5- 216/2020
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
21 июля 2020 г. судья Центрального суда г. Воронежа Михина Н.А., рассмотрев протокол об административном правонарушении №223752 от 13.07.2020 в отношении Потапова Виталия Юрьевича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., место рождения: <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.2 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
В Центральный суд г.Воронежа поступил протокол об административном правонарушения №223752 от 13.07.2020 и материал дела об административном правонарушении в отношении Потапова В.Ю. по ч.1 ст.20.2 КоАП РФ.
Как следует из протокола об административном правонарушения №223752 от 13.07.2020, составленного ст. инспектором ГИАЗ ОП №6 УМВД России по г. Воронежу капитаном полиции Поповой Н.Н., 27.06.2020 в 15 часов 40 минут, гражданин Потапов В.Ю. организовал проведение публичного мероприятия в форме митинга с использованием плакатов и громко говорящей связью, выкрикивал лозунги и высказывал собственное мнение на внесение поправок в Конституцию РФ, а также приглашал и предоставлял возможность другим участникам митинга высказывать свое мнение о несогласии с внесением изменений в Конституцию РФ через громко говорящую связь. Цель митинга «Против внесения изменений в Конституцию», т.е. организовал публичное мероприятие, своими действиями подверг угрозе распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), представляющую опасность для жизни и здоровья граждан, проявляющаяся в нарушении функций дыхательной системы в плоть до летального исхода в нарушении, п.п. «А.2» ст. 10 ФЗ от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения территории от чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера», в нарушение п. «б» ч. 2 указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», в нарушение п. «е» ч. 2 указа Губернатора Воронежской области от 13.05.2020 № 184-У «О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Воронежской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (в редакции указа губернатора Воронежской области № 265-у от 26.06.2020), в силу ч.1 ст.8 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» публичное мероприятие не может проводиться в местах где имеется угроза безопасности его участников. Гражданин Потапов В.Ю. во время проведения публичного мероприятия не выполнил законные требования органа исполнительной власти субъекта РФ своими действиями нарушил п.5 ч.4, ст.5 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Согласно протокола об административном правонарушении Потапов В.Ю. совершил административное правонарушение, предусмотренное ст.20.2 ч.1 КоАП РФ.
В п. 28 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" указано, что объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.2 КоАП РФ, образует невыполнение или ненадлежащее выполнение организатором публичного мероприятия обязанностей, установленных частью 4 статьи 5 Закона о публичных мероприятиях, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4, 7, 8 статьи 20.2 КоАП РФ. Невыполнение или ненадлежащее выполнение указанных обязанностей может выражаться в том числе в необеспечении соблюдения условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом публичной власти; в непредъявлении участникам публичного мероприятия требований о соблюдении общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия, о прекращении нарушения ими закона; в непринятии мер по приостановлению публичного мероприятия или его прекращению в случае совершения участниками такого мероприятия противоправных действий; в отсутствии отличительного знака организатора публичного мероприятия (нагрудного знака депутата), за исключением случая проведения пикетирования одним участником.
При этом под организатором публичного мероприятия для целей статьи 20.2 КоАП РФ следует понимать физическое или юридическое лицо, взявшее на себя обязательство по организации и (или) проведению публичного мероприятия, а также лицо, уполномоченное организатором (часть 1, пункт 3 части 3 статьи 5 Закона о публичных мероприятиях).
Согласно части 1 статьи 5 Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее Закон о публичных мероприятиях), организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в абзаце втором пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях", под организатором публичного мероприятия для целей статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует понимать физическое или юридическое лицо, взявшее на себя обязательство по организации и (или) проведению публичного мероприятия, а также лицо, уполномоченное организатором (часть 1, пункт 3 части 3 статьи 5 Закона о публичных мероприятиях).
В протоколе об административном правонарушении указано, что Потапов В.Ю. организовал публичное мероприятие, но представленный суду административный материал не содержит документов, подтверждающих, что Потапов В.Ю. является организатором проведения публичного мероприятия.
Согласно пункту 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В силу пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
По смыслу статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Согласно части 1 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
В силу ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Согласно части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Согласно ч. 6 ст. 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Как следует из протокола об административном правонарушении, местом регистрации Потапова В.Ю. является <адрес>.
В деле имеется повестка от 07.07.2020 о составлении протокола об административном правонарушении, адресованная Потапову В.Ю. по указанному адресу, а также отчет о вручении телеграммы, тескт телеграммы отсутствует.
В материалах дела об административном правонарушении, представленных суду, также имеется копия сопроводительного письма от 13.07.2020 о направлении протокола об административном правонарушении Потапову В.Ю. Представленная копия сопроводительного письма, не свидетельствуют об исполнении возложенной на должностное лицо обязанности по направлению протокола об административном правонарушении, поскольку сведения о вручении или не получении Потаповым В.Ю. протокола об административном правонарушении суду не представлены. Сведений о представлении либо не представлении Потаповым В.Ю. объяснений и замечаний по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу при их наличии также не представлено.
С учетом приведенных выше положений законодательства, поскольку лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не присутствовало при составлении протокола, факт вручения либо не вручения копии протокола об административном правонарушении относится к числу обстоятельств, требующих исследования в целях решения вопроса о соблюдении должностным лицом процессуальных требований при составлении протокола об административном правонарушении.
Указанное свидетельствует о формальном подходе сотрудников ОП №6 УМВД России по г. Воронежу к выполнению требований административного законодательства.
Исходя из указанного суд полагает, что административный протокол необходимо возвратить для дооформления согласно требований ст.29.4 ч.4 КоАП РФ, так как в данном случае отсутствуют сведения о получении или не получении Потаповым В.Ю. протокола об административном правонарушении, замечаний на протокол, материал составлен не полно. Данные недостатки представленного материала об административном правонарушении являются существенными и не могут быть восполнены при рассмотрении дела.
Таким образом, судья, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, возвращает протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ, и другие материалы дела в орган, должностному лицу, которые составили данный протокол.
В связи с тем, что определение о возвращении протокола об административном правонарушении исключает возможность дальнейшего движения дела, оно может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, поскольку затрагивает право указанных лиц на судебную защиту, а также опротестовано прокурором. Вместе с тем КоАП РФ не предусматривает возможность обжалования такого определения должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении.
Руководствуясь ст.ст. 29.1, 29.4 КоАП РФ, судья
о п р е д е л и л:
Возвратить протокол об административном правонарушении №223752 от 13.07.2020 в отношении Потапова Виталия Юрьевича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., место рождения: <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.2 КоАП РФ, ст. инспектору ГИАЗ ОП №6 УМВД России по г. Воронежу капитану полиции Поповой Н.Н. для дооформления.
Судья: Михина Н.А.
5- 216/2020
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
21 июля 2020 г. судья Центрального суда г. Воронежа Михина Н.А., рассмотрев протокол об административном правонарушении №223752 от 13.07.2020 в отношении Потапова Виталия Юрьевича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., место рождения: <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.2 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
В Центральный суд г.Воронежа поступил протокол об административном правонарушения №223752 от 13.07.2020 и материал дела об административном правонарушении в отношении Потапова В.Ю. по ч.1 ст.20.2 КоАП РФ.
Как следует из протокола об административном правонарушения №223752 от 13.07.2020, составленного ст. инспектором ГИАЗ ОП №6 УМВД России по г. Воронежу капитаном полиции Поповой Н.Н., 27.06.2020 в 15 часов 40 минут, гражданин Потапов В.Ю. организовал проведение публичного мероприятия в форме митинга с использованием плакатов и громко говорящей связью, выкрикивал лозунги и высказывал собственное мнение на внесение поправок в Конституцию РФ, а также приглашал и предоставлял возможность другим участникам митинга высказывать свое мнение о несогласии с внесением изменений в Конституцию РФ через громко говорящую связь. Цель митинга «Против внесения изменений в Конституцию», т.е. организовал публичное мероприятие, своими действиями подверг угрозе распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), представляющую опасность для жизни и здоровья граждан, проявляющаяся в нарушении функций дыхательной системы в плоть до летального исхода в нарушении, п.п. «А.2» ст. 10 ФЗ от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения территории от чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера», в нарушение п. «б» ч. 2 указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», в нарушение п. «е» ч. 2 указа Губернатора Воронежской области от 13.05.2020 № 184-У «О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Воронежской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (в редакции указа губернатора Воронежской области № 265-у от 26.06.2020), в силу ч.1 ст.8 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» публичное мероприятие не может проводиться в местах где имеется угроза безопасности его участников. Гражданин Потапов В.Ю. во время проведения публичного мероприятия не выполнил законные требования органа исполнительной власти субъекта РФ своими действиями нарушил п.5 ч.4, ст.5 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Согласно протокола об административном правонарушении Потапов В.Ю. совершил административное правонарушение, предусмотренное ст.20.2 ч.1 КоАП РФ.
В п. 28 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" указано, что объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.2 КоАП РФ, образует невыполнение или ненадлежащее выполнение организатором публичного мероприятия обязанностей, установленных частью 4 статьи 5 Закона о публичных мероприятиях, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4, 7, 8 статьи 20.2 КоАП РФ. Невыполнение или ненадлежащее выполнение указанных обязанностей может выражаться в том числе в необеспечении соблюдения условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом публичной власти; в непредъявлении участникам публичного мероприятия требований о соблюдении общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия, о прекращении нарушения ими закона; в непринятии мер по приостановлению публичного мероприятия или его прекращению в случае совершения участниками такого мероприятия противоправных действий; в отсутствии отличительного знака организатора публичного мероприятия (нагрудного знака депутата), за исключением случая проведения пикетирования одним участником.
При этом под организатором публичного мероприятия для целей статьи 20.2 КоАП РФ следует понимать физическое или юридическое лицо, взявшее на себя обязательство по организации и (или) проведению публичного мероприятия, а также лицо, уполномоченное организатором (часть 1, пункт 3 части 3 статьи 5 Закона о публичных мероприятиях).
Согласно части 1 статьи 5 Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее Закон о публичных мероприятиях), организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в абзаце втором пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях", под организатором публичного мероприятия для целей статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует понимать физическое или юридическое лицо, взявшее на себя обязательство по организации и (или) проведению публичного мероприятия, а также лицо, уполномоченное организатором (часть 1, пункт 3 части 3 статьи 5 Закона о публичных мероприятиях).
В протоколе об административном правонарушении указано, что Потапов В.Ю. организовал публичное мероприятие, но представленный суду административный материал не содержит документов, подтверждающих, что Потапов В.Ю. является организатором проведения публичного мероприятия.
Согласно пункту 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В силу пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
По смыслу статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Согласно части 1 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
В силу ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Согласно части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Согласно ч. 6 ст. 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Как следует из протокола об административном правонарушении, местом регистрации Потапова В.Ю. является <адрес>.
В деле имеется повестка от 07.07.2020 о составлении протокола об административном правонарушении, адресованная Потапову В.Ю. по указанному адресу, а также отчет о вручении телеграммы, тескт телеграммы отсутствует.
В материалах дела об административном правонарушении, представленных суду, также имеется копия сопроводительного письма от 13.07.2020 о направлении протокола об административном правонарушении Потапову В.Ю. Представленная копия сопроводительного письма, не свидетельствуют об исполнении возложенной на должностное лицо обязанности по направлению протокола об административном правонарушении, поскольку сведения о вручении или не получении Потаповым В.Ю. протокола об административном правонарушении суду не представлены. Сведений о представлении либо не представлении Потаповым В.Ю. объяснений и замечаний по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу при их наличии также не представлено.
С учетом приведенных выше положений законодательства, поскольку лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не присутствовало при составлении протокола, факт вручения либо не вручения копии протокола об административном правонарушении относится к числу обстоятельств, требующих исследования в целях решения вопроса о соблюдении должностным лицом процессуальных требований при составлении протокола об административном правонарушении.
Указанное свидетельствует о формальном подходе сотрудников ОП №6 УМВД России по г. Воронежу к выполнению требований административного законодательства.
Исходя из указанного суд полагает, что административный протокол необходимо возвратить для дооформления согласно требований ст.29.4 ч.4 КоАП РФ, так как в данном случае отсутствуют сведения о получении или не получении Потаповым В.Ю. протокола об административном правонарушении, замечаний на протокол, материал составлен не полно. Данные недостатки представленного материала об административном правонарушении являются существенными и не могут быть восполнены при рассмотрении дела.
Таким образом, судья, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, возвращает протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ, и другие материалы дела в орган, должностному лицу, которые составили данный протокол.
В связи с тем, что определение о возвращении протокола об административном правонарушении исключает возможность дальнейшего движения дела, оно может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, поскольку затрагивает право указанных лиц на судебную защиту, а также опротестовано прокурором. Вместе с тем КоАП РФ не предусматривает возможность обжалования такого определения должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении.
Руководствуясь ст.ст. 29.1, 29.4 КоАП РФ, судья
о п р е д е л и л:
Возвратить протокол об административном правонарушении №223752 от 13.07.2020 в отношении Потапова Виталия Юрьевича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., место рождения: <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.2 КоАП РФ, ст. инспектору ГИАЗ ОП №6 УМВД России по г. Воронежу капитану полиции Поповой Н.Н. для дооформления.
Судья: Михина Н.А.