Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-118/2021 от 15.02.2021

УИД: 36RS0006-01-2021-001069-22

№12-118/2021

РЕШЕНИЕ

12 апреля 2021 года судья Центрального районного суда г. Воронеже Шумейко Е.С. рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе защитника ООО «Хохольский сахарный комбинат», действующей на основании доверенности Ботнарь И.Ф. на постановление заместителя начальника государственного экологического надзора по Воронежской области – старшего государственного инспектора РФ по Воронежской области Калугиной Н.В. № 16/КН/2021 от 03 февраля 2021 года о привлечении ООО «Хохольский сахарный комбинат» к административной ответственности по ч.10 ст. 8.2 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника государственного экологического надзора по Воронежской области – старшего государственного инспектора РФ по Воронежской области Калугиной Н.В. № 16/КН/2021 от 03 февраля 2021 года ООО «Хохольский сахарный комбинат» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.10 ст. 8.2 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 250000 руб.

Не согласившись с законность привлечения к административной ответственности, защитник ООО «Хохольский сахарный комбинат», действующая на основании доверенности Ботнарь И.Ф. подала жалобу, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить.

В жалобе защитник проводит доводы об отсутствии в действиях юридического лица состава административного правонарушения. Утверждает, что в соответствии с Порядком учёта в области обращения с отходами юридическим лицом учтены все образовавшиеся отходы за учётный период. Отходы, не включенные в ФККО, на предприятии не образовывались. Образованный в процессе производства на предприятии жом свекловичный в силу ФККО отнесен к пятому классу опасности и учтен надлежащим образом. Полагают, что проведенные в рамках рассмотрения дела экспертизы не подтверждают обстоятельства вменяемого правонарушения.

В судебное заседание законный представитель «Хохольский сахарный комбинат» не явился. О времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом извещен.

Защитники юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ООО «Хохольский сахарный комбинат», действующие на основании доверенности Ботнарь И.Ф., Денисов А.Н. доводы жалобы поддержали.

Заместитель начальника государственного экологического надзора по Воронежской области – старший государственный инспектор РФ по Воронежской области Калугина Н.В. о времени и месте рассмотрения жалобы извещена надлежащим образом. Просит рассмотреть дело в отсутствии представителя Управления.

Заслушав объяснения защитников, изучив доводы жалобы, исследовав дело об административном правонарушении и дополнительно предоставленные доказательства, судья не установил оснований для отмены постановления, по следующим основаниям.

В соответствии с частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

Как следует из дела об административном правонарушении, в Управление Россельхознадзора по Воронежской и Липецкой областям поступило коллективное обращение жителей <адрес> р.<адрес> о нарушении санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об охране окружающей среды.

Обращение для рассмотрения по существу направлено, в том числе, в Центрально-Черноземное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

В рамках рассмотрения поступившей информации в порядке, предусмотренном Федеральным Законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», 11.08.2020 руководителем Управления издан приказ № 73-пр/р о проведении рейдового осмотра.

В соответствии с приказом -пр/р установлен маршрут рейдового осмотра от ООПТ Федерального значения (земельные участки <адрес>) (участок ), далее к земельному участку, прилегающему к полям фильтрации сахарного завода в р.<адрес> (участков ), водоохранная зона <адрес> (участок ), к земельному участку с кадастровым номером (участок ) на предмет проверки соблюдения требований природоохранного законодательства РФ в части земельного надзора.

Уполномоченным должностным лицам выдано плановое (рейдовое) задание.

По результатам обследования составлен акт обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований № 73 от 13.08.2020.

Как следует из акта, 11.08.2020 в период времени с 14 часов 30 минут до 15 часов 20 минут был проведен рейдовый осмотр земельного участка, расположенного в районе полей фильтрации сахарного завода в р.<адрес>, в ходе которого было установлено, что на карты полей фильтрации, эксплуатируемые ООО «Хохольский сахарный комбинат» (юридический адрес: Воронежская область, Хохольский район, р.п. Хохольский, ул. Ленина, д. 2) автомашинами КАМАЗ вывозится и складируется в точке географических координат N 51°33" 57.3", Е 038°4925.6" отход - жом свекловичный свежий.

Определением заместителя начальника государственного экологического надзора по Воронежской области – старшего государственного инспектора РФ по Воронежской области Калугиной Н.В. от 20.08.2020 возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ООО «Хохольский сахарный завод». Постановлено произвести административное расследование.

ООО «Хохольский сахарный завод» извещен о возбуждении дела об административном правонарушении.

В рамках административного расследования должностным лицом назначена экспертиза отхода – жом свекловичный свежий.

31.08.2020 специалистами аккредитованной лаборатории филиала «ЦЛАТИ по Воронежской области ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» была отобрана объединенная проба отхода из 5-ти точечных по линейной сетке с целью определения класса опасности отхода, определения компонентного состава отхода, классификации отхода по типам, подтипам, группам, и позициям, его агрегатного состояния и физической формы.

Пробы отобраны с участием представителя ООО «Хохольский сахарный завод», действующей на основании доверенности Ботнарь И.Ф.

Результаты проведенных лабораторных исследований пробы отхода - жом свекловичный свежий представлены в протоколе результатов анализа пробы отхода № 8/338 от 03.09.2020 и протоколе биотестирования проб отходов № 8т/270 от 03.09.2020.

Как следует из экспертного заключения по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора от 03.09.2020, согласно приложению № 5 к Критериям отнесения опасных отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 04.12.2014 № 536 установлен класс опасности отхода:

4 - код класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду - IV класс опасности (малоопасные отходы, низкая степень воздействия на окружающую среду, время восстановления после ущерба не менее 3-х лет).

Кроме того, по результатам анализа проб и сравнению квалификационных признаков отхода - жом свекловичный свежий с классификационными признаками отходов, включенных в ФККО и БДО, установлено, что физическая форма отхода и класс опасности вида отхода не совпадают по классификационным признакам с отходами, включенными в ФККО.

В Федеральном классификационном каталоге отходов, утвержденном приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, установленный вид отхода не значится.

Определением должностного лица от 14.09.2020, в рамках административного расследования, назначена экспертиза на предмет возможных источников образования отхода 4 класса опасности, отсутствующего в ФККО, отобранного в месте несанкционированного складирования в районе полей фильтрации сахарного завода, расположенного в р.<адрес>.

Согласно экспертному заключению по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного надзора от ДД.ММ.ГГГГ филиала «ЦЛАТИ по <адрес>» ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» данный вид отхода имеет IV класс опасности, отсутствующий в ФККО. Возможным источником образования отхода, отобранного в месте несанкционированного складирования в районе полей фильтрации сахарного завода, расположенного в р.<адрес>, является производство сахара из сахарной свеклы. Указанный отход образовался в результате процессов ферментации, брожения, деструкции компонентов отхода - жом свекловичный свежий, что в свою очередь влияет на его класс опасности.

ООО «Хохольский сахарный комбинат» представлена государственная статистическая отчетность по форме № 2-тп (отходы) за 2019 год. Данный вид отхода в представленной форме отсутствует.

Данные учета в области обращения с отходами за 1 и 2 кварталы 2020 года не содержат информацию о накопленном с целью дальнейшего использования, обезвреживания, размещении, передачи другим индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам отходе.

Согласно протокола об административном правонарушении № 177 от 06.10.2020 в нарушение п.п. 4, 5, 7 Порядка учета в области обращения с отходами утвержден Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами», ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» ООО «Хохольский сахарный комбинат» в части неисполнения обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления.

Бездействие юридического лица квалифицировано по ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ.

Как следует из оспариваемого постановления, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, должностным лицом установлено, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства юридическим лицом допускается неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления, так обществом были нарушены СП-2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности отходов производства и потребления», а именно не определен класс опасности отхода, вывозимого за пределы предприятия, на котором они образовались (основное место накопления отходов - жомохранилища).

Также, юридическом лицом нарушен Порядок учета в области обращения с отходами, утвержденного Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами, который устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах.

Обстоятельства правонарушения, установлены должностным лицом на основании оценки совокупности доказательств: протоколом об административном правонарушении от 06.10.2020 № 177, экспертным заключением по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного надзора от 03.09.2020, экспертным заключением по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного надзора от 17.09.2020, актом отбора проб от 31.08.2020, протоколом результатов анализа пробы отхода № 8/338 от 03.09.2020.

Оценивая доводы жалобы об отсутствии в действия (бездействии) юридического лица состава административного правонарушения, судья принимает во внимание, что объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, составляют действия или бездействие, в том числе, должностных лиц, состоящие в невыполнении обязанностей, возложенных на них соответствующими правовыми нормами по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Наступление последствий не требуется. Деяние считается оконченным в момент нарушения правовых предписаний на любом из этапов обращения с отходами или иными опасными веществами.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"

В соответствии со статьей 1 названного Закона под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Законом об отходах.

Согласно частей 1 и 3 статьи 14 Закон об отходах индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.

Порядок учета в области обращения с отходами утвержден Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами», который устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах.

Согласно п. 4 Порядка учет в области обращения с отходами ведется на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов.

В случае невозможности произвести фактические измерения количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов учет ведется на основании следующих источников:

-                     технической и технологической документации;

-                     бухгалтерской документации;

-                     актов приема-передачи;

-                     договоров.

На основании п. 5 Порядка учету подлежат все виды отходов I-Y классов опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.

В соответствии с п. 7 Порядка данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии от 30 сентября 2011 г. № 792 утвержден порядок ведения государственного кадастра отходов который включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов и ведется по единой для Российской Федерации системе.

ФККО включает перечень видов отходов, находящихся в обращении в Российской Федерации и систематизированных по совокупности классификационных признаков - происхождению, условиям образования (принадлежности к определенному производству технологии), химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме. ФККО имеет шесть уровней классификации отходов, расположенных по иерархическому принципу (в порядке убывания) и отражающих:

-                     происхождение отходов по исходному сырью и по принадлежности к определенному производству, технологическому процессу (блок, тип, подтип, группа);

-                     химический и (или) компонентный состав отходов (подгруппа);

-                     агрегатное состояние и физическая форма отходов (позиция).

В блоки включаются типы отходов, обобщенные по классификационному признаку происхождения: отходы органические природного происхождения (животного и растительного), отходы минерального происхождения; отходы химического происхождения, отходы коммунальные.

Классификация отходов по типам, подтипам, группам, подгруппам и позициям отражает развернутое описание происхождения и состава отходов, а также их агрегатное состояние и физическую форму.

ФККО формируется и ведется на основе информации о классификационных признаках (происхождение, состав, агрегатное и физическое состояние) и классах опасности конкретных видов отходов, представляемой индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в процессе деятельности которых образуются отходы, в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования при подтверждении в установленном порядке отнесения отходов к конкретному классу опасности.

В соответствии со стандартом организации СТО 45379563-001-2019 «Жом свекловичный сырой» устанавливает технические требования и методы оценки соответствия этим требованиям сырого свекловичного жома, вырабатываемого предприятиями свеклосахарной отрасли в качестве побочного продукта.

В стандарте используются следующие термины с соответствующими определениями:

-         свекловичный жом (жом): побочный продукт свеклосахарного производства, представляющий собой обессахаренную свекловичную стружку.

-     сырой жом: жом в виде влажной рассыпной стружки с массовой долей сухих веществ от 6% до 35 %, который подразделяется на:

-      сырой свежий жом: сырой жом, выгруженный из диффузионного аппарата и/или обезвоженный путем прессования;

-        сырой кислый жом: сырой жом, выгруженный из диффузионного аппарата и обезвоженный путем прессования, направленный в жомохранилище и находящийся в нем более трех суток, после закисания;

- жомохранилище: открытый склад заглубленного типа с твердым покрытием внутри, у которого дно имеет продольный уклон и дренажные лотки с целью сбора образующихся жомовых вод.

В соответствии с п.п. 6.3 п.6 Требования охраны окружающей среды, указанного стандарта свеклосахарной отрасли, вырабатывающие сырой жом, должны осуществлять размещение и обезвреживание отходов предприятия производства и потребления в соответствии с требованиями СП-2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности отходов производства и потребления».

Правила устанавливают гигиенические требования и критерии по определению класса опасности отходов производства и потребления по степени их токсичности и вводятся в целях установления и предотвращения вредного воздействия токсичных отходов.

Требования правил являются обязательными для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся обращением с отходами производства и потребления.

Состав отхода определяется производителем (собственником) отхода самостоятельно или с привлечением аккредитованных в установленном порядке организаций.

Определение класса опасности отхода производится для каждой партии отходов, вывозимых за пределы предприятия, на котором они образовались.

При рассмотрении жалобы установлено, что в ходе рейдового мероприятия установлено, что жом свекловичный вывозился с территории предприятия с основной площадки - жомовой ямы.

Специалистами аккредитованной лаборатории филиала «ЦЛАТИ по Воронежской области ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» была отобрана объединенная проба отхода из 5-ти точечных по линейной сетке с целью определения класса опасности отхода, определения компонентного состава отхода, классификации отхода по типам, подтипам, группам, и позициям, его агрегатного состояния и физической формы.

Отбор проб проводился на полях фильтрации ООО «Хохольский сахарный комбинат», т.е. за пределами основной площадки сахарного производства и места основного накопления отхода.

Согласно экспертному заключению по результатам экспертного сопровождения в рамках федерального государственного надзора данный вид имеет 4 класс опасности, который образовался в результате процессов ферментации, брожения, деструкции компонентов отхода - жома свекловичного свежего.

По результатам анализа проб и сравнению квалификационных признаков отхода - жом свекловичный свежий с классификационными признаками отходов, включенных в ФККО и БДО установлено, что физическая форма выявленного отхода и класс опасности вида отхода не совпадают по классификационным признакам с отходами, включенными в ФККО.

Указанное возлагает на юридическое лицо обязанность вести учёт всех видов отходов I-V классов опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.

Неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у ООО «Хохольский сахарный завод» имелась, доказательства принятия предприятием мер по соблюдению требований и норм законодательства по охране окружающей среды и недопущению выявленных нарушений суду не представлены. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях юридического лица.

Ссылка защитников на отражение указанных отходов в предоставленных отчетах судьей отклоняется.

ООО «Хохольский сахарный комбинат» представлена государственная статистическая отчетность по форме № 2-тп (отходы) за 2019 год и за 1 и 2 кварталы 2020.

Оценка предоставленных доказательств не содержат информацию о накопленном с целью дальнейшего использования, обезвреживания, размещении, передачи другим индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам отходе.

Кроме того, по результатам анализа проб и сравнению квалификационных признаков отхода - жом свекловичный свежий с классификационными признаками отходов, включенных в ФККО и БДО, установлено, что физическая форма отхода и класс опасности вида отхода не совпадают по классификационным признакам с отходами, включенными в ФККО.

Согласно результатам экспертных исследований в отношении отобранных проб отходов установлен 4 - код класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду - IV класс опасности (малоопасные отходы, низкая степень воздействия на окружающую среду, время восстановления после ущерба не менее 3-х лет).

Вопреки доводам жалобы исследованные доказательства в своей совокупности, оцененные по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждают выводы должностного лица о нарушении ООО «Хохольский сахарный завод» природоохранного законодательства, требований законодательства при обращении с отходами производства и потребления. Оснований для признания указанных доказательств недопустимыми не имеется.

Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении в отношении ООО «Хохольский сахарный завод» вынесено уполномоченным должностным лицом в соответствии со статьями 28.2, 28.4 КоАП РФ, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела.

Права, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, ООО «Хохольский сахарный завод» разъяснены, копии всех определений, постановлений вручены в установленном законом порядке, в том числе, защитникам, действующим на основании доверенности.

Постановление о назначении ООО «Хохольский сахарный завод». административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 8.2 КоАП РФ, вынесено старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.

В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.

При назначении ООО «Хохольский сахарный завод» административного наказания должностным лицом требования статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ также соблюдены. Наказание в виде штрафа назначено в пределах санкции части 10 статьи 8.2 КоАП РФ, является обоснованным и справедливым.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.

На основании изложенного, судья приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены оспариваемого постановления, а связи с чем, оставляет жалобу без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л :

Постановление заместителя начальника государственного экологического надзора по Воронежской области – старшего государственного инспектора РФ по Воронежской области Калугиной Н.В. № 16/КН/2021 от 03 февраля 2021 года о привлечении ООО «Хохольский сахарный комбинат» к административной ответственности по ч.10 ст. 8.2 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобц защитника ООО «Хохольский сахарный комбинат», действующей на основании доверенности Ботнарь И.Ф, - без удовлетворения.

На решение может быть подана жалоба в Воронежский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья: Е.С. Шумейко

УИД: 36RS0006-01-2021-001069-22

№12-118/2021

РЕШЕНИЕ

12 апреля 2021 года судья Центрального районного суда г. Воронеже Шумейко Е.С. рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе защитника ООО «Хохольский сахарный комбинат», действующей на основании доверенности Ботнарь И.Ф. на постановление заместителя начальника государственного экологического надзора по Воронежской области – старшего государственного инспектора РФ по Воронежской области Калугиной Н.В. № 16/КН/2021 от 03 февраля 2021 года о привлечении ООО «Хохольский сахарный комбинат» к административной ответственности по ч.10 ст. 8.2 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника государственного экологического надзора по Воронежской области – старшего государственного инспектора РФ по Воронежской области Калугиной Н.В. № 16/КН/2021 от 03 февраля 2021 года ООО «Хохольский сахарный комбинат» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.10 ст. 8.2 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 250000 руб.

Не согласившись с законность привлечения к административной ответственности, защитник ООО «Хохольский сахарный комбинат», действующая на основании доверенности Ботнарь И.Ф. подала жалобу, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить.

В жалобе защитник проводит доводы об отсутствии в действиях юридического лица состава административного правонарушения. Утверждает, что в соответствии с Порядком учёта в области обращения с отходами юридическим лицом учтены все образовавшиеся отходы за учётный период. Отходы, не включенные в ФККО, на предприятии не образовывались. Образованный в процессе производства на предприятии жом свекловичный в силу ФККО отнесен к пятому классу опасности и учтен надлежащим образом. Полагают, что проведенные в рамках рассмотрения дела экспертизы не подтверждают обстоятельства вменяемого правонарушения.

В судебное заседание законный представитель «Хохольский сахарный комбинат» не явился. О времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом извещен.

Защитники юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ООО «Хохольский сахарный комбинат», действующие на основании доверенности Ботнарь И.Ф., Денисов А.Н. доводы жалобы поддержали.

Заместитель начальника государственного экологического надзора по Воронежской области – старший государственный инспектор РФ по Воронежской области Калугина Н.В. о времени и месте рассмотрения жалобы извещена надлежащим образом. Просит рассмотреть дело в отсутствии представителя Управления.

Заслушав объяснения защитников, изучив доводы жалобы, исследовав дело об административном правонарушении и дополнительно предоставленные доказательства, судья не установил оснований для отмены постановления, по следующим основаниям.

В соответствии с частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

Как следует из дела об административном правонарушении, в Управление Россельхознадзора по Воронежской и Липецкой областям поступило коллективное обращение жителей <адрес> р.<адрес> о нарушении санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об охране окружающей среды.

Обращение для рассмотрения по существу направлено, в том числе, в Центрально-Черноземное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

В рамках рассмотрения поступившей информации в порядке, предусмотренном Федеральным Законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», 11.08.2020 руководителем Управления издан приказ № 73-пр/р о проведении рейдового осмотра.

В соответствии с приказом -пр/р установлен маршрут рейдового осмотра от ООПТ Федерального значения (земельные участки <адрес>) (участок ), далее к земельному участку, прилегающему к полям фильтрации сахарного завода в р.<адрес> (участков ), водоохранная зона <адрес> (участок ), к земельному участку с кадастровым номером (участок ) на предмет проверки соблюдения требований природоохранного законодательства РФ в части земельного надзора.

Уполномоченным должностным лицам выдано плановое (рейдовое) задание.

По результатам обследования составлен акт обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований № 73 от 13.08.2020.

Как следует из акта, 11.08.2020 в период времени с 14 часов 30 минут до 15 часов 20 минут был проведен рейдовый осмотр земельного участка, расположенного в районе полей фильтрации сахарного завода в р.<адрес>, в ходе которого было установлено, что на карты полей фильтрации, эксплуатируемые ООО «Хохольский сахарный комбинат» (юридический адрес: Воронежская область, Хохольский район, р.п. Хохольский, ул. Ленина, д. 2) автомашинами КАМАЗ вывозится и складируется в точке географических координат N 51°33" 57.3", Е 038°4925.6" отход - жом свекловичный свежий.

Определением заместителя начальника государственного экологического надзора по Воронежской области – старшего государственного инспектора РФ по Воронежской области Калугиной Н.В. от 20.08.2020 возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ООО «Хохольский сахарный завод». Постановлено произвести административное расследование.

ООО «Хохольский сахарный завод» извещен о возбуждении дела об административном правонарушении.

В рамках административного расследования должностным лицом назначена экспертиза отхода – жом свекловичный свежий.

31.08.2020 специалистами аккредитованной лаборатории филиала «ЦЛАТИ по Воронежской области ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» была отобрана объединенная проба отхода из 5-ти точечных по линейной сетке с целью определения класса опасности отхода, определения компонентного состава отхода, классификации отхода по типам, подтипам, группам, и позициям, его агрегатного состояния и физической формы.

Пробы отобраны с участием представителя ООО «Хохольский сахарный завод», действующей на основании доверенности Ботнарь И.Ф.

Результаты проведенных лабораторных исследований пробы отхода - жом свекловичный свежий представлены в протоколе результатов анализа пробы отхода № 8/338 от 03.09.2020 и протоколе биотестирования проб отходов № 8т/270 от 03.09.2020.

Как следует из экспертного заключения по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора от 03.09.2020, согласно приложению № 5 к Критериям отнесения опасных отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 04.12.2014 № 536 установлен класс опасности отхода:

4 - код класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду - IV класс опасности (малоопасные отходы, низкая степень воздействия на окружающую среду, время восстановления после ущерба не менее 3-х лет).

Кроме того, по результатам анализа проб и сравнению квалификационных признаков отхода - жом свекловичный свежий с классификационными признаками отходов, включенных в ФККО и БДО, установлено, что физическая форма отхода и класс опасности вида отхода не совпадают по классификационным признакам с отходами, включенными в ФККО.

В Федеральном классификационном каталоге отходов, утвержденном приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, установленный вид отхода не значится.

Определением должностного лица от 14.09.2020, в рамках административного расследования, назначена экспертиза на предмет возможных источников образования отхода 4 класса опасности, отсутствующего в ФККО, отобранного в месте несанкционированного складирования в районе полей фильтрации сахарного завода, расположенного в р.<адрес>.

Согласно экспертному заключению по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного надзора от ДД.ММ.ГГГГ филиала «ЦЛАТИ по <адрес>» ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» данный вид отхода имеет IV класс опасности, отсутствующий в ФККО. Возможным источником образования отхода, отобранного в месте несанкционированного складирования в районе полей фильтрации сахарного завода, расположенного в р.<адрес>, является производство сахара из сахарной свеклы. Указанный отход образовался в результате процессов ферментации, брожения, деструкции компонентов отхода - жом свекловичный свежий, что в свою очередь влияет на его класс опасности.

ООО «Хохольский сахарный комбинат» представлена государственная статистическая отчетность по форме № 2-тп (отходы) за 2019 год. Данный вид отхода в представленной форме отсутствует.

Данные учета в области обращения с отходами за 1 и 2 кварталы 2020 года не содержат информацию о накопленном с целью дальнейшего использования, обезвреживания, размещении, передачи другим индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам отходе.

Согласно протокола об административном правонарушении № 177 от 06.10.2020 в нарушение п.п. 4, 5, 7 Порядка учета в области обращения с отходами утвержден Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами», ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» ООО «Хохольский сахарный комбинат» в части неисполнения обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления.

Бездействие юридического лица квалифицировано по ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ.

Как следует из оспариваемого постановления, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, должностным лицом установлено, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства юридическим лицом допускается неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления, так обществом были нарушены СП-2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности отходов производства и потребления», а именно не определен класс опасности отхода, вывозимого за пределы предприятия, на котором они образовались (основное место накопления отходов - жомохранилища).

Также, юридическом лицом нарушен Порядок учета в области обращения с отходами, утвержденного Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами, который устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах.

Обстоятельства правонарушения, установлены должностным лицом на основании оценки совокупности доказательств: протоколом об административном правонарушении от 06.10.2020 № 177, экспертным заключением по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного надзора от 03.09.2020, экспертным заключением по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного надзора от 17.09.2020, актом отбора проб от 31.08.2020, протоколом результатов анализа пробы отхода № 8/338 от 03.09.2020.

Оценивая доводы жалобы об отсутствии в действия (бездействии) юридического лица состава административного правонарушения, судья принимает во внимание, что объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, составляют действия или бездействие, в том числе, должностных лиц, состоящие в невыполнении обязанностей, возложенных на них соответствующими правовыми нормами по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Наступление последствий не требуется. Деяние считается оконченным в момент нарушения правовых предписаний на любом из этапов обращения с отходами или иными опасными веществами.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"

В соответствии со статьей 1 названного Закона под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Законом об отходах.

Согласно частей 1 и 3 статьи 14 Закон об отходах индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.

Порядок учета в области обращения с отходами утвержден Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами», который устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах.

Согласно п. 4 Порядка учет в области обращения с отходами ведется на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов.

В случае невозможности произвести фактические измерения количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов учет ведется на основании следующих источников:

-                     технической и технологической документации;

-                     бухгалтерской документации;

-                     актов приема-передачи;

-                     договоров.

На основании п. 5 Порядка учету подлежат все виды отходов I-Y классов опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.

В соответствии с п. 7 Порядка данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии от 30 сентября 2011 г. № 792 утвержден порядок ведения государственного кадастра отходов который включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов и ведется по единой для Российской Федерации системе.

ФККО включает перечень видов отходов, находящихся в обращении в Российской Федерации и систематизированных по совокупности классификационных признаков - происхождению, условиям образования (принадлежности к определенному производству технологии), химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме. ФККО имеет шесть уровней классификации отходов, расположенных по иерархическому принципу (в порядке убывания) и отражающих:

-                     происхождение отходов по исходному сырью и по принадлежности к определенному производству, технологическому процессу (блок, тип, подтип, группа);

-                     химический и (или) компонентный состав отходов (подгруппа);

-                     агрегатное состояние и физическая форма отходов (позиция).

В блоки включаются типы отходов, обобщенные по классификационному признаку происхождения: отходы органические природного происхождения (животного и растительного), отходы минерального происхождения; отходы химического происхождения, отходы коммунальные.

Классификация отходов по типам, подтипам, группам, подгруппам и позициям отражает развернутое описание происхождения и состава отходов, а также их агрегатное состояние и физическую форму.

ФККО формируется и ведется на основе информации о классификационных признаках (происхождение, состав, агрегатное и физическое состояние) и классах опасности конкретных видов отходов, представляемой индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в процессе деятельности которых образуются отходы, в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования при подтверждении в установленном порядке отнесения отходов к конкретному классу опасности.

В соответствии со стандартом организации СТО 45379563-001-2019 «Жом свекловичный сырой» устанавливает технические требования и методы оценки соответствия этим требованиям сырого свекловичного жома, вырабатываемого предприятиями свеклосахарной отрасли в качестве побочного продукта.

В стандарте используются следующие термины с соответствующими определениями:

-         свекловичный жом (жом): побочный продукт свеклосахарного производства, представляющий собой обессахаренную свекловичную стружку.

-     сырой жом: жом в виде влажной рассыпной стружки с массовой долей сухих веществ от 6% до 35 %, который подразделяется на:

-      сырой свежий жом: сырой жом, выгруженный из диффузионного аппарата и/или обезвоженный путем прессования;

-        сырой кислый жом: сырой жом, выгруженный из диффузионного аппарата и обезвоженный путем прессования, направленный в жомохранилище и находящийся в нем более трех суток, после закисания;

- жомохранилище: открытый склад заглубленного типа с твердым покрытием внутри, у которого дно имеет продольный уклон и дренажные лотки с целью сбора образующихся жомовых вод.

В соответствии с п.п. 6.3 п.6 Требования охраны окружающей среды, указанного стандарта свеклосахарной отрасли, вырабатывающие сырой жом, должны осуществлять размещение и обезвреживание отходов предприятия производства и потребления в соответствии с требованиями СП-2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности отходов производства и потребления».

Правила устанавливают гигиенические требования и критерии по определению класса опасности отходов производства и потребления по степени их токсичности и вводятся в целях установления и предотвращения вредного воздействия токсичных отходов.

Требования правил являются обязательными для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся обращением с отходами производства и потребления.

Состав отхода определяется производителем (собственником) отхода самостоятельно или с привлечением аккредитованных в установленном порядке организаций.

Определение класса опасности отхода производится для каждой партии отходов, вывозимых за пределы предприятия, на котором они образовались.

При рассмотрении жалобы установлено, что в ходе рейдового мероприятия установлено, что жом свекловичный вывозился с территории предприятия с основной площадки - жомовой ямы.

Специалистами аккредитованной лаборатории филиала «ЦЛАТИ по Воронежской области ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» была отобрана объединенная проба отхода из 5-ти точечных по линейной сетке с целью определения класса опасности отхода, определения компонентного состава отхода, классификации отхода по типам, подтипам, группам, и позициям, его агрегатного состояния и физической формы.

Отбор проб проводился на полях фильтрации ООО «Хохольский сахарный комбинат», т.е. за пределами основной площадки сахарного производства и места основного накопления отхода.

Согласно экспертному заключению по результатам экспертного сопровождения в рамках федерального государственного надзора данный вид имеет 4 класс опасности, который образовался в результате процессов ферментации, брожения, деструкции компонентов отхода - жома свекловичного свежего.

По результатам анализа проб и сравнению квалификационных признаков отхода - жом свекловичный свежий с классификационными признаками отходов, включенных в ФККО и БДО установлено, что физическая форма выявленного отхода и класс опасности вида отхода не совпадают по классификационным признакам с отходами, включенными в ФККО.

Указанное возлагает на юридическое лицо обязанность вести учёт всех видов отходов I-V классов опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.

Неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у ООО «Хохольский сахарный завод» имелась, доказательства принятия предприятием мер по соблюдению требований и норм законодательства по охране окружающей среды и недопущению выявленных нарушений суду не представлены. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях юридического лица.

Ссылка защитников на отражение указанных отходов в предоставленных отчетах судьей отклоняется.

ООО «Хохольский сахарный комбинат» представлена государственная статистическая отчетность по форме № 2-тп (отходы) за 2019 год и за 1 и 2 кварталы 2020.

Оценка предоставленных доказательств не содержат информацию о накопленном с целью дальнейшего использования, обезвреживания, размещении, передачи другим индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам отходе.

Кроме того, по результатам анализа проб и сравнению квалификационных признаков отхода - жом свекловичный свежий с классификационными признаками отходов, включенных в ФККО и БДО, установлено, что физическая форма отхода и класс опасности вида отхода не совпадают по классификационным признакам с отходами, включенными в ФККО.

Согласно результатам экспертных исследований в отношении отобранных проб отходов установлен 4 - код класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду - IV класс опасности (малоопасные отходы, низкая степень воздействия на окружающую среду, время восстановления после ущерба не менее 3-х лет).

Вопреки доводам жалобы исследованные доказательства в своей совокупности, оцененные по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждают выводы должностного лица о нарушении ООО «Хохольский сахарный завод» природоохранного законодательства, требований законодательства при обращении с отходами производства и потребления. Оснований для признания указанных доказательств недопустимыми не имеется.

Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении в отношении ООО «Хохольский сахарный завод» вынесено уполномоченным должностным лицом в соответствии со статьями 28.2, 28.4 КоАП РФ, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела.

Права, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, ООО «Хохольский сахарный завод» разъяснены, копии всех определений, постановлений вручены в установленном законом порядке, в том числе, защитникам, действующим на основании доверенности.

Постановление о назначении ООО «Хохольский сахарный завод». административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 8.2 КоАП РФ, вынесено старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.

В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.

При назначении ООО «Хохольский сахарный завод» административного наказания должностным лицом требования статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ также соблюдены. Наказание в виде штрафа назначено в пределах санкции части 10 статьи 8.2 КоАП РФ, является обоснованным и справедливым.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.

На основании изложенного, судья приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены оспариваемого постановления, а связи с чем, оставляет жалобу без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л :

Постановление заместителя начальника государственного экологического надзора по Воронежской области – старшего государственного инспектора РФ по Воронежской области Калугиной Н.В. № 16/КН/2021 от 03 февраля 2021 года о привлечении ООО «Хохольский сахарный комбинат» к административной ответственности по ч.10 ст. 8.2 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобц защитника ООО «Хохольский сахарный комбинат», действующей на основании доверенности Ботнарь И.Ф, - без удовлетворения.

На решение может быть подана жалоба в Воронежский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья: Е.С. Шумейко

1версия для печати

12-118/2021

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
ООО "Хохольский сахарный комбинат"
Суд
Центральный районный суд г. Воронежа
Судья
Шумейко Елена Сергеевна
Статьи

ст. 8.2 ч.10 КоАП РФ

Дело на странице суда
centralny--vrn.sudrf.ru
16.02.2021Материалы переданы в производство судье
16.02.2021Истребованы материалы
09.04.2021Поступили истребованные материалы
12.04.2021Судебное заседание
13.04.2021Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
19.04.2021Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
23.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.06.2021Вступило в законную силу
20.07.2021Дело оформлено
20.07.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее