Производство № 2а-2628/2021
УИД 28RS0004-01-2021-001741-58
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 апреля 2021 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Коршуновой Т.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Амурской области к Овчар Э.А. о взыскании страховых взносов, пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 1 по Амурской области обратилась в суд с административным иском указав, что Овчар Э.А. в период с 15.06.2009 года состоит на учете в Межрайонной ИФНС России №1 по Амурской области в качестве адвоката. Налогоплательщиком предоставлена налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2017 год с суммой исчисленного налога к уплате 132066,00 рублей, которая в установленный срок уплачена не была в связи с чем были начислены пени за период с 24.01.2019г. по 15.02.2019г. в размере 738,21 рубль. Кроме этого, фиксированный платеж в 2017 году на обязательное пенсионное страхование (далее ОПС) составил 23400,00 рублей, в 2018 году – 26545,00 рублей, в 2019 году – 29354,00 рублей, фиксированный платеж на обязательное медицинское страхование (далее ОМС) в 2017 году составил 4590,00 рублей, в 2018 году - 5840,00 рублей, в 2019 году – 6884,00 рублей. Овчаром Э.А. в установленный срок не уплачен ОПС и ОМС в полном объеме, в связи с чем, были начислены пени по ОПС за периоды с 24.01.2019г. по 03.03.2019г. в сумме 228,41 рублей, с 02.07.2018г. по 10.07.2019г. в сумме 328,36 рублей, с 01.01.2020г. по 09.01.2020 в сумме 55,04 рублей; пени по ОМС за периоды с 25.01.2019г. по 12.02.2019г. в сумме 51,09 рублей, с 02.07.2019г. по 10.07.2019г. в сумме 03,04 рублей, с 01.01.2020г. по 09.01.2020 в сумме 12,91 рублей. Так как по истечении установленного законодательством срока уплаты страховых взносов на ОПС и ОМС Овчаром Э.А. не были уплачены в бюджет, налоговым органом в соответствии со ст.69,70 НК РФ направлены требования об уплате налогов и пеней. Кроме этого, Пенсионным фондом РФ была передана недоимка по пени по страховым взносам на ОМС за периоды истекшие до 01.01.2017г. в размере 1079,80 рублей. Так как требование Овчаром Э.А. не было исполнено в установленный законодательством о налогах и сборах срок, инспекция в соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. 18.05.2020 г. мировым судьей был вынесен приказ о взыскании с Овчара Э.А. в пользу Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области задолженности по страховым взносам. 10.08.2020г. указанный судебный приказ был отменен в порядке, предусмотренном ст. 123.7 КАС РФ. Поскольку Овчар Э.А. не исполнил обязанность по уплате страховых взносов, а также начисленным пеням, инспекция просит взыскать с административного ответчика за счет его имущества в доход государства пени по налогу на доходы физических лиц в размере 738,21 рублей, пени по страховым взносам на ОМС за периоды истекшие до 01.01.2017г. в размере 1072,80 рублей, страховые взносы на ОПС за 2019 год в размере 29354,00 рублей, пени по страховым взносам по ОПС в размере 653,84 рублей, страховые взносы на ОМС за 2019 год в размере 6884,00 рублей, пени по страховым взносам на ОМС в размере 64,00 рублей.
На основании п.2 ч.1 ст. 291 КАС РФ, с учетом ходатайства заявителя о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства и отсутствия возражений административного ответчика против применения такого порядка, настоящее административное дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства.
Изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Овчар Э.А., ИНН ***, в период с 15.06.2009 состоит на учете в Межрайонной ИФНС России №1 по Амурской области в качестве адвоката.
Фиксированный платеж в 2017 году на обязательное пенсионное страхование составил 23400,00 рублей, в 2018 году – 26545,00 рублей, в 2019 году – 29354,00 рублей, фиксированный платеж на обязательное медицинское страхование в 2017 году составил 4590,00 рублей, в 2018 году - 5840,00 рублей, в 2019 году – 6884,00 рублей.
Кроме того, доход налогоплательщика в 2017г., 2018г. превысил 300 000,00 рублей в связи, с чем с суммы дохода, превышающей указанную сумму, необходимо уплатить 1% в Пенсионный фонд РФ.
Овчаром Э.А. в установленный срок не уплачены страховые взносы на ОПС и ОМС в полном объеме, в связи с чем, были начислены пени по ОПС за периоды с 24.01.2019г. по 03.03.2019г. в сумме 228,41 рублей, с 02.07.2018г. по 10.07.2019г. в сумме 328,36 рублей, с 01.01.2020г. по 09.01.2020 в сумме 55,04 рублей; пени по ОМС за периоды с 25.01.2019г. по 12.02.2019г. в сумме 51,09 рублей, с 02.07.2019г. по 10.07.2019г. в сумме 03,04 рублей, с 01.01.2020г. по 09.01.2020г. в сумме 12,91 рублей.
Налогоплательщику были направлены требования об уплате налога от 12.07.2019г. № 70042, со сроком уплаты до 28.10.2019г., от 10.01.2020г. № 566, со сроком уплаты до 11.02.2020г., которые в настоящий момент в полном объеме не исполнены.
Кроме этого, налогоплательщиком предоставлена налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2017 год с суммой исчисленного налога к уплате 132066,00 рублей, которая в установленный срок уплачена не была, в связи с чем, начислены пени за период с 24.01.2019г. по 15.02.2019г. в размере 738,21 рублей, о чем направлено требование от 12.07.2019г. № 70042 со сроком уплаты до 28.10.2019г., которое до настоящего времени не исполнено.
Так как требования Овчаром Э.А. не были исполнены в установленный законодательством о налогах и сборах срок, инспекция в соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.
18.05.2020 года мировым судьёй по Благовещенскому городскому судебному участку № 5 был вынесен судебный приказ о взыскании с Овчара Э.А. в пользу Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области задолженности по страховым взносам, пеням.
10.08.2020 года указанный судебный приказ был отменен в порядке, предусмотренном ст. 123.7 КАС РФ, в связи с поступившими возражениями относительно его исполнения.
В связи с тем, что Овчаром Э.А. не исполнил обязанность по уплате страховых взносов, а также начисленным пеням, инспекция обратилась в суд с заявлением о взыскании задолженности в порядке административного искового производства.
Рассматривая заявленные требования по существу, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 ст. 419 НК РФ индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам) уплачивают: 1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: - в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса; - в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса;
В соответствии с пунктом 2 ст. 430 НК РФ страховые взносы на обязательное медицинское страхование, фиксированный размер которых определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подпунктом 3 пункта 12 статьи 425 настоящего Кодекса.
Если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев, начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца (п. 3 ст. 430 НК РФ)
Согласно п. 4 ст. 430 НК РФ календарным месяцем начала деятельности признается для индивидуального предпринимателя календарный месяц, в котором произведена его государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии со ст. 431 НК РФ в течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики производят исчисление и уплату страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
Сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уменьшается плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 431 НК РФ сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц, подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца.
В соответствии с п. 5 ст. 430 НК РФ, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.
За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, дату снятия с учета в налоговых органах адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, включительно.
В соответствии с п. 1 ст. 229 НК РФ налоговые декларации представляются налогоплательщиками не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Пунктом 1 статьи 207 НК РФ определено, что налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно ст. 216 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Налог на доходы физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в порядке и в сроки, которые установлены ст. 228 НК РФ.
Согласно п. 8 ст. 227 НК РФ исчисление суммы авансовых платежей производится налоговым органом. Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода от указанных в пункте 1 настоящей статьи видов деятельности за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 и 221 настоящего Кодекса.
На основании изложенных норм, на административном ответчике лежит обязанность по уплате страховых взносов, НДФЛ, пеней.
В связи с тем, что в установленные законом сроки административным ответчиком страховые взносы не уплачены, а также своевременно не уплачен налог на доходы физических лиц, налоговым органом правомерно начислены пени.
Пунктом 5 статьи 75 НК РФ предусмотрено, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Произведенный налоговым органом расчет страховых взносов и пеней соответствует нормам налогового законодательства. Доводов о несогласии с расчетом административным ответчиком не заявлено.
Установленный Налоговым кодексом Российской Федерации порядок взыскания с налогоплательщика налоговой задолженности, в том числе - направления налогоплательщику налогового требования об уплате налога, административным истцом соблюден.
В соответствии с абзацем вторым статьи 52 и пунктом 6 статьи 69 НК РФ в случае направления налогового уведомления (а в случае неуплаты налога по уведомлению - требования об уплате налога) по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Поскольку Овчар Э.А., являясь плательщиком страховых взносов и НДФЛ свою обязанность после направления требования об уплате страховых взносов и НДФЛ в установленные сроки не выполнил, с административного ответчика в доход государства подлежат взысканию страховые взносы за 2019 год на обязательное медицинское страхование в сумме 6884,00 рублей, пени в сумме 64,00 рублей, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в сумме 29354,00 рублей, пени в сумме 653,84 рублей, пени на НДФЛ в размере 738,21 рублей.
Рассматривая требования административного истца в части взыскания пени по страховым взносам на ОМС в сумме 1072,80 рублей суд исходит из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений и утратившего силу с 01 января 2017 года, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов).
С 01 января 2017 года органом контроля за уплатой страховых взносов является Федеральная налоговая служба Российской Федерации.
Поскольку на момент возникновения спорных правоотношений вопросы, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулировались Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», при рассмотрении настоящего административного дела подлежат применению положения Закона № 212-ФЗ.
В силу статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе индивидуальные предприниматели.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона № 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год.
При этом из пункта 2 статьи 16 Федерального закона № 212-ФЗ следует, что страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года.
Из анализа указанных норм права следует, что действующим законодательством на лиц, имеющих статус адвоката, возложена обязанность по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд, а также в Фонд обязательного медицинского страхования. Данная обязанность возникает в силу факта приобретения ими статуса адвоката и прекращается с момента его прекращения.
В силу пункта 1 статьи 25 названного Федерального закона в случае уплаты страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными законом сроки, плательщик должен уплатить пени.
Аналогичные положения предусмотрены статьями 57, 69, 70, 75 Налогового кодекса Российской Федерации, положения которого к отношениям по взысканию страховых взносов применяются с 01 января 2017 года.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ) предусмотрено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Данной статьей предусмотрено признание безнадежной к взысканию и списание недоимки (пени, штрафов) по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации при соблюдении следующих условий: во-первых, задолженность относится к расчетным (отчетным) периодам, истекшим до 01 января 2017 года и, во-вторых, задолженность числится за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Данная норма не содержит ограничений по сфере ее применения в зависимости от того, по какому из предусмотренных законодательством оснований и в каком конкретном размере исчислены страховые взносы. Имеющаяся в части 1 статьи 11 Закона № 436-ФЗ отсылка к положениям части 11 статьи 14 Закона « 212-ФЗ касается лишь максимального размера списываемой недоимки, исчисленной за соответствующий расчетный период, а не оснований образования задолженности, подлежащей списанию.
Следовательно, списанию подлежат все неуплаченные в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования взносы (недоимки) за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в пределах размера, определенного за соответствующие расчетные периоды согласно части 11 статьи 14 Закона № 212-ФЗ, а также задолженность по пеням и штрафам.
Данные выводы содержатся в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 2019 года № 302-ЭС19-10771, кассационном определении Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2019 года № 43-КА19-29.
Поскольку предъявленная к взысканию сумма пени, начисленная на недоимки по страховым взносам на ОМС до 01.01.2017г., имела место по состоянию на 1 января 2017 года, то в силу закона она признается безнадежной к взысканию и подлежит списанию налоговым органом; последний с учетом действующего в настоящее время правового регулирования данного вопроса утратил возможность ее взыскания в судебном порядке. При этом доказательств начисления пени по ОМС за более поздний период (с 01.01.2017г.) налоговым органом не представлено.
С учетом изложенного, административные исковые требования в части взыскания пени по страховым взносам на ОМС за периоды, истекшие до 01.01.2017 года в размере 1072,80 рублей удовлетворению не подлежат.
Согласно пункту 1 статьи 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В соответствии со ст. 333.19, ст. 333.20 НК РФ с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1330,82 рублей.
Руководствуясь ст. 293 КАС РФ суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области удовлетворить в части.
Взыскать с Овчара Э. А., *** года рождения, зарегистрированного по адресу: ***, в доход государства задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 год в сумме 6884,00 рублей, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 64,00 рублей, по страховым взносы на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в сумме 29354,00 рублей, пени по страховым взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 653,84 рублей, пени на НДФЛ в размере 738,21 рублей.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
Взыскать с Овчара Э. А., *** года рождения, зарегистрированного по адресу: ***, в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1330,82 рублей.
Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Председательствующий судья Т.А. Коршунова