<данные изъяты>
Дело №2а-1662/18
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 апреля 2018 года Центральный районный суд города Воронежа, в составе:
Председательствующего: Шумейко Е.С.,
При секретаре: Домаревой М.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Андреевой Екатерины Владимировны к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области:
- о признании незаконным и отмене решения от 05.02.2018 года № 52-17-1734з,
- о возложении обязанности предоставить земельный участок площадью 900кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> <адрес>,
У с т а н о в и л:
Андреева Е.В. обратилась в Центральный районный суд г. Воронежа с административным иском к ДИЗО Воронежской области о признании незаконным и отмене решения от 05.02.2018 года № 52-17-1734з, о возложении обязанности предоставить земельный участок площадью 900кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Обосновывая заявленные требования, указывает, что обратилась в ДИЗО Воронежской области с заявлением о постановке на очередь на бесплатное получение земельных участков в собственность.
Распоряжением Управы Железнодорожного района городского округа г. Воронеж от 25.01.2012 г. №91-р многодетная семья Андреевой (Полупановой) Е.В. поставлена на учет в качестве имеющей право на бесплатное получение земельного участка в собственность под индивидуальное жилищное строительство.
Выразила согласие на получение в собственность бесплатно земельного участка, площадью 900 кв.м., с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>.
В ответе ДИЗО Воронежской области от 05.02.2018 г. №52-17-1734з содержится отказ в предоставлении земельного участка бесплатно. Данный отказ просят признать незаконным, поскольку ДИЗО ВО отказано по основанию, не предусмотренному законом Воронежской области от 13.05.2008 № 25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области».
Административный истец Андреева Е.В., представитель, действующий на основании доверенности, Воронин Е.И. заявленные требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ДИЗО Воронежской области, действующая на основании доверенности, Родина М.Н. заявленные требования не признала. Суду представлены письменные возражения (л.д. 35-38).
Суд, заслушав объяснение лиц, участвующих в деле, исследовав предоставленные по делу доказательства, приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно пункту 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В пункте 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В п. 2 ст. 9, п. 2 ст. 10 и п. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривается право органов государственной власти и органов местного самоуправления распоряжаться в пределах своей компетенции земельными участками, находящимися в собственности соответствующих публично-правовых образований.
Одновременно в п. 1 ст. 25 ЗК РФ закреплено положение о том, что право на земельный участок возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, одним из которых, согласно указанной выше норме Гражданского кодекса Российской Федерации, является акт (действие) государственного органа или акт (действие) органа местного самоуправления, должностного лица.
Указанные акты (действия) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица являются формой реализации правомочий собственника по распоряжению принадлежащим ему имуществом уполномоченным на то лицом, поскольку в соответствии со ст. 125 ГК РФ в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, а в соответствии с п. 3 данной статьи в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка, изданный этим органом в ходе реализации полномочий, установленных в п. 2 ст. 9, п. 2 ст. 10 и п. 2 ст. 11 ЗК РФ, является основанием, в частности, для регистрации права собственности на земельный участок, которая подтверждает соответствующее гражданское право, основанное на данном акте.
Согласно Положению о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденным Постановлением Правительства Воронежской области от 08.05.2009 №365, департамент определен исполнительным органом государственной власти Воронежской области, осуществляющим полномочия по распоряжению земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено, находящимися в черте города Воронежа, а также земельными участками, находящимися в собственности области, в пределах и в порядке, установленном действующим законодательством.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом.
На территории Воронежской области бесплатное предоставление земельных участков осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, с законом Воронежской области от 13.05.2008 № 25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области».
Согласно указанному закону земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются бесплатно в собственность граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Воронежской области, относящихся к одной из льготных категорий, определенных статьей 13 указанного закона, при соблюдении однократности бесплатного получения (по одному из следующих видов пользования: индивидуальное жилищное строительство, ведение садоводства, ведение огородничества, ведение личного подсобного хозяйства), в пределах норм, установленных статьями 8, 9, и 10 вышеуказанного закона Воронежской области и (или) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, в порядке очередности. Законом Воронежской области от 08.06.2012 № 65-03 «О внесении изменений в Закон Воронежской области «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области», устанавливающий детальный порядок предоставления в собственность бесплатно земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей.
Согласно п. 2.5 Порядка ведения Реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области реестровый номер присваивается в порядке очередности в соответствии с датой поступления заявления и полного комплекта документов заявителя.
В соответствии с п. 2.7 Порядка многодетные граждане, обратившиеся в департамент, орган местного самоуправления до вступления в силу настоящего Порядка, включаются в Реестр в порядке очередности в соответствии с датой поступления заявления, зарегистрированного путем присвоения входящего номера в соответствии с инструкцией по делопроизводству в правительстве Воронежской области, исполнительных органах государственной власти Воронежской области или органов местного самоуправления.
Согласно приказу ДИЗО Воронежской области от 27.12.2012 г. №№ административный истец Андреева (Полупанова) Е.В. включена в реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области (л.д.58-59). Номер текущей очереди в реестре №.
11.10.2017 г. в адрес административного истца ДИЗО ВО направлено уведомление исх. №52-17-13861з о предстоящем предоставлении земельного участка, площадью 900 кв.м., с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>
11.12.2017 г. в ДИЗО Воронежской области поступило согласие Андреевой Е.В. вх. №52-17г-14537з на получение в собственность указанного земельного участка (л.д. 17).
26.12.2017 г. Департаментом в адрес административного истца направлено письмо исх. № 52-11/2853 (л.д. 18-20), в котором указан текущий номер очереди Андреевой Е.В. №, а также разъяснено, что, поскольку согласие направлено не в установленный законом срок, повторная рассылка уведомлений о предоставлении земельных участков будет произведена в 1 квартале 2018 г.
22.01.2018 г. в адрес административного истца ДИЗО ВО направлено уведомление исх. №52-17-778з о предстоящем предоставлении земельного участка, площадью 900 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 23).
29.01.2018 г. в рамках установленного законом срока в ДИЗО Воронежской области поступило заявление Андреевой Е.В. вх. №52-17г-868з о предоставлении земельного участка, площадью 900 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>
Как следует из заявления Андреевой Е.В. и приложенной к заявлению, в том числе, копии паспорта, Андреева Е.В. зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>.
Письмом от 05.02.2018 г. исх. №52-17-1734з (л.д. 25-27) ДИЗО ВО отказал Андреевой (Полупановой) Е.В. в предоставлении в собственность земельного участка площадью 900 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> мотивируя отказ тем, что административный истец и члены ее семьи зарегистрированы по адресу: <адрес>.
Административный истец, полагает, что указанный довод не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка, так как, определяя статус многодетный семьи в целях предоставления мер социальной поддержки, закон не связывает понятие многодетной семьи с местом жительства или регистрации родителей.
В соответствии с абзацем вторым п. 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Порядок предоставления многодетным гражданам в собственность бесплатно земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован статьей 13.1 Закона Воронежской области от 13.05.2008 г. N 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области".
Согласно п. 2 указанной статьи предоставление земельных участков многодетным гражданам осуществляется на основании заявления, которое подается одним из родителей, опекуном (попечителем) в уполномоченный орган или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК Российской Федерации, по месту постоянного проживания заявителя.
Уполномоченный орган или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК Российской Федерации, в течение 30 календарных дней со дня поступления заявления и документов, указанных в части 3 настоящей статьи, принимают решение о включении заявителя в Реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с настоящим Законом Воронежской области, либо об отказе включить его в Реестр, которое направляется заявителю заказным письмом с уведомлением о вручении в течение 5 календарных дней со дня принятия соответствующего решения (п. 4 указанной статьи).
Постановлением Правительства Воронежской области от 25.09.2012 г. N 845 утвержден Порядок ведения реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области, и на Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области возложена обязанность в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Постановления привести реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области, в соответствие прилагаемому Порядку.
Судом установлено, что административный истец Андреева (Полупанова) Е.В. в установленном законом порядке была постановлена на очередь на бесплатное получение земельного участка под индивидуальное жилищное строительство 29.12.2011 г. в соответствии с распоряжением Управы Железнодорожного района городского округа город Воронеж № 91-р от 25.01.2012 г. (л.д. 13) на основании постановления Главы городского округа город Воронеж от 13.11.2008 года № 1536.
Приказом ДИЗО ВО № 2628 от 27.12.2012 г. утвержден реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с настоящим Законом Воронежской области (л.д. 68), в который Андреева (Полупанова) Е.В. включена под номером №
Предоставленные суду уведомление исх. №52-17-13861з 11.10.2017 г., исх. № 52-11/2853 (л.д. 18-20), уведомление исх. №52-17-778з (л.д. 23), подтверждают, что с учетом очередности у Андреевой Е.В. возникло право на предоставление земельного участка, площадью 900 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
29.01.2018 г. Андреевой Е.В. в рамках установленного законом срока реализовано право на получение земельного участка, путем направления в адрес ДИЗО Воронежской области заявления (л.д. 24).
Как следует из заявления Андреевой Е.В. и приложенной к заявлению, в том числе, копии паспорта, справки, выданной администрацией Усманского сельского поселения Новоусманского муниципального района Воронежской области (л.д. 44), Андреева Е.В. зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>.
Согласно адресным справкам от 17.08.2012 г. Андреева (Полупанова) Е.В., ФИО1, ФИО2, ФИО3 (л.д. 52-55) на дату постановки на очередь и на момент включения в реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков, были зарегистрированы в <адрес>
Какого-либо решения о снятии (исключении) Андреевой Е.В. из реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков, административным ответчиком не принималось.
Исходя из безусловного права Андреевой Е.В. на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области, поскольку на основании представленных доказательств было установлено, что истец не реализовал свое право на бесплатное получение земельного участка под индивидуальное жилищное строительство в соответствии с Законом Воронежской области от 13.05.2008 г. N 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области", а также согласно Закону Воронежской области от 25 июня 2012 года N 94-ОЗ "О статусе многодетной семьи в Воронежской области" закон, определяя статус многодетный семьи в целях предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям семей, имеющих детей в Воронежской области, не связывает понятие многодетная семья с местом жительства или регистрации родителей.
Исходя из анализа положений ст. 2 и 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" следует, что регистрация не входит в понятие "место жительства" и не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
На основании изложенного, суд приходит к выводу незаконности решения в части отказа в предоставлении в собственность земельного участка, изложенного в сообщении от 05.02.2018 года № 52-17-1734з.
Оспариваемое решение безусловно нарушает права Андреевой Е.В. на бесплатное предоставление земельного участка в соответствии с законом Воронежской области от 13.05.2008 № 25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области», как гражданину, имеющему трех и более детей.
Принимая во внимание, что решение об отказе в предоставлении земельного участка по основанию, изложенному в сообщении от 05.02.2018 года № 52-17-1734з, признается судом незаконным, восстанавливая нарушенное право административного истца, суд возлагает на ДИЗО ВО обязанность рассмотреть вопрос о предоставлении земельного участка Андреевой Екатерины Владимировне в соответствии с уведомлением от 22.01.2018 года № 52-17-778 з и заявлением Андреевой Екатерины Владимировны от 29.01.2018 года с учетом решения суда о незаконности оснований отказа в предоставлении земельного участка, изложенных Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области в сообщении от 05.02.2018 года № 52-17-1734з.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Андреевой Екатерины Владимировны к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области частично удовлетворить.
Признать незаконным решение Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 05.02.2018 года № 52-17-1734з в части отказа в предоставлении в собственность земельного участка площадью 900кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
Возложить на Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области обязанность рассмотреть вопрос о предоставлении земельного участка Андреевой Екатерины Владимировны в соответствии с уведомлением от 22.01.2018 года № 52-17-778 з и заявлением Андреевой Екатерины Владимировны от 29.01.2018 года с учетом решения суда о незаконности оснований отказа в предоставлении земельного участка, изложенных Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области в сообщении от 05.02.2018 года № 52-17-1734з.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято судом 25.04.2018 года.
Судья: /подпись/ Е.С. Шумейко
<данные изъяты>
Дело №2а-1662/18
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 апреля 2018 года Центральный районный суд города Воронежа, в составе:
Председательствующего: Шумейко Е.С.,
При секретаре: Домаревой М.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Андреевой Екатерины Владимировны к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области:
- о признании незаконным и отмене решения от 05.02.2018 года № 52-17-1734з,
- о возложении обязанности предоставить земельный участок площадью 900кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> <адрес>,
У с т а н о в и л:
Андреева Е.В. обратилась в Центральный районный суд г. Воронежа с административным иском к ДИЗО Воронежской области о признании незаконным и отмене решения от 05.02.2018 года № 52-17-1734з, о возложении обязанности предоставить земельный участок площадью 900кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Обосновывая заявленные требования, указывает, что обратилась в ДИЗО Воронежской области с заявлением о постановке на очередь на бесплатное получение земельных участков в собственность.
Распоряжением Управы Железнодорожного района городского округа г. Воронеж от 25.01.2012 г. №91-р многодетная семья Андреевой (Полупановой) Е.В. поставлена на учет в качестве имеющей право на бесплатное получение земельного участка в собственность под индивидуальное жилищное строительство.
Выразила согласие на получение в собственность бесплатно земельного участка, площадью 900 кв.м., с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>.
В ответе ДИЗО Воронежской области от 05.02.2018 г. №52-17-1734з содержится отказ в предоставлении земельного участка бесплатно. Данный отказ просят признать незаконным, поскольку ДИЗО ВО отказано по основанию, не предусмотренному законом Воронежской области от 13.05.2008 № 25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области».
Административный истец Андреева Е.В., представитель, действующий на основании доверенности, Воронин Е.И. заявленные требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ДИЗО Воронежской области, действующая на основании доверенности, Родина М.Н. заявленные требования не признала. Суду представлены письменные возражения (л.д. 35-38).
Суд, заслушав объяснение лиц, участвующих в деле, исследовав предоставленные по делу доказательства, приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно пункту 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В пункте 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В п. 2 ст. 9, п. 2 ст. 10 и п. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривается право органов государственной власти и органов местного самоуправления распоряжаться в пределах своей компетенции земельными участками, находящимися в собственности соответствующих публично-правовых образований.
Одновременно в п. 1 ст. 25 ЗК РФ закреплено положение о том, что право на земельный участок возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, одним из которых, согласно указанной выше норме Гражданского кодекса Российской Федерации, является акт (действие) государственного органа или акт (действие) органа местного самоуправления, должностного лица.
Указанные акты (действия) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица являются формой реализации правомочий собственника по распоряжению принадлежащим ему имуществом уполномоченным на то лицом, поскольку в соответствии со ст. 125 ГК РФ в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, а в соответствии с п. 3 данной статьи в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка, изданный этим органом в ходе реализации полномочий, установленных в п. 2 ст. 9, п. 2 ст. 10 и п. 2 ст. 11 ЗК РФ, является основанием, в частности, для регистрации права собственности на земельный участок, которая подтверждает соответствующее гражданское право, основанное на данном акте.
Согласно Положению о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденным Постановлением Правительства Воронежской области от 08.05.2009 №365, департамент определен исполнительным органом государственной власти Воронежской области, осуществляющим полномочия по распоряжению земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено, находящимися в черте города Воронежа, а также земельными участками, находящимися в собственности области, в пределах и в порядке, установленном действующим законодательством.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом.
На территории Воронежской области бесплатное предоставление земельных участков осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, с законом Воронежской области от 13.05.2008 № 25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области».
Согласно указанному закону земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются бесплатно в собственность граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Воронежской области, относящихся к одной из льготных категорий, определенных статьей 13 указанного закона, при соблюдении однократности бесплатного получения (по одному из следующих видов пользования: индивидуальное жилищное строительство, ведение садоводства, ведение огородничества, ведение личного подсобного хозяйства), в пределах норм, установленных статьями 8, 9, и 10 вышеуказанного закона Воронежской области и (или) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, в порядке очередности. Законом Воронежской области от 08.06.2012 № 65-03 «О внесении изменений в Закон Воронежской области «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области», устанавливающий детальный порядок предоставления в собственность бесплатно земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей.
Согласно п. 2.5 Порядка ведения Реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области реестровый номер присваивается в порядке очередности в соответствии с датой поступления заявления и полного комплекта документов заявителя.
В соответствии с п. 2.7 Порядка многодетные граждане, обратившиеся в департамент, орган местного самоуправления до вступления в силу настоящего Порядка, включаются в Реестр в порядке очередности в соответствии с датой поступления заявления, зарегистрированного путем присвоения входящего номера в соответствии с инструкцией по делопроизводству в правительстве Воронежской области, исполнительных органах государственной власти Воронежской области или органов местного самоуправления.
Согласно приказу ДИЗО Воронежской области от 27.12.2012 г. №№ административный истец Андреева (Полупанова) Е.В. включена в реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области (л.д.58-59). Номер текущей очереди в реестре №.
11.10.2017 г. в адрес административного истца ДИЗО ВО направлено уведомление исх. №52-17-13861з о предстоящем предоставлении земельного участка, площадью 900 кв.м., с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>
11.12.2017 г. в ДИЗО Воронежской области поступило согласие Андреевой Е.В. вх. №52-17г-14537з на получение в собственность указанного земельного участка (л.д. 17).
26.12.2017 г. Департаментом в адрес административного истца направлено письмо исх. № 52-11/2853 (л.д. 18-20), в котором указан текущий номер очереди Андреевой Е.В. №, а также разъяснено, что, поскольку согласие направлено не в установленный законом срок, повторная рассылка уведомлений о предоставлении земельных участков будет произведена в 1 квартале 2018 г.
22.01.2018 г. в адрес административного истца ДИЗО ВО направлено уведомление исх. №52-17-778з о предстоящем предоставлении земельного участка, площадью 900 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 23).
29.01.2018 г. в рамках установленного законом срока в ДИЗО Воронежской области поступило заявление Андреевой Е.В. вх. №52-17г-868з о предоставлении земельного участка, площадью 900 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>
Как следует из заявления Андреевой Е.В. и приложенной к заявлению, в том числе, копии паспорта, Андреева Е.В. зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>.
Письмом от 05.02.2018 г. исх. №52-17-1734з (л.д. 25-27) ДИЗО ВО отказал Андреевой (Полупановой) Е.В. в предоставлении в собственность земельного участка площадью 900 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> мотивируя отказ тем, что административный истец и члены ее семьи зарегистрированы по адресу: <адрес>.
Административный истец, полагает, что указанный довод не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка, так как, определяя статус многодетный семьи в целях предоставления мер социальной поддержки, закон не связывает понятие многодетной семьи с местом жительства или регистрации родителей.
В соответствии с абзацем вторым п. 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Порядок предоставления многодетным гражданам в собственность бесплатно земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован статьей 13.1 Закона Воронежской области от 13.05.2008 г. N 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области".
Согласно п. 2 указанной статьи предоставление земельных участков многодетным гражданам осуществляется на основании заявления, которое подается одним из родителей, опекуном (попечителем) в уполномоченный орган или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК Российской Федерации, по месту постоянного проживания заявителя.
Уполномоченный орган или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК Российской Федерации, в течение 30 календарных дней со дня поступления заявления и документов, указанных в части 3 настоящей статьи, принимают решение о включении заявителя в Реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с настоящим Законом Воронежской области, либо об отказе включить его в Реестр, которое направляется заявителю заказным письмом с уведомлением о вручении в течение 5 календарных дней со дня принятия соответствующего решения (п. 4 указанной статьи).
Постановлением Правительства Воронежской области от 25.09.2012 г. N 845 утвержден Порядок ведения реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области, и на Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области возложена обязанность в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Постановления привести реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области, в соответствие прилагаемому Порядку.
Судом установлено, что административный истец Андреева (Полупанова) Е.В. в установленном законом порядке была постановлена на очередь на бесплатное получение земельного участка под индивидуальное жилищное строительство 29.12.2011 г. в соответствии с распоряжением Управы Железнодорожного района городского округа город Воронеж № 91-р от 25.01.2012 г. (л.д. 13) на основании постановления Главы городского округа город Воронеж от 13.11.2008 года № 1536.
Приказом ДИЗО ВО № 2628 от 27.12.2012 г. утвержден реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с настоящим Законом Воронежской области (л.д. 68), в который Андреева (Полупанова) Е.В. включена под номером №
Предоставленные суду уведомление исх. №52-17-13861з 11.10.2017 г., исх. № 52-11/2853 (л.д. 18-20), уведомление исх. №52-17-778з (л.д. 23), подтверждают, что с учетом очередности у Андреевой Е.В. возникло право на предоставление земельного участка, площадью 900 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
29.01.2018 г. Андреевой Е.В. в рамках установленного законом срока реализовано право на получение земельного участка, путем направления в адрес ДИЗО Воронежской области заявления (л.д. 24).
Как следует из заявления Андреевой Е.В. и приложенной к заявлению, в том числе, копии паспорта, справки, выданной администрацией Усманского сельского поселения Новоусманского муниципального района Воронежской области (л.д. 44), Андреева Е.В. зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>.
Согласно адресным справкам от 17.08.2012 г. Андреева (Полупанова) Е.В., ФИО1, ФИО2, ФИО3 (л.д. 52-55) на дату постановки на очередь и на момент включения в реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков, были зарегистрированы в <адрес>
Какого-либо решения о снятии (исключении) Андреевой Е.В. из реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков, административным ответчиком не принималось.
Исходя из безусловного права Андреевой Е.В. на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области, поскольку на основании представленных доказательств было установлено, что истец не реализовал свое право на бесплатное получение земельного участка под индивидуальное жилищное строительство в соответствии с Законом Воронежской области от 13.05.2008 г. N 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области", а также согласно Закону Воронежской области от 25 июня 2012 года N 94-ОЗ "О статусе многодетной семьи в Воронежской области" закон, определяя статус многодетный семьи в целях предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям семей, имеющих детей в Воронежской области, не связывает понятие многодетная семья с местом жительства или регистрации родителей.
Исходя из анализа положений ст. 2 и 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" следует, что регистрация не входит в понятие "место жительства" и не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
На основании изложенного, суд приходит к выводу незаконности решения в части отказа в предоставлении в собственность земельного участка, изложенного в сообщении от 05.02.2018 года № 52-17-1734з.
Оспариваемое решение безусловно нарушает права Андреевой Е.В. на бесплатное предоставление земельного участка в соответствии с законом Воронежской области от 13.05.2008 № 25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области», как гражданину, имеющему трех и более детей.
Принимая во внимание, что решение об отказе в предоставлении земельного участка по основанию, изложенному в сообщении от 05.02.2018 года № 52-17-1734з, признается судом незаконным, восстанавливая нарушенное право административного истца, суд возлагает на ДИЗО ВО обязанность рассмотреть вопрос о предоставлении земельного участка Андреевой Екатерины Владимировне в соответствии с уведомлением от 22.01.2018 года № 52-17-778 з и заявлением Андреевой Екатерины Владимировны от 29.01.2018 года с учетом решения суда о незаконности оснований отказа в предоставлении земельного участка, изложенных Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области в сообщении от 05.02.2018 года № 52-17-1734з.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Андреевой Екатерины Владимировны к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области частично удовлетворить.
Признать незаконным решение Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 05.02.2018 года № 52-17-1734з в части отказа в предоставлении в собственность земельного участка площадью 900кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
Возложить на Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области обязанность рассмотреть вопрос о предоставлении земельного участка Андреевой Екатерины Владимировны в соответствии с уведомлением от 22.01.2018 года № 52-17-778 з и заявлением Андреевой Екатерины Владимировны от 29.01.2018 года с учетом решения суда о незаконности оснований отказа в предоставлении земельного участка, изложенных Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области в сообщении от 05.02.2018 года № 52-17-1734з.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято судом 25.04.2018 года.
Судья: /подпись/ Е.С. Шумейко