Дело № 2 – 799/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 июня 2020 года городской округ город Бор
Борский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Копкиной И.Ю., при ведении проткоола секретарем Внучковой Т.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мерещенок Л.И. к Администрации городского округа <адрес>, ДИЗО Администрации городского округа <адрес>, об установлении границ земельного участка
УСТАНОВИЛ:
Изначально истец Мерещенок Л.И. обратилась в суд с иском к администрации городского округа <адрес>, в котором просила установить (определить) местоположение границ земельного участка с КН №, расположенного по адресу: <адрес> согласно координатным точкам:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
общей площадью <данные изъяты> кв.м., вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного хозяйства.
В обоснование исковых требований истец указала, что на основании договора о безвозмездной передаче жилья в собственность от ДД.ММ.ГГГГ ей на праве собственности принадлежит одноэтажный жилой дом с кадастровым номером №, назначение: жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м., находящийся по адресу: <адрес>.
С момента предоставления и по настоящее время, данное жилое помещение представляло и представляет собой индивидуальный жилой дом для проживания одной семьи, к многоквартирному дому никогда не относился.
В процессе проведения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и составления межевого плана, были определены общая площадь земельного участка равная <данные изъяты> кв.м, и местоположение границ, определенные вышеуказанными координатными точками.
Границы образуемого земельного участка согласованы со смежными землепользователями в соответствии с актом согласования местоположения границ земельного участка, споры и возражения по границам земельного участка отсутствуют.
Также, было установлено, что в 2010 году на учет был поставлен земельный участок, на котором как оказалось и расположен жилой дом истицы, с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования: под многоквартирным жилым домом.
Земельным участком при жилом доме пользовалась только семья Мерещенок Л.И., границы установлены со сложившимся порядком землепользования, изначально участок огорожен забором. При межевании земельного участка с кадастровым номером № никто из семьи не присутствовал, на учет был поставлен только земельный участок непосредственно под домом, а не вся территория.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки <адрес> земельный участок с кадастровым номером № расположен в зоне обслуживания и городской активности местного значения – ОЦ-2 и одним из основных видов разрешенного использования земельных участков в этой зоне является «для индивидуального жилищного строительства» с максимальным размером земельного участка 600 кв.м.
Управлением Росреестра по <адрес> ответом за №-СБ119 от ДД.ММ.ГГГГ и Администрацией городского округа <адрес> ответом за № от ДД.ММ.ГГГГ в приведении в соответствие границ участка с его фактическими размерами и вида разрешенного использования истице было отказано.
При указанных обстоятельствах, у истца отсутствует возможность реализовать свои права иным образом, иначе как обращение в суд.
Истец Мерещенок Л.И в судебное заседание не явилась, воспользовавшись правом ведения дела через представителя.
Представитель истца по доверенности Распопов А.В. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Также пояснил, что жилой дом, в котором проживает истец и который находится у последнего в собственности, не отвечает требованиям многоквартирного жилого дома. Считает, что суд вправе при установлении границ земельного участка изменить вид разрешенного его использования.
Представитель администрации городского округа <адрес> Башева Т.А., действующая по доверенности, с иском не согласна, считает, что прав на земельный участок в заявленной площади, у истца не имеется. По данным кадастрового учета испрашиваемый земельный участок находится под многоквартирным домом. На участке имеются самовольные постройки – сарай и баня. Истец самовольно захватила участок 6 соток земли, огородила его забором и пользуется на протяжении 20 лет, налоги не платит.
Представитель Департамента имущественных и земельных отношений администрации городского округа <адрес>, привлеченный к участию в деле в качестве соответчика, Белодворцева Е.В., действующая по доверенности, с иском не согласна, считает, что оснований для удовлетворения требований истца не имеется, поскольку участок также находится в охранной зоне НОАО «Гидромаш».
Представитель НОАО «Гидромаш», привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица Ч.О.И., действующая по доверенности, с иском не согласна, поскольку земельный участок граничит с территорией режимного объекта НОАО «Гидромаш», наличие жилых построек и иных хозяйственных строений вблизи территории НОАО «Гидромаш» ограничивает возможность надлежащим образом соблюдать безопасность на режимном объекте, контролировать и пресекать нарушения вблизи границ предприятия.
Третье лицо представитель Большепикинского территориального отдела Администрации городского округа <адрес>, привлеченное судом к участию в деле, в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Заслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, исследовав и оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, установив имеющие значение для дела обстоятельства, суд приходит к следующему:
Статьей 36 Конституции Российской Федерации установлено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. Согласно ст.70 Земельного кодекса РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В соответствии с ч.7 ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим федеральным законом сведений об объектах недвижимости. В ч.2 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" указано, что к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. На основании п.3 ч.4 ст.8 ч. 1 ст. 22 Федерального закона N 218-ФЗ сказано, что межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках. Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (ч. 8 ст. 22 Федерального закона N 218-ФЗ). Пункт 10 ст.22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ предусматривает, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка. Согласно ст.68 Земельного кодекса РФ землеустройство включает в себя, в том числе, описание местоположения и (или) установление на местности границ объектов землеустройства.
Судом установлено, что на основании договора о безвозмездной передаче жилья в собственность от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Администрацией городского округа <адрес> и Мерещенок Л.И., последней принадлежит жилой дом, площадью 91,2 кв.м, по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (запись регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно распоряжения Большепикинской поселковой администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ М.Ю.В., проживающему по <адрес>, разрешено возведение пристроя в размере 4х4 по вышеуказанному адресу (л.д.39).
Также судом установлено, что земельный участок, на котором расположен жилой дом, принадлежащий истице, с ДД.ММ.ГГГГ стоит на кадастровом учете с установленными границами, площадью <данные изъяты> кв.м, КН №, вид разрешенного использования – под многоквартирным жилым домом.
Истец, полагая, что имеет право на приобретение в собственность земельного участка, обратилась за оформлением межевого плана.
Согласно межевого плана от 2019 г. площадь участка, на которую претендует истец, составляет <данные изъяты> кв.м. Истец Мерещенок Л.И. обратилась в администрацию городского округа <адрес> с заявлением о предварительном согласовании границ земельного с последующим предоставлением его в собственность.
Согласно ответа Администрации городского округа <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении информации, установлено, что согласно Правилам землепользования и застройки, утвержденным Решением Совета Депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ., земельный участок с кадастровым номером: №, расположен в зоне обслуживания и городской активности местного значения ОЦ-2.
Согласно ответа Администрации городского округа <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что объект капитального строительства с кадастровым номером №, адрес местоположения: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. (актуальная информация на момент безвозмездной передачи жилья в собственность) имел вид: здание жилищно-коммунального хозяйства, наименование: одноквартирный жилой дом, назначение: жилое. Земельный участок с кадастровым номером №, адрес местоположения: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования: под многоквартирным жилым домом, был сформирован на основании распоряжения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. На момент формирования земельного участка одноквартирный жилой дом был объектом муниципальной собственности, и его наименование соответствовало виду разрешенного использования формируемого земельного участка.
Согласно ответа Администрации городского округа <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ изменении вида разрешенного использования земельного участка с «под многоквартирным жилым домом» на «индивидуальное жилищное строительство» невозможно.
Анализируя установленные по делу обстоятельства, суд находит заявленные требования в части установления границ земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м не обоснованными, поскольку суду не предоставлено доказательств, что земельный участок ранее был выделен истице либо предоставлен в пользование именно площадью <данные изъяты> кв.м, в то время как земельный участок под объектом недвижимости по адресу: <адрес>, на кадастровом учете стоит с определенной площадью <данные изъяты> кв.м.
В данном случае имеет место быть самовольный захват земель муниципальной собственности. Кроме того, спорный земельный участок с кадастровым номером № граничит с территорией Большепикинского заготовительного механического производства (БПЗМП), расположенного по адресу: <адрес>, п.Б.Пикино, <адрес>, являющегося структурным подразделением НОАО «Гидромаш». Согласно решения главного государственного санитарного врача по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «об изменении размеров санитарно-защитной зоны для Большепискинского заготовительно-механического производства НОАО «Гидромаш» установлен окончательный размер санитарно-защитной зоны в юго-западном направлении – 100 м от границ промплощадки, в которую входит испрашиваемый земельный участок истицы.
Относительно изменения вида разрешенного использования земельного участка, суд также находит их необоснованными в силу следующего: В ст.1 Земельного кодекса Российской Федерации регламентированы основные принципы земельного законодательства, в том числе деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиям законодательства. Статья 7 Земельного кодекса Российской Федерации подразделяет земли на категории, предусматривая в пункте 2, что эти земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. Как следует из ст.8 Земельного кодекса Российской Федерации порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Как следует из ч.1 ст.37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешенное использование земельных участков может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Согласно п.2 ст.37 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (ч.3 ст.37 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Исходя из смысла приведенных положений закона для изменения одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид разрешенного использования необходимо изменение градостроительного регламента. Частью 3 ст.85 Земельного кодека Российской Федерации также предусмотрено, что собственники земельных участков могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Данное положение конкретизировано в части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которой предусмотрено, что без дополнительных разрешений и согласования правообладателями выбираются основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Как следует из материалов дела, заявленный истцом вид разрешенного использования земельного участка не соответствует территориальной зоне, в которой расположен образуемый земельный участок, разрешенный вид использования земельного участка – для индивидуального жилищного строительства, для данной территориальной зоны не предусмотрен.
В данном случае изменение вида разрешенного использования земельного участка осуществляется с использованием процедуры кадастрового учета изменений этого объекта при условии уже состоявшегося изменения его фактического использования с соблюдением установленных требований.
При таких обстоятельствах суд отказывает в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске Мерещенок Л.И. к Администрации городского округа <адрес>, ДИЗО Администрации городского округа <адрес> в котором просила установить границы земельного участка, КН №, расположенного по адресу: <адрес> согласно координатным точкам:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
общей площадью <данные изъяты> кв.м., вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного хозяйства – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Борский городской суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в мотивированной форме.
Федеральный судья - И.Ю. Копкина