ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 марта 2015 года город Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи: Токмаковой Н.А.,
при секретаре судебного заседания: Уткиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-410/2015 по исковому заявлению прокурора <адрес>, действующего в интересах ФИО2, к Правительству <адрес> о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным требованиям,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес>, действующий в интересах ФИО2, в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с исковым заявлением к Правительству <адрес> о возложении обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м на территории муниципального образования <адрес>. Мотивируя требования тем, что истец, являясь лицом из числа детей-сирот, в соответствии с законодательством имеет право на обеспечение жилым помещением по установленным законодательством формам. Согласно распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ мэра <адрес>, за несовершеннолетним ФИО2 было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. В апреле 2004 года вселился в выше указанное жилое помещение. Однако в закрепленном жилом помещение (однокомнатная <адрес>,4 кв.м.) на момент отчисления из образовательного учреждения проживали: мать и брат. При вселении третьего человека учетная норма на каждого проживающего приходилась менее учетной нормы площади жилого помещения. В последующем в жилое помещение вселилась жена брата и его дочь. Таким образом, истец ФИО2 не может относиться к лицам обеспеченным жилым помещением, остаются нуждающимся в жилом помещении. Право на обеспечение жильем у истца возникло еще в 2005 году, однако оно до настоящего времени предоставлено не было. В связи с изложенным, просил предоставить истцу жилое помещение специализированного жилищного фонда общей площадью не менее 33 кв.м., отвечающее санитарным, техническим и иным требованиям на территории муниципального образования <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения.
Определением Салехардского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечен Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО.
Истец ФИО2 в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО4, действующая по поручению прокурора <адрес> настаивала на удовлетворении исковых требований в полном объеме, по основаниям указанным в исковом заявлении.
Представитель третьего лица - Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО ФИО5, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, указав что законодателем установлен срок для реализации лицами указанной категории своих прав – до 23 лет. ФИО2 достиг 23-х летнего возраста в 2010 году, а в суд обратился лишь в 2015 году, в связи с чем ФИО2 пропущен срок исковой давности для предъявления иска. Кроме того, за истцом было закреплено жилое помещение.
Ответчик - Правительство <адрес> извещенный неоднократно о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направил, причину неявки суду не сообщил и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2008 № 13 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции", при неявке в суд лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, вопрос о возможности судебного разбирательства дела решается с учетом требований ст.ст. 167 и 233 ГПК РФ. Невыполнение лицами, участвующими в деле, обязанности известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин дает суду право рассмотреть дело в их отсутствие.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что были предприняты возможные и достаточные меры по извещению ответчика о времени и месте судебного заседания, неявка которого не связана с действиями (бездействием) суда. О судебном разбирательстве он был извещен в срок, достаточный для явки в суд, доказательств уважительности причин неявки не представил, в судебное заседание не явился, распорядившись тем самым своим процессуальным правом участвовать в судебном разбирательстве.
Исходя из содержания ч. 3 и ч. 5 ст. 167 ГПК РФ неявка ответчика не является препятствием для рассмотрения дела. Поэтому в силу приведенных положений процессуального закона суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.
В соответствии с ч. 1 ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Поскольку истец не возражал против рассмотрения дела в порядке заочного производства в отсутствие ответчика, суд считает возможным рассмотреть дело в порядке ст. 233 ГПК РФ.
Исследовав представленные доказательства с учетом требований ст. 56 ГПК РФ, проверив обоснованность доводов, изложенных в исковом заявлении, выслушав истца, помощника прокурора, представителя третьего лица, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Часть 2 ст. 7 Конституции РФ устанавливает, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Конституцией РФ защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты "ж", "к" части 1 статьи 72).
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Актами федерального законодательства, закрепляющими право указанных лиц на бесплатное получение жилья в пользование, являются Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абз. 4 ст. 1 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство РФ в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом РФ, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении подлежат выяснению.
Достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, которое было принято на учет нуждающихся в жилом помещении до 23-летнего возраста, не может служить основанием для отказа в реализации таким лицом права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено в период до достижения возраста 23 лет.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что истец является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.
Так, родители истца, мать ФИО6 и отец ФИО7 решением Лабытнанского городского суда ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав. Отец умер ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 был определен в Лабытнангский детский дом.
В соответствии с распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ администрации МО <адрес> за несовершеннолетним было закреплено жилое помещение, однокомнатная квартира, общей площадью 35,4 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>.
Согласно справки муниципального образовательного учреждения "Детский дом" <адрес>, ФИО2 находился в учреждении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, был отчислен в связи с трудоустройством и наличием жилого помещения.
Согласно справке адресно-справочной службы ООО "Расчетно-кассовый центр" <адрес> ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ в жилом помещении вместе с истцом проживают с ДД.ММ.ГГГГ его мать ФИО6, с ДД.ММ.ГГГГ ФИО8, с ДД.ММ.ГГГГ ФИО9, с ДД.ММ.ГГГГ ФИО10
Таким образом, ФИО2 при отчислении из образовательного учреждения и вселении в <адрес>, общей площадью 35,4 кв.м., в которой уже проживало два человека.
Из материалов дела следует, что ФИО2 с момента вселения и до настоящего времени проживает в выше указанном жилом помещении.
Решением межведомственной комиссии для оценки жилых помещение муниципального жилищного фонда по вопросам признания помещения жилым, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от ДД.ММ.ГГГГ № жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Анализируя вышеизложенное, принимая во внимание, что закрепленное жилое помещение по адресу: ЯНАО, <адрес> находится в ветхом, аварийным состоянии, перенаселено, не соответствует стандарту нормативной площади жилого помещения на одного члена семьи, а истец относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд приходит к выводу о законности и обоснованности требований прокурора, и их удовлетворению в полном объеме.
Согласно сведений администрации <адрес> ФИО2 в период с 2005 года (достижения совершеннолетия) по настоящее время жилым помещением по договору специализированного найма не обеспечен.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что истцом в установленном законом порядке доказан факт его нуждаемости в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании помощник прокурора и истец ФИО2 пояснили, что до достижения 23-летнего возраста ФИО2 не обратился по вопросу постановки на жилищный учет в связи с тем, что ему не было разъяснено его право на обеспечение жилым помещением, а также порядок реализации этого права.
Суд учитывает, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, относятся к незащищенным слоям населения и им государством гарантировано право на внеочередное предоставление жилых помещений, данное право ФИО2 не реализовано, он не был обеспечен жилым помещением, а был вселен в закрепленное за ним жилое помещение, которое не отвечало необходимой площади. Указанное ни ответчиком, ни третьим лицом не опровергнуто.
Суд не может согласиться с доводами представителя третьего лица в части утраты ФИО2 права внеочередное предоставление жилья по тому основанию, что он должен был реализовать свое право до достижения 23 лет, поскольку, обязанность по постановке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на учет для внеочередного предоставления жилья возлагалась на органы опеки и попечительства, которые в силу закона должны защищать права детей-сирот, как их законные представители. Достижение лицом 23-летнего возраста, не поставленного на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может ставиться ему в вину и являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы по месту жительства такого лица от обязанности предоставить жилое помещение. Указанная позиция согласуется с позицией Верховного Суда РФ, изложенной в "Обзоре законодательства и судебной практики ВС РФ за второй квартал 2006 года".
Согласно ч. 1 ст. 20 Конвенции ООН "О правах ребенка", ратифицированной Постановлением ВС СССР от ДД.ММ.ГГГГ № 1559-I, ФИО2 как ребенок, лишенный семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые ему государством в соответствии с действующим законодательством, в том числе, в силу гарантий социальной защиты и поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и право на обеспечение его жильем.
Из представленных в суд материалов не следует, что право на обращение с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями ФИО2 должным образом разъяснено не было.
Суд приходит к выводу, что причиной несвоевременного обращения ФИО2 с заявлением об обеспечении жилым помещением, является ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав истца в период, когда он был несовершеннолетним, органами опеки и попечительства.
Положениями ст. 18 Закона ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ №36-ЗАО "О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в ЯНАО" определена норма предоставления жилого помещения для лиц из числа детей-сирот - 33 кв.м.
При указанных обстоятельствах исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению с возложением на Правительство <адрес> обязанности по предоставлению истцу жилого помещения специализированного жилищного фонда <адрес> в границах муниципального образования <адрес>, по договору найма специализированного жилого помещения.
На основании изложенного, рассмотрев дело в пределах заявленных и поддержанных в судебном заседании требований, руководствуясь ст.ст. 56, 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора города Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа, действующего в интересах ФИО2, к Правительству Ямало-Ненецкого автономного удовлетворить.
Возложить на Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа обязанность предоставить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м., отвечающее санитарным, техническим и иным требованиям жилищного законодательства, расположенное в границах муниципального образования город Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Н.А. Токмакова