РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 марта 2015 года с. Агинское
Федеральный Саянский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Захаровой Л.В.
при секретаре Хохловой Ю.А.
а также с участием истца Г.В.А.,
третьего лица Б.Л.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-97/2015 по иску Г.В.А. к администрации Большеарбайского сельсовета <адрес> <адрес> об установлении факта принятия наследства, включении жилого дома и земельного участка в состав наследственного имущества,
УСТАНОВИЛ:
Г.В.А. обратилась в суд с иском к администрации Большеарбайского сельсовета <адрес> <адрес> об установлении факта принятия наследства, включении жилого дома и земельного участка в состав наследственного имущества, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ умер ее брат –Г.Л.А., после его смерти на все оставшееся после него имущество в наследство вступил отец Г.А.К., который не оформил при жизни в установленном законом порядке право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: с. <адрес> <адрес> <адрес> <адрес>, поскольку умер ДД.ММ.ГГГГ года. Указанный дом в 1990 году брат Г.Л.А. купил у своего родного дяди Г.М.К.. С 1990 года по день смерти ДД.ММ.ГГГГ брат пользовался домом как своим собственным недвижимым имуществом, следил за его состоянием, обрабатывал приусадебный участок земли. Кроме того, ее брату при жизни был передан в безвозмездную собственность земельный участок 0,18 га, расположенный в с. <адрес> <адрес>, которым он постоянно пользовался. Право собственности на земельный участок подтверждается выданным Большеарбайским сельским Советом свидетельством на право собственности на землю серии ККР 3306 № от ДД.ММ.ГГГГ. После смерти отца Г.А.К. она забрала себе его имущество, продолжает следить за состоянием дома, пользуется приусадебным участком земли, то есть фактически вступила в наследство после смерти отца.
В судебном заседании истец Г.В.А. исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям. Просит установить факт принятия наследства после смерти отца Г.А.К., умершего ДД.ММ.ГГГГ и включить в состав наследственного имущества, открывшегося после его смерти, жилой дом, расположенный по адресу: с. <адрес> <адрес> <адрес> <адрес> <адрес> и земельный участок общей площадью 1800 кв.м. с кадастровым номером 24:33:3001056:15, расположенный по адресу: с. <адрес> <адрес> <адрес> <адрес>.
В судебном заседании третье лицо Б.Л.А. не возражала против удовлетворения требований истца Г.В.А., на наследство открывшееся после смерти отца не претендует.
В судебное заседание представитель ответчика- представитель администрации Большеарбайского сельсовета <адрес> <адрес> не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, возражений относительно иска не представили. Стороны согласны на рассмотрение дела в их отсутствие, поэтому сур, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В судебное заседание третьи лица – Партизанский отдел Управления Федеральной государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес>, нотариус <адрес> нотариального округа <адрес> не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о чем имеются расписки. Стороны согласны на рассмотрение дела в их отсутствие, поэтому суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьих лиц.
Суд, выслушав объяснения истца Г.В.А., третьего лица Б.Л.А., показания свидетелей, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования обоснованные и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии со ст. 264 ч. 1 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан.
Согласно ст. 264 ч. 2 п. 9 ГПК РФ суд рассматривает дела об установлении факта принятии наследства.
В судебном заседании свидетель Б.Г.П. суду показала, что хорошо знает семью Г., так как проживала с ними по соседству. Брат истицы Г.Л.А. в 1990 году купил жилой дом, расположенный по адресу: с. <адрес> <адрес> <адрес> <адрес> <адрес>. С 1990 года владел домом и земельным участком, который принадлежал ему на праве собственности открыто, добросовестно и непрерывно по день смерти. Брат умер в 2012 году, после его смерти вступил в наследство их отец, который тоже умер в 2013 году. В настоящее время истица следит за состоянием дома, пользуется приусадебным участком земли, забрала личные вещи отца.
Из сообщения Партизанского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ видно, что в Едином государственном реестре прав записи о регистрации прав на объект недвижимого имущества: жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> с. <адрес> <адрес> – отсутствуют.
Из сообщения <адрес> производственного участка Заозерновского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» филиала по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ видно, что до 1999 года на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <адрес> с. <адрес> <адрес> права собственности или иные вещные права, ограничения (обременения) до 1999 года не зарегистрированы.
Из свидетельства на право собственности на землю серии ККР-3306 № от ДД.ММ.ГГГГ видно, что Г.Л.А. на основании решения Большеарбайского сельского Совета № от ДД.ММ.ГГГГ для личного подсобного хозяйства передан в собственность земельный участок площадью 0,18 га, расположенный по адресу с. <адрес> <адрес>.
Согласно постановления администрации Большеарбайского сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ видно, что в связи с объединением земельных участков изменено адресное хозяйство, земельному участку с. <адрес> <адрес> <адрес> <адрес> присвоено адресное хозяйство с. <адрес> <адрес> <адрес> <адрес>.
Справкой администрации Большеарбайского сельсовета <адрес> <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено, что ДД.ММ.ГГГГ гражданину Г.Л.А. было выдано свидетельство на право собственности на землю (бессрочного (постоянного) пользования землей, серия ККР-3306 №014346. В настоящее время земельному участку присвоен адрес с. <адрес> Арбай <адрес> <адрес> <адрес>.
Согласно выписке из похозяйственной книги Большеарбайского сельсовета о наличии у гражданина права на земельный участок, видно, что Г.Л.А. на праве собственности принадлежал земельный участок общей площадью 0,18 га, по адресу с. <адрес> <адрес> <адрес> <адрес>, о чем в похозяйственной книге № от ДД.ММ.ГГГГ сделана запись на основании «Свидетельства на право собственности на землю серии ККР-3306 №014346».
Согласно справке администрации Большеарбайского сельсовета <адрес> <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ видно, что дом, расположенный по адресу с. <адрес> <адрес> <адрес> <адрес> муниципальной собственностью не является.
Согласно справке администрации Большеарбайского сельсовета <адрес> <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ видно, что в доме, расположенном по адресу с. <адрес> <адрес> <адрес> <адрес> никто не зарегистрирован и не проживает.
Согласно справке администрации Большеарбайского сельсовета <адрес> <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ видно, что Г.Л.А. проживал в доме, расположенном по адресу с. <адрес> <адрес> <адрес> <адрес> с 1990 года по дату смерти ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке МКУ «Отдел имущественных и земельных отношений администрации <адрес> <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ года, жилой дом, расположенный по адресу с. <адрес> <адрес> <адрес> <адрес> не является муниципальной собственностью муниципального образования <адрес>, в реестре муниципальной собственности не значится.
Из свидетельства о рождении III-БА № от ДД.ММ.ГГГГ видно, что родителями истца Г.В.А. являлись Г.А.Ф. и Г.А.К.. Данное обстоятельство подтверждает, что истица приходится родной дочерью умершему Г.А.К..
Из свидетельства о смерти серии II-БА № от ДД.ММ.ГГГГ видно Г.А.К. умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> края России.
Из сообщения нотариуса <адрес> нотариального округа <адрес> Д.Н.Н. от ДД.ММ.ГГГГ № видно, что в ее производстве имеется наследственное дело № открытое к имуществу Г.Л.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживавшего по адресу: <адрес> с. <адрес> <адрес>, умершего ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ поступило заявление от отца наследодателя –Г.А.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: <адрес> с. <адрес> <адрес>.
Из сообщения нотариуса <адрес> нотариального округа <адрес> Г.В.С. от ДД.ММ.ГГГГ № видно, что в его производстве имеется наследственное дело № открытое к имуществу Г.А.К., умершего ДД.ММ.ГГГГ года, проживавшего по адресу: <адрес> с. <адрес> <адрес>. На основании заявлений о принятии наследства поступивших от дочерей наследодателя Г.А.К.- Г.В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Б.Л.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, выданы свидетельства о праве на наследство по закону на наследуемое имущество в виде компенсационных выплат по денежным вкладам ОАО «Сбербанк России» и 1/2 доли в праве собственности на земельный участок общей площадью 3679 кв. метра, находящийся по адресу с. <адрес> <адрес> <адрес> <адрес> с кадастровым номером 24:33:3501004:27.
При таких обстоятельствах, в суде достоверно установлено, что Г.А.К. фактически вступил в наследство после смерти сына Г.Л.А., который до дня смерти имел на праве собственности жилой дом и земельный участок, расположенные в с. <адрес> <адрес> <адрес> <адрес>, путем подачи заявления нотариусу на наследство, открывшееся после его смерти.
На основании ст. 1142 ГК РФ истец Г.В.А. относится к наследникам по закону первой очереди. Б.Л.А., сестра наследника по свое доброй воле отказывается от наследства в пользу истца, о чем подтвердила в судебном заседании.
Из свидетельства о смерти серии II-БА № от ДД.ММ.ГГГГ видно, что брат истицы Г.Л.А. умер ДД.ММ.ГГГГ в с. Б-<адрес> <адрес> России.
Между тем, в суде достоверно установлено, что истица Г.В.А. фактически приняла наследство, открывшееся после смерти её отца Г.А.К., так как обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти отца в установленный законом срок. Поэтому требование об установлении факта принятия наследства является излишним.
При таких обстоятельствах суд считает, что жилой дом, расположенный по адресу: с. <адрес> <адрес> <адрес> <адрес>, и земельный участок общей площадью 0,18 га, расположенный по адресу с. <адрес> <адрес> <адрес> <адрес> должны быть включены в состав наследственного имущества, открывшегося после смерти Г.А.К., поэтому исковые требования подлежат удовлетворению частично.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Г.В.А. к администрации Большеарбайского сельсовета <адрес> <адрес> о включении жилого дома и земельного участка в состав наследственного имущества– удовлетворить.
Включить в состав наследственного имущества, открывшегося после смерти Г.А.К., умершего ДД.ММ.ГГГГ:
однокомнатный бревенчатый жилой дом
общей площадью 42,3 кв.м.,
в том числе жилой площадью 26,2 кв.м.,
инвентарный номер здания № 04:248:002: 001808140:0001,
инвентаризационной стоимостью 96 807 (девяносто шесть тысяч восемьсот семь) рублей,
расположенный по адресу: <адрес> с. <адрес> <адрес>.
Включить в состав наследственного имущества, открывшегося после смерти Г.А.К., умершего ДД.ММ.ГГГГ:
земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> с. <адрес> <адрес>.
площадью 1800 кв.м.
кадастровый номер 24:33:3501005:61
В остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Саянский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: