№ 5-97/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
с. Бердюжье «24» декабря 2020 года Судья Бердюжского районного суда Тюменской области Журавлева Е.Н.,
с участием индивидуального предпринимателя Анисимова М.В.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
в отношении индивидуального предпринимателя Анисимова Михаила Васильевича, ДД.ММ.ГГГГ рождения, родившегося в <адрес>, <адрес>, гражданина Российской Федерации, зарегистрированного по адресу: <адрес>; №, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за однородные правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
Главным специалистом-экспертом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тюменской области в Бердюжском, Казанском, Сладковском районах Петровских С.В. на основании определения №07 о возбуждении дела об административном правонарушении от 16.10.2020, проведено административное расследование в отношении индивидуального предпринимателя Анисимова М.В., осуществляющего торговую деятельность в магазине «Эконом», расположенном по адресу: Тюменская область, Бердюжский район, с. Бердюжье, ул. Свердлова, д. 16, поводом которому явились поступившие материалы из Управления Роспотребнадзора по Тюменской области «По результатам лабораторных испытаний продукции, исследованной, в соответствии с условиями Государственного контракта (поручение № 7) с Департаментом потребительского рынка и туризма Тюменской области, в которых обнаружены признаки нарушения законодательства в сфере технического регулирования (вх.№ 72-18500/2020 от 16.09.2020).
20.10.2020 года, в 13 часов 30 минут, при проведении осмотра помещений, находящихся там вещей и документов, принадлежащих ИП Анисимову М.В., осуществляющего торговую деятельность в магазине «Эконом», расположенном по адресу: <адрес>, в действиях индивидуального предпринимателя Анисимова М.В. были установлены следующие нарушения обязательных требований действующего законодательства, а именно, на момент проверки установлен факт нахождения в обороте пищевой продукции при отсутствии информации, нанесение которой предусмотрено действующим законодательством, обеспечивающей возможность обоснованного выбора этой пищевой продукции: «Салат Морковь по – корейски», по цене 140 рублей за 1 кг, в количестве 10 шт, общим весом 4 кг на общую сумму 560 руб. 00 коп., который расфасован в потребительскую упаковку в одноразовые контейнеры из пластика, что подтверждается протоколом осмотра № б/н от ДД.ММ.ГГГГ и фото-таблицами, а именно:
- не сохранены маркировочные ярлыки от тары поставщика с указанием наименования пищевой продукции; даты изготовления пищевой продукции; срока годности пищевой продукции; условий хранения пищевой продукции, которые установлены изготовителем или предусмотрены техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции; наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя – изготовителя пищевой продукции, а также в случаях, установленных техническими регламентами Таможенного союза, наименование и место нахождения уполномоченного изготовителем лица, наименование и место нахождения организации – импортера или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя – импортера;
- отсутствуют этикетки с указанием наименования пищевой продукции, даты ее изготовления, срока ее годности и условия хранения, которые необходимо прикреплять при фасовании пищевой продукции в отсутствие потребителя.
Таким образом, в действиях индивидуального предпринимателя Анисимова М.В. обнаружены признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ, а именно: нарушения ст.ст. 8, 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 N 2300-1, п.п. 11, 15, 32 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55; п.1 ст. 5, п. 9, п.13 ст. 17 Технического Регламента Таможенного Союза «О безопасности пищевой продукции», утв.Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880; ст. 3; п. 4.1, 4.12 ст. 4 ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки», утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011г. № 881; п.7.4 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно- эпидемиологические требования к «организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» (далее СП 2.3.6.1066-01).
Согласно ТР ТС 021/2011: (п.1 ст.5) Пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии настоящему техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, (п.9 ст. 17) Пищевая продукция, находящаяся на хранении, должна сопровождаться информацией об условиях хранения, сроке годности данной продукции, (п.13 ст. 17) В случае если осуществляется реализация пищевой продукции, не упакованной в потребительскую упаковку, или часть информации о которой размещена на листах-вкладышах, прилагаемых к упаковке, продавец обязан довести информацию о такой продукции до потребителя.
Согласно ТР ТС 022/2011: (ст.3) Пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при соответствии ее маркировки настоящему техническому регламенту Таможенного союза, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, (п.1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11, п.1 ч. 4.1 ст. 4). Требования к маркировке упакованной пищевой продукции: 1. Маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать следующие сведения: 1) наименование пищевой продукции; 2) состав пищевой продукции, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части 4.4 настоящей статьи и если иное не предусмотрено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции; 3) количество пищевой продукции; 4) дату изготовления пищевой продукции; 5) срок годности пищевой продукции; 6) условия хранения пищевой продукции, которые установлены изготовителем или предусмотрены техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Для пищевой продукции, качество и безопасность которой изменяется после вскрытия упаковки, защищавшей продукцию от порчи, указывают также условия хранения после вскрытия упаковки; 7) наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя – изготовителя пищевой продукции, а также в случаях, установленных настоящим техническим регламентом Таможенного союза, наименование и место нахождения уполномоченного изготовителем лица, наименование и место нахождения организации-импортера или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя –импортера; 8) рекомендации и (или) ограничения по использованию, в том числе приготовлению пищевой продукции случае, если ее использование без данных рекомендаций или ограничений затруднено, либо может причинить вред здоровью потребителей, их имуществу, привести к снижению или утрате вкусовых свойств пищевой продукции; 9) показатели пищевой ценности пищевой продукции с учетом положений части 4.9 настоящей статьи; 10) сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов; 11) единый знак обращения продукции на рынке государств- членов таможенного союза.
Согласно п.7.4 СП 2.3.6.1066-01 этикетки (ярлыки) на таре поставщика должны сохраняться до окончания сроков годности (хранения) пищевых продуктов».
Обязанность по предоставлению полной и достоверной информации о товаре, работе, услуги возлагается на изготовителя, исполнителя, продавца, на основании Закона РФ "О защите прав потребителей" (закон о правах потребителя) от 07.02.1992 N 2300-1. Согласно п. 1 ст. 8 Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах); ст. 10 (продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
А так же на основании Постановления Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55, п. 11 (продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров), п.15 (информация о товаре, его изготовителе и продавце должна доводиться до сведения покупателя способами, установленными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязательными требованиями стандартов, а если указанными актами они не определены, то способами, принятыми для отдельных видов товаров. Объем обязательной информации о товаре, его изготовителе, передаваемой покупателю вместе с товаром (на товаре, потребительской таре, упаковке, ярлыке, этикетке, в технической документации), должен соответствовать требованиям федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, обязательным требованиям стандартов.), п. 32. (Информация о продовольственных товарах в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в зависимости от вида товаров помимо сведений, указанных в пунктах 11. 12 и 13 настоящих Правил, должна содержать: наименование входящих в состав пищевых продуктов ингредиентов, включая пищевые добавки; сведения о пищевой ценности (калорийность продукта, содержание белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов), весе или объеме; назначение, условия и область применения (для продуктов детского, диетического питания и биологически активных добавок); способы и условия приготовления (для концентратов и полуфабрикатов) и применения (для продуктов детского и диетического питания); условия хранения (для товаров, для которых установлены обязательные требования к условиям хранения); дату изготовления и дату упаковки товара; противопоказания для употребления в пищу при отдельных видах заболеваний (для товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для употребления в пищу при отдельных видах заболеваний; сведения о государственной регистрации (для пищевых продуктов, подлежащих государственной регистрации).
Согласно заключению эксперта № 79 от 28.10.20209 года ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологи в Тюменской области» в г.Ишиме, Ишимском, Абатском, Викуловском, Сорокинском районах - в результате проведенной санитарно-эпидемиологической экспертизы соответствия (несоответствия) санитарно- эпидемиологическим требованиям реализуемого товара, в том числе: «Салат Морковь по-корейски», установлено, что маркировка указанной пищевой продукции не соответствуют требованиям п.п.1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11, п. 1 ч. 4.1 ст. 4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки».
В силу ст. 15 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения":
п.5. Граждане. индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования.
п.7. К отношениям, связанным с обеспечением безопасности пищевых продуктов, а также материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, применяются положения законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
В силу статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» требования технических регламентов являются обязательными.
15.12.2020 года, старшим специалистом 1 разряда Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тюменской области в Бердюжском, Казанском, Сладковском районах Заваруевой Н.Р. в отношении индивидуального предпринимателя Анисимова Михаила Васильевича составлен протокол № 46 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Продажа товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае если, такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, а также хранение, перевозка, либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта, за исключением продукции, указанной в части 4 настоящей статьи» (л.д.29-33).
Определением и.о.начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тюменской области в Бердюжском, Казанском, Сладковском районах Петровских С.В. от 17.12.2020 дело об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя Анисимова М.В. передано на рассмотрение в Бердюжский районный суд (л.д.43).
В судебном заседании индивидуальный предприниматель Анисимов М.В. пояснил, что с указанным протоколом об административном правонарушении согласен полностью, принял меры к устранению допущенного нарушения.
Исследовав материалы дела, суд считает, что вина индивидуального предпринимателя Анисимова М.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 15.12 КоАП РФ, помимо признания Анисимовым М.В. вины в продаже товара без маркировки, доказана и подтверждается следующими материалами:
- определением № 07 от 16.10.2020 года о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ИП Анисимова М.В. (л.д.1);
- экспертным заключением по результатам лабораторных испытаний № 31371 от 15.09.2020 года из которого следует, что проба № 31371 «Салат «Морковь по-корейски» в объеме проведенных испытании соответствует требованиям прил.1, прил.2, п.1.8 ТР ТС 021/2011 « безопасности пищевой продукции», маркировка продукции не соответствует требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» ( отсутствуют сведения об изготовителе, дате изготовления, срока годности, составе, пищевой и энергетической ценности, знак обращения на территории Таможенного союза) (л.д.12-13);
- протоколом б/н осмотра принадлежащих юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 20.10.2020 года и фототаблицей к нему, из которого следует, что осмотром установлено, что на момент проверки в магазине «Эконом» индивидуального предпринимателя Анисимова М.В., расположенного по адресу: Тюменская область, Бердюжский район, с. Бердюжье, ул. Свердлова д. 16, в реализации имеется салат морковь по –корейски, который расфасован в потребительскую тару в одноразовые контейнеры из пластика в количестве 10 шт. общим весом 4 кг, по цене 140 рублей за 1 кг на общую сумму 560 рублей, без маркировки (л.д.21-24);
- протоколом б/н изъятия товаров, вещей и документов от 20.10.2019 года с. Бердюжье произведено изъятие из оборота следующих товаров, вещей и документов: салат «Морковь по-корейски» который расфасован в потребительскую тару в одноразовые контейнеры из пластика в количестве 10 шт. общим весом 4 кг, по цене 140 рублей за 1 кг, на общую сумму 560 рублей. Товар упакован и опечатан 20.10.2020 года и находится у индивидуального предпринимателя Анисимова М.В. (л.д.25-26);
- заключением эксперта № 79 от 28.10.2020 из которого следует, что маркировка продукции – «салат Морковь по-корейски», не соответствует требованиям п.п.1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11 п. 1, ч. 4.1., ст. 4 Технического регламента Таможенного союза ТР/ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» (л.д.35-38);
- протоколом об административном правонарушении № 46 от 15.12.2020 года, из которого следует, что в ходе административного расследования установлен факт нахождения в обороте, в магазине «Эконом» индивидуального предпринимателя Анисимова М.В., расположенном по адресу: Тюменская область, Бердюжский район, с. Бердюжье, ул. Свердлова д. 16, пищевой продукции при отсутствии информации, нанесение которой предусмотрено действующим законодательством, обеспечивающей возможность обоснованного выбора этой пищевой продукции: - «Салат Морковь по – корейски» по цене 140 рублей за 1 кг, в количестве 10 шт, общим весом 4 кг на общую сумму 560 рублей, который расфасован в потребительскую упаковку в одноразовые контейнеры из пластика, где также содержится указание на нарушение изложенных выше норм закона, а именно требований ст.ст.8,10 Закона РФ «О защите прав потребителей», п.п. 11,15,32 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 года № 55, п.1 ст. 5, п. 9, п. 13,ст. 17 Технического Регламента таможенного Союза «О безопасности пищевой продукции»; ст.3 пп.1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11 п. 1 ч. 4.1 ст. 4 ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки», утв. Решением Комиссии таможенного союза от 09.12.2011 № 881 ; п. 7.4 СП 2.3.61066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» (л.д.29-33);
- сведениями из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства от 25.11.2020 года, согласно которым, Анисимов М.В. является индивидуальным предпринимателем и, в силу примечания к ст.2.4 КоАП РФ, подлежит административной ответственности как должностное лицо (л.д.39-40);
-свидетельством о государственной регистрации права от 04.04.2014, котором подтверждается принадлежность Анисимову М.В. указанного в протоколе об административном правонарушении нежилого помещения по адресу: Тюменская область, Бердюжский район, с. Бердюжье, ул. Свердлова д. 16 (л.д.41).
В статье 4 Технического регламента (Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881 "О принятии технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (вместе с "ТР ТС 022/2011. Технический регламент Таможенного союза. Пищевая продукция в части ее маркировки") (далее-Технический регламент) установлены требования к маркировке пищевой продукции.
Согласно части 4.1 статьи 4 Технического регламента Маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать следующие сведения:
1) наименование пищевой продукции;
2) состав пищевой продукции, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части 4.4 настоящей статьи и если иное не предусмотрено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;
3) количество пищевой продукции;
4) дату изготовления пищевой продукции;
5) срок годности пищевой продукции;
6) условия хранения пищевой продукции, которые установлены изготовителем или предусмотрены техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Для пищевой продукции, качество и безопасность которой изменяется после вскрытия упаковки, защищавшей продукцию от порчи, указывают также условия хранения после вскрытия упаковки;
7) наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя - изготовителя пищевой продукции (далее - наименование и место нахождения изготовителя), а также в случаях, установленных настоящим техническим регламентом Таможенного союза, наименование и место нахождения уполномоченного изготовителем лица, наименование и место нахождения организации-импортера или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя-импортера (далее - наименование и место нахождения импортера);
8) рекомендации и (или) ограничения по использованию, в том числе приготовлению пищевой продукции в случае, если ее использование без данных рекомендаций или ограничений затруднено, либо может причинить вред здоровью потребителей, их имуществу, привести к снижению или утрате вкусовых свойств пищевой продукции;
9) показатели пищевой ценности пищевой продукции с учетом положений части 4.9 настоящей статьи;
10) сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов (далее - ГМО).
11) единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.
В соответствии со ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать: наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение, сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утверждается Правительством Российской Федерации.
Таким образом, установлено, что в магазине «Эконом» индивидуального предпринимателя Анисимова М.В. по адресу: Тюменская область, Бердюжский район, с. Бердюжье, ул. Свердлова дом 16, установлен факт нахождения в обороте пищевой продукции при отсутствии информации, нанесение которой предусмотрено действующим законодательством, обеспечивающей возможность обоснованного выбора этой пищевой продукции: - «Салат Морковь по-корейски» по цене 140 рублей за 1 кг, в количестве 10 шт., общим весом 4 кг, на общую сумму 560 рублей, который расфасован в потребительскую упаковку в одноразовые контейнеры из пластика, то есть индивидуальным предпринимателем Анисимовым М.В. совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст. 15.12 КоАП РФ – Продажа товаров и продукции без маркировки и нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае если, такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, а также хранение, перевозка либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта, за исключением продукции, указанной в части 4 настоящей статьи.
Санкцией ч.2 ст.15.12 КоАП РФ предусмотрено назначение административного наказания в виде наложения административного штрафа
на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
В соответствие с п.1 ч.1, ч.2 ст.4.2 КоАП РФ обстоятельством, смягчающим административную ответственность, признается раскаяние лица, совершившего административное правонарушение. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
При назначении индивидуальному предпринимателю Анисимову М.В. наказания суд учитывает степень тяжести и характер совершенного правонарушения, степень вины, признание вины, наличие смягчающего и отсутствие отягчающих наказание обстоятельств. При изложенных обстоятельствах суд считает возможным назначить индивидуальному предпринимателю Анисимову М.В. наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией данной статьи, в размере 5000 рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 4.1,29.9, 29.10 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать индивидуального предпринимателя Анисимова Михаила Васильевича виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 15.12 КоАП РФ и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей с конфискацией предметов административного правонарушения - салат «Морковь по-корейски» в количество 10 штук одноразовых контейнеров из пластика, общим весом 4 кг, по цене 140 рублей на 1 кг, на общую сумму 560 рублей, находящихся на хранении у ИП Анисимова М.В.
Штраф перечислять на счет УФК по Тюменской области (управление Роспотребнадзора по Тюменской области)
ИНН 7203158490 КПП 720301001
р/с 40101810965770510005
отделение Тюмень г. Тюмень
БИК 047102001 ОКТМО 71610410, Код бюджетной классификации 14111601151010012140.
Разъяснить, что административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. В случае неуплаты штрафа в установленный срок, наступает административная ответственность по ст. 20.25 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья