РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 июля 2022 года <адрес>
Центральный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего Черняковой Е.В.,
при помощнике судьи ФИО2,
с участием помощника прокурора <адрес> ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № – 2735/2022 по иску <адрес> в интересах ФИО1 к ГБУЗ СО "Тольяттинская городская поликлиника №", Министерству здравоохранения <адрес> о взыскании задолженности,
установил:
<адрес> обратилась в суд с иском, указав в его обоснование, что по обращению ФИО1 проведена проверка по вопросу несвоевременного обеспечения тест - полосками для глюкометра. В ходе проверки установлено, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ является льготополучателем по заболевания «Сахарный диабет 2 типа». В силу положений действующего законодательства ФИО1 является территориальным льготником имеет право на бесплатное получение лекарственных препаратов. Клинический диагноз ФИО1 сахарный диабет 2 типа, инсулинозависимый. ФИО1 состоит на учете в ГБУЗ СО «Тольяттинская городская поликлиника №» с диагнозом сахарный диабет 2 типа, инсулинозависимый сахарный диабет, как нуждающийся в тест - полосках для глюкометра, включена в регистр льготных категорий граждан на 2021 -2022 года. Однако тест полосками ФИО1 не была обеспечена, несмотря на наличие рецептов на получение тест полосок. В связи с тем, что ФИО1 своевременно не была обеспечен тест- полосками для измерения сахара в крови, тест-полоски льготополучателем приобретены самостоятельно на сумму 2 137 руб.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит взыскать с государственного бюджетного учреждения здравоохранения <адрес> «Тольяттинская городская поликлиника №» в пользу ФИО1 материальный ущерб в размере 2 137 руб. Обязать государственного бюджетного учреждения здравоохранения <адрес> «Тольяттинская городская поликлиника №» производить своевременную выдачу ФИО1 лекарственных препаратов в соответствии с имеющейся потребностью.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора ФИО3 исковые требования поддержала, по всем основаниям изложенным в иске, просила удовлетворить в полном объеме.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, письменно просила рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования просила удовлетворить.
Ответчик ГБУЗ СО "Тольяттинская городская поликлиника №" о дне слушания дела извещен, представитель не явился, письменно просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Ответчик Министерство здравоохранения <адрес> о дне слушания дела извещено, представитель не явился, письменно просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменный отзыв, из которого видно, что иск ответчик не признает, поскольку вины в нарушении прав ФИО1 со стороны Министерства здравоохранения <адрес> не было допущено, поскольку министерство не является медицинской или аптечной организацией, не осуществляет отпуск медицинских изделий пациентам, а организует лекарственное обеспечение. В удовлетворении иска просит отказать.
Выслушав пояснения сторон, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд считает исковые требования обоснованным и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 1 ст. 45 ГПК РФ предусмотрено право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии с ч. 1 ст. 39, ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья являются - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; доступность и качество медицинской помощи.
Согласно п. 2 ст. 19 Федерального закона № 323-ФЗ каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Статьей ст. 43 Федерального закона № 323-ФЗ предусмотрено, что гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Пункт 4 ч. 2 ст. 73 Федерального закона № 323-ФЗ обязывает медицинских работников назначать лекарственные препараты и выписывать их на рецептурных бланках (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статьей 6.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон № 178-ФЗ) определено право инвалидов на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В соответствии с и. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ, в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 данного Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона № 178-ФЗ установлен Приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» (далее - Порядок).
При этом процедура получения лекарственных препаратов, установленная пунктами 2.1 - 2.8 Порядка, не содержит условия о том, что количество выдаваемых препаратов рассчитывается исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами.
Обеспечение лекарственными препаратами производится в соответствии со стандартами медицинской помощи и, по смыслу пункта 2.7 Порядка, должно осуществляться бесперебойно.
Документом, подтверждающим право гражданина на бесплатное получение необходимого лекарственного препарата в определенном количестве, является льготный бесплатный рецепт установленного образца.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей- инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ, и порядки формирования таких перечней (ч. 2 ст. 6.2. Федерального закона № 178-ФЗ).
В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (ч. 1 ст. 6.4 Федерального закона № 178-ФЗ).
В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона № 178-ФЗ полномочия по осуществлению закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, и организации обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 9, ч.ч.1,3 ст. 11 указанного Федерального закона органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской федерации. Отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются. За нарушение требований ст. 11 данного федерального закона медицинские организации и медицинские работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня социально - значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» «Сахарный диабет» включен в перечень социально - значимых заболеваний.
Раздел «Категории заболеваний» Перечня групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», предусматривает бесплатный за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации отпуск всех лекарственных средств, а также средств диагностики больным диабетом.
Перечнем изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р, предусмотрено предоставление тест - полосок для определения содержания глюкозы в крови, инсулиновых игл, шприц - ручек льготной категории граждан, в том числе лицам, имеющим заболевание диабет.
Согласно п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
В целях реализации указанных положений федерального законодательства на территории <адрес> принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Постановление №), на Министерство здравоохранения <адрес> возлагается решение следующих задач: обеспечение государственных гарантий по предоставлению населению медицинской и лекарственной помощи в объеме территориальной программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи и равного доступа населения к качественному здравоохранению; разработка и реализация основных направлений и приоритетов государственной политики по решению комплексных задач охраны здоровья населения в <адрес>;
В ведении Министерства здравоохранения <адрес> находятся: нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения в <адрес>; организация оказания первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных органам исполнительной власти <адрес>, в рамках закрепленных предметов ведения Министерство наделяется следующими полномочиями: разрабатывает и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организации обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения; утверждает порядок льготного и бесплатного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан; осуществляет ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях.
Согласно паспорту региональной программы реализации Национального проекта «Здравоохранения» ГБУЗ СО «ТГП №» включена в перечень медицинских организаций участвующих в программе «Новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь».
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р., состоит на учете в ГБУЗ СО «Тольяттинская городская поликлиника №» с диагнозом сахарный диабет 2 типа, инсулинозависимый сахарный диабет, как нуждающийся в тест - полосках для глюкометра, включена в регистр льготных категорий граждан на 2021 -2022 года.
ФИО1обратилась в прокуратуру <адрес> с заявлением проведения проверки в отношении ГБУЗ СО «Тольяттинская городская поликлиника №» по факту не предоставления в 2021 полосок для глюкометра, и приобретения ФИО1,Ю. полосок для глюкометра за счет собственных средств.
В ходе проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ лечащим врачом выписано 3 рецепта №R, 0065071 065072 на получение тест полосок № для прибора «Диаконт» для обеспечения ФИО1 в течение двух месяцев, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ. Льготополучатель не обеспечен тест-полосками, предназначенных для прибора «Диаконт».
Рецепт на получение тест полосок по рецепту 0065071 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 не обеспечен. Тест полоски для определения сахара в крови по рецепту 065072 выданы ДД.ММ.ГГГГ. Рецепт 632104009R в лицевом счете отсутствует.
ДД.ММ.ГГГГ лечащим врачом выписан рецепт № на получение тест полосок № для прибора «Диаконт» для обеспечения тест полосками до 27-02.2022. Тест полоски для определения сахара в крови по рецепту № выданы ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ лечащим врачом выписан рецепт № на получение тест полосок № для прибора «Диаконт» для обеспечения тест полосками до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно лицевому счету ФИО1 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ тест полоски не выданы.
ФИО1 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не обеспечена лекарственными препаратами: № от 26.01 2022-Амлодипин № мг.10; № от ДД.ММ.ГГГГ Метформин 1000мг №; № от ДД.ММ.ГГГГ- инсулин лизпро; № от ДД.ММ.ГГГГ- инсулин лизпро; № от ДД.ММ.ГГГГ иглы «Микрофайн» №.
Проверкой установлено, что сотрудниками медицинского учреждения меры к своевременному обеспечению ФИО1 не приняты, дополнительная заявка не направлена. Кроме того, в нарушение Министерства здравоохранения №-н от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка назначении и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» рецепт в реестр ожидания не поставлен. Таким образом, нарушения при обеспечении ФИО1 льготными лекарственными препаратами, согласно выписанных рецептов лечащим врачом, носят системный характер.
Согласно назначению лечащего врача ФИО1 необходимы тест - полоски «Диаконет» по 50 шт. по 1 упаковки в месяц.
ФИО1 своевременно не была обеспечен тест- полосками для измерения сахара в крови, тест - полоски льгополучателем приобретены самостоятельно - ДД.ММ.ГГГГ куплено в аптеке ООО «Формула здоровья» тест полоски № «Сателлит» на сумму 437руб.; ДД.ММ.ГГГГ куплено в аптеке ООО «Формула Здоровья» тест полоски № «Сателлит» на сумму 437 руб; ДД.ММ.ГГГГ куплено в аптеке ООО «Формула Здоровья» тест полоски № «Сателлит» на сумму 437 руб, ДД.ММ.ГГГГ куплено в аптеке ООО «Формула Здоровья» тест полоски № «Сателлит» на сумму 413руб ДД.ММ.ГГГГ куплено в аптеке ООО «Формула Здоровья» тест полоски № «Сателлит» на сумму 413 руб., а всего на общую сумму 2 137 руб., что подтверждается чеками.
Таким образом, ГБУЗ ОО «ТГП №» допущены нарушения прав ФИО1 на обеспечение тест - полосками для глюкометра.
Суд не находит оснований для возложения ответственности за нарушение прав ФИО1 С.Ю. на Министерство здравоохранения <адрес>, поскольку Согласно Правилам финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Согласно статье 4.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» средства на обеспечение получателей набора социальных услуг медицинскими изделиями предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.
Поступившие в <адрес> из федерального бюджета, денежные средства на закупку лекарственных препаратов и медицинских изделий для получателей государственной социальной помощи, доводятся в полном объеме до государственного казенного учреждения <адрес> «Самарафармация».
Министерство организует сбор заявок государственных учреждений здравоохранения <адрес> на приобретение лекарственных препаратов и медицинских изделий. С учетом поступивших заявок и по результатам закупочных процедур, проводимых в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ГГУ СО «Самарафармация» заключает государственные контракты на поставку лекарственных препаратов и медицинских изделий.
Фактов, подтверждающих, что министерство здравоохранения <адрес> не исполнило свое полномочие по организации льготного лекарственного обеспечения либо исполнило его ненадлежащим образом не установлено.
Поскольку факт несвоевременного обеспечения ФИО1 тест - полосками для глюкометра установлен, следовательно, с ГБУЗ ОО «ТГП №» как виновного лица подлежит взысканию в пользу ФИО1 ущерб в сумме 2 137 руб. При этом суд считает необходимым обязать ответчика производить своевременную выдачу ФИО1 лекарственных препаратов в соответствии с имеющейся потребностью.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. ст.ст. 12, 56,194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить.
Взыскать с государственного бюджетного учреждения здравоохранения <адрес> «Тольяттинская городская поликлиника №» в пользу ФИО1 материальный ущерб в размере 2 137 руб.
Обязать государственное бюджетное учреждение здравоохранения <адрес> «Тольяттинская городская поликлиника №» производить своевременную выдачу ФИО1 лекарственных препаратов в соответствии с имеющейся потребностью.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Самарский областной суд через Центральный районный суд <адрес>.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий Е.В. Чернякова