Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2735/2022 ~ М-1876/2022 от 28.04.2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 июля 2022 года                                                             <адрес>

Центральный районный суд <адрес> в составе:

председательствующего Черняковой Е.В.,

при помощнике судьи      ФИО2,

с участием помощника прокурора <адрес> ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело – 2735/2022 по иску <адрес> в интересах ФИО1 к ГБУЗ СО "Тольяттинская городская поликлиника ", Министерству здравоохранения <адрес> о взыскании задолженности,

установил:

<адрес> обратилась в суд с иском, указав в его обоснование, что по обращению ФИО1 проведена проверка по вопросу несвоевременного обеспечения тест - полосками для глюкометра. В ходе проверки установлено, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ является льготополучателем по заболевания «Сахарный диабет 2 типа». В силу положений действующего законодательства ФИО1 является территориальным льготником имеет право на бесплатное получение лекарственных препаратов. Клинический диагноз ФИО1 сахарный диабет 2 типа, инсулинозависимый. ФИО1 состоит на учете в ГБУЗ СО «Тольяттинская городская поликлиника » с диагнозом сахарный диабет 2 типа, инсулинозависимый сахарный диабет, как нуждающийся в тест - полосках для глюкометра, включена в регистр льготных категорий граждан на 2021 -2022 года. Однако тест полосками ФИО1 не была обеспечена, несмотря на наличие рецептов    на получение тест полосок. В связи с тем, что ФИО1 своевременно не была обеспечен тест- полосками для измерения сахара в крови, тест-полоски льготополучателем приобретены самостоятельно на сумму 2 137 руб.

                 Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит взыскать с государственного бюджетного учреждения здравоохранения <адрес> «Тольяттинская городская поликлиника » в пользу ФИО1 материальный ущерб в размере 2 137 руб. Обязать государственного бюджетного учреждения здравоохранения <адрес> «Тольяттинская городская поликлиника » производить своевременную выдачу ФИО1 лекарственных препаратов в соответствии с имеющейся потребностью.

      В судебном заседании представитель истца помощник прокурора ФИО3 исковые требования поддержала, по всем основаниям изложенным в иске, просила удовлетворить в полном объеме.

    Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, письменно просила рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования просила удовлетворить.

    Ответчик ГБУЗ СО "Тольяттинская городская поликлиника " о дне слушания дела извещен, представитель не явился, письменно просил рассмотреть дело в его отсутствие.

    Ответчик Министерство здравоохранения <адрес> о дне слушания дела извещено, представитель не явился, письменно просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменный отзыв, из которого видно, что иск ответчик не признает, поскольку вины в нарушении прав ФИО1 со стороны Министерства здравоохранения <адрес> не было допущено, поскольку министерство не является медицинской или аптечной организацией, не осуществляет отпуск    медицинских изделий пациентам, а организует лекарственное обеспечение. В удовлетворении иска просит отказать.

      Выслушав пояснения сторон, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд считает исковые требования обоснованным и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Пунктом 1 ст. 45 ГПК РФ предусмотрено право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

              Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих    достойную жизнь и свободное развитие человека.

                В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии с ч. 1 ст. 39, ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья являются - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; доступность и качество медицинской помощи.

Согласно п. 2 ст. 19 Федерального закона № 323-ФЗ каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

    Статьей ст. 43 Федерального закона № 323-ФЗ предусмотрено, что гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Пункт 4 ч. 2 ст. 73 Федерального закона № 323-ФЗ обязывает медицинских работников назначать лекарственные препараты и выписывать их на рецептурных бланках (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статьей 6.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон № 178-ФЗ) определено право инвалидов на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

            В соответствии с и. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ, в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 данного Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами    медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона № 178-ФЗ установлен Приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» (далее - Порядок).

При этом процедура получения лекарственных препаратов, установленная пунктами 2.1 - 2.8 Порядка, не содержит условия о том, что количество выдаваемых препаратов рассчитывается исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами.

Обеспечение лекарственными препаратами производится в соответствии со стандартами медицинской помощи и, по смыслу пункта 2.7 Порядка, должно осуществляться бесперебойно.

Документом, подтверждающим право гражданина на бесплатное получение необходимого лекарственного препарата в определенном количестве, является льготный бесплатный рецепт установленного образца.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей- инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ, и порядки формирования таких перечней (ч. 2 ст. 6.2. Федерального закона № 178-ФЗ).

В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (ч. 1 ст. 6.4 Федерального закона № 178-ФЗ).

В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона № 178-ФЗ полномочия по осуществлению закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, и организации обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

           Согласно ч. 2 ст. 9, ч.ч.1,3 ст. 11 указанного Федерального закона органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской федерации. Отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются. За нарушение требований ст. 11 данного федерального закона медицинские организации и медицинские работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня социально - значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» «Сахарный диабет» включен в перечень социально - значимых заболеваний.

Раздел «Категории заболеваний» Перечня групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», предусматривает бесплатный за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации отпуск всех лекарственных средств, а также средств диагностики больным диабетом.

Перечнем изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -р, предусмотрено предоставление тест - полосок для определения содержания глюкозы в крови, инсулиновых игл, шприц - ручек льготной категории граждан, в том числе лицам, имеющим заболевание диабет.

Согласно п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

В целях реализации указанных положений федерального законодательства на территории <адрес> принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Постановление ), на Министерство здравоохранения <адрес> возлагается решение следующих задач: обеспечение государственных гарантий по предоставлению населению медицинской и лекарственной помощи в объеме территориальной программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи и равного доступа населения к качественному здравоохранению; разработка и реализация основных направлений и приоритетов государственной политики по решению комплексных задач охраны здоровья населения в <адрес>;

           В ведении Министерства здравоохранения <адрес> находятся: нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения в <адрес>; организация оказания первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных органам исполнительной власти <адрес>, в рамках закрепленных предметов ведения Министерство наделяется следующими полномочиями: разрабатывает и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организации обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения; утверждает порядок льготного и бесплатного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан; осуществляет ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях.

Согласно паспорту региональной программы реализации Национального проекта «Здравоохранения» ГБУЗ СО «ТГП » включена в перечень медицинских организаций участвующих в программе «Новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь».

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р., состоит на учете в ГБУЗ СО «Тольяттинская городская поликлиника » с диагнозом сахарный диабет 2 типа, инсулинозависимый сахарный диабет, как нуждающийся в тест - полосках для глюкометра, включена в регистр льготных категорий граждан на 2021 -2022 года.

ФИО1обратилась в прокуратуру <адрес> с заявлением    проведения проверки в отношении ГБУЗ СО «Тольяттинская городская поликлиника » по факту не предоставления в 2021 полосок для глюкометра, и приобретения ФИО1,Ю. полосок для глюкометра за счет собственных средств.

В ходе проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ лечащим врачом выписано 3 рецепта R, 0065071 065072 на получение тест полосок для прибора «Диаконт» для обеспечения ФИО1 в течение двух месяцев, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ. Льготополучатель не обеспечен тест-полосками, предназначенных для прибора «Диаконт».

Рецепт на получение тест полосок по рецепту 0065071 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 не обеспечен. Тест полоски для определения сахара в крови по рецепту 065072 выданы ДД.ММ.ГГГГ. Рецепт 632104009R в лицевом счете отсутствует.

ДД.ММ.ГГГГ лечащим врачом выписан рецепт на получение тест полосок для прибора «Диаконт» для обеспечения тест полосками до 27-02.2022. Тест полоски для определения сахара в крови по рецепту выданы ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ лечащим врачом выписан рецепт на получение тест полосок для прибора «Диаконт» для обеспечения тест полосками до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно лицевому счету ФИО1 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ тест полоски не выданы.

ФИО1 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не обеспечена лекарственными препаратами: от 26.01 2022-Амлодипин мг.10; от ДД.ММ.ГГГГ Метформин 1000мг ; от ДД.ММ.ГГГГ- инсулин лизпро; от ДД.ММ.ГГГГ- инсулин лизпро; от ДД.ММ.ГГГГ иглы «Микрофайн» .

Проверкой установлено, что сотрудниками медицинского учреждения меры к своевременному обеспечению ФИО1 не приняты, дополнительная заявка не направлена. Кроме того, в нарушение Министерства здравоохранения -н от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка назначении и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» рецепт в реестр ожидания не поставлен. Таким образом, нарушения при обеспечении ФИО1 льготными лекарственными препаратами, согласно выписанных рецептов лечащим врачом, носят системный характер.

Согласно назначению лечащего врача ФИО1 необходимы тест - полоски «Диаконет» по 50 шт. по 1 упаковки в месяц.

ФИО1 своевременно не была обеспечен тест- полосками для измерения сахара в крови, тест - полоски льгополучателем приобретены самостоятельно - ДД.ММ.ГГГГ куплено в аптеке ООО «Формула здоровья» тест полоски «Сателлит» на сумму 437руб.; ДД.ММ.ГГГГ куплено в аптеке ООО «Формула Здоровья» тест полоски «Сателлит» на сумму 437 руб; ДД.ММ.ГГГГ куплено в аптеке ООО «Формула Здоровья» тест полоски «Сателлит» на сумму 437 руб, ДД.ММ.ГГГГ куплено в аптеке ООО «Формула Здоровья» тест полоски «Сателлит» на сумму 413руб ДД.ММ.ГГГГ куплено в аптеке ООО «Формула Здоровья» тест полоски «Сателлит» на сумму 413 руб., а всего на общую сумму 2 137 руб., что подтверждается чеками.

Таким образом, ГБУЗ ОО «ТГП » допущены нарушения прав ФИО1 на обеспечение тест - полосками для глюкометра.

Суд не находит оснований для возложения ответственности за нарушение прав ФИО1     С.Ю. на Министерство здравоохранения <адрес>, поскольку Согласно Правилам финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Согласно статье 4.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» средства на обеспечение получателей набора социальных услуг медицинскими изделиями предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.

Поступившие в <адрес> из федерального бюджета, денежные средства на закупку лекарственных препаратов и медицинских изделий для получателей государственной социальной помощи, доводятся в полном объеме до государственного казенного учреждения <адрес> «Самарафармация».

Министерство организует сбор заявок государственных учреждений здравоохранения <адрес> на приобретение лекарственных препаратов и медицинских изделий. С учетом поступивших заявок и по результатам закупочных процедур, проводимых в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ГГУ СО «Самарафармация» заключает государственные контракты на поставку лекарственных препаратов и медицинских изделий.

Фактов, подтверждающих, что министерство здравоохранения <адрес> не исполнило свое полномочие по организации льготного лекарственного обеспечения либо исполнило его ненадлежащим образом не установлено.

Поскольку факт несвоевременного обеспечения ФИО1 тест - полосками для глюкометра установлен, следовательно, с ГБУЗ ОО «ТГП » как виновного лица подлежит взысканию в пользу ФИО1 ущерб в сумме 2 137 руб. При этом суд считает необходимым обязать ответчика производить своевременную выдачу ФИО1 лекарственных препаратов в соответствии с имеющейся потребностью.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. ст.ст. 12, 56,194-198 ГПК РФ, суд

решил:

       Иск удовлетворить.

               Взыскать с государственного бюджетного учреждения здравоохранения <адрес> «Тольяттинская городская поликлиника » в пользу ФИО1 материальный ущерб в размере 2 137 руб.

               Обязать государственное бюджетное учреждение здравоохранения <адрес> «Тольяттинская городская поликлиника » производить своевременную выдачу ФИО1 лекарственных препаратов в соответствии с имеющейся потребностью.

                 Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Самарский областной суд через Центральный районный суд <адрес>.

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий                             Е.В. Чернякова

2-2735/2022 ~ М-1876/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Центрального района г.Тольятти в интересах Тарасовской Светланы Юрьевны
Ответчики
Министерство здравоохранения Самарской области
ГБУЗ СО "Тольяттинская городская поликлиника №2"
Суд
Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области
Судья
Чернякова Е.В.
Дело на странице суда
centralny--sam.sudrf.ru
28.04.2022Передача материалов судье
28.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.05.2022Подготовка дела (собеседование)
30.05.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.06.2022Предварительное судебное заседание
21.06.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
13.07.2022Предварительное судебное заседание
13.07.2022Судебное заседание
20.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее