Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4265/2018 ~ М-3605/2018 от 09.07.2018

№ 2 - 4265/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 октября 2018 г. Подольский городской суд Московской области

в составе

судьи Николаева М.Н.

при секретаре Жабреевой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Борисовой Надежды Анатольевны и Борисова Александра Дмитриевича к Администрации Городского <адрес> Подольска о признании права собственности

Установил

Борисова Н.А. и Борисов А.Д., уточнив исковые требования, обратились в суд с иском к Администрации Городского <адрес> Подольск о признании права собственности по доли за каждым на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.

В обоснование иска указано, что истцам на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером площадью кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, на котором без разрешительной документации построен жилой дом. В выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию администрацией было отказано. Данный отказ они считают незаконным и нарушающим их права.

Борисова Н.А. и Борисов А.Д. в судебное заседание явились, исковые требования поддержали.

Представитель Администрации Городского <адрес> Подольск в судебное заседание явился, возражал против исковых требований, поскольку разрешение на строительство жилого дома истцу не выдавалось.

3-е лицо: представитель Войсковой части в судебное заседание не явился, извещался надлежаще.

3-е лицо: представитель Центрального МТУ Росавиации в судебное заседание не явился, извещался надлежаще.

3-е лицо: представитель ООО «Международный аэропорт Домодедово» представитель в судебное заседание не явился, извещался надлежаще.

3-е лицо: представитель ООО «Газпром Авиа» в судебное заседание не явился, извещался надлежаще.

3-е лицо: представитель УМВД России по Г.о. Подольск в судебное заседание не явился, извещался надлежаще.

Суд, выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

В силу п. 1 ст. 218 Гражданского Кодекса РФ, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

В соответствии с частью 1 статьи 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.

Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:

если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;

если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;

если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.

Согласно статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В силу пункта 26 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ , от ДД.ММ.ГГГГ, рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.

Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.

Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан».

В судебном заседании установлено: Борисова Н.А. и Борисов А.Д. являются сособственниками (по доли) земельного участка площадью кв.м. с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> (л.д. ).

Из объяснений истцов в судебном заседании следует, что ими, за счет собственных средств, без соответствующего разрешения, в ДД.ММ.ГГГГ году на собственном земельном участке был возведен жилой дом по адресу: <адрес> <адрес>.

Согласно техническому паспорту спорного жилого дома, спорный объект построен в ДД.ММ.ГГГГ году, площадь здания кв.м., общая площадь помещений дома кв.м., жилая площадь помещений дома кв.м., двухэтажный, состоит из лит.Б (жилой дом), лит.Б1 (жилая пристройка), лит.Б2 (мансарда), лит.б (веранда). Разрешение на строительство не представлено (л.д.7

Из ответа Комитета по строительству и архитектуре Администрации Г.о. Подольск от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок истцов с кадастровым номером частично расположен в водоохраной зоне Гласинского пруда (л.д. ).

Согласно градостроительному плану земельный участок истцов с кадастровым номером расположен в пределах приаэродромной территории аэродрома Москва (Домодедово), аэродрома Остафьево, частично расположен в границах водоохраной зоны водного объекта (л.д. ).

Согласно ответа Центрального МТУ Росавиации от ДД.ММ.ГГГГ не представляется возможным предоставить сведения об установлении приаэродромных территорий, санитарно - защитных зон, зон воздушных подходов, зон санитарных разрывов, в границы которых подпадает земельных участок истцов с кадастровым номером , поскольку данные функции не входят в компетенцию (л.д.).

Из ответа Федерального агентства воздушного транспорта от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером расположен в границах приаэродромной территории аэродрома Домодедово, разработанной в соответствии с утратившими силу пунктами 58-60 федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ . Приаэродромная территория аэропорта Домодедово в соответствии с положениями ФЗ-135 до настоящего времени не установлена.

Из ответа ООО Авиапредприятие «Газпром Авиа» аэропорт «Остафьево» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что карты (схемы), на которых отображены: приаэродромная территория, санитарно - защитные зоны, зоны воздушных подходов, зоны санитарных разрывов аэродрома совместного базирования Остафьево находятся на стадии разработки в целях последующего согласования с высшими исполнительными органами государственной власти РФ по <адрес> и по <адрес> в соответствии с ФЗ № 135-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу назначена судебная строительно-техническая экспертиза.

Согласно заключению эксперта ФИО7 по судебной строительно-технической экспертизе (л.д.), обследованием жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, установлено, что на земельном участке с кадастровым номером , площадью кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения подсобного хозяйства, возведен двухэтажный жилой дом общей площадью с учетом помещений вспомогательного назначения кв.м., общей площадью жилых помещений кв.м.. Возведенный жилой дом окончен строительством, на мансардном этаже ведутся отделочные работы. Указанный жилой дом соответствует строительным нормам и правилам, не угрожает жизни и здоровью граждан, не нарушает с технической точки зрения права и законные интересы иных лиц, в том числе смежных землепользователей. Обследуемый жилой дом расположен в границах принадлежащего истцам земельного участка по указанному адресу с кадастровым номером , на следующем расстоянии от границ смежных земельных участков: с юга - м; с запада - , с востока - , с севера - м, линия ограничения застройки (красная линия) не нарушена, необходимые отступы от границ земельного участка соблюдены. Возведенный жилой дом не подпадает в водоохранную зону водоема пруда в д.<адрес>, в границы объекта культурного населения согласно выкопировки с карты зон с особыми условиями территории, т.к. находится на расстоянии м от границы земельного участка с улицей д. <адрес> и более м от береговой линии пруда, определенной согласно ст. 65 ВК РФ по нормальному подпорному уровню воды.

Не доверять заключению эксперта у суда оснований не имеется.

Возражая против удовлетворения иска ответчик ссылается на то, что спорный участок входит в состав приаэродромной территории аэродромов Домодедово, Остафьево и в водоохранную зону, что отражено в градостроительном плане земельного участка истца.

Сведений о вхождении участка истцов в приаэродромную территорию суду не представлено.

Согласно статье 46 Воздушного кодекса Российской Федерации, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны" (далее - Закон N 135-ФЗ) приаэродромная территория отнесена к числу зон с особыми условиями использования территорий, перечисленных в пункте 4 статьи 1 ГрК РФ.

Ст. 46 Воздушного кодекса РФ утратила силу.

В соответствии со статьей 47 Воздушного кодекса Российской Федерации, действующей в редакции Закона N 135-ФЗ, приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Решением об установлении приаэродромной территории на ней вводятся ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» до установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти не позднее чем в течение тридцати дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона обязаны разместить на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" описание местоположения границ приаэродромных территорий, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости до ДД.ММ.ГГГГ, в целях согласования размещения в границах приаэродромных территорий объектов, указанных в части 3 настоящей статьи, без внесения сведений о границах приаэродромных территорий в Единый государственный реестр недвижимости. Опубликование указанных сведений осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что до дня вступления в силу настоящего Федерального закона уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти в случае отсутствия на ДД.ММ.ГГГГ указанного в части 1 настоящей статьи описания местоположения границ приаэродромных территорий в государственном кадастре недвижимости обязаны утвердить имеющиеся на день официального опубликования настоящего Федерального закона карты (схемы), на которых отображены границы полос воздушных подходов на аэродромах экспериментальной авиации, аэродромах государственной авиации, аэродромах гражданской авиации, границы санитарно-защитных зон аэродромов, а также разместить указанные карты (схемы) на сайте уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в целях согласования размещения в таких границах объектов, указанных в части 3 настоящей статьи, без внесения сведений о таких границах в Единый государственный реестр недвижимости. Указанные карты (схемы) подлежат согласованию с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в границах территорий которых полностью или частично расположена приаэродромная территория (в части соответствия описания местоположения границ полос воздушных подходов на аэродромах, описания местоположения границ санитарно-защитных зон аэродромов и ограничений использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в таких границах установленным требованиям). Согласование указанных карт (схем) или отказ в их согласовании подлежит представлению в указанные федеральные органы исполнительной власти в тридцатидневный срок со дня поступления в высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации проектов указанных карт (схем). В случае непредставления согласования указанных карт (схем) или непредставления отказа в их согласовании в установленный срок указанные карты (схемы) считаются согласованными. Порядок разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти при согласовании проектов указанных карт (схем), утверждается Правительством Российской Федерации.

Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что до установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, размещение радиотехнических и иных объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов, оказывать негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, установленного на аэродроме, объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов, в границах указанных в части 1 настоящей статьи приаэродромных территорий или указанных в части 2 настоящей статьи полос воздушных подходов на аэродромах, санитарно-защитных зон аэродромов должны осуществляться при условии согласования размещения этих объектов в срок не более чем тридцать дней:

1) с организацией, осуществляющей эксплуатацию аэродрома экспериментальной авиации, - для аэродрома экспериментальной авиации;

2) с организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации, - для аэродрома государственной авиации;

3) с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), - для аэродрома гражданской авиации. В случае непредставления согласования размещения этих объектов или непредставления отказа в согласовании их размещения в установленный срок размещение объекта считается согласованным.

Согласно ч. 4 данной статьи, указанное в части 3 настоящей статьи согласование осуществляется при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о соответствии размещения указанных в части 3 настоящей статьи объектов требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выдаваемого в течение тридцати дней со дня поступления заявления в данный федеральный орган исполнительной власти.

Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что в отношении аэродромов, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего Федерального закона:

1) до установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, установленные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, установленные в границах указанных в части 1 настоящей статьи приаэродромных территорий или указанных в части 2 настоящей статьи полос воздушных подходов на аэродромах, санитарно-защитных зон аэродромов, зон санитарных разрывов аэродромов, не применяются в отношении объектов капитального строительства, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция которых согласованы собственником соответствующего аэродрома и (или) уполномоченным органом государственной власти, осуществляющим полномочия собственника соответствующего аэродрома, а также в отношении земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, права на которые возникли у граждан или юридических лиц до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если эти ограничения установлены в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов. Убытки, причиненные публично-правовым образованиям в связи с установленными ограничениями использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, возмещению не подлежат.

Все указанные в ГПЗУ аэродромы введены в действие до вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ. До установления их приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, установленные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, установленные в границах указанных в части 1 статьи 4 указанного ФЗ № 135-ФЗ, приаэродромных территорий или указанных в части 2 настоящей статьи полос воздушных подходов на аэродромах, санитарно-защитных зон аэродромов, зон санитарных разрывов аэродромов, не применяются в отношении объектов капитального строительства, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция которых согласованы собственником соответствующего аэродрома и (или) уполномоченным органом государственной власти, осуществляющим полномочия собственника соответствующего аэродрома, а также в отношении земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, права на которые возникли у граждан или юридических лиц до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если эти ограничения установлены в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов.

Права истцов на земельный участок возникли до вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ, следовательно, ограничения использования земельного участка истцов не подлежат применению.

При таких обстоятельствах, оценив в совокупности заключение эксперта и представленные суду доказательства, принимая во внимание, что истцы являются собственниками земельного участка, суд считает, что возведенный жилой дом соответствует требованиям СНиП, не угрожает жизни и здоровью граждан, возражений от 3-х лиц по существу дела не поступало, а потому исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению.

     Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Решил

     Иск Борисовой Надежды Анатольевны и Борисова Александра Дмитриевича к Администрации Городского <адрес> Подольска о признании права собственности удовлетворить.

     Признать право собственности за Борисовой Надеждой Анатольевной на долю жилого дома по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, площадью здания кв.м., общей площадью помещений жилого дома кв.м., жилой площадью помещений жилого дома кв.м., двухэтажный, состоящий из литер б, Б, Б1 на первом этаже и лит. Б2 - мансарда.

     Признать право собственности за Борисовым Александром Дмитриевичем на долю жилого дома по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, площадью здания кв.м., общей площадью помещений жилого дома кв.м., жилой площадью помещений жилого дома кв.м., двухэтажный, состоящий из литер б, Б, Б1 на первом этаже и лит. Б2 - мансарда.

     Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Подольский городской суд в течение одного месяца.

Судья

2-4265/2018 ~ М-3605/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Борисов Александр Дмитриевич
Борисова Надежда Анатольевна
Ответчики
Администрация Городского округа Подольск
Другие
УФМС России по Московской области в г.о. Подольск
Суд
Подольский городской суд Московской области
Судья
Николаев Максим Николаевич
Дело на странице суда
podolsky--mo.sudrf.ru
09.07.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.07.2018Передача материалов судье
10.07.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.07.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.07.2018Подготовка дела (собеседование)
24.07.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.08.2018Судебное заседание
06.09.2018Судебное заседание
15.10.2018Производство по делу возобновлено
15.10.2018Судебное заседание
15.10.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.10.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.10.2018Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее