Дело 2-14/2015
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
г. Балашиха Московской области 02 марта 2015 г.
Балашихинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Лебедева Д.И.,
при секретаре судебного заседания Щербинской А.Ю.,
с участием прокурора Куликова С.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кудряшов Е.А. к Министерству обороны Российской Федерации и Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о признании договора найма служебного жилого помещения недействительным в части указания служебного жилого помещения, и о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, и по иску Федерального государственного бюджетного военного образовательного учреждения высшего образования «Военно-технический университет» Министерства обороны Российской Федерации (ВТУ)
к Кудряшов Е.А., Кудряшову С.И., действующей также в интересах несовершеннолетнего Кудряшова И.Е., Кудряшову Е.Э., Кудряшову Р.Е., действующему также в интересах несовершеннолетнего Кудряшову Я.Р., о прекращении договора служебного найма жилого помещения и выселении из жилого помещения,
Установил:
Кудряшов Е.А. обратился в суд с иском к Министерству Обороны Российской Федерации, указывая в его обоснование о том, что он и ответчик
в лице ФГОУ «Военно - технический университет при Спецстрое России» ранее заключили договор № от ДД.ММ.ГГГГ служебного найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>,
<адрес>. Согласно договора найма помещения вместе с истцом в квартиру вселились его жена – Кудряшова С.И., сын – Кудряшов И.Е., сын – Кудряшов Р.Е.
Названное жилое помещение принадлежит ВТУ при Федеральном агентстве специального строительства на праве оперативного управления,
что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права
от ДД.ММ.ГГГГ. Право оперативного управления зарегистрировано
на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № территориального управления Федерального агентства по управлению имуществом.
По его мнению, ДД.ММ.ГГГГ на момент постановления распоряжения о закреплении права оперативного управления, квартира была сдана по договору найма от ДД.ММ.ГГГГ, что недопустимо согласно
п. 3 правил отнесения жилого помещения к специализированному фонду. Договор служебного найма был заключен на имущество, которое не имеет статус «служебного» жилья, поскольку отнесение данного жилья
к специализированному фонду было осуществлено позже.
Ответчик предоставил данное жилье с нарушением закона, чем нарушил его права, и права членов его семьи на получение жилой площади, и порядок предоставления жилых помещений в домах ведомственного жилищного фонда, установленных ст. ст. 49, 57 ЖК РФ.
Его выслуга в вооруженных силах составляет: календарная – <данные изъяты>, в льготном исчислении – <данные изъяты>. Из Федерального агентства специального строительства Спецстрой России он уволен досрочно
по основанию п.п. «а» п. 2 ст. 51 ФЗ в связи с организационно – штатными мероприятиями. В период службы состоял в очереди на улучшение жилищных условий, как не обеспеченный жильем.
Обязанность ответчика – Министерства обороны Российской Федерации предоставить жилое помещение ему и членам семьи является одним из видов гражданско-правового обязательства, прекращение которого допустимо только в случаях, установленных в законе или договоре сторон. В силу действовавшего в момент постановки его на очередь до ДД.ММ.ГГГГ закона, ему,
как уволенному по основанию сокращения численности штата должна быть предоставлена квартира.
Он полагает, что договор найма служебного жилого помещения нельзя признать законным и обоснованным, договор подлежит отмене с признанием
за ним и членами семьи права пользования жилым помещением на условиях социального найма.
На основании изложенного просил суд признать договор найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ № в части
на указание служебного жилого помещения – недействительным; признать
за ним и его семьей право пользования жилым помещением, расположенным
по адресу: <адрес>, на условиях договора социального найма (л.д. 4-6).
В дальнейшем исковые требования были предъявлены и к Департаменту жилищного обеспечения Министерства Обороны Российской Федерации,
(л.д. 27-29), в данном заявлении изложены доводы первоначального иска, согласно которого истец также просил суд признать договор найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ № в части на указание служебного жилого помещения – недействительным; признать за ним
и его семьей право пользования жилым помещением, расположенным
по адресу: <адрес>, на условиях договора социального найма.
Третье лицо - Федеральное государственное бюджетное военное образовательное учреждение высшего образования «Военно-технический университет» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ВТУ) заявило самостоятельные требования к Кудряшову Е.А., Кудряшовой С.И., Кудряшову И.Е., Кудряшовой Е.Э., Кудряшову Р.Е., Кудряшову Я.Р.
В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ на основании договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ № Кудряшову Е.А. было предоставлено на состав семьи из трех человек служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>,
<адрес>. Договор заключен на период прохождения военной службы Кудряшовым Е.А. в Спецстрое России.
Приказом директора Спецстроя России от ДД.ММ.ГГГГ № Кудряшов Е.А. досрочно уволен с военной службы в запас. При этом, основанием для его увольнения явился рапорт, подписанный Кудряшовым Е.А. о досрочном увольнении с военной службы, в котором указано, что он и члены семьи зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>. Обеспеченность Кудряшова Е.А. и членов его семьи жилым помещением для постоянного проживания также подтверждается листом беседы от ДД.ММ.ГГГГ, с которым он был ознакомлен лично
под роспись этой же датой.
Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>,
<адрес>, состоит на балансовом учете ВТУ, является федеральной собственностью, относится к государственному жилищному фонду, находящемуся в ведении Министерства Обороны РФ.
Обеспеченность жильем Кудряшова Е.А. и членов его семьи на момент увольнения в <адрес>, в <адрес> (общая площадь жилого помещения составляет <данные изъяты> кв.м.) не позволяет ему быть признанным нуждающимся в обеспечении жилым помещением для постоянного проживания. На период прохождения военной службы в <адрес> ответчики имели право на обеспечение только служебным жилым помещением.
Кудряшову Е.А., Кудряшовой С.И. и Кудряшову Р.Е. на праве общей долевой собственности в равных долях (1/3) принадлежало жилое помещение
по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. Кудряшов И.Е. на момент увольнения Кудряшова Е.А. с военной службы являлся членом семьи собственника жилого помещения по адресу: <адрес>. Кудряшов Е.А. в едином реестре военнослужащих, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, не состоит.
При утрате связи со Спецстроем России на момент увольнения с военной службы Кудряшов Е.А. и члены его семьи были обеспечены жилым помещением для постоянного проживания по установленным нормам
в <адрес>, нуждающимися в жилом помещении для постоянного проживания из государственного жилищного фонда не признавались, соответствующего права не имели и не имеют. Увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
На основании изложенного просил суд отказать в удовлетворении заявленных истцами по основному иску требованиях в полном объеме; прекратить с 23 ноября 2011 года договор служебного найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенный между Кудряшовым Е.А.
и начальником ФГОУ «ВТУ при Спецстрое России», в связи с увольнением Кудряшова Е.А. с военной службы; выселить Кудряшов Е.А., Кудряшову С.И., Кудряшова И.Е., Кудряшову Р.Е., Кудряшову Е.Э. и Кудряшову Я.Р. из жилого помещения в виде отдельной двухкомнатной квартиры, находящейся по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения; прекратить регистрацию Кудряшов Е.А., Кудряшову С.И., Кудряшова И.Е., Кудряшову Р.Е., Кудряшову Е.Э. и Кудряшову Я.Р. по адресу: <адрес>, и считать решение суда основанием для снятия их с регистрационного учета по указанному адресу
(л.д. 91-94). В дальнейшем дополнил свои требования, просил суд также взыскать с ответчиков в пользу ВТУ понесенные судебные расходы, состоящие из оплаченной государственной пошлины в размере 4 000 рублей (л.д. 166).
В судебное заседание истец по основному иску Кудряшов Е.А., не явился, извещен надлежащим образом.
Его представитель по доверенности (л.д. 14) – Викленко В.А., настаивал
на удовлетворении иска. Давал объяснения, сходные по смыслу и содержанию
с доводами, изложенными в исковом заявлении. Возражал против заявленного
к Кудряшову Е.А. иска, в том числе, представил письменные возражения,
и дал пояснения согласно изложенных в них доводам, в том числе пояснил,
что не представлено доказательств того, что спорная квартира отнесена
к специализированному жилищному фонду, что дает основании считать
ее предоставленной на условиях социального найма. Ссылка на то,
что у Кузнецова Е.А. была собственность, не имеет правового значения, так как
за выслугу лет Министерство Обороны РФ обязано предоставить
его доверителю квартиру. Обратил внимание на то, что имеется судебная практика Балашихинского городского суда Московской области и Московского областного суда по схожим спорам (л.д. 129-130).
Ответчики – Министерство Обороны Российской Федерации
и Департамент жилищного обеспечения Министерства Обороны Российской Федерации, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили, о причинах неявки суду не сообщили, возражений на иск не представили.
Представитель третьего лица, заявившего самостоятельные требования, - ВТУ по доверенности (л.д. 59) – Слуцкий М.А., поддержал заявленные исковые требования, и просил суд их удовлетворить. В основном иске просил отказать, считал его необоснованным. Давал объяснения, сходные по смыслу
и содержанию с доводами, изложенными в исковом заявлении.
Ответчица по иску ВТУ Кудряшова С.И. (третье лицо по основному иску), действующая также в интересах несовершеннолетнего Кудряшова И.Е., извещенная надлежащим образом о месте и времени, в судебное заседание
не явилась. Имеется письменное заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие (л.д. 30).
Ответчица по иску ВТУ Кудряшова Е.Э., надлежащим образом извещенная, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суду
не сообщила, возражений на иск не представила.
Ответчик по иску ВТУ Кудряшов Р.Е. (третье лицо по основному иску), действующий также в интересах несовершеннолетнего Кудряшова Я.Р.,
в судебном заседании просил отказать в иске, заявленном ВТУ, и удовлетворить иск Кудряшова Е.А. Пояснил, что его отец пользуется квартирой на условиях социального найма. Также пояснил, что в квартира в г. Хабаровске была предоставлена его истцу в качестве вознаграждения за службу от Спецстроя России. На выбор предоставлялось либо большая надбавка к заработной плате, либо квартира, и его отец выбрал квартиру. До увольнения Кудряшов Е.А. служил в Спецстрое России, и квартира в г. Балашиха ему предоставлялась также Спецтроем России. Был уволен в 2011 году. При увольнении в листе беседы его отец указал, что не нуждается в жилье, так как думал, что указанная квартира предоставлена ему для обеспечения его жильем. В настоящее время его отец служит во внутренних войсках МВД РФ в г. Новосибирске. В квартире проживает он, его отец и мать, его жена и сын, и его брат. На момент предоставления квартиры в г. Хабаровске не было жилищной комиссии, о чем ему известно со слов его отца.
Представитель третьего лица – Федерального агентства специального строительства (далее – Спецстрой России), надлежащим образом извещенного,
в судебное заседание не явился. Ранее представлены письменные возражения
на исковое заявление Кудряшова Е.А., согласно которым он был досрочно уволен с военной службы в связи с организационно – штатными мероприятиями по его рапорту. В рапорте и листе беседы он указал, что согласен на увольнение с военной службы и обеспечен жилой площадью для постоянного проживания
в <адрес>. В списках нуждающихся
в улучшении жилищных условий не состоял. Просил отказать в иске Кудряшова Е.А., а также рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 63-64).
Участвующий в деле прокурор Куликов С.Б. дал заключение, согласно которого Кудряшов Е.А. не состоит на учете в качестве нуждающегося
в улучшении жилищных условий. Жильем в соответствии со ст. 15 ФЗ
«О статусе военнослужащих» обеспечен в г. Хабаровске, был уволен с военной службы, то есть должен освободить занимаемое им служебное жилое помещение. Права членов его семьи, как членов семьи военнослужащего, производны от его прав. На основании изложенного полагал иск ВТУ подлежащим удовлетворению, иск Кудряшова Е.А. необоснованным
и не основанным на законе, и не подлежащим удовлетворению.
С учетом мнения сторон суд определил рассмотреть дело в отсутствие лиц, которые не явились в судебное заседание.
Выслушав мнение сторон, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяются Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее ФЗ от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ,
ФЗ «О статусе военнослужащих»).
Согласно ст. 1 ФЗ от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ, статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных данным Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В период заключения договора служебного найма жилого помещения
№ 68-10 от 17 июля 2010 года ФЗ «О статусе военнослужащих» действовал
в редакции от 25 декабря 2009 года.
Пунктом 1 ст. 2 указанного выше Федерального закона установлено,
что военнослужащие проходят военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». К военнослужащим в числе прочих военнослужащих были отнесены офицеры. Согласно ч. 2 этой
же статьи установлено, что граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают
его с окончанием военной службы.
Пункт 5 названной выше статьи предусматривал, что социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены данным Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются: военнослужащим и членам их семей; гражданам, уволенным
с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, Объединенных Вооруженных Силах государств - участников Содружества Независимых Государств, и членам их семей. К членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами
до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся
в образовательных учреждениях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
Согласно п. 1 ст. 3 ФЗ «О статусе военнослужащих» для военнослужащих данным Федеральным законом устанавливается единая система правовой
и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения
с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы. В аналогичной редакции указанные выше нормы ФЗ от 27.05.1998 г.
№ 76-ФЗ действуют ко дню судебного заседания.
Статья 15 ФЗ от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ предусматривает право военнослужащих на жилище.
Согласно п. 1 данной статьи, государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств
на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу
по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах. Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту,
и совместно проживающие с ними члены их семей обеспечиваются служебными жилыми помещениями в соответствии с нормами, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 ЖК РФ,
по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более,
а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи
с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан
в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба,
или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства
и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 данного Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации. Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия
и порядок заключения такого договора определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу п. 3 ст. 15 указанного Федерального закона, военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан,
до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В силу п. 4 этой же статьи, военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, имеющим в собственности индивидуальные жилые дома (квартиры) либо являющимся членами жилищно-строительных (жилищных) кооперативов, а также военнослужащим - гражданам, за которыми в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации сохраняются жилые помещения по месту жительства до поступления на военную службу или бронируются жилые помещения, при переводе на новое место военной службы в другую местность предоставляются совместно с проживающими с ними членами их семей на период военной службы в данной местности служебные жилые помещения или общежития. В случае отсутствия указанных жилых помещений командир воинской части действует в соответствии с п. 3 данной статьи.
В соответствии с п. 6 ст. 15 ФЗ от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ, военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Из п. 13 этой же статьи закона усматривается, что военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более,
не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий)
по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с данным Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 14 указанной выше статьи усматривается, что обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета
на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии
с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Норма представления жилой площади определена ст. 15.1
ФЗ от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ.
Статьей 23 названного выше Федерального закона предусмотрено,
что военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия
не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи
с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 Федерального закона. Военнослужащим - гражданам, общая продолжительность военной службы которых составляет
10 лет и более, подлежащим увольнению с военной службы по достижении
ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, в последний
год военной службы Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) по желанию военнослужащего - гражданина выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Порядок учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку
и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства определен Постановлением Правительства РФ от 06 сентября 1998 года № 1054.
Постановлением Правительства РФ от 04 мая 1999 года № 487 утверждено Положение «Об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба».
Согласно п.п. 3 – 5 Положения, жилищный договор заключается между Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в лице командиров (начальников) воинских частей и военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, а также офицерами, призванными на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, в целях обеспечения их служебными жилыми помещениями. Военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей служебные жилые помещения предоставляются по нормам и в порядке, которые предусмотрены законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации,
с учетом права на дополнительную жилую площадь. Жилищный договор заключается на срок действия контракта о прохождении военной службы военнослужащими, для офицеров, призванных на военную службу
в соответствии с указом Президента Российской Федерации, - до окончания военной службы по призыву. При окончании срока действия контракта
о прохождении военной службы военнослужащими или увольнении с военной службы по призыву - для офицеров, призванных на военную службу
в соответствии с указом Президента Российской Федерации, - жилищный договор прекращает свое действие. Жилищный договор расторгается
в случаях: досрочного увольнения военнослужащих, кроме военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 20 лет и более, а также уволенных по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более; обеспечения военнослужащих и (или) совместно проживающих с ними членов их семей жилыми помещениями для постоянного проживания по месту прохождения военной службы по нормам, установленным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Жилищный договор может быть расторгнут по соглашению сторон. В случае расторжения жилищного договора военнослужащие и совместно проживающие с ними члены их семей обязаны в 3-месячный срок освободить предоставленное им служебное жилое помещение в порядке, определяемом жилищным законодательством
и жилищным договором.
Содержание абз. 2 п. 5 названного Положения и п.п. 1 п. 9 Приложения
к нему во взаимосвязи с положениями п.п. 13 и 14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» указывает на то, что названная в Положении категория военнослужащих не может быть выселена из специализированных жилых помещений до предоставления им жилья для постоянного проживания
при увольнении в запас (данная правовая позиция определена в Определении Верховного Суда РФ от 16 февраля 2010 года № КАС10-41).
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан осуществляется Федеральным законом
от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее ФЗ от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ, ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).
Как установлено ст. 2 названного выше Федерального закона, военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - другие войска), в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти
и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны
и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами -
в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях. Прохождение военной службы осуществляется гражданами - по призыву
и в добровольном порядке (по контракту). Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом.
Согласно п. 1 ст. 36 ФЗ от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ, порядок прохождения военной службы определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части, как это установлено п. 11 ст. 38 указанного выше Федерального закона.
Основания увольнения с военной службы определены ст. 51 ФЗ
«О воинской обязанности и военной службе». Согласно данной статьи, военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы, в том числе, в связи с организационно-штатными мероприятиями (п.п. «а» п. 2).
Положение о порядке прохождения военной службы утверждено Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года № 1237 «Вопросы прохождения военной службы». Данным Положением определяются порядок прохождения военной службы в мирное время гражданами Российской Федерации,
не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства,
в Вооруженных Силах Российской Федерации, внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, воинских формированиях и органах, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы, предусмотренных ФЗ «О воинской обязанности
и военной службе», а гражданами Российской Федерации, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях, порядок заключения контракта о прохождении военной службы и прекращения его действия, а также регулируются другие вопросы
в соответствии с федеральным законодательством.
Согласно п. 17 Положения предусмотрено, что военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без его согласия не может быть уволен с военной службы
по достижении предельного возраста пребывания на военной службе,
по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения либо субсидии на приобретение
или строительство жилого помещения по нормам жилищного законодательства. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения
не по месту дислокации воинской части они увольняются с военной службы
и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ
и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации
или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися
в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются
в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 50 ЖК РФ, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого
по договору социального найма.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма определены
ст. 51 ЖК РФ. Согласно названной статьи, гражданами, нуждающимися
в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений
или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования
или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие
в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения
по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу ст. 52 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных ЖК РФ случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет)
на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими
в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет
не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете
в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия,
в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися
в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий, что установлено ст. 53 ЖК РФ.
Согласно ч.ч. 1-2 ст. 92 ЖК РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, служебные жилые помещения. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд
с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В соответствии со ст. 93 ЖК РФ, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи
с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений,
за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются
по установленным ГК РФ основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
В соответствии со ст. 100 ЖК РФ, по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона – собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания
в нем. Договор найма специализированного жилого помещения заключается
на основании решения о предоставлении такого помещения. Договор найма специализированного жилого помещения заключается в письменной форме.
Как установлено ст. 101 ЖК РФ, договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон. Наниматель специализированного жилого помещения в любое время может расторгнуть договор найма специализированного жилого помещения. Договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения,
а также в иных предусмотренных ст. 83 ЖК РФ случаях.
Статьей 102 ЖК РФ установлено, что договор найма специализированного жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) такого жилого помещения или по иным предусмотренным ЖК РФ основаниям. Переход права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также передача такого жилого помещения
в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещения,
за исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником - нанимателем такого жилого помещения.
В соответствии со ст. 103 ЖК РФ, в случаях расторжения
или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали
по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке
без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 ЖК РФ и ч. 2 ст. 103 ЖК РФ. Не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в числе иных лиц, члены семьи военнослужащих.
Статьей 104 ЖК РФ установлено, что служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде жилого дома, отдельной квартиры. Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации
или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений утверждены Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года № 42.
Пунктом 3 названных Правил установлено, что отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается,
если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды,
а также если имеют обременения прав на это имущество.
Согласно п. 5 этих же Правил, к служебным жилым помещениям относятся отдельные квартиры.
Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд
с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения
из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных данными Правилами, как это предусмотрено п. 12 Правил.
Постановлением Правительства РФ от 25 марта 2010 года № 179
«О полномочиях федеральных органов исполнительной власти
по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Российской Федерации» установлено, что федеральные органы исполнительной власти принимают решения по вопросам: включения жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, закрепленных за федеральными органами исполнительной власти, а также подведомственными им федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями на праве оперативного управления
и хозяйственного ведения, в специализированный жилищный фонд
с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда; предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно материалам дела:
Кудряшов Е.А. после окончания Хабаровского высшего военного строительного училища в период с <данные изъяты> года по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в воинских подразделениях <данные изъяты> Приказом Спецстроя России от ДД.ММ.ГГГГ
№ полковник Кудряшов Е.А. назначен на воинскую должность в УССТ <адрес>). Приказом Спецстроя России от ДД.ММ.ГГГГ № полковник Кудряшов Е.А. досрочно уволен с военной службы
с зачислением в запас в связи с организационно – штатными мероприятиями (п.п. «а» п. 2 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»). Направлен на воинский учет в отдел военного комиссариата <адрес>
по Центральному и <адрес>м <адрес>. На момент
его увольнения с военной службы в его учетно – послужных документах значились: жена – Кудряшова С.И., сыновья – Роман, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Илья, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Выслуга лет Кузнецова Е.А.
в вооруженных силах составляет: календарная – <данные изъяты>, в льготном исчислении <данные изъяты> лет. Основаниями указаны: приказом директора Спецстроя России от 29.07.2011 г. № 019 должность офицера сокращена, представление начальника 597 ВТУ от 29.09.2011 г., рапорт офицера от 20.09.2011 г.
вх. УКиО №. Данные обстоятельства подтверждены выпиской из приказа по личному составу директора Федерального агентства специального строительства № л/с от ДД.ММ.ГГГГ, справкой Управления государственной службы и кадров Федерального агентства специального строительства от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 106; 107).
Согласно рапорта военнослужащего, Кудряшов Е.А. просил ходатайства об увольнении с военной службы с зачислением в запас в связи
с организационно – штатными мероприятиями. Он и его семья зарегистрированы по адресу: <адрес>. Личное дело просил направить в отдел военного комиссариата <адрес> по Центральному и <адрес>м <адрес>. В рапорте указан дата – ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 67).
В листе беседы с военнослужащим от ДД.ММ.ГГГГ указано,
что жилой площадью по нормам он обеспечен, постоянно зарегистрирован
и проживает по адресу: <адрес>.
С увольнением согласен (л.д. 68)
Из сообщения ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» от ДД.ММ.ГГГГ № пс усматривается,
что Кудряшов Е.А. в едином реестре военнослужащих, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не состоит (л.д. 96; 108).
ДД.ММ.ГГГГ Федеральным государственным унитарным предприятием «Управление специального строительства по Дальнему Востоку
и Забайкалью (<данные изъяты> – «застройщик», и Кудряшов Е.А. (1/3 доли), Кудряшов Р.Е. (1/3 доли), Кудряшова С.И. (1/3 доли) – «Инвестор», заключили договор № на строительство жилья по заказам физических
и юридических лиц (далее – Договор №). Предметом договора является инвестирование строительства жилого двенадцатиэтажного дома, расположенного по адресу: <адрес>. Результатом деятельности Кудряшовых является приобретение ими трехкомнатной квартиры, общей площадью, согласно проекту, <данные изъяты> кв.м., в указанном илом доме, а также доли в праве на общее имущество. Согласно п. 1.2 Договора
№, договорная стоимость квартиры составляет <данные изъяты> рублей. Порядок расчетов определен разделом II данного Договора. Исходя из данного порядка предусмотрено, что часть площади квартиры в размере <данные изъяты> кв. м. стоимостью <данные изъяты> рублей предоставляется Кудряшовым безвозмездно предоставлена согласно Закону «О статусе военнослужащих»; доплата излишней площади
в сумме <данные изъяты> производится путем передачи застройщику трехкомнатной квартиры общей площадью 64, 81 кв. м., находящейся по адресу: <адрес>. Кудряшовым удостоверено,
что на квартиру № нет прав третьего лица. Согласно п. 3.8 Договора предусмотрена обязанность Инвестора зарегистрировать право собственности на квартиру согласно п. 1 ст. 15 Закона «О статусе военнослужащих»
(л.д. 150-154).
Договор № был исполнен, что подтверждено Соглашением
об исполнении договора от ДД.ММ.ГГГГ (далее - соглашение
об исполнении), заключенного <данные изъяты> - «застройщик»
и Кудряшовым Е.А., Кудряшовым Р.Е., Кудряшовой С.И.. – «дольщик»
(л.д. 155). Как усматривается из данного соглашения, трехкомнатная квартиру, расположенная по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., предоставлена застройщиком в собственность дольщику. Фактическая передача квартиры осуществилась. Оплата произведена следующим образом: в оплату зачтена продажа дольщиком своей трехкомнатной <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>,
<адрес>, стоимостью <данные изъяты> рублей, что подтверждается договором купли – продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Часть площади квартиры стоимостью <данные изъяты> рублей предоставлена дольщику безвозмездно согласно закону «О статусе военнослужащих».
Кудряшовы обратились за регистрацией договора купли – продажи
с соответствующим заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес>,
о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество
и сделок с ним внесены записи о регистрации (л.д. 83-84; 85-87; 88-90; 97-98; 99-100; 102-104; 156-157).
Согласно копии протокола заседания жилищной комиссии в/ч №
от ДД.ММ.ГГГГ трехкомнатная квартира № в жилом доме №
по <адрес>, выделена полковнику Кудряшову Е.А. на состав семьи
3 человека в порядке долевого участия с учетом предоставления <данные изъяты> кв. м. безвозмездно согласно закону «О статусе военнослужащих», с учетом дополнительной площади <данные изъяты> кв.м., имеющему воинское звание полковник.
С учетом доплаты излишней площади <данные изъяты> кв. м., в соответствии
с заключенным договором № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 168).
В дальнейшем указанная квартира была продана. Согласно договору купли – продажи квартиры с использованием кредитных средств от ДД.ММ.ГГГГ Кудряшов Е.А., Кудряшова С.И. и Кудряшов Р.Е. продали квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Шалыгиной В.В. по цене <данные изъяты> рублей (л.д. 158-160).
Указанные выше письменные материалы (договора, соглашение, заявления лиц) представлены по запросу суда Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю (л.д. 146-147; 148).
Согласно выписке из протокола заседания Центральной жилищной комиссии Федерального агентства специального строительства от ДД.ММ.ГГГГ № служебная квартира №, расположенная в 105 квартирном семейном общежитии на территории ВТУ в <адрес>, количеством комнат – <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв. м, предоставлена
п-ку Кудряшову Е.А. как нуждающемуся в обеспечении служебным жилым помещением (л.д. 167).
ДД.ММ.ГГГГ ВТУ и Кудряшов Е.А. заключили договор № найма служебного жилого помещения (далее – Договор №). Согласно договора, ВТУ передал Кудряшов Е.А. и членам его семьи: жене – Кудряшовой С.И., сыну – Кудряшову И.Е., за плату во владение и пользование служебное жилое помещение, находящееся в федеральной собственности, состоящее
из <данные изъяты> комнатной квартиры № общей площадью <данные изъяты> кв. м., расположенное в <данные изъяты> квартирном жилом доме (<адрес>,
<адрес> – территория ВТУ) для временного проживания в нем. Жилое помещение предоставлено в связи с прохождением Кудряшовым Е.А. военной службы в Спецстрое России. В разделе 4 данного договора, в числе прочих оснований прекращения договора, указано окончание военной службы
в Спецстрое России. В случае прекращения договора, наниматель и члены его семьи должны освободить жилое помещение (л.д. 37; 46-47). Квартира принята по акту приема – передачи ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 38).
В указанном жилом помещении проживают Кудряшов Е.А., Кудряшова С.И., Кудряшов И.Е., Кудряшов Р.Е., Кудряшова Е.Э. и Кудряшов Я.Р.,
что следует из данных Кудряшовым Р.Е. пояснений, подтверждено представителем ВТУ Слуцким М.А., что согласуется со сведениями из выписки из паспортной картотеки, лицевого счета на квартиру, свидетельства №
о регистрации по месту жительства (л.д. 49-50; 51; 69).
Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>,
<адрес>, закреплено на праве оперативного управления за ВТУ на основании распоряжения территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, что следует из пояснений представителя ВТУ по доверенности Слуцкого М.А., представившего копию свидетельства
о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 70).
Согласно данного свидетельства, <данные изъяты> квартирное семейное общежитие назначением: многоквартирный <данные изъяты> этажный дом, расположен по адресу: <адрес>, территория ФИО6.
Как следует из сообщения Управления государственной службы и кадров Спецстроя России от ДД.ММ.ГГГГ № в адрес ВТУ, полковник запаса Кудряшов Е.А., уволенный приказом Спецстроя России №
от ДД.ММ.ГГГГ г., проживающий в служебной двухкомнатной квартире
на территории ВТУ по адресу: <адрес>,
<адрес>, жильем для постоянного проживания обеспечен. Занимаемое служебное жилое помещение обязан сдать
в установленном законом порядке (л.д. 52).
Действующий по доверенности представитель Кудряшова Е.А. – Викленко В.А. заявлял о подложности протокола жилищной комиссии
от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 168) в виду несоответствия имеющихся в нем подписей подписи Паукаевой И.И.. Также пояснил, что возможно подделана подпись Васильева Е.П., о чем ему сообщал Кудряшов Е.А. Ходатайствовал
о назначении по делу судебной почерковедческой экспертизы с целью определения принадлежности подписей, имеющихся в протоколе, подписям Васильева Е.П., Крыжановского В.Д., Паукаевой И.И., Огнянову А.В. (л.д. 169-170). При этом Викленко В.А. не представил суду сведений об обстоятельствах, дающих основания полагать, что подписи указанных лиц, которые имеются
в копии названного протокола могли быть подделаны, не представил суду сведений о местонахождении названных лиц, материалов, необходимых для производства экспертизы, не смог также пояснить, в чем должно заключаться содействие суда, о котором он просил в судебном заседании (л.д. 177-180).
С учетом изложенного, а также в виду того, что в материалы дела представлена надлежащим образом заверенная копия Договора №, данные
о котором отражены в оспариваемом протоколе, и заключенного ранее заседания жилищной комиссии, судом отказано в назначении и производстве
по делу судебной экспертизы по ходатайству Викленко В.А. (л.д. 175-176).
При производстве по данному гражданскому делу Викленко В.А. также заявлял и иные ходатайства об истребовании письменных материалов, таких как техническая документация на спорное жилое помещение, и на квартиры
в <адрес>, и иных. В удовлетворении данных ходатайств судом отказано, связи с тем, что необходимые для разрешения дела сведения, из документации, об истребовании которой ходатайствовал представитель истца, имелись
в материалах дела, другие не имели значения для его разрешения по существу.
Иных доказательств, имеющих значение для рассмотрения и разрешения данного гражданского дела по существу, не представлено. Иных ходатайств
об истребовании дополнительных доказательств по делу стороны не заявляли.
Представленные по делу доказательства суд полагает относимыми, допустимыми и достоверными, а в их совокупности и взаимной связи достаточными для разрешения гражданского дела.
Оценив в совокупности сведения, имеющиеся в представленных письменных материалах, а также сообщенные сторонами в данных по делу объяснениях, суд полагает установленными следующие фактические обстоятельства дела.
Кудряшов Е.А. проходил военную службу, с которой был досрочно уволен с зачислением в запас по основанию, предусмотренному п.п. «а» п. 2
ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», то есть, в связи
с организационно – штатными мероприятиями. Имеет календарную выслугу
27 лет 03 месяца, в льготном исчислении составляющую 37 лет (л.д. 106; 107).
Право военнослужащего и членов его семьи на жилище, предусмотренное ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», согласно норме ст. 15.1 этого
же Федерального закона, реализовано Кудряшовым Е.А. в <данные изъяты> году, так как
он безвозмездно получил в собственность на состав семьи <данные изъяты> кв. м. жилой площади с учетом его права на дополнительную площадь в размере <данные изъяты> кв. м.
в связи с тем, что он имеет воинское звание «полковник». Указанная жилая площадь предоставлена истцу в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., при этом, в оплату оставшейся площади данной квартиры (превышающую предусмотренную для Кудряшова Е.А. законом норму предоставления площади жилого помещения) зачтена продажа им своей трехкомнатной квартиры №, расположенная по адресу: <адрес>Д, стоимостью <данные изъяты> рублей (л.д. 150-154; 155; 168).
Таким образом, по прибытию к новому месту службы Кудряшов Е.А.
и члены его семьи, будучи обеспеченными жилым помещение для постоянного проживания по нормам, определенным законом, не обладали правом
на постановку их на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении
для постоянного проживания, а также правом на предоставление им жилого помещения по договору социального найма, так как иное противоречит положениям ст. ст. 49 - 52 ЖК РФ, ст.ст. 15, 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих».
Квартира, расположенная по адресу: <адрес>,
<адрес> продана Кудряшовым Е.А. и членами его семьи ДД.ММ.ГГГГ, то есть после его увольнения с военной службы (л.д. 158-160).
В соответствии с положениями закона, предусмотренными ст.ст. 92-93, 99, 100, 104 ЖК РФ, ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», Положением
«Об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба» (утв. Постановлением Правительства РФ
от 04.05.1999 г. № 487), Кудряшову Е.А. и членам его семьи предоставлено служебное жилое помещение – квартира, расположенная по адресу: <адрес>. В спорной квартире проживают Кудряшов Е.А., Кудряшова С.И., Кудряшов И.Е., Кудряшов Р.Е., Кудряшова Е.Э. и Кудряшов Я.Р., как это следует из представленных письменных материалов дела и пояснений сторон (л.д. 37; 46-47; 49-50; 51; 69; 70).
По указанным выше обстоятельствам, у суда нет оснований полагать,
что спорное жилое помещение было предоставлено Кудряшову Е.А. и членам его семьи на условиях социального найма, так как, будучи обеспеченными жилым помещением для постоянного проживания согласно ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», права на социальный наем данного помещения они не имели.
Учитывая изложенное, суд считает исковые требования Кудряшова Е.А.
о признании договора найма служебного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ недействительным в части на указание служебного жилого помещения, и о признании за ним и членами его семьи права пользования жилым помещением на условиях социального найма не обоснованными,
и не подлежащими удовлетворению. Кроме того, перевод жилья в разряд служебного и исключение его из указанного фонда является компетенцией собственника жилищного фонда, то суд не может входить в обсуждение данного вопроса, поскольку иное означало бы вмешательство в компетенцию соответствующего государственного органа управления по распоряжению имуществом, находящимся в государственной собственности.
Применительно к положениям ст. 2 ФЗ «Закона о статусе военнослужащих», Кудряшов Р.Е., Кудряшова Е.Э. и Кудряшов Я.Р.
не являются членами семьи Кудряшова Е.А., в связи с чем, права, предусмотренного законом, на вселение в указанное служебное жилое помещение, и пользование им, не имели и не имеют.
В силу ст. ст. 102-104 ЖК РФ, Положения «Об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба» (утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.1999 г. № 487), а также положений самого Договора найма служебного жилого помещения №
от ДД.ММ.ГГГГ, данный договор был прекращен, так как Кудряшов Е.А. был уволен с военной службы в Спецстрое России (л.д. 37; 46-47; 106; 107).
Таким образом, согласно названным выше положениям закона, Кудряшов Е.А. и члены его семьи обязаны освободить занимаемое служебное жилое помещение, однако данную обязанность не исполнили, проживают в спорном жилом помещении, и занимают его ко дню судебного заседания. Данное обстоятельство препятствует ВТУ предоставить в установленном законом порядке указанное служебное жилое помещение нуждающимся
в предоставлении такого жилого помещения военнослужащим и членам
их семей.
Предусмотренных законом оснований, по которым указанные лица
не могут быть выселены из занимаемого ими служебного жилого помещения,
не имеется.
Учитывая изложенное, суд считает исковые требования ВТУ к Кудряшову Е.А., Кудряшовой С.И., действующей также в интересах несовершеннолетнего Кудряшова И.Е., Кудряшовой Е.Э., Кудряшову Р.Е., действующему также
в интересах несовершеннолетнего Кудряшова Я.Р., о прекращении договора служебного найма жилого помещения и выселении из жилого помещения обоснованными, и подлежащими удовлетворению.
Доводы представителя истца Кудряшова Е.А. по доверенности Викленко В.А., а также ответчика по иску ВТУ Кудряшова Р.Е. о том, что квартира
в <адрес> была предоставлена истцу в качестве поощрения за службу,
а также о передаче ему Спецстроем России безвозмездно денежной суммы
в размере <данные изъяты> рублей, не основаны на законе, так как Приказом Спецстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О видах поощрений
и награждений федеральных государственных гражданских служащих
и военнослужащих Федерального агентства специального строительства»,
ФЗ «О статусе военнослужащих», ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Положением о порядке прохождения военной службы, Дисциплинарным Уставом Вооруженных Сил Российской Федерации
(утв. Указом Президента РФ от 10.11.2007 г. № 1495), иными законодательными актами, подобных поощрений для военнослужащих не предусмотрено. Кроме того, в обоснование данных доводов стороной не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих указанные ими обстоятельства. Как указано
в Договоре № 289 (л.д. 150-154), Соглашении об исполнении (л.д. 155), Кудряшовым безвозмездно предоставлена часть площади квартиры в размере <данные изъяты> кв. м. согласно ФЗ «О статусе военнослужащих», стоимость которой составляет <данные изъяты> рублей.
Указанные документы подписывались истцом, право собственности
на квартиру было зарегистрировано в установленном законом порядке, из чего суд делает вывод о несостоятельности доводов о необеспеченности истца Кудряшова Е.А. и его семьи жильем, о его заблуждении относительно предоставления ему спорной квартиры в <адрес>
в качестве обеспечения его жилым помещением для постоянного проживания согласно законодательства о воинской обязанности и военной службе
и о статусе военнослужащих.
Доводы об устных общениях руководства Спецстроя России предоставить ему квартиру в <адрес> в качестве жилого помещения для постоянного проживания, что дает ФИО11 и членам его семьи право на проживание в спорном жилом помещении на условиях договора социального найма, материалами дела не подтверждены, на законе не основаны, а также
и сами по себе значения для данного гражданского дела не имеют. Кроме того, заключая договор № (л.д. 37; 46-47), Кудряшов Е.А. знал о том, что ему предоставляется служебное жилое помещение, как это явно следует
из содержания договора, подписанного нанимателем.
Приватизация квартир в <адрес> в <адрес> иными лицами, о чем указал Викленко В.А., значения
для разрешения данного гражданского дела не имеет.
Иные доводы, изложенные в исковом заявлении Кудряшова Е.А. с учетом заявленных уточнений, значения для разрешения данного гражданского дела
по существу не имеют.
Каких - либо доводов и возражений, опровергающих доводы
ВТУ и исследованные по делу доказательства Викленко В.А. и Кудряшов Р.Е. суду не привели.
При этом суд отмечает, что, будучи обязанным явкой в судебное заседание, Кудряшов Е.А. (л.д. 142-144), в судебные заседания не являлся. Представитель Викленко В.А. пояснял о болезни истца, однако не представил суду надлежащих доказательств, подтверждающих невозможность участия Кудряшова Е.А. в судебных заседаниях.
Таким образом, по указанным выше основаниям, иск Кудряшова Е.А.
не подлежит удовлетворению, иск ВТУ обоснован, и подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении исковых требований Кудряшов Е.А. к Министерству обороны Российской Федерации
и Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о признании договора найма служебного жилого помещения
№ от ДД.ММ.ГГГГ недействительным в части на указание служебного жилого помещения, и о признании за Кудряшов Е.А. и членами его семьи права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>,
<адрес> на условиях социального найма.
Удовлетворить исковые требования Федерального государственного бюджетного военного образовательного учреждения высшего образования «Военно-технический университет» Министерства обороны Российской Федерации (ВТУ) к Кудряшов Е.А., Кудряшову С.И., действующей также в интересах несовершеннолетнего Кудряшова И.Е., Кудряшову Е.Э., Кудряшову Р.Е., действующему также в интересах несовершеннолетнего Кудряшову Я.Р., о прекращении договора служебного найма жилого помещения и выселении из жилого помещения.
Прекратить договор служебного найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенный начальником ФГОУ «ВТУ при Спецстрое России» с Кудряшовым Е.А., в связи с увольнением с военной службы.
Выселить Кудряшов Е.А., Кудряшову С.И., Кудряшова И.Е., Кудряшову Е.Э., Кудряшову Р.Е. и Кудряшову Я.Р.
из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>,
<адрес>, без предоставления другого жилого помещения.
Данное решение является основанием для снятия Кудряшов Е.А., Кудряшову С.И., Кудряшова И.Е., Кудряшову Р.Е., Кудряшову Е.Э. и Кудряшову Я.Р. с регистрационного учета
по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке
в Московский областной суд через Балашихинский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Д.И. Лебедев
Решение принято судом в окончательной форме 12 марта 2015 г.
Судья Д.И. Лебедев