Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-676/2015 ~ М-608/2015 от 05.05.2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 июля 2015 года г. Братск

Братский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Ларичевой И.В., при секретаре Неизвестных Т.А., с участием Братского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Вершинина А.В., начальника ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области Сухорученко И.А., начальника «Туберкулезной больницы» ФКУЗ «Медико-санитарная часть №38 Федеральной службы исполнения наказаний» Кулешова Ю.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело *** по иску Братского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть №38 Федеральной службы исполнения наказаний», Федеральному казенному учреждению «Лечебное исправительное учреждение №27 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области», Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Иркутской области, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральная служба исполнения наказаний России, «Туберкулезная больница» Федерального казенного учреждения здравоохранения Медико-санитарная часть №38 Федеральной службы исполнения наказаний», об обязании устранить нарушения требований законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование исковых требований с учетом уточнений Братский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, указал, что Братской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в декабре 2014 года проведена целевая плановая проверка выполнения в ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области и ТБ ФКУЗ МСЧ-38 ФСИН России требований законодательства РФ, о раздельном размещении осужденных больных туберкулезом (абацилярных и бациловыделителей). В ходе проверки установлено следующее. В соответствии с ч. 2 ст. 101 УИК РФ в уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются для содержания и лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, - лечебные исправительные учреждения. Согласно ч. 1 ст. 74 УИК РФ исправительными учреждениями являются, в том числе, лечебные исправительные учреждения.

ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области является юридическим лицом со статусом лечебного исправительного учреждения, предназначенного для содержания осужденных, больных туберкулёзом, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы на период их лечения, а также учреждением для содержания обвиняемых и подозреваемых, больных туберкулёзом, исполняющим меру пресечения, в отношении которых избрано заключение под стражу.

Согласно п.п. 1.6. и 1.7. раздела 1 Устава ФКУЗ МСЧ-38, утвержденного приказом ФСИН России от 01.04.2015 №268 «Об утверждении Устава федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть №38 Федеральной службы исполнения наказаний», ФКУЗ МСЧ-38 ФСИН России является юридическим лицом и имеет статус медицинской организации. Согласно п. 6.2. и п.п.5 п. 6.6 раздела VI Устава ФКУЗ МСЧ-38 ТБ ФКУЗ МСЧ-38 ФСИН России является филиалом ФКУЗ МСЧ-38 ФСИН России, осуществляющим свою деятельность по медицинскому обслуживанию ЛИУ-27 на основании Положения.

Согласно п. п. 1.3., 1.4. раздела I Положения о ТБ ФКУЗ МСЧ-38 ФСИН России ТБ ФКУЗ МСЧ-38 ФСИН России является обособленным подразделением (филиалом) ФКУЗ МСЧ-38 ФСИН России, осуществляющим организацию медицинского обеспечения подозреваемых, обвиняемых и осужденных (далее - спецконтингента), содержащихся в ФКУ ЛИУ-27 ГУ ФСИН России по Иркутской области.

В соответствии с договором от **.**.**** *** ЛИУ-27 для оказания медицинской помощи осужденным, отбывающим наказание в ЛИУ-27, в безвозмездное пользование переданы помещения, в числе которых: Главный лечебный корпус (далее - ГЛК), корпус №3, отряд строгих условий отбывания наказания (далее - СУОН), туберкулезное легочное хирургическое отделение (акт приема-передачи нежилых помещений *** от **.**.****).

**.**.**** между ГУ ФСИН России по Иркутской области и ФКУЗ МСЧ-38 ФСИН России заключено соглашение о взаимодействии ***, в соответствии с п. 2.1 раздела 2 которого, одной из целей данного соглашения, является медико-санитарное обеспечение осужденных к лишению свободы, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, медицинское обеспечение деятельности учреждений, подчиненных ГУ ФСИН России по Иркутской области. Из смысла Устава ФКУ ЛИУ-27 следует, что ЛИУ-27 подчиняется ГУФСИН России по Иркутской области.

Согласно ч. 1 ст. 101 УИК РФ лечебно-профилактическая и санитарно­профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации. В соответствии с п.п. 5 п. 317 Порядка организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу одним из основных принципов оказания противотуберкулезной помощи лицам, лишенным свободы и содержащимся под стражей является их изолированное и раздельное содержание. Согласно п. 336 Порядка в противотуберкулезных ЛИУ больные, проходящие амбулаторное лечение, размещаются и содержатся в соответствии с принципами раздельного и изолированного содержания, до их перевода в III группу диспансерного учета. В соответствии с п.п. 6 ст. 313 Порядка при обострении у ВИЧ- инфицированных вторичных заболеваний или развитии терминальной стадии такие больные содержатся раздельно от других ВИЧ-инфицированных. Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» одним из основных принципов при оказании медицинской помощи является приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи. Согласно п. 8.11 раздела VIII «Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.10.2013 №60, лица с ВИЧ-инфекцией изолируются от больных активным туберкулезом. В соответствии с п. 10.3 раздела X СП 3.1.2.3114-13 в медицинских противотуберкулезных организациях обеспечивается разделение потоков больных (впервые выявленные, больные с хроническими формами туберкулеза, больные туберкулезом, устойчивым к лекарственным препаратам, больные туберкулезом в сочетании с ВИЧ-инфекцией), раздельное питание этих групп больных. Из положений п. 10.10 раздела X СП 3.1.2.31148-13 следует, что больным ВИЧ-инфекцией с подозрением на заболевание туберкулезом медицинская помощь должна оказываться амбулаторно в кабинетах противотуберкулезной помощи для больных ВИЧ-инфекцией медицинских организаций, в условиях стационара - в боксированных отделениях инфекционного стационара или специализированных по ВИЧ-инфекции отделениях противотуберкулезной медицинской организации. В соответствии с п. 19 Порядка оказания медицинской помощи больным туберкулезом, утвержденного приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.11.2012 №932н, специализированная медицинская помощь осуществляется, в том числе в туберкулезных больницах. Согласно п. п. 21, 22 Порядка №932н в случае выявления у больного туберкулезом множественной лекарственной устойчивости возбудителя, подтвержденной бактериологическим методом, по решению Врачебной комиссии больной направляется (переводится) в стационарное отделение для лечения больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя. В случае выявления у амбулаторного больного туберкулезом ВИЧ-инфекции по решению врачебной комиссии больной направляется под наблюдение в кабинет противотуберкулезной помощи больным ВИЧ-инфекцией. Кроме того, из смысла п. п. 8 п. 20 Порядка №932н специализированная медицинская помощь в стационарных условиях оказывается, в том числе больным с диагнозом: туберкулез, сочетанный с другими инфекциями, требующими стационарного лечения. Правила организации деятельности кабинета противотуберкулезной помощи больным ВИЧ-инфекцией, отделения для больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивости возбудителя, а также отделения для больных туберкулезом, сочетанным с ВИЧ-инфекцией, регламентированы приложениями №№11, 12 и 13 Порядка №932н.

Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных положений и норм действующего законодательства РФ, порядок оказания в ТБ ФКУЗ МСЧ-38 ФСИН России медицинской помощи осужденным, в части их размещения не соответствует предъявляемым требованиям. По состоянию на **.**.**** специализированная медицинская помощь (амбулаторно и стационарно) осужденным в ТБ оказывается при следующем их размещении:

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

Из приведенных данных следует, что в ГЛК проходят лечение 320 осужденных из 746 лиц, лишенных свободы, отбывающих наказание в ЛИУ-27, что составляет 43%. При этом из 320 осужденных, лечащихся в ГЛК, 205 - на амбулаторном режиме лечения, или 64%, 115 - на стационарном режиме лечения, или 36%. Из общей численности осужденных, проходящих лечение в ГЛК в 320 осужденных, 117 - являются бациловыделителями, что составляет 37% от общей численности осужденных, проходящих лечение в ГЛК. 68 из 320 осужденных, лечащихся в ГЛК, являются бациловыделителями с множественной лекарственной устойчивостью (далее - МЛУ), что составляет 21% от числа осужденных, проходящих лечение в ГЛК. Из общей численности осужденных, проходящих лечение в ГЛК в 320 осужденных, 110 - являются ВИЧ-инфицированными, что составляет 34% от общего числа осужденных, проходящих лечение в ГЛК. 24 из 320 осужденных, лечащихся в ГЛК, являются ВИЧ- инфицированными бациловыделителями, или 8% от общего числа осужденных, проходящих лечение в ГЛК. Из 24 осужденных, являющихся ВИЧ-инфицированными бациловыделителями, лечащихся в ГЛК, 9 - с МЛУ, что составляет 34,4% от числа осужденных, являющихся ВИЧ-инфицированными бациловыделителями, лечащихся в ГЛК, 38% от общей численности осужденных, являющихся ВИЧ-инфицированными бациловыделителями, размещенных в ГЛК и 3% от общего числа осужденных, проходящих лечение в ГЛК.

В целом, из общей численности осужденных, проходящих лечение в ЛИУ-27 в 746 осужденных, 140 - являются бациловыделителями, что составляет 19% от общей численности осужденных, содержащихся в ЛИУ-27. 80 из 746 осужденных, лечащихся в ЛИУ-27, являются бациловыделителями с МЛУ, что составляет 11% от общей численности осужденных, содержащихся в ЛИУ-27. Из общей численности осужденных, проходящих лечение в ЛИУ-27 в 746 осужденных, 173 - являются ВИЧ-инфицированными, что составляет 23% от общей численности осужденных, содержащихся в ЛИУ-27. 27 из 746 осужденных, лечащихся в ЛИУ-27, являются ВИЧ-инфицированными бациловыделителями, или 4% от общей численности осужденных, содержащихся в ЛИУ-27. Из 27 осужденных, являющихся ВИЧ-инфицированными бациловыделителями, 10 с МЛУ, что составляет 37% от числа осужденных, являющихся ВИЧ-инфицированными бациловыделителями, лечащихся в ЛИУ- 27 и 3% от общей численности осужденных, содержащихся в ЛИУ-27.

Вышеприведенный детальный статистический анализ сложившейся в ЛИУ-27 практики размещения (распределения) осужденных по отделениям в зависимости от диагноза по туберкулезу, активности туберкулезного процесса и наличия (отсутствия) сопутствующих инфекционных заболеваний, свидетельствует о том, что фактически в каждом отделении, лечебном корпусе (за исключением амбулаторных отделений: 2-ой и 6-ой этажи ГЛК, отряды №№1, 2 и 6) с общей массой лиц, лишенных свободы, проходят лечение осужденные, являющиеся бациловыделителями с МЛУ, ВИЧ-инфицированные туберкулезно-больные, в том числе с бациловыделением и МЛУ.

Также указал, что кабинет противотуберкулезной помощи для амбулаторного лечения осужденных больных ВИЧ-инфекцией, как и боксированное отделение инфекционного стационара или специализированное по ВИЧ-инфекции отделение для стационарного лечения осужденных, а также стационарное отделение для лечения больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя в ТБ ФКУЗ МСЧ-38 ФСИН России отсутствуют. Фактически в отделениях обеспечено формальное разделение рассматриваемой категории осужденных от общей массы лиц, лишенных свободы, по палатам, что предъявляемым требованиям не отвечает.

**.**.**** по выявленным нарушениям закона с целью их устранения в досудебном порядке в ФКУЗ МСЧ-38 ФСИН России внесено представление. В свою очередь, по мнению руководства ФКУЗ МСЧ-38 ФСИН России сложившаяся в ТБ ФКУЗ МСЧ-38 ФСИН России и ЛИУ-27 практика размещения туберкулезно-больных и ВИЧ-инфицированных осужденных, в том числе с МЛУ правомерна и согласуется с требованиями п. 317 Порядка организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, утвержденного совместным приказом Минздравсоцразвития и Минюста РФ от 17.10.2005 №640/190. Кроме того, по утверждению руководства ФКУЗ МСЧ-38 ФСИН России отсутствие в ЛИУ-27 кабинета противотуберкулезной помощи для амбулаторного лечения осужденных больных ВИЧ-инфекцией, как и боксированного отделения инфекционного стационара или специализированного по ВИЧ-инфекции отделения для стационарного лечения осужденных, а также стационарного отделения для лечения больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя, обусловлено отсутствием необходимого финансирования для их строительства. ФКУЗ МСЧ-38 ФСИН России считает, что в соответствии с методическими рекомендациями Всемирной организации здравоохранения 1999 «Профилактика туберкулеза в лечебно-­профилактических учреждениях при дефиците необходимых ресурсов» существующая в ЛИУ-27 практика размещения больных туберкулезом и ВИЧ-инфекцией допустима, в связи с отсутствием надлежащего финансирования для создания в ЛИУ-27 специализированных кабинета и отделений.

Таким образом, сложившаяся в ЛИУ-27 и ТБ ФКУЗ МСЧ-38 ФСИН России практика размещения (распределения) осужденных по отделениям в зависимости от диагноза по туберкулезу, активности туберкулезного процесса и наличия (отсутствия) сопутствующих инфекционных заболеваний, существенно противоречит требованиям законодательства РФ об охране здоровья граждан и установленным стандартам оказания медицинской помощи больным туберкулезом, что приводит к минимизации эффективности лечебного процесса, исключению локализации и распространению опасных высоко контагиозных инфекций и создает угрозу жизни и здоровью отдельным осужденным, обуславливает высокий уровень смертности среди осужденных, что неизменным образом может привести к серьезным негативным последствиям.

Просит суд с учетом уточнений обязать ФКУЗ МСЧ-38 ФСИН России, ГУФСИН России по Иркутской области, ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области в срок до **.**.**** создать на территории «Туберкулезной больницы» ФКУЗ «Медико-санитарная часть №38 Федеральной службы исполнения наказаний» кабинет противотуберкулезной помощи для амбулаторного лечения осужденных больных ВИЧ-инфекцией и боксированное отделение инфекционного стационара или специализированное по ВИЧ-инфекции отделение для стационарного лечения осужденных, а также стационарное отделение для лечения больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя.

В судебном заседании Братский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Вершинин А.В. уточнил исковые требования - просит суд обязать ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области в срок до **.**.**** создать на территории «Туберкулезной больницы» ФКУЗ «Медико-санитарная часть №38 Федеральной службы исполнения наказаний» кабинет противотуберкулезной помощи для амбулаторного лечения осужденных больных ВИЧ-инфекцией и боксированное отделение инфекционного стационара или специализированное по ВИЧ-инфекции отделение для стационарного лечения осужденных, а также стационарное отделение для лечения больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя, поскольку именно ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области должно создать условия для размещения осужденных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, соблюдая принцип раздельного содержания осужденных по отделениям в зависимости от диагноза по туберкулезу, активности туберкулезного процесса и наличия (отсутствия) сопутствующих инфекционных заболеваний, в остальной части исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил суд исковые требования удовлетворить с учетом уточнений. Также пояснил, что ГУФСИН России по Иркутской области должно профинансировать данные мероприятия, а ФКУЗ МСЧ-38 ФСИН России в порядке исполнения решения суда должно создать условия для исполнения решения суда - обеспечить кадрами, медикаментами и т.д.

Начальник ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области Сухорученко И.А. не возражал против удовлетворения исковых требований прокурора об обязании ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области в срок до **.**.**** создать на территории «Туберкулезной больницы» ФКУЗ «Медико-санитарная часть №38 Федеральной службы исполнения наказаний» кабинет противотуберкулезной помощи для амбулаторного лечения осужденных больных ВИЧ-инфекцией и боксированное отделение инфекционного стационара или специализированное по ВИЧ-инфекции отделение для стационарного лечения осужденных, а также стационарное отделение для лечения больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя. Дополнительно пояснил, что работы по созданию условий раздельного содержания осужденных ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области ведутся, но необходимо финансирование, так как выделяемых денежных средств не хватает на создание предусмотренных законом условий для раздельного содержания осужденных.

Начальник «Туберкулезной больницы» ФКУЗ «Медико-санитарная часть №38 Федеральной службы исполнения наказаний» Кулешов Ю.Д. возражал против удовлетворения исковых требований, поскольку считает, что каких-либо нарушений прав осужденных нет. Пояснил, что в настоящее время в филиале ТБ ФКУЗ МСЧ-38 ФСИН России принцип раздельного содержания больных, выделяющих микобактерии туберкулеза (МБТ), в том числе с множественной лекарственной устойчивостью (МЛУ), от других больных активным туберкулезом, в том числе сочетанным с ВИЧ-инфекцией, организовано в соответствии с п.317 Приказа М3 РФ и МЮ РФ №640/190 от 17.10.2005 «Порядок организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу», а также методическими рекомендациями ВОЗ 1999 года «Профилактика туберкулеза в лечебно-профилактических учреждениях при дефиците ресурсов». Во всех отделениях больницы выделены отдельные палаты для больных выделяющих МБТ, больных с МЛУ и ВИЧ-инфекцией. С целью разделения потоков больных выделяющих МБТ, больных с МЛУ и ВИЧ-инфекцией питание больных осуществляется в комнатах приема пищи, имеющихся в каждом отделении, по графику. Во исполнение п. 10.6 постановления главного государственного санитарного врача РФ от 22.10.2013 №60 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил», СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза» и письма Главного государственного санитарного врача ГУФСИН России по Иркутской области от 23.11.2011 №39/ТО/12-74-4837э «О соблюдении противоэпидемического режима» в туберкулезной больнице больные с выделением МБТ, с МЛУ и ВИЧ-инфекцией, при выходе из палат должны надевать лицевые марлевые хирургические маски, хирургическими масками туберкулезная больница обеспечена в достаточном количестве. Также пояснил, что в ТБ ФКУЗ МСЧ-38 ФСИН России нет возможности создать боксированное отделение инфекционного стационара. Кроме того, считает, что нет и необходимости создания в ТБ ФКУЗ МСЧ-38 ФСИН России боксированного отделения инфекционного стационара, так как туберкулез не относится к таким видам заболевания, при которых необходимо помещение в боксированное отделение.

Ответчик ФКУЗ МСЧ-38 ФСИН России в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя ФКУЗ МСЧ-38 ФСИН России с учетом представленных ранее возражений. Согласно возражениям ФКУЗ МСЧ-38 ФСИН России с предъявленными требованиями не согласно, считает, что ФКУЗ МСЧ-38 ФСИН России является ненадлежащим ответчиком по делу. Так, в соответствии с уставом МСЧ-38 является учреждением, осуществляющим медико-санитарное обеспечение сотрудников, пенсионеров УИС и членов их семей, осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, и иных граждан, прикрепленных на медицинское обслуживание в установленном порядке. Основной целью МСЧ-38 является медико-санитарное обеспечение осужденных к лишению свободы, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, а также их лекарственное обеспечение (медико-санитарное обеспечение включает в себя: медицинские обследования. лечебно-профилактические мероприятия, оказание медицинской помощи, санаторно-курортное лечение, обеспечение лекарствами, медицинским имуществом и техникой). Согласно Уставу ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области является лечебным исправительным учреждением для содержания осужденных, больных туберкулезом, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы на период их лечения, а также учреждением для содержания обвиняемых и подозреваемых, больных туберкулезом, исполняющим меру пресечения, в отношении которых избрано заключение под стражу. Одной из основных целей деятельности ЛИУ-27 является создание условий осужденным содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также организация оказания стационарной медицинской помощи осужденным, подозреваемым и обвиняемым, содержащимся в учреждениях ГУФСИН.

Также указал, что на основании приказа ФСИН России от 29.05.2013 № 276 между ГУФСИН России по Иркутской области и МСЧ-38 29.10.2013 заключено соглашение о взаимодействии, по которому ГУФСИН обязуется организовать заключение договоров безвозмездного пользования помещениями, занимаемыми медицинскими подразделениями в исправительных учреждениях, следственных изоляторах, подчиненных ГУФСИН, а также обеспечивать поддержание санитарного состояния в жилых и производственных помещениях, также на прилегающих территориях в соответствии с требованиями санитарного законодательства и рекомендаций мед. работников. Во исполнение указанного соглашения **.**.**** между ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области и МСЧ-38 заключен договор безвозмездного пользования нежилым помещением №82-86, согласно которому на безвозмездной основе в целях осуществления медицинской деятельности ЛИУ-27 передало в пользование помещения МСЧ-38. Таким образом, МСЧ-38 осуществляет медико-санитарное обеспечение в помещениях, принадлежавших на праве оперативного управления ЛИУ-27. Кроме того, МСЧ-38 является участником бюджетного процесса - получателем бюджетных средств, доведение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств в отношении МСЧ-38 осуществляет ГУФСИН.

Кроме того, в настоящее время в ТБ ФКУЗ МСЧ-38 ФСИН России принцип раздельного содержания больных, выделяющих микобактерии туберкулеза, в том числе с множественной лекарственной устойчивостью, от других больных активным туберкулезом, в том числе сочетанным с ВИЧ-инфекцией, организовано в соответствии с п.317 Приказа М3 РФ и МЮ РФ №640/190 от 17.10.2005 «Порядок организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу», а также методическими рекомендациями ВОЗ 1999 года «Профилактика туберкулеза в лечебно-профилактических учреждениях при дефиците ресурсов». Во всех отделениях больницы выделены отдельные палаты для больных выделяющих МБТ, больных с МЛУ и ВИЧ-инфекцией. С целью разделения потоков больных выделяющих МБТ, больных с МЛУ и ВИЧ-инфекцией питание больных осуществляется в комнатах приема пищи, имеющихся в каждом отделении, по графику. Согласно п. 10.6 постановления главного государственного санитарного врача РФ от 22.10.2013 №60 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил», СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза» и письма Главного государственного санитарного врача ГУФСИН России по Иркутской области от 23.11.2011 № 39/ТО/12-74-4837э «О соблюдении противоэпидемического режима» в туберкулезной больнице больные с выделением МБТ, с МЛУ и ВИЧ-инфекцией, при выходе из палат должны надевать лицевые марлевые хирургические маски, которые обеспечивают профилактику распространения микроорганизмов от их пользователя к другим лицам. Хирургическими масками туберкулезная больница обеспечена в достаточном количестве.

Ответчик ГУФСИН России по Иркутской области, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ФСИН России, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, причины неявки суду не известны.

Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом, извещенных о дате, времени и месте судебного заседания, в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав Братского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Вершинина А.В., начальника ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области Сухорученко И.А., начальника «Туберкулезной больницы» ФКУЗ «Медико-санитарная часть №38 Федеральной службы исполнения наказаний» Кулешова Ю.Д., изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 101 УИК РФ лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации (ч. 1).

В уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, - лечебные исправительные учреждения (ч. 2)

Администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных (ч. 3).

Порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (ч. 5).

В судебном заседании установлено, что Братской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в декабре 2014 года проведена целевая плановая проверка выполнения в ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области и ТБ ФКУЗ МСЧ-38 ФСИН России требований законодательства Российской Федерации о раздельном размещении осужденных больных туберкулезом (абацилярных и бациловыделителей).

В ходке проверки установлено, что в нарушение требований действующего законодательства Российской Федерации порядок оказания в ТБ ФКУЗ МСЧ-38 ФСИН России медицинской помощи осужденным, в части их размещения не соответствует предъявляемым требованиям. Так, по состоянию на **.**.**** специализированная медицинская помощь (амбулаторно и стационарно) осужденным в ТБ оказывается при следующем их размещении:

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

"информация обезличена"

Из приведенных данных следует, что в ГЛК проходят лечение 320 осужденных из 746 лиц, лишенных свободы, отбывающих наказание в ЛИУ-27, что составляет 43%. При этом, из 320 осужденных, лечащихся в ГЛК, 205 - на амбулаторном режиме лечения, или 64%, 115 - на стационарном режиме лечения, или 36%. Из общей численности осужденных, проходящих лечение в ГЛК в 320 осужденных, 117 - являются бациловыделителями, что составляет 37% от общей численности осужденных, проходящих лечение в ГЛК. 68 из 320 осужденных, лечащихся в ГЛК, являются бациловыделителями с множественной лекарственной устойчивостью (далее - МЛУ), что составляет 21% от числа осужденных, проходящих лечение в ГЛК. Из общей численности осужденных, проходящих лечение в ГЛК в 320 осужденных, 110 - являются ВИЧ-инфицированными, что составляет 34% от общего числа осужденных, проходящих лечение в ГЛК. 24 из 320 осужденных, лечащихся в ГЛК, являются ВИЧ- инфицированными бациловыделителями, или 8% от общего числа осужденных, проходящих лечение в ГЛК. Из 24 осужденных, являющихся ВИЧ-инфицированными бациловыделителями, лечащихся в ГЛК, 9 - с МЛУ, что составляет 34,4% от числа осужденных, являющихся ВИЧ-инфицированными бациловыделителями, лечащихся в ГЛК, 38% от общей численности осужденных, являющихся ВИЧ-инфицированными бациловыделителями, размещенных в ГЛК и 3% от общего числа осужденных, проходящих лечение в ГЛК.

В целом, из общей численности осужденных, проходящих лечение в ЛИУ-27 в 746 осужденных, 140 - являются бациловыделителями, что составляет 19% от общей численности осужденных, содержащихся в ЛИУ-27. 80 из 746 осужденных, лечащихся в ЛИУ-27, являются бациловыделителями с МЛУ, что составляет 11% от общей численности осужденных, содержащихся в ЛИУ-27. Из общей численности осужденных, проходящих лечение в ЛИУ-27 в 746 осужденных, 173 - являются ВИЧ-инфицированными, что составляет 23% от общей численности осужденных, содержащихся в ЛИУ-27. 27 из 746 осужденных, лечащихся в ЛИУ-27, являются ВИЧ-инфицированными бациловыделителями, или 4% от общей численности осужденных, содержащихся в ЛИУ-27. Из 27 осужденных, являющихся ВИЧ-инфицированными бациловыделителями, 10 с МЛУ, что составляет 37% от числа осужденных, являющихся ВИЧ-инфицированными бациловыделителями, лечащихся в ЛИУ- 27 и 3% от общей численности осужденных, содержащихся в ЛИУ-27.

Таким образом, сложившаяся в ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области практика размещения осужденных по отделениям в зависимости от диагноза по туберкулезу, активности туберкулезного процесса и наличия (отсутствия) сопутствующих инфекционных заболеваний, свидетельствует о том, что фактически в каждом отделении, лечебном корпусе (за исключением амбулаторных отделений: 2-ой и 6-ой этажи ГЛК, отряды №№1, 2 и 6) с общей массой лиц, лишенных свободы, проходят лечение осужденные, являющиеся бациловыделителями с МЛУ, ВИЧ-инфицированные туберкулезно-больные, в том числе с бациловыделением и МЛУ.

При этом кабинет противотуберкулезной помощи для амбулаторного лечения осужденных больных ВИЧ-инфекцией, боксированное отделение инфекционного стационара или специализированное по ВИЧ-инфекции отделение для стационарного лечения осужденных, а также стационарное отделение для лечения больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя в ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области отсутствуют.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» мероприятия по охране здоровья должны проводиться на основе признания, соблюдения и защиты прав граждан и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.

Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний.

Согласно ч. 1 ст. 101 УИК РФ лечебно-профилактическая и санитарно­профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.

В силу п. 118 раздела XIX Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции РФ от 03.11.2005 №205, лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы предоставляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами, организуется в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно­-правовое регулирование в сфере здравоохранения совместно с заинтересованными органами исполнительной власти.

В соответствии с п. п. 5 п. 317 Порядка организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, утвержденного приказом Минздравсоцразвития и Министерства юстиции РФ от 17.10.2005 №640/190, одним из основных принципов оказания противотуберкулезной помощи лицам, лишенным свободы и содержащимся под стражей, является их изолированное и раздельное содержание.

Согласно п. 336 Порядка организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, в противотуберкулезных ЛИУ больные, проходящие амбулаторное лечение, размещаются и содержатся в соответствии с принципами раздельного и изолированного содержания, до их перевода в III группу диспансерного учета. В соответствии с п.п. 6 п. 313 Порядка при обострении у ВИЧ-инфицированных вторичных заболеваний или развитии терминальной стадии такие больные содержатся раздельно от других ВИЧ-инфицированных.

Согласно п. 119 раздела XIX Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений в исправительных учреждениях обеспечивается выполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических норм и требований.

Согласно п. 8.11 раздела VIII Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.10.2013 №60, лица с ВИЧ-инфекцией изолируются от больных активным туберкулезом.

В соответствии с п. 10.3 раздела X Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза» в медицинских противотуберкулезных организациях обеспечивается разделение потоков больных (впервые выявленные, больные с хроническими формами туберкулеза, больные туберкулезом, устойчивым к лекарственным препаратам, больные туберкулезом в сочетании с ВИЧ-инфекцией), раздельное питание этих групп больных.

Из положений п. 10.10 раздела X Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза» следует, что больным ВИЧ-инфекцией с подозрением на заболевание туберкулезом медицинская помощь должна оказываться амбулаторно в кабинетах противотуберкулезной помощи для больных ВИЧ-инфекцией медицинских организаций, в условиях стационара - в боксированных отделениях инфекционного стационара или специализированных по ВИЧ-инфекции отделениях противотуберкулезной медицинской организации.

В соответствии с п. 19 Порядка оказания медицинской помощи больным туберкулезом, утвержденного приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.11.2012 №932н, специализированная медицинская помощь осуществляется, в том числе в туберкулезных больницах.

Согласно п. 21, п. 22 Порядка оказания медицинской помощи больным туберкулезом в случае выявления у больного туберкулезом множественной лекарственной устойчивости возбудителя, подтвержденной бактериологическим методом, по решению Врачебной комиссии больной направляется (переводится) в стационарное отделение для лечения больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя. В случае выявления у амбулаторного больного туберкулезом ВИЧ-инфекции по решению врачебной комиссии больной направляется под наблюдение в кабинет противотуберкулезной помощи больным ВИЧ-инфекцией.

Правила организации деятельности кабинета противотуберкулезной помощи больным ВИЧ-инфекцией, отделения для больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивости возбудителя, а также отделения для больных туберкулезом, сочетанным с ВИЧ-инфекцией, регламентированы приложениями №11, №12 и №13 Порядка оказания медицинской помощи больным туберкулезом, утвержденного приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.11.2012 №932н.

В силу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» одним из основных принципов при оказании медицинской помощи является приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется, в том числе путем установления требований к проектированию и размещению медицинских организаций с учетом соблюдения санитарно-гигиенических норм и обеспечения комфортных условий пребывания пациентов в медицинских организациях.

Оценивая в совокупности установленные по делу обстоятельства и перечисленные нормы закона, суд приходит к выводу, что, поскольку сложившаяся в ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области и ТБ ФКУЗ МСЧ-38 ФСИН России практика размещения (распределения) осужденных по отделениям в зависимости от диагноза по туберкулезу, активности туберкулезного процесса и наличия (отсутствия) сопутствующих инфекционных заболеваний, противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и установленным стандартам оказания медицинской помощи больным туберкулезом, что приводит к минимизации эффективности лечебного процесса, исключению локализации и распространению опасных высоко контагиозных инфекций и создает угрозу жизни и здоровью осужденным, то в ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области должны быть созданы кабинет противотуберкулезной помощи для амбулаторного лечения осужденных больных ВИЧ-инфекцией, боксированное отделение инфекционного стационара или специализированное по ВИЧ-инфекции отделение для стационарного лечения осужденных, а также стационарное отделение для лечения больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя.

Также в судебном заседании установлено, что ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области является юридическим лицом со статусом лечебного исправительного учреждения, предназначенного для содержания осужденных, больных туберкулёзом, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы на период их лечения, а также учреждением для содержания обвиняемых и подозреваемых, больных туберкулёзом, исполняющим меру пресечения, в отношении которых избрано заключение под стражу (п. п. 1.1., 1.6., 1.7. Устава ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области).

Согласно п. 2.1 Устава ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области предметом и целями деятельности Учреждения являются, в том числе:

- обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных;

- создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;

- организация оказания медицинской помощи осужденным в Учреждении;

- организация и оказание стационарной медицинской помощи осужденным, подозреваемым и обвиняемым, содержащимся в учреждениях ГУФСИН России по Иркутской области.

Для достижения целей, указанных в п. 2.1 Устава, Учреждение обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе: условия содержания осужденных; осуществляет: медико-санитарное обеспечение осужденных, реализуя исполнение санитарно-гигиенических требований, направленных на охрану их здоровья, а также оказание медицинской помощи в объемах, предусмотренных государственными гарантиями бесплатной медицинской помощи, по видам медицинской деятельности в соответствии с полученной лицензией.

В судебном заседании установлено, что согласно Уставу ФКУЗ МСЧ-38 ФСИН России является учреждением, осуществляющим медико-санитарное обеспечение сотрудников, пенсионеров УИС и членов их семей, осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, и иных граждан, прикрепленных на медицинское обслуживание в установленном порядке. Основной целью ФКУЗ МСЧ-38 ФСИН России является медико-санитарное обеспечение осужденных к лишению свободы, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, а также их лекарственное обеспечение (медико-санитарное обеспечение включает в себя: медицинские обследования. лечебно-профилактические мероприятия, оказание медицинской помощи, санаторно-курортное лечение, обеспечение лекарствами, медицинским имуществом и техникой).

Согласно абз. 5 п. 6.6 раздела VI Устава ФКУЗ МСЧ-38 ТБ ФКУЗ МСЧ-38 ФСИН России является филиалом ФКУЗ МСЧ-38 ФСИН России, осуществляющим свою деятельность по медицинскому обслуживанию ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области. В соответствии с п. 1.4. Положения о ТБ ФКУЗ МСЧ-38 ФСИН России ТБ ФКУЗ МСЧ-38 ФСИН России является обособленным подразделением (филиалом) ФКУЗ МСЧ-38 ФСИН России, осуществляющим организацию медицинского обеспечения подозреваемых, обвиняемых и осужденных (далее - спецконтингента), содержащихся в ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области.

В соответствии с договором безвозмездного пользования нежилыми помещениями от **.**.**** ***, заключенного между ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области (Ссудодатель) и ФКУЗ МСЧ-38 ФСИН России (Ссудополучатель), ссудодатель передает, а ссудополучатель в целях осуществления медицинской деятельности принимает в пользование помещения, согласно перечню, в том числе: Главный лечебный корпус (ГЛК), корпус №3, отряд строгих условий отбывания наказания (СУОН), туберкулезное легочное хирургическое отделение (акт приема-передачи нежилых помещений *** от **.**.****).

**.**.**** между ГУФСИН России по Иркутской области и ФКУЗ МСЧ-38 ФСИН России заключено соглашение о взаимодействии ***, целью данного соглашения является, в том числе медико-санитарное обеспечение осужденных к лишению свободы, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, медицинское обеспечение деятельности учреждений, подчиненных ГУФСИН России по Иркутской области.

Таким образом, именно ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области должно создать условия для размещения осужденных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, соблюдая принцип раздельного содержания осужденных по отделениям в зависимости от диагноза по туберкулезу, активности туберкулезного процесса и наличия (отсутствия) сопутствующих инфекционных заболеваний.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

При таких обстоятельствах исковые требования Братского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц об обязании ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области в срок до **.**.**** создать на территории «Туберкулезной больницы» ФКУЗ «Медико-санитарная часть №38 Федеральной службы исполнения наказаний» кабинет противотуберкулезной помощи для амбулаторного лечения осужденных больных ВИЧ-инфекцией и боксированное отделение инфекционного стационара или специализированное по ВИЧ-инфекции отделение для стационарного лечения осужденных, а также стационарное отделение для лечения больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя, законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.

Доводы ответчика ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области об отсутствии необходимого финансирования для создания условий раздельного содержания осужденных, суд не принимает во внимание, поскольку данное обстоятельство не освобождает ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области от исполнения предусмотренной действующим законодательством обязанности создать условия для размещения осужденных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, соблюдая принцип раздельного содержания осужденных по отделениям в зависимости от диагноза по туберкулезу, активности туберкулезного процесса и наличия (отсутствия) сопутствующих инфекционных заболеваний, и не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Доводы ответчика ФКУЗ МСЧ-38 ФСИН России, третьего лица ТБ ФКУЗ МСЧ-38 ФСИН России, что существующая в ЛИУ-27 практика размещения больных туберкулезом и ВИЧ-инфекцией допустима, в связи с отсутствием надлежащего финансирования; что в настоящее время в ТБ ФКУЗ МСЧ-38 ФСИН России принцип раздельного содержания больных, выделяющих микобактерии туберкулеза, в том числе с множественной лекарственной устойчивостью, от других больных активным туберкулезом, в том числе сочетанным с ВИЧ-инфекцией, организовано - во всех отделениях больницы выделены отдельные палаты для больных выделяющих МБТ, больных с МЛУ и ВИЧ-инфекцией, питание больных осуществляется в комнатах приема пищи, имеющихся в каждом отделении, по графику, хирургическими масками туберкулезная больница обеспечена в достаточном количестве, также не являются основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку сложившаяся в ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области практика размещения больных туберкулезом с МЛУ и ВИЧ-инфицированных больных туберкулезом с общей массой, осужденных в рамках одного отделения (отряда), должную и необходимую их изоляцию не обеспечивает и в полной мере не соответствует требованиям п. 317 Порядка организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, утвержденного приказом Минздравсоцразвития и Министерства юстиции РФ от 17.10.2005 №640/190, так как изолированное и раздельное содержание осужденных, выделяющих микобактерии туберкулеза, в том числе с множественной лекарственной устойчивостью, от других больных активным туберкулезом, в том числе сочетанным с ВИЧ-инфекцией, являющееся одним из основных принципов оказания противотуберкулезной помощи, в ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области не обеспечено.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Братского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Лечебное исправительное учреждение №27 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» в срок до **.**.**** создать на территории «Туберкулезная больница» Федерального казенного учреждения здравоохранения Медико-санитарная часть №38 Федеральной службы исполнения наказаний» кабинет противотуберкулезной помощи для амбулаторного лечения осужденных, больных ВИЧ-инфекцией, боксированное отделение инфекционного стационара или специализированное по ВИЧ-инфекции отделение для стационарного лечения осужденных, стационарное отделение для лечения больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: И.В. Ларичева

2-676/2015 ~ М-608/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Братский прокурор по надзору за соблюдением законов в ИУ
Ответчики
ФКУ ЛИУ-27
Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Ирк. обл.
ФКУ здравоохранения "Медико-санитарная часть № 38 Федеральной службы исполнения наказаний"
Другие
Федеральная служба исполнения наказаний России
"Туберкулезная больница" ФКУ здравоохранения "Медико-санитарная часть № 38 Федеральной службы исполнения наказаний"
Суд
Братский районный суд Иркутской области
Судья
Ларичева Ирина Владиславовна
Дело на сайте суда
bratski--irk.sudrf.ru
05.05.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.05.2015Передача материалов судье
07.05.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.05.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.05.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.06.2015Судебное заседание
14.07.2015Судебное заседание
17.07.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.07.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.07.2015Дело оформлено
08.06.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее