники новое разрешение не получили, в связи, с чем они не вправе на законных основаниях владеть оружием, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца о прекращения права собственности Филиппова В.Р. на оружие - <данные изъяты> и его принудительную продажу, которые подтверждены надлежащими доказательствами.
Изложенные обстоятельства, установленные судом, свидетельствуют об обоснованности исковых требований Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ставропольскому краю к ответчику о принудительном отчуждении оружия, которое подтверждено надлежащими доказательствам.
Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с данным иском на основании п.п. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, а суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований истца, то в соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ с ответчика Филипповой Н.П. подлежит взысканию в бюджет муниципального образования города-курорта Пятигорска государственная пошлина в сумме 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199, 320 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - «<░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░░ (░░ ░. ░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. - ░░░░░░░░░░ ░.░..
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░